"Три медведя"
план-конспект занятия по математике
Предварительный просмотр:
Развлечение по математике «Три медведя»
Цель: Закреплять умение применять полученные знания ЭМП в разных ситуациях
Задачи:
Образовательные
- Продолжать учить детей считать в пределах 5-и (количественный и порядковый счёт).
- Продолжать учить устанавливать размерные отношения между 3 предметами разных размеров, располагать их в порядке убывания величины.
- Продолжать учить на основе счёта устанавливать равенство, (неравенство) групп предметов.
- Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.
- Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
- Закреплять умение различать правую и левую руку, пространственные направления «слева направо», «сверху вниз».
- Продолжать учить соотносить число с количеством предметов
Развивающие
- Развивать мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, обобщение,
- Развивать внимание
- Развивать память
- Развивать воображение
- Учить детей делать выводы, высказывать свое мнение.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать познавательный интерес к математике.
- Воспитывать сочувствие попавшему в беду персонажу.
Дополнительные задачи.
«Речевое развитие».
Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Словарная работа: «треугольное печенье в самую большую красную тарелку, квадратное печенье в жёлтую тарелку поменьше, круглое печенье в самую маленькую синюю тарелку», «этот прямоугольник большой, этот поменьше, этот самый маленький», «первый, второй, третий, Мишутка третий», «один, два, три, четыре, пять, всего пять птичек», «число пять больше четырёх, а четыре меньше пяти».
Оборудование и материалы:
Д (демонстрационный материал): три прямоугольника разного размера коричневого цвета, на обратной стороне которых изображены три медведя из сказки «Три медведя», Машеньки, картинка с изображением дерева (на дереве 5 птиц, под деревом 4 зайца), блоки Дьенеша, три обруча разного размера (самый большой, поменьше, самый маленький красного, жёлтого, синего цвета).
Р (раздаточный материал): карандаш, на которой слева расположены сверху вниз девочки, возле каждой числовая фигура, а справа корзинки с ягодами (от одной до пяти), раскраска по сюжету сказки.
Ход:
– Ребята! Сегодня мы с вами побываем в сказке. А в какой сказке, попробуйте отгадать. Подсказка на доске.
-Посмотрите и скажите, как называются эти геометрические фигуры?
-Прямоугольники
-Что нужно сделать, чтобы определить их количество?
-Сосчитать
- Сосчитайте, сколько прямоугольников на доске. Саша, подойди к доске, определи количество прямоугольников, считать нужно слева направо, правой рукой, дотрагиваясь до каждого прямоугольника
-Один, два, три, всего три прямоугольника
– Молодец, Саша. Считает слева направо, правой рукой, дотрагиваясь до каждого прямоугольника рукой. Спасибо, Саша.
– Скажите, чем похожи эти прямоугольники?
-Они одного цвета-коричневого
– Чем они отличаются?
-Прямоугольники разного размера
– Назовите размер каждого прямоугольника, начиная слева.
- Этот прямоугольник самый большой, этот поменьше, этот самый маленький
– Ребята, а вы ещё не догадались, в какой сказке мы сегодня побываем?
-Нет
Вы сказали, что тут 3 прямоугольника коричневого цвета и разного размера. В какой сказке есть 3 героя коричневого цвета и разного размера?
-В сказке «Три медведя»
-Правильно, ребята, сегодня мы с вами побываем в сказке «Три медведя».
– Про эту сказку даже есть загадка. Послушайте:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?
-Три медведя
– Действительно, ребята, мы недавно читали с вами сказку, в которой три героя. У них у всех коричневые шубы и все они разного размера. Эта сказка называется «Три медведя». Сегодня мы с вами побываем в этой сказке.
– Ребята, снова посмотрите на прямоугольники на доске и скажите, прямоугольником какого размера может быть Михайло Потапыч?
- Самым большим коричневым прямоугольником
-Давайте перевернём самый большой прямоугольник обратной стороной и посмотрим, действительно ли Михайло Потапыч спрятался за ним.
-Рома, выйди к доске и переверни пожалуйста прямоугольник
-Какой по величине прямоугольник будешь переворачивать?
-Самый большой
– Где он находится?
-Слева
– Действительно, ребята, за самым большим прямоугольником спрятался Михайло Потапыч. Ребята, а за прямоугольником какого размера может спрятаться Настасья Петровна?
-За прямоугольником поменьше
-Проверим?
-Да
-Кто перевернёт прямоугольник поменьше?
-Рита, выходи, и переверни прямоугольник поменьше
– Дети, как вы думаете, почему Настасья Петровна спряталась за прямоугольником поменьше, чем у Михайло Потапыча?
- Настасья Петровна меньше Михайло Потапыча
– Ребята, а какого героя из этой сказки мы ещё не нашли?
