Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего возраста
картотека по математике (старшая группа)
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Части суток
Карточка № 1
Дидактическая игра «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2 - 3 раза.
Карточка № 2
Дидактическая игра «Когда это бывает»
Цель: Закрепить знания о частях суток.
Материал: модель суток, картинки.
Ход игры: Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток - дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
Карточка № 3
Дидактическая игра «Назовите соседей»
Цель: Закрепление последовательности частей суток.
Ход игры: Воспитатель говорит название: «Назовите соседей утра…» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ - жетон.
Карточка № 4
Дидактическая игра «Помощник Будильник»
Цель: Уточнять представление о частях суток.
Материал: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой (на циферблате кружки обозначают: голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, черный - ночь).
Ход игры: Воспитатель читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.
Загадки:
1) Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
2) Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем,
Песни весело поем (День)
3) Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора (Вечер)
4) В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
Карточка № 5
Дидактическая игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: Активизация словаря детей за счет слов - названий частей суток.
Ход игры: Воспитатель называет отрезок времени и перечисляет, соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например, «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Карточка № 6
Дидактическая игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток - утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего - угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задается о других частях суток.
Усложнение - отгадывает не взрослый, а один из детей.
Карточка № 7
Дидактическая игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь»
Цель: Закреплять название частей суток - утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.
Карточка № 8
Дидактическая игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: Активизация словаря детей за счет слов - названий частей суток.
Ход игры: Воспитатель называет отрезок времени и перечисляет, соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например, «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Карточка № 9
Дидактическая игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток - утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего - угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задается о других частях суток.
Усложнение - отгадывает не взрослый, а один из детей.
Карточка № 10
Дидактическая игра «Назови все части суток»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Материал: картинки на которых изображены временные отрезки.
Ход игры:
Вариант 1
У детей по одной картинке, на которой определенный временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
Вариант 2
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами и берут другие картинки.
Карточка № 11
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям закончить предложения.
Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днем)
Солнышко светит днем, а луна … (ночью)
Карточка № 12
Дидактическая игра «Живая картина»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Материал: 4 листочка бархатной бумаги - голубого, синего, зеленого и серого; фигурки из цветного бархата: солнце, луна, тучи, облака, дерево, цветы, бабочки, птицы, летучие мыши, звезды.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение ребенок выкладывает картинку.
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить.
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает,
За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с утра.
Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем!
Вот и солнышко садится,
Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.
День закончился давно.
На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она
Доброго желает сна.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Вчера, сегодня, завтра.
Карточка № 1
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому - то из детей и говорит: «Мы играли в мяч…» Ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?»
Например, «Мы пойдем гулять в лес…» (завтра);
«Новогодний праздник был…» (вчера);
«На почту мы ходили...» (вчера);
«Занятие по математике у нас было...» (сегодня);
«Рисовать мы будем...» «завтра» и т. п. и т.д.
Карточка № 2
Дидактическая игра «Цена минуты»
Цель: Формирование умения ориентироваться во временном интервале, равном одной минуте.
Материал: песочные часы на минуту, бумага, карандаши, ножницы, нитки, строительный материал.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям в течение одной минуты как можно быстрее выполнять какое - либо из заданий.
Примеры заданий:
- нарисовать квадрат;
- разрезать листы бумаги на полоски;
- собирать детали строительного материала в коробку.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Три минуты»
Цель: Формирование умения ориентироваться во временном интервале, равном трем минутам.
Материал: песочные часы на минуту, секундомер, бумага, карандаши.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям в течение трех минут выполнять какое - либо из заданий.
Примеры заданий:
- рисовать на листе бумаги круги (по окончании сосчитать, сколько кругов успели нарисовать);
- сидеть спокойно в течение некоторого времени. Когда покажется, что три минуты прошли, поднять руку.
Можно использовать задания из упражнения «Цена минуты», но без часов. Закончить их выполнение нужно тогда, когда покажется, что три минуты истекли.
По аналогии происходит знакомство с временным интервалом в пять и десять минут. В процессе этой работы очень важно сравнить объем аналогичных по содержанию работ, выполненных за разные промежутки времени (три, пять, десять минут), и подвести детей к самостоятельным выводам.
Карточка № 4
Упражнение «Домик дней»
Цель: Закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: домик, разноцветные полоски.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».
Задания:
- Как называется день, который уже прошел? (Вчера) Он поселился на первом этаже. (кладем голубую полоску на первый этаж)
- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (Сегодня) Это второй этаж (кладем красную полоску)
- Как называются день, который скоро наступит? (Завтра) Он поселился верхнем этаже. (кладем зеленую полоску)
Карточка № 5
Игра - задание «Что было раньше, что потом»
Цель: Закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.
Материал: набор картинок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.
Карточка № 6
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Воспитатель объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет еще другое имя (вчера, сегодня, завтра)
День, который наступил - называется сегодня.
День, который уже закончился - вчера.
А день, который еще только будет - завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня - желтый, вчера - голубой, завтра - фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: воспитатель называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем воспитатель читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
Карточка № 7
Дидактическое игра «Про вчерашний день»
Цель: Показать детям, как необходимо беречь время.
Ход игры: Жил - был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы - будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда - то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик - так, тик - так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы - будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:
- Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …
- Так - так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.
Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:
- Тик - так, тик - так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.
- Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.
- Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.
- А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.
- И попробую, - ответил Сережа.
Только он это сказал, как что - то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит – подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:
- Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?
- Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?
- Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.
- Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.
«Вот чудеса…, - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.
- Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как - то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.
- Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.
Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.
И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.
- Вот наш вчерашний день, - говорит мама.
Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.
Далее воспитатель проводит беседу о том, почему Сережа потерял вчерашний день, и как нужно беречь время.
Карточка № 8
Дидактическая игра «Сутки»
Цель: Определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро) Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.
Карточка № 9
Дидактическая игра «Наш день»
Цель: Закрепить представление о частях суток, учить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Материал: кукла, картинки.
Ход игры: Дети сидят полукругом, воспитатель, при помощи куклы, производит действия, по которым дети должны определить части суток: кукла встает с постели, одевается, расчесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действия: «кукла умывается» - предлагает ребенку сделать это действие и назвать часть суток. Затем показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток это происходит.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Дни недели
Карточка № 1
Дидактическая игра «Какой день недели»
Цель: Развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.
Ход игры: Воспитатель читает детям четверостишья.
Мишка утром в понедельник
Заглянул в душистый ельник.
Муравьишке этим днем
Он помог построить дом.
А во вторник дождик лил,
Мишка к волку заходил
С ним не виделись давно
И сыграли в домино
В среду Мишка к рыжей белке,
Заглянул на посиделки.
Вместе книжку почитали
И орехи пощелкали.
А в четверг проснулся мишка
И к бобру пошел на стрижку.
Сделал модную прическу
И купил себе расческу.
В пятницу с прической новой
Мишка в бор пошел сосновый.
Вместе с зайцем был он рад,
Там собрать ведро маслят.
А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту
Повстречался с лягушонком,
Угостил его масленком.
В день последний - воскресенье
Мишка наварил варенья –
Всех друзей позвал на пир,
Даже птичек не забыл.
Друг за другом пролетели
Семь веселых дней недели
Мишка все успел
Всем друзьям помочь сумел!
Карточка № 2
Работа с часами «Дни недели»
Цель: Дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: круг «Дни недели».
Ход игры: Воспитатель показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня свое название. Каждый день недели разного цвета, при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:
Понедельник - первый день, он начинает неделю.
Вторник - второй день.
Среда - этот день недели посреди недели, серединка.
Четверг - четвертый день.
Пятница - пятый день.
Суббота - кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье - самый последний день недели, седьмой.
Затем воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.
Задания:
1. Воспитатель просит детей назвать дни недели в разном порядке.
(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.
В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)
2. Воспитатель называет день недели, а ребенок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) - таким образом, будут еще закрепляться следующие временные понятия - вчера, сегодня, завтра.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Разноцветная неделька»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.
Ход игры: Воспитатель на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.
Вариант.
Воспитатель показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
Карточка № 4
Дидактическая игра «Живая неделя»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: картинки - гномики в одежде разного цвета.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я - понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я - вторник. Кто следующий?» и т. д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.
Задания:
1. Воспитатель просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.
2. Воспитатель просит детей назвать имена гномиков:
- Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.
Карточка № 5
Дидактическая игра «Неделька, стройся»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели
Материал: цифры 1 - 7.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый - понедельник, второй - вторник…)
Задания:
1. Воспитатель просит выйти день, который обозначает понедельник; среда и т. д.
2. Воспитатель просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Воспитатель просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
Карточка № 6
Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встает в середину круга. Он бросает кому - нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»
Варианты вопросов:
Назови день недели после субботы. Назови день недели между средой и пятницей и т. д.
Если кто - то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.
Карточка № 7
Игра - задание «Незнайкина неделя»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: картинка «Незнайка».
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка. Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье - день веселья… Потом среда - но это ерунда... Потом суббота - погулять охота. Вот и все!» Правильно Незнайка назвал дни недели? Дети исправляют ошибки Незнайки.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Времена года
Карточка № 1
Дидактическая игра «Назови время года»
Цель: Закрепить представления о последовательности времен года.
Материал: карточки с временами года.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку. Ребенок должен назвать время года, следующее за данным или предшествующее данному.
Карточка № 2
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Цель: Закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних и летних) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: Учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времен года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времен года (периодов времени года).
Ход игры: Дети сравнивают признаки времен года по картинкам - опорам.
Карточка № 4
Игра «Когда это бывает?»
Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе, развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
Ход игры: Всем играющим воспитатель раздает по листу картона, у каждого игрока свой цвет. Каждый цвет обозначает определенное время года, например, желтый - осень, синий - зима, зеленый - весна, красный - лето.
Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого - либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять лист картона соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Карточка № 5
Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Цель: Формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.
Ход игры: Воспитатель показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.
Карточка № 6
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времен года, предметные картинки.
Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.
Карточка № 7
Игра с мячом «Продолжай»
Цель: Закреплять умение называть признаки времен года.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети и воспитатель встают в круг, воспитатель называет время года и отдает мяч ребенку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.
Карточка № 8
Игра «Четвертый лишний»
Цель: Учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал: картинки «Времена года».
Ход игры: Воспитатель показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Геометрические фигуры
Карточка № 1
Дидактическая игра «Назови свой автобус»
Цель: Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.
Материал: стулья, геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями воспитатель - кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2 - 3 раза.
Карточка № 2
Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»
Цель: Формировать умение владеть пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры: У каждого ребенка картинка с геометрическими фигурами. Дети должны рассказать, как расположены фигуры: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу - овал, в левом нижнем углу – пятиугольник и т. д. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель показывает по очереди все фигуры, обводит их пальцем и спрашивает, как они называются. Потом просит детей обвести пальцем свои фигуры и фигуры, нарисованные на карточках. После этого, предложить детям найти такие же фигуры и наложить сверху, заполнив всю карточку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего возраста | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Части суток
Карточка № 1
Дидактическая игра «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2 - 3 раза.
Карточка № 2
Дидактическая игра «Когда это бывает»
Цель: Закрепить знания о частях суток.
Материал: модель суток, картинки.
Ход игры: Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток - дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
Карточка № 3
Дидактическая игра «Назовите соседей»
Цель: Закрепление последовательности частей суток.
Ход игры: Воспитатель говорит название: «Назовите соседей утра…» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ - жетон.
