Конспект НОД по ФЭМП "Читаем Маршака"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта (конструкт)
организации образовательной деятельности
Педагог: Озорнина Галина Ивановна воспитатель 1КК
Тема: «Мы читаем С.Я. Маршак»
Возрастная группа: 6-7 лет
Форма совместной деятельности: интегрированная образовательная деятельность
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Социальный партнёр:
Учебно-методический комплект:
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»;
- Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи;
- Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 6 до 7 лет;
- Нищева Н.В. Рабочая тетрадь «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 6-7 лет».
Средства:
- наглядные – плоскостные изображения героев сказки «Кошкин дом», схема сооружения дома
- мультимедийные –
- литературные – книга С.Я.Маршак «Кошкин дом»
- музыкальные –
- оборудование – Коврограф, контейнеры с геометрическими фигурами, ножницы по числу детей, строительный набор, рабочие тетради и наборы цветных карандашей по числу детей, карточки с ребусом, раскраски «нового дома» по числу детей.
Цель: Создание условия для формирования элементарных математических представлений
Задачи:
- Обучающие задачи: Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Формирование умения подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку.
- Коррекционно-развивающие задачи: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, графомоторных навыков, пальцевой моторики.
- Воспитательные задачи: Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности.
Предварительная работа. Чтение сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», разучивание упражнения «Загорелся кошкин дом»
Планируемый результат:
Совершенствовались навыки порядкового и количественного счета в пределах десяти. Сформировались умения подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Совершенствовались навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку.
Ход деятельности:
Этап деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Организационный Упражнение «Кошкин дом» Формирование умения подбирать по образцу и называть предметы определенной формы. 2. Поиск решения Упражнение «А на лестнице ковер…» Формирование умения подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. | -Доброе утро, ребята! -Послушайте, пожалуйста стих Бим-Бом! Тили-бом! На дворе высокий дом- Ставенки резные, Окна расписные. -Чей же это дом? - Как вы думаете? (Это кошкин дом из сказки С.Я. Маршака) -Правильно. Сегодня мы с вами побываем в этой сказке. Попробуйте построить кошкин дом все вместе так. Как показано на рисунке. -Какие фигуры вы использовали? (квадраты, прямоугольники, треугольники, круг и т. д) (педагог помещает на коврограф изображение прямоугольной ковровой дорожки, по краям которой – сложный узор с использованием фигур, известных детям) Педагог. -А на лестнице ковер- Шитый золотом узор По узорному ковру Сходит кошка по утру -Возьмите красные прямоугольники- дорожки и выложите по краям этих прямоугольников такой же узор. (Дети начинают выполнять задание и обнаруживают, что среди фигур нет квадратов, полукругов и треугольников) -Что же делать? -Зато у вас много прямоугольников, четырехугольников и кругов. - Нельзя ли из них получить нужные вам фигуры? (Можно. Нужно разрезать прямоугольники пополам и получатся квадраты. Также пополам можно разрезать круги и получаться полукруги. А если разрезать пополам вот такие четырехугольники, то получатся треугольники.) Педагог раздает ножницы -Сосчитайте, сколько квадратов вам нужно, и подумайте, сколько прямоугольников вам придется разрезать (Таким же образом проводится работа с кругами и ромбами) -Молодцы, вы справились! | Мотивирует, заинтересовывает, вовлекает в слушанье Задает вопросы Наблюдает за выполнением задания Задает вопросы, стимулирует процесс мышления, показывает уважение к детским высказываниям, комментирует высказывания Вовлекает детей в совместное планирование деятельности. Активизирует поиск конструктивных решений. Вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания Оценивает работу детей | Слушают, анализируют Отвечают на вопросы Выполняют постройку Выстраивают ответ предложением Начинают выполнять задание Осуществляют поиск и обсуждают способы решения задания. Разрезают фигуры, выкладывают узор | Проявляют эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Умеют слушать, отвечать на вопросы Взаимодействуют с воспитателем, имеют развитое воображение Проявляют любопытство, заинтересованность Дети проявляют самостоятельность в определении формы Эмоциональная вовлеченность в совместную деятельность. |
3.Упражнение «Друзья, спасибо, что пришли» Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. 4.Физкультминутка: Упражнение «Загорелся кошкин дом» 5.Работа в тетради. Упражнение «Ох не весело бездомным» Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку. Развитие графомоторных навыков, пальцевой моторики. | (Педагог приглашает детей к магнитной доске) -Слушайте дети: Жила-была кошка на свете- Заморская, Ангорская (Педагог помещает на доску плоскостное изображение кошки) -Против дома у ворот Жил в сторожке старый кот. Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил. (Педагог помещает после изображения кошки, изображение кота) -Что за герои постучались однажды «под окном, чтобы их впустили в дом»? ( два котенка) ( размещает изображение котят на доску) -Кто пришел в гости к кошке, когда Василий выгнал котят? (Козел, коза, петух, курица, свинья) (выслушав ответы, педагог размещает изображения героев гостей на доску) - Сосчитайте героев сказки по порядку, начиная с кошки. (Дети. Первая-кошка, второй- кот, третий – котенок, четвертый- котенок, пятый- козел, шестая – коза, седьмой- петух, восьмая- курица, девятая- свинья.) -Сколько героев сказки выстроились в ряд? (Всего девять героев) -А теперь закройте глаза, а я поменяю местами героев сказки местами. Вы должны будете определить, кто поменялся местами. -Итак, кто поменялся местами? ( котенок и наседка) -Какими по счету стали эти герои? (теперь наседка стала третьей, а котенок- восьмым) (Таким же образом педагог предлагает детям выполнить еще несколько заданий) ( Педагог приглашает детей в центр группового помещения Дети выполняют упражнение) С треском, щелканьем и громом Встал огонь над новым домом Озирается кругом, Машет красным рукавом. Как увидели грачи Это пламя с каланчи Затрубили Зазвонили -Тили - тили, Тили-тили Тили-тили, тили бом! Загорелся кошкин дом» С. Маршак (Педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и цветные карандаши) -Откройте тетради, что вы видите? ( кошку и кота, которые остались без дома, и дома других героев) -Где на схеме находятся кот и кошка? ( в центре картинки) -Сейчас по моей инструкции вы проложите маршрут для кота и кошки и узнаете, где они найдут приют. -Маршрут вы будете прокладывать от красной точки. -Отсчитайте от точки вниз три клетки. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте вправо четыре клетки. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте вверх десять клеток. Поставьте точку. Проведите линию. -отсчитайте вправо одну клетку. Поставьте точку. Проведите линию. -К кому пришли кот и кошка сначала? (к петуху и наседке) -Пустили их в курятник? (нет) -Куда же они пошли дальше? -Отсчитайте вверх одну клетку. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте влево десять клеток. Поставьте точку. Проведите линию. - У чьего дома оказались кот и кошка? ( у козла и козы) -Пустили их в этот дом? (нет) -Куда же теперь лежит их путь? -Отсчитайте вниз десять клеток. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте вправо десять клеток. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте вниз две клетки. Поставьте точку. Проведите линию. -Где оказались кот и кошка? Остались ли они здесь? (они оказались у хаты свиньи, и здесь они не остались) -Куда же лежит их путь дальше? Отсчитайте шесть клеток влево. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте вверх одну клетку. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте влево четыре клетки. Поставьте точку. Проведите линию. -Отсчитайте вниз одну клетку. Поставьте точку. Проведите линию. -Куда пришли кот и кошка? Приютили ли их в этом доме? (Они пришли к старому дому котят. Котята их пожалели и приютили) _Что было потом? ( Они все вместе построили новый дом и стали жить вместе) | Эмоционально вовлекает в слушание. Задает вопросы, про героев сказки Предлагает посчитать героев по порядку . Меняет изображения местами Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления Стимулирует к двигательной активности. Организует индивидуальную работу детей. Поощряет самостоятельность в выполнении задания. Наблюдает за выполнением задания. Индивидуальная помощь, поддержка, побуждение выполнения детей с затруднениями в выполнение | Слушают, сосредотачивают внимание. . Отвечают на вопросы Считают героев сказки по порядку Закрывают глаза Высказывают предположения
Делают физкультминутку Выполняют задание в соответствии с условиями. Выполняют графический диктант | Проявляют интерес к предстоящей деятельности Эмоциональная вовлеченность в совместную деятельность. Умение считать по порядку Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы. Демонстрируют физическую активность. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку. Развитие пространственной ориентировки на плоскости |
6. Рефлексия Упражнение «Раскрась дом» Развитие графомоторных навыков, пальцевой моторики. | Где вы побывали сегодня? -Чему вы учились сегодня на занятии? -Что вам было делать интересно делать? (Педагог раздает изображения - раскраски нового дома) -Ребята, кому сегодня было интересно, у кого все получилось, раскрасть новый дом. | Выслушивает ответы всех детей. Побуждает ребят к анализу деятельности | Выражают эмоции посредством слов и мимики. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы. |
7. Открытость | (Педагог раздает детям изображение ребуса) -Ребята, я вам предлагаю дома вместе с родителями разгадать вот этот ребус, а ответ (кошка) нарисовать и принести в детский сад. | Обсуждение с детьми продолжения работы в совместной деятельности со взрослыми (родителями) | Дети планируют самостоятельную деятельность | Ориентация на самостоятельную деятельность детей, в семье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"
Конспект занятия содержит хороший программный материал по ознакомлению с художественной литературой, а также много занимательного материала....
Конспект занятия.Чтение сказки Маршака "Тихая сказка"
Знакомстводетей с ежиками....
Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»
Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»...
Проект «Мир детской литературы. С.Я. Маршак «Всё обо всём с Самуилом Яковлевичем Маршаком»
Познавательно - творческий проект...
Конспект НОД "Чтение произведений Маршака из цикла "Детки в клетке"
Дети знакомятся с произведениями С.Я.Маршака....
НОД по произведениям С. Я. Маршака «Праздник книги Маршака»
НОД по произведениям С. Я. Маршака «Праздник книги Маршака»...
Конспект НОД С.Я.Маршак "Детки в клетке"
Детям о творчестве С.Я.Маршака...