Открытое НОД по математике "Путешествие на чабанскую стоянку" 2023 год
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Это открытое занятие по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_situatsiya.docx31.97 КБ
Файл matem_tehnologiya_situatsiya.pptx1.69 МБ
Файл saoanaliz_nod.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок» комбинированного вида г. Кызыла Республики Тыва

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

На тему: Путешествие на чабанскую стоянку

Разработала: воспитатель подготовительной группы № 10

                    «Страна чудес» Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Кызыл 2023

Тема: Путешествие на чабанскую стоянку

Область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: тренировочное.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: Отрабатывать навыки и умения детей по пройденным темам.

Задачи:
1. Образовательные: 1)
сформировать опыт ориентировки в пространстве относительно другого человека;  сформировать опыт определения положения того или иного человека по отношению к другому. 2)уточнить представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, запись результатов сравнения с использованием знаков «>», «<», «=»; закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе предметов больше, меньше и на сколько.3) закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи между частью и целым; тренировать умение решать простейшие примеры на сложение и вычитание, печать цифры в клетках, выбирать средства для обоснования своего суждения.4) закрепить представление о замкнутых и незамкнутых линиях, о прямой и кривой линии.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, ориентировки в пространстве, память, речь и воображение.

3. Воспитывающие: воспитывать доброжелательность, желание помогать взрослым, работать в парах.

Демонстрационный: телевизор, ноутбук, доска, картинка «Спортивный инвентарь», конверт - письмо, лошадь, юрта, веревки разные, лепешка или боорзак.

Раздаточный: карточки с заданиями, карточки с нарисованным ключом.

Методический прием: словесный, практический, наглядный, технология деятельностного метода «Ситуация».

Словарная работа: Шулбус, спортивный инвентарь, обряд чолукшуур.

Ход НОД

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.

Воспитатель:  Ребята,  к  нам  сегодня  пришли гости. Давайте мы их вместе поприветствуем.

Дети: Здравствуйте

-Прежде чем начать наше сегодняшнее путешествие по математике давайте вспомним некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать:

За столом сиди ты стройно и веди себя….(ДОСТОЙНО).

Стол-это не кровать и на нем нельзя ….(ЛЕЖАТЬ).

Ответить хочешь – не шуми, а только руку …(ПОДНИМИ).

Отвечать нужно громко и полным …(ОТВЕТОМ).

-Какое сейчас время года? (Зима)

-Какие зимние месяца вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).

-Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Шагаа…)

-Скоро какой праздник придет? (Шагаа)

-Правильно, а что такое Шагаа? (Это Новый год по лунному календарю).

Звучит шумовой эффект «Вой ветра» в группу влетает письмо.

Воспитатель: Дети, зимний ветерок принес нам письмо от бабушки Алдын-кыс с чабанской стоянки,у  которой недавно мы побывали, хотите узнать, что она написала на этот раз? Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, дорогие дети, я слышала, что осенью вы собираетесь в школу, я бы очень хотела с вами еще раз встретиться и вместе провести новый год по лунному календарю - Шагаа, но попасть к вам я не смогу. Злой Шулбус закрыл все дороги к вам. Я хочу чтобы вы показали свои математические знания и умения. Если вы с заданиями злого Шулбуса справитесь, то вас ждет приятый сюрприз. Карта с заданиями на конверте. Я надеюсь, что вы справитесь до 5часов вечера.  Желаю удачи и жду вас с нетерением».

- Хотите оказать помощь? Справитесь с заданиями Шулбуса?

-Давайте посмотрим карту Шулбуса: здесь нарисованы знаки с заданиями. (Смотрят и обсуждают карту).

- На чем же мы поедем? (ответы детей)

-Ребята, давайте с вами поедем на лошадях, запряженных в сани, потому что до стоянки нет хорошей дороги.

-Итак, все усаживайтесь в сани, отравляемся!

 «Поехали» по стихотворению Ю. Соколовой «Конь»

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскочу и поеду, поскачу 

Чтобы дорога не показалось длинной, давайте разминочку сделаем для ума

Игра: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

Вопросы:
Если стол выше стула, то стул…? (Ниже стола)
 Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…? (короче линейки)
Если верёвка толще нитки, то нитка…? (Тоньше верёвки)
Если сестра старше брата, то брат…? (Младше сестры)
Молодцы!

  1. Игровая деятельность.

1)Игра «Слева справа». 

Дидактические задачи: 1) сформировать опыт ориентировки в пространстве относительно другого человека; 2) сформировать опыт определения положения того или иного человека по отношению к другому.

………

-Злой Шулбус захотел проверить, насколько ребята из детского сада знают левую и правую руку. (Слайд №1).

Задание: «Обведи синим карандашом тех, кто поднял правую руку, и красным, кто поднял левую руку».

-Сколько учеников сидит за партами?

-Какое у них настроение?

Как вы думаете, почему у учеников хорошее настроение? (П.ч. им нравится учится, получать новые знания)

-Довольна ли учительница детьми? (Учительница довольна, п.ч. все хотят ответить на вопрос)

-Как вы думаете, может ли кто-то ответить на поставленный вопрос неправильно? (Такое может быть)

-Что в этом случае надо делать? (Надо найти ошибку и исправить ее)

-Они как сидят? (Они сидят лицом к нам).

Вопрос:

-Сколько детей подняли правую руку? (2)

-Кто это? (Девочка в синем свитере, девочка с косичками)

-Сколько детей подняли левую руку?(4)

-Кто это? (ответы детей)

-Кто сидит справа от девочки в синем свитере? (Девочка в красном свитере)

-Кто сидит слева от девочки с косичками? (Мальчик в желтой рубашке)

2) Игра «Реши и прочитай» (Работа парами за столом)

Дидактические задачи: 1) закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи между частью и целым; 2) тренировать умение решать простейшие примеры на сложение и вычитание, печать цифры в клетках, выбирать средства для обоснования своего суждения.

-В народе говорят: Одна голова хорошо, а две лучше»

-Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)

-Ребята, сейчас искать ключ вы пойдете парами.

Воспитатель показывает детям карточку и объясняет задание:

-Для того чтобы узнать, под каким деревом спрятан ключ от юрты, надо сначала решить примеры, а ответы записать в клеточки.

-Чем вы будете пользоваться при решении примеров? (Можно пользоваться пальцами, счетным материалом, домиками с составом числа).

Далее дети работают самостоятельно.

-Почему, если от 5 отнять 1, то получиться 4? (П.ч. 5 можно составить из двух частей – 4 и 1. Если отнять одну часть-1, то останется другая часть – 4.

-Как мы цифры печатаем? ( Как на конверте, которая прислала нам бабушка).

-Вот видите, какая умная бабушка у нас, вам даже подсказывает, отправила конверт с цифрами.

5-1=

Л

1+4=

Е

5-4=

Ь

Аналогично разбираются остальные равенства. После этого воспитатель раздает командам еще одну карточку и объясняет:

-Пустые клетки надо напечатать буквы, соответствующие полученным ответам. Прочитаем слово. (Ель)

5

4

1

е

л

ь

-Смогли вы определить, под каким деревом спрятан ключ? (ДА)

-А где стоит ель? (Дети показывают на дерево и забирают ключей из-под дерева)

-Какие знания вам в этом помогли (Знание состава числа 5, умение складывать и вычитать, печатать цифры, умение договариваться).

3) Игра «Мостик». (Через веревку проходят тропинку, руки в стороны).

4) игра «Тропинки»

Дидактические задачи: 1) закрепить представление о замкнутых и незамкнутых линиях, о прямой и кривой линии (держа веревку в руках, изобразить из нее цифру 1, 2, 3, 6 и геометрические фигуры: квадрат, треугольник, овал ).

-Ребята, давайте посмотрим, по какой тропинке мы дальше пойдем.

-Что вы видите перед собой? (Веревки)

-Какие веревки вы видите? (Разные по цвету, размеру и величине).

-Давайте из веревки изобразим овал, цифру 1, прямую линию, кривую, незамкнутую линию, замкнутую, ломаную, луч. (Нарисуют солнышко из веревки и обруча).

-Посмотрите, ребята, даже солнышко взошло, значит, мы нашли чабанскую стоянку бабушки. Какой чистый зимний воздух! Давайте, подышим!  Мм –мм – мм.

5) Игра «Найди недостающий ключ»

Дидактические задачи: 1) уточнить представления о строках и столбцах таблицы; 2) сформировать опыт по образцу.

-Для того чтобы попасть в юрту, надо подобрать к нему ключ.

-Рассмотрите ключи: чем отличаются в первой (второй) строке? (Формой головки, формой отверстия, формой хвостика).

-Ребята, а в третьей строке как вы думаете, какой ключ не хватает? (не хватает ключа с квадратной головкой)

-Мы нашли ключ, бабушка спасена.

Дети заходят в юрту и здороваются с бабушкой.

-Здравствуйте, бабушка - кырган-авай, амыр-ла амыр!

Бабушка: Амыр, амыр! (Обряд чолукшуур)

Бабушка: Спасибо, четтирдим, все с заданиями Злого Шулбуса справились? (Да) Проходите, дети мои! (Дети присядут и рассказывают, какие задания было). Молодцы, эр-хейлер! Встретим Шагаа достойно, желаю всем белой дороги….

  1. Осмысление (итог) занятия.

Дидактическая задача: сформировать опыт фиксирования достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Бабушка (воспитатель переодевается в бабушку)

-Вы справились с заданиями.

-Какие задания вам трудно было? А какие вам были легкими?

-Есть такая тувинская поговорка «Уменье везде найдёт примененье»

- Как вы её понимаете?

-Молодцы!

Бабушка угощает детей.

 Игра «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели руки в стороны)

Гости явятся едва(повороты туловища влево - вправо)

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Печка жарко топится (хлопают в ладоши)

Угостить торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Круглые лепешечки (руки впереди, ладошки вверх).

Литература:

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Ступень 4 (1-2). – Москва «Просвещение»,2022


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Посмотрите, из каких частей состоят ключи на картинке. Найди такой ключ, которым можно открыть замок.

Слайд 5

Посмотрите, из каких частей состоят ключи на картинке. Найди такой ключ, которым можно открыть замок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –детский сад №34 «Светлячок» комбинированного вида г. Кызыла Республики Тыва

Самоанализ НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

на тему: Путешествие на чабанскую стоянку

Разработала: воспитатель подготовительной

                        группы №10 « Страна чудес»

                              Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Кызыл 2023

         Конспект   непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) разработан  и проведен в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования  по образовательным областям «познавательное развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное», художественно-эстетическое развитие», «речевое» с учётом возрастных особенностей детей.

Тип НОД: тренировочное

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Цель: Отрабатывать навыки и умения детей по пройденным темам.

Задачи:
1. Образовательные: 1)
сформировать опыт ориентировки в пространстве относительно другого человека;  сформировать опыт определения положения того или иного человека по отношению к другому. 2) закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи между частью и целым; тренировать умение решать простейшие примеры на сложение и вычитание, печать цифры в клетках, выбирать средства для обоснования своего суждения.4) закрепить представление о замкнутых и незамкнутых линиях, о прямой и кривой линии, о ломаной линии.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, ориентировки в пространстве, память, речь и воображение.

3. Воспитывающие: воспитывать доброжелательность, желание помогать друг к другу и взрослым, работать в парах.

Демонстрационный: телевизор, ноутбук, конверт - письмо, лошадь, юрта, веревки разные, лепешка или боорзак, молочный чай, ель, одежда бабушки

Раздаточный: карточки с заданиями, разные ключи, домик с составом числа 5, счетный материал, кегли.

Методический прием: словесный, практический, наглядный, технология деятельностного метода «Ситуация».

Словарная работа: Шулбус обряд чолукшуур часть и целое.

         Занятие сочетает в себе образовательные области развития: физическую (переходы между заданиями – смена движений ), познавательную (беседа-путешествие, дидактические игры  «Не зевай, быстро на вопросы отвечай», «Слева, справа», «Тропинка», «Реши и прочитай», «Найди недостающий ключ»), речевую (проговаривание стихотворений, слов, ответы на вопросы), социально-коммуникативную (психогимнастика «Ты мой друг…», игры «Тропинка», «Юрта»). Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей подготовительной к школе возраста.

      При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: была проведена влажная уборка, проветривание помещения; достаточное освещение, время проведения и продолжительность деятельности соответствовало возрастным нормативным требованиям. Своевременно осуществлялась смена движений, во время совместной деятельности (сидя, стоя, в движении), также осуществлялась смена игровой среды, соответствующей ходу образовательного мероприятия, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.

При планировании непосредственно образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывался:

- Интегрированный подход к организации образовательной деятельности (в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач);

- охрана жизни и здоровья воспитанников;

 - создание атмосферы доброжелательности и эмоционального благополучия для детей;

 - разнообразие видов детской деятельности;

 - уважительное отношение к результатам детской деятельности.

  Для реализации поставленных задач, было подготовлено различное оборудование: яркое, красочное демонстрационное и раздаточное, соответствующее возрасту  для детей, также использовалось мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.  

Структура НОД:

o   Введение в ситуацию (беседа, стихотворения о лошадке) – 5 мин.

o   Игровая деятельность (экскурсия на лошадях, запряженных в сани, презентация «Слева, справа», дидактические игры) – 20 мин.

o   Осмысление (итог занятия) (беседа, чаепития) – 5 мин. 

Данная  структура соответствует требованиям ФГОС, каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор определённых методов и приемов для совместной деятельности воспитателя и детей. Все три этапа  последовательны, объединены одной темой.

   Введение в ситуацию НОД предполагало организационный момент, целью которого стало включение внимания детей на предстоящую деятельность, развертывание предстоящей образовательной ситуации. Это решалось через такие организационные формы совместной деятельности:

 - психогимнастика: «Ты мой друг и я твой друг» - целью которого было настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать положительные эмоции;

  - беседа с детьми на правило поведения во время игры – развитие словарного запаса, учить детей отвечать на вопросы взрослого.

 - Стихотворения о лошадке и разминка– создать комфортную эмоциональную среду, формирование фонетически правильную речь.

 В данной части образовательной деятельности дети получили письмо от бабушки Алдын-кыс, что является игровой мотивацией для детей, настроем на дальнейшую игровую деятельность. Дети проявляют познавательный интерес к происходящему. Детская цель: помогать бабушке и решить все задания Злого Шулбуса. Длительность этапа - 5 минут. 

     Игровая деятельность НОД это совместная практическая деятельность детей и взрослого.

     Быстрая сменяемость приемов и выполнение игровых упражнений в течении всей основной части, позволили избежать утомляемость воспитанников, способствовали сохранению эмоционального благополучия детей.    Длительность данного этапа НОД составила 20 минут. На данном этапе НОД удалось решить все поставленные задачи. Дети были активны, постоянно вовлечены в игровую атмосферу, которая присутствовала на занятии.

    Осмысление (итог) образовательной деятельности – это подведение результата образовательного процесса. В заключение  я использовала метод поощрения, похвалы детей за оказанную помощь (бабушка благодарит детей и угостила молочным чаем и боорзаком.  Итогом НОД стали вопросы к детям, стихотворения бабушке «Любимая бабушка».   Длительность этапа - 5 минуты.

 Для решения поставленных задач использовала методы и приёмы обучения:

- Наглядный: рассматривание  презентиции, показ способов действий

 - Словесный: рассказ, вопросы к детям, беседа.

 - Практический: психогимнастика, дидактические игры.

 - Игровой: создание игровой ситуации, игры.

Детскую деятельность контролировала словесно, по ходу НОД, наблюдая за действиями детей. На протяжении всей образовательной деятельности я придерживалась личностно ориентированного подхода в общении с детьми (привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания, не перебивала, хвалила за каждое действие, строила общение с позиции «глаза в глаза»), поддерживала доброжелательную эмоциональную атмосферу. Использование в НОД мультимедийной техники, интересные дидактические игры, обеспечивало познавательную активность, интерес детей к содержанию  деятельности, позитивный психологический настрой, а также атрибуты игр способствовали успешному решению поставленных задач.

Вывод: Считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной и динамичной. Цель достигнута, поставленные задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...