Карточка № 4
Дидактическая игра «Помощник Будильник»
Цель: Уточнять представление о частях суток.
Материал: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой (на циферблате кружки обозначают: голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, черный - ночь).
Ход игры: Воспитатель читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.
Загадки:
1) Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
2) Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем,
Песни весело поем (День)
3) Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора (Вечер)
4) В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
Карточка № 5
Дидактическая игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: Активизация словаря детей за счет слов - названий частей суток.
Ход игры: Воспитатель называет отрезок времени и перечисляет, соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например, «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Карточка № 6
Дидактическая игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток - утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего - угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задается о других частях суток.
Усложнение - отгадывает не взрослый, а один из детей.
Карточка № 7
Дидактическая игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь»
Цель: Закреплять название частей суток - утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.
Карточка № 8
Дидактическая игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: Активизация словаря детей за счет слов - названий частей суток.
Ход игры: Воспитатель называет отрезок времени и перечисляет, соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например, «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п. Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Карточка № 9
Дидактическая игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток - утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего - угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задается о других частях суток.
Усложнение - отгадывает не взрослый, а один из детей.
Карточка № 10
Дидактическая игра «Назови все части суток»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Материал: картинки на которых изображены временные отрезки.
Ход игры:
Вариант 1
У детей по одной картинке, на которой определенный временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
Вариант 2
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами и берут другие картинки.
Карточка № 11
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: Закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям закончить предложения.
Завтракаем мы утром, а ужинаем … (вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
Делаем зарядку мы утром, а обедаем … (днем)
Солнышко светит днем, а луна … (ночью)
Карточка № 12
Дидактическая игра «Живая картина»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Материал: 4 листочка бархатной бумаги - голубого, синего, зеленого и серого; фигурки из цветного бархата: солнце, луна, тучи, облака, дерево, цветы, бабочки, птицы, летучие мыши, звезды.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение ребенок выкладывает картинку.
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить.
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает,
За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с утра.
Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем!
Вот и солнышко садится,
Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.
День закончился давно.
На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она
Доброго желает сна.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Вчера, сегодня, завтра.
Карточка № 1
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому - то из детей и говорит: «Мы играли в мяч…» Ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?»
Например, «Мы пойдем гулять в лес…» (завтра);
«Новогодний праздник был…» (вчера);
«На почту мы ходили...» (вчера);
«Занятие по математике у нас было...» (сегодня);
«Рисовать мы будем...» «завтра» и т. п. и т.д.
Карточка № 2
Дидактическая игра «Цена минуты»
Цель: Формирование умения ориентироваться во временном интервале, равном одной минуте.
Материал: песочные часы на минуту, бумага, карандаши, ножницы, нитки, строительный материал.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям в течение одной минуты как можно быстрее выполнять какое - либо из заданий.
Примеры заданий:
- нарисовать квадрат;
- разрезать листы бумаги на полоски;
- собирать детали строительного материала в коробку.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Три минуты»
Цель: Формирование умения ориентироваться во временном интервале, равном трем минутам.
Материал: песочные часы на минуту, секундомер, бумага, карандаши.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям в течение трех минут выполнять какое - либо из заданий.
Примеры заданий:
- рисовать на листе бумаги круги (по окончании сосчитать, сколько кругов успели нарисовать);
- сидеть спокойно в течение некоторого времени. Когда покажется, что три минуты прошли, поднять руку.
Можно использовать задания из упражнения «Цена минуты», но без часов. Закончить их выполнение нужно тогда, когда покажется, что три минуты истекли.
По аналогии происходит знакомство с временным интервалом в пять и десять минут. В процессе этой работы очень важно сравнить объем аналогичных по содержанию работ, выполненных за разные промежутки времени (три, пять, десять минут), и подвести детей к самостоятельным выводам.
Карточка № 4
Упражнение «Домик дней»
Цель: Закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).
Материал: домик, разноцветные полоски.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».
Задания:
- Как называется день, который уже прошел? (Вчера) Он поселился на первом этаже. (кладем голубую полоску на первый этаж)
- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (Сегодня) Это второй этаж (кладем красную полоску)
- Как называются день, который скоро наступит? (Завтра) Он поселился верхнем этаже. (кладем зеленую полоску)
Карточка № 5
Игра - задание «Что было раньше, что потом»
Цель: Закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени.
Материал: набор картинок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.
Карточка № 6
Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: разноцветные полоски, подборка стихотворений.
Ход игры: Воспитатель объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет еще другое имя (вчера, сегодня, завтра)
День, который наступил - называется сегодня.
День, который уже закончился - вчера.
А день, который еще только будет - завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня - желтый, вчера - голубой, завтра - фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: воспитатель называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем воспитатель читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
Карточка № 7
Дидактическое игра «Про вчерашний день»
Цель: Показать детям, как необходимо беречь время.
Ход игры: Жил - был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы - будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда - то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик - так, тик - так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы - будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:
- Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …
- Так - так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.
Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:
- Тик - так, тик - так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.
- Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.
- Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.
- А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.
- И попробую, - ответил Сережа.
Только он это сказал, как что - то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит – подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:
- Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?
- Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?
- Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.
- Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.
«Вот чудеса…, - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.
- Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как - то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.
- Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.
Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.
И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.
- Вот наш вчерашний день, - говорит мама.
Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.
Далее воспитатель проводит беседу о том, почему Сережа потерял вчерашний день, и как нужно беречь время.
Карточка № 8
Дидактическая игра «Сутки»
Цель: Определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро) Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.
Карточка № 9
Дидактическая игра «Наш день»
Цель: Закрепить представление о частях суток, учить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Материал: кукла, картинки.
Ход игры: Дети сидят полукругом, воспитатель, при помощи куклы, производит действия, по которым дети должны определить части суток: кукла встает с постели, одевается, расчесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действия: «кукла умывается» - предлагает ребенку сделать это действие и назвать часть суток. Затем показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток это происходит.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Дни недели
Карточка № 1
Дидактическая игра «Какой день недели»
Цель: Развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.
Ход игры: Воспитатель читает детям четверостишья.
Мишка утром в понедельник
Заглянул в душистый ельник.
Муравьишке этим днем
Он помог построить дом.
А во вторник дождик лил,
Мишка к волку заходил
С ним не виделись давно
И сыграли в домино
В среду Мишка к рыжей белке,
Заглянул на посиделки.
Вместе книжку почитали
И орехи пощелкали.
А в четверг проснулся мишка
И к бобру пошел на стрижку.
Сделал модную прическу
И купил себе расческу.
В пятницу с прической новой
Мишка в бор пошел сосновый.
Вместе с зайцем был он рад,
Там собрать ведро маслят.
А в погожую субботу
Мишка наш пошел к болоту
Повстречался с лягушонком,
Угостил его масленком.
В день последний - воскресенье
Мишка наварил варенья –
Всех друзей позвал на пир,
Даже птичек не забыл.
Друг за другом пролетели
Семь веселых дней недели
Мишка все успел
Всем друзьям помочь сумел!
Карточка № 2
Работа с часами «Дни недели»
Цель: Дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: круг «Дни недели».
Ход игры: Воспитатель показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня свое название. Каждый день недели разного цвета, при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:
Понедельник - первый день, он начинает неделю.
Вторник - второй день.
Среда - этот день недели посреди недели, серединка.
Четверг - четвертый день.
Пятница - пятый день.
Суббота - кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье - самый последний день недели, седьмой.
Затем воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.
Задания:
1. Воспитатель просит детей назвать дни недели в разном порядке.
(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.
В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)
2. Воспитатель называет день недели, а ребенок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) - таким образом, будут еще закрепляться следующие временные понятия - вчера, сегодня, завтра.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Разноцветная неделька»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: разноцветные круги, цифры от 1 до 7.
Ход игры: Воспитатель на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.
Вариант.
Воспитатель показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
Карточка № 4
Дидактическая игра «Живая неделя»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение.
Материал: картинки - гномики в одежде разного цвета.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: «Я - понедельник. Кто следующий?» Дети называют, педагог выставляет следующего гномика: «Я - вторник. Кто следующий?» и т. д. При этом педагог обращает внимание детей на цвет одежды гномиков.
Задания:
1. Воспитатель просит детей поставить гномиков по порядку и назвать их имена.
2. Воспитатель просит детей назвать имена гномиков:
- Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.
Карточка № 5
Дидактическая игра «Неделька, стройся»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели
Материал: цифры 1 - 7.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый - понедельник, второй - вторник…)
Задания:
1. Воспитатель просит выйти день, который обозначает понедельник; среда и т. д.
2. Воспитатель просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Воспитатель просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
Карточка № 6
Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встает в середину круга. Он бросает кому - нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»
Варианты вопросов:
Назови день недели после субботы. Назови день недели между средой и пятницей и т. д.
Если кто - то затрудняется быстро дать ответ, то воспитатель предлагает детям помочь ему.
Карточка № 7
Игра - задание «Незнайкина неделя»
Цель: Закреплять названия и последовательность дней недели.
Материал: картинка «Незнайка».
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка. Помогите Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: «Воскресенье - день веселья… Потом среда - но это ерунда... Потом суббота - погулять охота. Вот и все!» Правильно Незнайка назвал дни недели? Дети исправляют ошибки Незнайки.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Времена года
Карточка № 1
Дидактическая игра «Назови время года»
Цель: Закрепить представления о последовательности времен года.
Материал: карточки с временами года.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку. Ребенок должен назвать время года, следующее за данным или предшествующее данному.
Карточка № 2
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Цель: Закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних и летних) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: Учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времен года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времен года (периодов времени года).
Ход игры: Дети сравнивают признаки времен года по картинкам - опорам.
Карточка № 4
Игра «Когда это бывает?»
Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе, развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.
Ход игры: Всем играющим воспитатель раздает по листу картона, у каждого игрока свой цвет. Каждый цвет обозначает определенное время года, например, желтый - осень, синий - зима, зеленый - весна, красный - лето.
Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого - либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять лист картона соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Карточка № 5
Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Цель: Формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.
Ход игры: Воспитатель показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.
Карточка № 6
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: Закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времен года, предметные картинки.
Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.
Карточка № 7
Игра с мячом «Продолжай»
Цель: Закреплять умение называть признаки времен года.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети и воспитатель встают в круг, воспитатель называет время года и отдает мяч ребенку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.
Карточка № 8
Игра «Четвертый лишний»
Цель: Учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал: картинки «Времена года».
Ход игры: Воспитатель показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.
Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП
Старший возраст
Геометрические фигуры
Карточка № 1
Дидактическая игра «Назови свой автобус»
Цель: Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.
Материал: стулья, геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями воспитатель - кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2 - 3 раза.
Карточка № 2
Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»
Цель: Формировать умение владеть пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры: У каждого ребенка картинка с геометрическими фигурами. Дети должны рассказать, как расположены фигуры: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу - овал, в левом нижнем углу – пятиугольник и т. д. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
Карточка № 3
Дидактическая игра «Подбери фигуру»
Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал, пятиугольник.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель показывает по очереди все фигуры, обводит их пальцем и спрашивает, как они называются. Потом просит детей обвести пальцем свои фигуры и фигуры, нарисованные на карточках. После этого, предложить детям найти такие же фигуры и наложить сверху, заполнив всю карточку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего возраста"
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет матема...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительых групп для ФЭМП...
Картотека дидактических игр по ФЭМП длшя детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Памятка Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. д. из геометрических фигур....
Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Картотекадидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста ...