Картотека палочки Кюзенера
тренажёр по математике (средняя группа)

Перепелица Татьяна Александровна

Картотека палочки Кюзенера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palochki_kyuzenera.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

«Палочки Кюизенера»

для детей старшего дошкольного возраста

G:\2 ПЕДАГОГИ\Бадмаева Д.А\Казакова\2.jpg

«Море волнуется»

Цель: закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.

Материал: Карточка; набор счетных палочек.

Описание: Педагог предлагает детям вспомнить игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого ребята приступают к изображению волны по словесной инструкции педагога:

Возьмите две не очень длинные палочки и сделайте из них волну.

Следующую волну выложите рядом, но она должна быть выше первой.

 Вопросы:

  • Сколько волн получилось?
  • Какая волна длиннее – первая или вторая? Как это можно узнать? (Измерить.)
  • На сколько вторая волна длиннее первой? На сколько первая волна короче второй?
  • Какое число обозначают палочки, изображающие первую волну? Какое число обозначают палочки, изображающие вторую волну?

Работа парами:

  • Сравните высоту волн.
  • Какое число обозначают палочки, изображающие волны? • Какие палочки по высоте?

«Слонёнок»

Цель: развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

Материал: цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4 розовые, 1 голубая, 3 желтые; карточка.

Описание: Воспитатель читает детям стихотворение «Слоненок» в переводе И. Токмаковой. Шагает слоненок – скорей погляди! Хобот большой у него впереди! Хвостик смешной у него позади. Две толстые ноги идут впереди, Две толстые ноги идут позади. О нем я спою, а ты погляди!

Вопросы:

  • О ком идет речь в стихотворении?
  • Где находится хвостик у слона?
  • Что у слона впереди?
  • Сколько передних ног? Сколько задних?
  • Какие по величине ноги у слоненка?
  • Какой длины хобот? Какой длины хвост? Задания
  • Поставьте столбиком красную палочку. Какое число она обозначает? (Четыре.)
  • Розовую палочку положите справа от красной вверху. Какое число обозначает розовый цвет?
  • Под розовой положите три желтые палочки одну под другой. Какое число обозначает желтый цвет?
  • Справа рядом с желтой наверху положите белую.
  • Под желтой нижней палочкой слева от края положите одну под другой две розовые палочки.
  • Теперь то же самое сделайте с правой стороны. С левой стороны под красной полоской положите белую. Получился слоненок.
  • В какую сторону идет слоненок?
  • Сделайте так, чтобы он шел вправо.
  • Какие палочки надо переложить, чтобы выполнить это задание?
  • Сколько длинных палочек вы использовали?
  • Сколько коротких?

«Сделай фигуру».

Цель: закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

Материал: Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.

Описание:

Вопросы и задания

  • Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник. Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
  • Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
  • Из остальных палочек сделайте трапецию.
  • Сколько всего фигур? – Который по счету прямоугольник?
  • Как можно назвать, одним словом, ромб, трапецию, прямоугольник?
  • Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
  • Какое число обозначает голубой цвет?
  • Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?

«Строительство домов»

Цель: учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Материал: Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.

Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок. Затем отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу. Вопросы и задания:

  • Что получилось? (Дом.)
  • С одной стороны дома постройте большой дом, с другой — маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
  • Сколько всего домов?
  • Который по счету самый высокий? А самый низкий?
  • Между какими домами расположен голубой дом?
  • Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
  • Сколько всего окон?
  • Какие окна по величине?

«Разноцветные флажки».

Цель: закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?».

Материал: Карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных. Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»

Вопросы:

  • Какой формы флажки?
  • Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы?
  • Сколько всего фигур?
  • Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?
  • Какие стороны у треугольника? (Равные.) Как это проверить?
  • Какая сторона длиннее —сторона прямоугольника или сторона треугольника?
  • Как это можно узнать?

«Числа 1 и 2».

Цель: учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.

Материал: для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска 20 х 10см, цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка.

Описание: Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик — цифра один!» Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик —это самая короткая "палочка" в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы, с одной стороны, совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)

  • Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске. «Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому, что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика.
  • Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».

«Разноцветные флажки».

Цель: закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?» .

Материал: Карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных. Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?».

Вопросы:

• Какой формы флажки?

•        Из        скольких        палочек        сделан        флажок        треугольной        формы?        А        флажок прямоугольной формы?

• Сколько всего фигур?

• Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?

• Какие стороны у треугольника? (Равные.) Как это проверить?

• Какая сторона длиннее —сторона прямоугольника или сторона треугольника?

• Как это можно узнать?

«Число 3»

Цель: познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. Материал: для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см, розовая полоска 20х 10 см, голубая полоска 30х 10 см, цифры. Для детей: цветные счетные палочки - 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.

Описание: Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой». Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске.

  • Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)
  • Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
  • Что больше - один или два?
  • Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.
  • Найдите палочку, которая больше, чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета? (Голубого.)
  • Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)
  • Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розовая и белая или три белые).

Воспитатель говорит:

  • Розовая палочка обозначает число два, а голубая - число три. Положите столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.
  • Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три.
  • А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками. • Назовите цифры по порядку.
  • Какое число больше - один или два? На сколько два больше одного? На сколько один меньше двух?
  • Какое число больше - два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три больше двух.
  • Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.

«Журавушка»

Цель: учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер.

Материал: Цветные счетные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4

красные, 1 голубая, 6 белых.

Описание: Педагог читает детям стихотворение «Жура, Жура, журавель…»: Жура, Жура, журавель, пролетая сто земель, крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: лучше нет родного края! Уточняет, о какой птице говорится в стихотворении, и предлагает детям выложить из палочек пролетающего журавля.

 Вопросы

  • Что делает птица? Можно ли определить направление полета?
  • Сколько всего деталей пошло на изображение птицы? • Назовите парные детали? – Какой формы туловище птицы? Голова? Крылья?
  • Какие палочки использованы для ног? (Четыре красные или две бордовые.)
  • Одинаковые ли по длине получились ноги?
  • Какая нога длиннее: составленная из двух красных палочек или из одной бордовой? Докажите это.
  • В какое время года прилетают птицы?
  • Назовите весенние месяцы.
  • Какие птицы прилетают весной?
  • Назовите птиц вашего города.

«Число 4»

Цель: познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. Материал: для воспитателя: цифры. для детей: цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка.

Описание: Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог предлагает детям эту работы выполнить самостоятельно. Должно получится 3 ступени.

  • Сколько всего ступенек?
  • Какое число обозначает белый цвет? (Один.) Розовый цвет? (Два.) Голубой? (Три.)
  • А теперь найдите красную полоску и добавьте ступеньку.
  • Которая она по счету? (Четвертая.)
  • Какое число она обозначает? (Четыре.)
  • Давайте проверим, что красная палочка обозначает число четыре.
  • На сколько число три меньше числа четыре? (На один.)
  • Поставьте с красным столбиком еще один столбик, состоящий из четырех белых.
  • Что больше: одна красная палочка или четыре белых? (Одинаково, поровну.) Затем воспитатель показывает детям цифру 4 и предлагает им разложить под палочками цифры от 1 до 4.
  • Назовите их по порядку.
  • Какая цифра стоит под розовой палочкой? Под голубой? Под красной?
  • Скажите, какое число самое большое?
  • Какое число самое маленькое?
  • На сколько два больше одного?
  • На сколько четыре больше трех?
  • На сколько один меньше двух?
  • На сколько два меньше трех?
  • Каким цветом обозначается число четыре?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Палочки Кюзенера"

Познавательная презентация о развитии психических процессов: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия), зрительную и слуховую память, внимание, воображение,...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Конспект занятия во второй младшей группе детского сада с использованием палочек Кюзенера

Дети отправляются на помощь медведям, чтобы сделать для них качели и турники...

Использование палочек Кюзенера в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Маленький ребенок – это исследователь, который с радостью познает мир. Задача родителей и воспитателей – помочь ему развить свое стремление к обучению и удовлетворить потребность в активно...

Картотека палочки Кюзенера

Картотека палочки Кюзенера...

НОД с использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша Тема; "Помощь друзьям"

НОД  "Помощь друзьям". Закрепление математическихзнаний и умений, конструктивного мышления, посредством игря, развитие логического мышления используя палочки Кюзенера и блоки Дьенеша....