«Часть и целое»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_chast_i_tseloe.docx | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1»
города Сорочинска Оренбургской области
Сценарий занятия
совместной специально организованной образовательной деятельности
педагога с детьми
Тема: «ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ»
Образовательная область:
познавательное развитие.
Старшая группа
Составила: Тамулина Ольга Геннадьевна
Воспитатель :
МАДОУ «Детский сад №1»
Сорочинск 2023
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 12 |
III. | Список литературы | 14 |
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Часть и целое» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
2. | Виды деятельности детей | Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Восприятие научной литературы (получение новой информации деление круга «Раздели круг на 4 части») Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Помочь Маши», «Определите сколько», «Мы не скажем, а покажем») Двигательная деятельность (физкультминутка.) Изобразительная деятельность (математический диктант) Самообслуживание | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: Создание проблемной ситуации, появление объекта (письмо от Маши) Рассказ воспитателя о новом способе деления круга Практический метод: рассматривание объекта (деление круга) совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность. Методы стимулирования и мотивации деятельности: Игровой (использование сюрпризных моментов). Наглядность (письмо, круги на каждого ребенка, двухполосные карточки, цифры, круги фиолетовые и желтые по 20 штук на каждого ребенка, веера с цифрами на каждого ребенка, карандаши, листы бумаги) Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия. метод оценки и самооценки: тест «выбор конфеты». Проверка себя и соседа при помощи образца | Используемые технологии: *здоровьесберегающие; *игровые; * личностно-ориентированные; *синквейн. | |||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии. | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы) Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины) Художественно-эстетическое («Математический диктант» ) Физическое развитие(проведение физ. минутки | ||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | ||||
5. | Цель | Формировать умение делить круг на четыре равные части . | ||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | ||||
6.1 | - познакомить с делением круга на четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. - формировать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. - закреплять знание цифр от 1 до 10 - Воспитывать активность, усидчивость. | Умеют делить круг на четыре равные части, называет части и сравнивает целое и часть. Имеет представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов Знает цифры от 1 до 10 | ||||
6.2 | - развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять углы и середину листа (верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середина). | Делают выводы, анализируют, кратно формулируют свои высказывания | ||||
6.3 | Воспитывать у детей интерес, активность, , стремление к достижению результата. | Стремятся к хорошим результатам | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
Затруднение в работе с делением круга на четыре части | Показ, разъяснение | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Необходимые материалы для проведения занятия Изобразительный ряд: карандаши , лист бумаги Материалы и оборудование (письмо, круги на каждого ребенка, веера с цифрами на каждого ребенка, фланелеграф, круг разделенный на четыре части разные по цвету, двухполосные карточки , 20 кругов разного цвета, цифры 1 и 0. | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Рассматривание геометрические фигуры. Просмотр мультфильма «Маша и медведь; разгадывание загадок . Чтение художественной литературы: заучивание считалки «Мы делили апельсин» |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему Актуализация ранее приобретенных знаний | Организационный момент Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в группу сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки. (действия детей) | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: - Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо. На конверте написано: Для ребят старшей группы. Это значит нам Воспитатель: Как вы думаете от кого оно? Воспитатель: Чтобы письмо открыть, нам нужно отгадать загадку. В чаще темной заблудилась И в избушке поселилась, У медведя на свой страх Пожила она в гостях
(Маша)
(сели за столы) один ребенок выполняет у доски | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Познакомится с делением круга на четыре части» | |
II. | Основная часть: | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | 1. Основная часть 1. знакомство с новым материалом . игровое упражнение «Раздели круг на 4 части» Воспитатель: Маша просит помочь, разделить торт на 4 разные части У вас на столах есть круги. Воспитатель:. Как разделить круг на две части Дети: сложить круг 1 раз пополам, складывать так чтобы все стороны соединились друг с другом, прогладить линию сгиба. Воспитатель: Сколько частей получилось Дети :Две Воспитатель: Как называется каждая часть Дети -1/ 2 круга или половина круга Воспитатель: - Что больше целый круг или одна из 2 равных частей? Воспитатель: - Что меньше? Одна вторая части или целый круг? Воспитатель: - Обведите рукой каждую из половин круга. -Обведите рукой целый круг. Воспитатель: - А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам. (дети складывают круг дважды пополам) . Воспитатель: - Сколько раз сложили круг пополам (спрашиваю несколько детей) Воспитатель: - Сколько получилось частей? Дети 4 Воспитатель: Как можно назвать каждую часть Дети Одна четвертая Воспитатель: -Равны ли эти части? -Обведите рукой каждую из 4 частей . Воспитатель: - Что больше одна из четырех частей целого или целый круг? Воспитатель: - Что меньше? Воспитатель: - Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам? Дети: Две Воспитатель: - Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам? Дети четыре Показать на фланелеграфе, круг из 4 частей разного цвета | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | 2.Работа с раздаточным материалом.. Игровое упражнение «Определи сколько» Воспитатель: Ребята, Маша просит нас рассадить гостей . (Перед детьми двухполосные карточки , 20 кругов разного цвета, цифры 1 и 0) один выполняет у доски Воспитатель: Ребята на верхнюю желтую полоску расположите 10 кругов фиолетового цвета, близко друг к другу. Раскладывать нужно с права на лева от красной полосы. Воспитатель: На нижнюю белую полоску вы положите 10 красных кружочков , расположите их далеко друг от друга. Воспитатель Сколько кругов на верхней полосе? Сколько на нижней полосе? Дети: 10 Воспитатель Чем отличаются круги от верхней и нижней полосе? Дети Цветом Воспитатель : Почему фиолетовые круги заняли меньше места , а красные больше? Дети: Потому что, фиолетовые круги мы расположили близко, а красные на расстоянии друг от друга. Воспитатель Что можно сказать о количестве фиолетовых и красных кругов? Дети Их поровну Воспитатель: Обозначьте число цифрами. Какие цифры вы взяли? Дети: 1 и 0 Воспитатель: Как их расположили? Дети: Один слева, ноль справа. Воспитатель : Какое число обозначили? Дети: 10 физминутка Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз, 3Игровое упражнение «Мы не скажем, а покажем» Я вам буду задавать вопросы, но ответ вы мне будете показывать с помощью цифр. Самое главное условие – говорить нельзя, можно только показывать цифру. Сколько дней в недели 7 Воспитатель Давайте вспомним как называются все дни недели. 4 математический диктант Воспитатель Маша говорит, я хочу подарить Мишке красивые платочки, помогите мне их украсить: Воспитатель: Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Для того чтобы наши платочки стали красивыми, мы должны их украсить. (На столах лежат листы бумаги и цветные карандаши.) Воспитатель: называет задания, а дети выполняют их на листах: в верхнем правом углу нарисовать красный круг в верхнем левом углу нарисовать желтый круг в нижнем правом углу нарисовать коричневый круг. в нижнем левом углу нарисовать синий круг посередине (в центре) нарисовать зеленый круг Воспитатель: Поменяйтесь с соседом листочками, и проверти, у него правильно ли он выполнил задание. (Выставляется образец). | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Итог Воспитатель Чем вы сегодня занимались? Что узнали нового? Воспитатель Что понравилось больше всего? Воспитатель: Какое действие вы выполняли с кругом? Самоанализ Воспитатель: А сейчас мы себя оценим , Маша вам передала конфеты. Если вам все понравилось вы берете зеленую конфетку Если вы испытывали затруднение, берете желтую конфетку Если ничего не понравилось вы берете красную конфетку |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы; | Рассматривание геометрические фигуры. Просмотр мультфильма «Маша и медведь; разгадывание загадок, заучивание считалки. | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает геометрические фигур, смотрит мультфильм «Маша и медведь. Использует считалку в повседневной жизни. |
Использование литературы
1.И.А Помораева, В.А Позина «Формирование элементарных математических представлений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Часть и целое"
Данная игра способствует развитию речи дошкольников: активизирует и расширяет словарный запас, знакомит с предметами окружающего мира и их назначением....
"Развитие у детей сообразительности, смекалки, логического мышления в результате использования планомерного наблюдения, обобщения, сравнения и противопоставления, выявления взаимоотношений между частями и целым"
Для формирования логического мышления у дошкольников лучше использовать "стихию ребенка"--ИГРУ!...
Конструирование из бумаги как средство формирования представлений у детей о размере, количестве, числе, части и целом.
В математической деятельности предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательной игровой ситуации. Одной из задач воспитания...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.
Конспект ООД по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.Образовательная область: "Познание".Цель: Формирование понятий части и целого.Образовательные задачи:1. Закрепить навыки прямого и...
Методическая разработка игры «Части и целое» с использованием интерактивной технологии «Карусель» для детей старшего дошкольного возраста
Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Карусель", с помощью которой у детей развивается не только внимание, но и умение согласовывать свои действия с игровыми партнёрами...
Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие.
Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие....