«Часть и целое»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.                   Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.  Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_chast_i_tseloe.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

города Сорочинска Оренбургской области

Сценарий занятия

совместной специально организованной образовательной деятельности

педагога с детьми

Тема: «ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ»

Образовательная область:

познавательное развитие.

Старшая группа

Составила: Тамулина  Ольга Геннадьевна

  Воспитатель :

 МАДОУ «Детский сад  №1»

Сорочинск  2023

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

12

III.

Список литературы

14

Пояснительная записка

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.                   Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.  Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Часть и целое»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Восприятие научной литературы (получение новой информации деление круга «Раздели круг на 4 части»)

Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Помочь Маши», «Определите сколько», «Мы не скажем, а покажем»)

Двигательная деятельность (физкультминутка.)

Изобразительная деятельность (математический диктант)

Самообслуживание

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Создание проблемной ситуации,  появление объекта (письмо от Маши)

Рассказ воспитателя о новом способе деления круга

Практический метод: рассматривание объекта (деление круга)

совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядность (письмо, круги на каждого ребенка, двухполосные карточки, цифры, круги фиолетовые и желтые по 20 штук на каждого ребенка,   веера с цифрами на каждого ребенка, карандаши, листы бумаги)

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

метод оценки и самооценки:   тест «выбор конфеты».

Проверка себя и соседа при помощи образца

Используемые технологии:

*здоровьесберегающие;

*игровые;

* личностно-ориентированные;

*синквейн.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии.

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы)

Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины)

Художественно-эстетическое («Математический диктант» )

Физическое развитие(проведение физ. минутки

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель

Формировать  умение делить круг на четыре равные части .

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

- познакомить с  делением  круга на четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

- формировать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

- закреплять знание цифр от 1 до 10

- Воспитывать активность, усидчивость.

Умеют  делить круг на четыре равные части, называет части и сравнивает целое и часть.

Имеет представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов

Знает цифры от 1 до 10

6.2

- развивать умение  ориентироваться на листе бумаги, определять углы и середину листа (верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый  угол,  середина).

Делают выводы, анализируют,  кратно формулируют свои высказывания

6.3

Воспитывать  у детей интерес, активность, , стремление к достижению результата.

Стремятся к хорошим результатам

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Затруднение в работе с делением круга на четыре части

Показ, разъяснение

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия

Изобразительный ряд: карандаши , лист бумаги

Материалы и оборудование (письмо, круги на каждого ребенка, веера с цифрами на каждого ребенка, фланелеграф, круг разделенный  на четыре части  разные по цвету, двухполосные карточки , 20 кругов разного цвета, цифры 1 и 0.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание геометрические фигуры. Просмотр мультфильма  «Маша и медведь; разгадывание загадок . Чтение художественной литературы: заучивание считалки  «Мы делили апельсин»

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Актуализация ранее приобретенных знаний

Организационный момент 

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в группу сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим  им свои улыбки. (действия детей)

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: - Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо. На конверте написано: Для ребят старшей группы.  Это значит нам 

Воспитатель: Как вы думаете от кого оно?

Воспитатель: Чтобы письмо открыть, нам нужно отгадать загадку.

В чаще темной заблудилась

И в избушке поселилась,

У медведя на свой страх

Пожила она в гостях

 

(Маша)

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Маша, у Миши скоро день рождения , я так хочу ему сделать сюрприз, без вас я не справлюсь .  Помогите мне пожалуйста подготовиться к празднику Миши»


Воспитатель: Поможем Маше подготовиться ко Дню рождения? (да) 

(сели за столы) один ребенок выполняет у доски

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Познакомится с делением круга на четыре части»

II.

Основная часть:

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

1. Основная часть

1. знакомство с новым материалом .

игровое упражнение «Раздели круг на 4 части»

Воспитатель: Маша просит помочь,  разделить торт на 4 разные части

У вас на столах есть круги.

Воспитатель:. Как разделить круг на две части

Дети: сложить круг 1 раз пополам, складывать так чтобы все стороны соединились друг с другом, прогладить линию сгиба.

Воспитатель: Сколько частей получилось

Дети :Две

Воспитатель: Как называется каждая часть

Дети -1/ 2 круга или половина круга

Воспитатель: - Что больше целый круг или одна из 2 равных частей?

Воспитатель: - Что меньше? Одна вторая части или целый круг?

Воспитатель: - Обведите рукой каждую из половин круга.

-Обведите рукой целый круг.

Воспитатель: - А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам. (дети складывают круг дважды пополам) .

Воспитатель: - Сколько раз сложили круг пополам (спрашиваю несколько детей)

Воспитатель: - Сколько получилось частей?

Дети 4

Воспитатель: Как можно назвать каждую часть

Дети Одна четвертая

Воспитатель: -Равны ли эти части?

-Обведите рукой каждую из 4 частей .

Воспитатель: - Что больше одна из четырех частей целого или целый круг?

Воспитатель: - Что меньше?

Воспитатель: - Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам?

Дети: Две

Воспитатель: - Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?

Дети четыре

Показать на фланелеграфе,  круг из 4  частей разного цвета 

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

2.Работа с раздаточным материалом..

Игровое упражнение  «Определи сколько»

Воспитатель: Ребята, Маша просит нас рассадить гостей .

(Перед детьми двухполосные карточки , 20 кругов разного цвета, цифры 1 и 0) один выполняет у доски

Воспитатель: Ребята на верхнюю желтую полоску расположите 10 кругов фиолетового цвета, близко друг к другу. Раскладывать нужно с права на лева от красной полосы.

Воспитатель: На нижнюю белую полоску вы положите 10 красных кружочков , расположите их далеко  друг от друга.

Воспитатель Сколько кругов на верхней полосе? Сколько на нижней полосе?

Дети: 10

Воспитатель Чем отличаются круги от верхней и нижней полосе?

Дети Цветом

Воспитатель : Почему фиолетовые круги заняли меньше места , а красные больше?

Дети: Потому что, фиолетовые круги мы расположили близко, а красные на  расстоянии  друг от друга.

Воспитатель Что можно сказать о количестве фиолетовых и красных кругов?

Дети Их поровну

Воспитатель: Обозначьте число цифрами. Какие цифры вы взяли?

Дети: 1 и 0

Воспитатель: Как их расположили?

Дети: Один слева, ноль справа.

Воспитатель : Какое число обозначили?

Дети: 10

физминутка

Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,
Нам размяться захотелось. 
Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, 
Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, 
Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. 
Дети садятся.

3Игровое упражнение «Мы не скажем, а покажем»

Я вам буду задавать вопросы, но ответ вы мне будете показывать с помощью цифр. Самое главное условие –  говорить нельзя, можно только показывать цифру.
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько ушей у мышей? (2)                                                                                                 - -Сколько ног у коровы 4
- Сколько хвостов у двух котов? (2).
 -На столе лежало 1 яблоко, его разделили на две части, сколько яблок было на тарелке? (1)

Сколько дней в недели 7

Воспитатель Давайте вспомним как называются все дни недели.
(дети называют все дни недели).
Воспитатель Вы верно показали. Молодцы!
Это игру мы можем предложить Маше, чтоб она поиграла со своими гостями.

4 математический диктант 

Воспитатель Маша говорит, я хочу подарить Мишке красивые  платочки, помогите мне их украсить: 

Воспитатель: Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит   лист бумаги. Для того чтобы наши платочки стали красивыми, мы должны их  украсить.

(На столах лежат  листы бумаги  и цветные карандаши.)

 Воспитатель:  называет задания, а дети выполняют их на листах:

в верхнем правом углу нарисовать красный круг

в верхнем левом углу нарисовать желтый круг

в нижнем правом углу нарисовать коричневый круг.

в нижнем левом углу нарисовать синий круг

посередине (в центре) нарисовать зеленый круг

Воспитатель: Поменяйтесь с соседом листочками, и проверти, у него правильно ли он выполнил задание. (Выставляется образец).

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Итог

Воспитатель Чем вы сегодня занимались? Что узнали нового?

Воспитатель Что понравилось больше всего?

 Воспитатель: Какое действие вы выполняли с кругом?

Самоанализ

Воспитатель: А сейчас мы себя оценим , Маша вам передала конфеты.

Если вам все понравилось вы берете зеленую конфетку

Если вы испытывали затруднение, берете желтую конфетку

Если ничего не  понравилось вы берете красную конфетку

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной литературы;

Рассматривание геометрические фигуры. Просмотр мультфильма  «Маша и медведь; разгадывание загадок, заучивание считалки.

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривает  геометрические  фигур, смотрит  мультфильм  «Маша и медведь. Использует считалку в повседневной жизни.

Использование литературы

1.И.А Помораева, В.А Позина «Формирование элементарных математических представлений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Часть и целое"

Данная игра способствует развитию речи дошкольников: активизирует и расширяет словарный запас, знакомит с предметами окружающего мира и их назначением....

Конструирование из бумаги как средство формирования представлений у детей о размере, количестве, числе, части и целом.

В математической деятельности предусмотрено развитие логической мыслительной деятельности и математических представлений посредством создания познавательной игровой ситуации. Одной из задач воспитания...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.

Конспект ООД по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.Образовательная область: "Познание".Цель: Формирование понятий части и целого.Образовательные задачи:1. Закрепить навыки прямого и...

Методическая разработка игры «Части и целое» с использованием интерактивной технологии «Карусель» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Карусель", с помощью которой у детей развивается не только внимание, но и умение согласовывать свои действия с игровыми партнёрами...

Дидактическая игра «Угадай птицу по части тела» Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие.

Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие....