Картотека палочки Кюзенера
тренажёр по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
«Палочки Кюизенера»
для детей старшего дошкольного возраста
«Море волнуется»
Цель: закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности.
Материал: Карточка; набор счетных палочек.
Описание: Педагог предлагает детям вспомнить игру «Море волнуется» и изобразить руками движения морских волн. После этого ребята приступают к изображению волны по словесной инструкции педагога:
Возьмите две не очень длинные палочки и сделайте из них волну.
Следующую волну выложите рядом, но она должна быть выше первой.
Вопросы:
- Сколько волн получилось?
- Какая волна длиннее – первая или вторая? Как это можно узнать? (Измерить.)
- На сколько вторая волна длиннее первой? На сколько первая волна короче второй?
- Какое число обозначают палочки, изображающие первую волну? Какое число обозначают палочки, изображающие вторую волну?
Работа парами:
- Сравните высоту волн.
- Какое число обозначают палочки, изображающие волны? • Какие палочки по высоте?
«Слонёнок»
Цель: развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.
Материал: цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4 розовые, 1 голубая, 3 желтые; карточка.
Описание: Воспитатель читает детям стихотворение «Слоненок» в переводе И. Токмаковой. Шагает слоненок – скорей погляди! Хобот большой у него впереди! Хвостик смешной у него позади. Две толстые ноги идут впереди, Две толстые ноги идут позади. О нем я спою, а ты погляди!
Вопросы:
- О ком идет речь в стихотворении?
- Где находится хвостик у слона?
- Что у слона впереди?
- Сколько передних ног? Сколько задних?
- Какие по величине ноги у слоненка?
- Какой длины хобот? Какой длины хвост? Задания
- Поставьте столбиком красную палочку. Какое число она обозначает? (Четыре.)
- Розовую палочку положите справа от красной вверху. Какое число обозначает розовый цвет?
- Под розовой положите три желтые палочки одну под другой. Какое число обозначает желтый цвет?
- Справа рядом с желтой наверху положите белую.
- Под желтой нижней палочкой слева от края положите одну под другой две розовые палочки.
- Теперь то же самое сделайте с правой стороны. С левой стороны под красной полоской положите белую. Получился слоненок.
- В какую сторону идет слоненок?
- Сделайте так, чтобы он шел вправо.
- Какие палочки надо переложить, чтобы выполнить это задание?
- Сколько длинных палочек вы использовали?
- Сколько коротких?
«Сделай фигуру».
Цель: закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал: Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.
Описание:
Вопросы и задания
- Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник. Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
- Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.
- Из остальных палочек сделайте трапецию.
- Сколько всего фигур? – Который по счету прямоугольник?
- Как можно назвать, одним словом, ромб, трапецию, прямоугольник?
- Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.
- Какое число обозначает голубой цвет?
- Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
«Строительство домов»
Цель: учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал: Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок. Затем отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу. Вопросы и задания:
- Что получилось? (Дом.)
- С одной стороны дома постройте большой дом, с другой — маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
- Сколько всего домов?
- Который по счету самый высокий? А самый низкий?
- Между какими домами расположен голубой дом?
- Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
- Сколько всего окон?
- Какие окна по величине?
«Разноцветные флажки».
Цель: закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?».
Материал: Карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных. Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?»
Вопросы:
- Какой формы флажки?
- Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы?
- Сколько всего фигур?
- Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?
- Какие стороны у треугольника? (Равные.) Как это проверить?
- Какая сторона длиннее —сторона прямоугольника или сторона треугольника?
- Как это можно узнать?
«Числа 1 и 2».
Цель: учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал: для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска 20 х 10см, цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка.
Описание: Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик — цифра один!» Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик —это самая короткая "палочка" в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы, с одной стороны, совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)
- Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске. «Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому, что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика.
- Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
«Разноцветные флажки».
Цель: закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который счету?» .
Материал: Карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных. Описание: Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?».
Вопросы:
• Какой формы флажки?
• Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы?
• Сколько всего фигур?
• Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы?
• Какие стороны у треугольника? (Равные.) Как это проверить?
• Какая сторона длиннее —сторона прямоугольника или сторона треугольника?
• Как это можно узнать?
«Число 3»
Цель: познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. Материал: для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см, розовая полоска 20х 10 см, голубая полоска 30х 10 см, цифры. Для детей: цветные счетные палочки - 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание: Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой». Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске.
- Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)
- Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
- Что больше - один или два?
- Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.
- Найдите палочку, которая больше, чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета? (Голубого.)
- Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)
- Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розовая и белая или три белые).
Воспитатель говорит:
- Розовая палочка обозначает число два, а голубая - число три. Положите столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.
- Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три.
- А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками. • Назовите цифры по порядку.
- Какое число больше - один или два? На сколько два больше одного? На сколько один меньше двух?
- Какое число больше - два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три больше двух.
- Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.
«Журавушка»
Цель: учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер.
Материал: Цветные счетные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4
красные, 1 голубая, 6 белых.
Описание: Педагог читает детям стихотворение «Жура, Жура, журавель…»: Жура, Жура, журавель, пролетая сто земель, крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: лучше нет родного края! Уточняет, о какой птице говорится в стихотворении, и предлагает детям выложить из палочек пролетающего журавля.
Вопросы
- Что делает птица? Можно ли определить направление полета?
- Сколько всего деталей пошло на изображение птицы? • Назовите парные детали? – Какой формы туловище птицы? Голова? Крылья?
- Какие палочки использованы для ног? (Четыре красные или две бордовые.)
- Одинаковые ли по длине получились ноги?
- Какая нога длиннее: составленная из двух красных палочек или из одной бордовой? Докажите это.
- В какое время года прилетают птицы?
- Назовите весенние месяцы.
- Какие птицы прилетают весной?
- Назовите птиц вашего города.
«Число 4»
Цель: познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. Материал: для воспитателя: цифры. для детей: цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка.
Описание: Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог предлагает детям эту работы выполнить самостоятельно. Должно получится 3 ступени.
- Сколько всего ступенек?
- Какое число обозначает белый цвет? (Один.) Розовый цвет? (Два.) Голубой? (Три.)
- А теперь найдите красную полоску и добавьте ступеньку.
- Которая она по счету? (Четвертая.)
- Какое число она обозначает? (Четыре.)
- Давайте проверим, что красная палочка обозначает число четыре.
- На сколько число три меньше числа четыре? (На один.)
- Поставьте с красным столбиком еще один столбик, состоящий из четырех белых.
- Что больше: одна красная палочка или четыре белых? (Одинаково, поровну.) Затем воспитатель показывает детям цифру 4 и предлагает им разложить под палочками цифры от 1 до 4.
- Назовите их по порядку.
- Какая цифра стоит под розовой палочкой? Под голубой? Под красной?
- Скажите, какое число самое большое?
- Какое число самое маленькое?
- На сколько два больше одного?
- На сколько четыре больше трех?
- На сколько один меньше двух?
- На сколько два меньше трех?
- Каким цветом обозначается число четыре?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Палочки Кюзенера"
Познавательная презентация о развитии психических процессов: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия), зрительную и слуховую память, внимание, воображение,...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...
Конспект занятия во второй младшей группе детского сада с использованием палочек Кюзенера
Дети отправляются на помощь медведям, чтобы сделать для них качели и турники...
Конспект занятия с детьми старшего возраста по формированию элементарных математических представлений «Страна математика» с использованием игровых технологий блоки Дьенеша и цветные палочки Кюзенера
Цель: Формировать знания детей об элементарных математических представлениях...
Использование палочек Кюзенера в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Маленький ребенок – это исследователь, который с радостью познает мир. Задача родителей и воспитателей – помочь ему развить свое стремление к обучению и удовлетворить потребность в активно...
Картотека палочки Кюзенера
Картотека палочки Кюзенера...
НОД с использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша Тема; "Помощь друзьям"
НОД "Помощь друзьям". Закрепление математическихзнаний и умений, конструктивного мышления, посредством игря, развитие логического мышления используя палочки Кюзенера и блоки Дьенеша....