-Мишутку
– Как вы думаете, Мишутка какого размера может быть?
-Самый маленький
-Прямоугольник какого размера спрятал Мишутку?
-Самый маленький
-Перевернём самый маленький прямоугольник, Лев выходи, переворачивай прямоугольник
– Какого размера оказался Мишутка?
-Самого маленького
– Ребята, Настасья Петровна спрашивает, а все ли члены её семьи стоят на своём месте. -На каком по счёту месте стоит Мишутка, как это можно определить?
-Посчитать
-Вы уже умеете определять место предмета в ряду. Давайте посчитаем, на котором месте стоит Мишутка. Откуда вы начнёте считать?
-Слева, начиная с Михайло Потапыча
– Света, выйди и посчитай, на каком по счёту месте Мишутка.
- Первый, второй, третий, Мишутка на третьем месте, он третий
– Ребята, чтобы Настасья Петровна была спокойна, давайте определим количество медведей в её семье. Как мы это сделаем?
-Сосчитаем
– Эмма, выйди к доске, сосчитай
-Один, два, три, всего три медведя
– А чтобы Настасья Петровна убедилась в том, что все члены её семьи на месте, давайте назовём порядковое место каждого из них по имени и назовём величину каждого медведя слева направо.
-Кирилл, выйди к доске и назови порядковое место каждого медведя по имени и назови величину каждого медведя слева направо
- Первый – Михайло Потапыч – самый большой, вторая – Настасья Петровна – поменьше, третий – Мишутка –самый маленький
– Ребята, Настасья Петровна вас благодарит за то, что вы сумели посчитать членов её семьи, определить величину каждого из них и узнать, на каком по счёту месте они стоят.
-А теперь давайте вспомним, с чего начиналась сказка?
- С того, как Машенька пошла с подруженьками в лес за ягодами
-Правильно, а как вы думаете, что она могла взять с собой в лес?
-Корзинку
– Ребята, представьте, что мы все друзья Машеньки и сейчас отправимся в лес. Встаньте, подойдите к этому обручу и представьте, что вы берёте корзинку правой рукой. Взяли корзинки правой рукой. А теперь идём все в лес. Машенька с подружками собирают ягоды, грибы. Набрали много ягод и грибов. Решили отдохнуть на пенёчках. Садитесь на свои места-пенёчки. А когда подружки стали собираться домой, поняли, что перепутали корзинки. Давайте поможем им найти свои корзинки
– Посмотрите, у каждого из вас есть листочки. На листочках изображены девочки-подружки Машеньки. Около каждой девочки написано, сколько ягод или грибов она набрала в корзинку.
– Катя, сосчитай, сколько девочек изображено. А вы, ребята, проверяйте пальчиком.
- одна, две, три, четыре, пять – всего пять девочек
-Дети, у всех ли 5 девочек изображено?
-Да
– Глеб, сосчитай, сколько корзинок изображено на листочке.
-Один, два, три, четыре, пять, всего пять корзинок
- У всех 5 корзинок?
-Да
– По сколько девочек и корзинок у каждого из вас?
-По пять
-Молодцы, ребята, правильно определили количество девочек и корзинок.
– Ребята, возьмите в правую руку карандаш и прочертите-покажите дорогу девочкам к их корзинкам. Будьте внимательны: в корзинке должно быть столько ягод и грибов, какое число изображено рядом с девочкой.
-Глеб, почему ты эту девочку соединил с этой корзинкой
-Потому что около девочки стоит число четыре, и в корзинке четыре грибочка
– К какой корзине ты ведёшь дорогу от девочки?
-К этой
- Почему?
-Потому что в ней три грибочка и рядом с девочкой число три
– Ребята, посмотрите, всем ли девочкам вы помогли найти свои корзинки?
-Да
- Думаю, что девочки очень благодарны вам.
– Все девочки уже ушли домой. А Машенька заигралась, увидела на дереве птичек, под деревом зайчиков и стала их считать. (Показываю картинку).
– Как вы думаете, сколько птичек увидела Машенька?
- Одна, две, три, четыре, пять, всего пять птичек увидела Машенька
– А сколько зайчат под деревом увидела Машенька?
- Один, два, три, четыре, всего четыре зайчика
Пока Машенька сравнивала их количество, подружки уже далеко ушли. Давайте поможем Машеньке сравнить количество птичек и зайцев. Может, успеет ещё догнать своих подружек.
– Кого же больше: птичек или зайчат?
- птичек больше, чем зайчат
-Почему?
-Зайцев 4, а птичек 5, 5 больше 4, а 4 меньше 5
-Правильно, молодцы, вы помогли Маше сосчитать зайчиков и птичек и сравнить их количество, но она так и не смогла догнать подружек, потому что на другом дереве увидела белочек и снова их стала считать.
– А в это время медведи по лесу ходили и грибочки собирали. Давайте представим, что мы медведи из эй сказки. Подойдите все сюда.
Я буду говорить слова, где говорится о том, какие грибы собирали медведи и где они их находили, а вы выполняйте движения, как будто их собираете вы это медведи этой сказки.
Мишки по лесу гуляли
И грибочки собирали
Один-грибок и два-грибок.
Их положим в кузовок.
Под кусточком три маслёнка,
На болоте – маховик,
На пенёчке – два опёнка,
А под ёлкой – боровик
– Молодцы, вот мы и узнали, чем занимались медведи в то время, пока Машенька считала встретившихся на её пути птиц и лесных животных.
–Оказывается, ребята, сегодняшняя наша сказка заканчивается по-другому. Хотите узнать, как?
-Да
- Машенька увидела домик, зашла туда и увидела: на стене висели фотографии трёх медведей разной величины. Машенька решила им приготовить сюрприз. Напекла им печенье разной формы. Хотела разложить их по тарелкам, но не смогла. Давайте поможем ей разложить угощенье. У медведей были вот такие тарелки (раскладываю обручи разной величины)
-Сколько тарелок было в семье медведей, сосчитайте?
- Одна, две, три, всего три тарелки
-Как узнать, какая тарелка кому принадлежит?
- Потапыча должна быть самой большой, тарелка Настасьи Петровны – поменьше, Мишуткина тарелочка – самая маленькая
-Давайте их сравним по величине и разложим от самой большой до самой маленькой. -Как мы это всегда делали?
-Сравнивали, каждый раз выбирая самую большую
– Сравните тарелочки по величине и разложите их от самой большой до самой маленькой.
– Молодцы, вы помогли Машеньке в правильном порядке разложить тарелки. А теперь я вам раздам вот такое печенье и открою вам секрет: Михайло Потапыч любит печенье треугольной формы, Настасья Петровна – квадратной формы, а Мишутка – круглой формы. Какое печенье в какую тарелку вы положите?
– Помогите Машеньке разложить печенье в тарелки.
-Какой формы печенье сюда кладёшь?
-Квадратной
- Почему?
-Потому что это тарелка Настасьи Петровны и она любит печенье квадратной формы – Ребята, давайте посмотрим, все ли печенья правильно разложили в тарелочки?
-Да
В самой большой тарелке какой формы печенья?
-Треугольной
- В какой по величине тарелке круглые печенья?
-Самой маленькой
– Маша благодарит вас за помощь. Теперь медведи смогут полакомиться вкусными печеньями из своих любимых тарелок.
– Вот и пришла пора прощаться с героями любимой сказки. Они вам очень благодарны за ваши старания. А сейчас они прощаются с вами до новой встречи. А на память медведи оставили свои фотографии. Вам нужно будет их раскрасить.
-В какие цвета вы их будете раскрашивать?
-Разные
-Вспомните: за прямоугольниками какого цвета они были спрятаны в начале нашего путешествия в сказку?
-Коричневого
– Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии в сказку «Три медведя»?
- Как мы помогали Маше, её подружкам.
-Какую помощь вы оказали Маше?
-В какой помощи нуждались подружки Маши?
- Найти свои корзинки
-Молодцы, вы добрые, отзывчивые ребята. Любите сказки, а больше всего вы хотите, чтобы все сказки заканчивались хорошо. Ваши умения считать, сравнивать числа, сравнивать героев и их тарелки по величине, находить нужной формы печенья помогли всем героям сказки «Три медведя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе "Рассматривание игрушки - медведя" (по сказке "Три медведя").
занятие по развитию устной речи в средней логопедической группе....
Действующие лица: Медведь Лиса Рассказчик Рассказчик Жили в чаще по соседству И знакомы были с детства Бурый мишка и лиса, Леса местного краса. Одному жить не годится, И Медведь решил жениться. Посоветовали все Свататься идти к лисе. Медведь Тук-тук-
Куклы: Каспер, Принцесса, ведьма Клаппербен, Крокодил. Ре к в и з и т: маленькая книжка, кусок сосиски, будильник. Раздаются три звонка. Каспер (выглядывает из-за сцены). Прив...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе Сказка Л.Н. Толстого «Три медведя». Миски для медведей.
познакомить с содержанием сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»;дать возможность убедиться, что рассматривать рисунки в книгах очень интересно;развивать память, активизировать речь;закреплять умение ...
ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"
Сценарий театрализованного представления по ненецкой сказке "Белый медведь и бурый медведь"...
Презентация на тему: "Белый медведь и бурый медведь"
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле....
Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа
Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....
Конспект ООД в первой младшей группе"Миски для медведей".Занятие по лепке по мотивам сказки Л.Н.Толстого "Три медведя"
Конспект занятия в первой младшей группе по лепке "Миски для медведей"...