Дидактические игры по ФЭМП
картотека по математике

Казакова Наталья Викторовна

Дидактические игры по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека математических игр для дошкольников

Игры с цифрами и числами

В.А. Сухомлинский писал: «Игра -это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Дидактическая игра требует усидчивости, серьёзный настрой, использование мыслительного процесса».

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего»,- говорила Н.К. Крупская.

 Игра - естественный способ развития ребёнка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детёныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребёнок радостно, легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учиться размышлять.

Игра «Путаница».

Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры.

В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Игра «Какой цифры не стало?»

Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

Ход игры.

В игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игра «Что изменилось»

Цель. Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание, память.

Ход игры.

Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.

Ход игры.

В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

Игра «Сколько».

Цель. Упражнять детей в счёте. Развивать слух, внимание.

Ход игры.

На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру, становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько ».

Игра «Считай – не ошибись».

Цель. Закрепить порядок следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать мышление, внимание.

Ход игры.

В игре используется мяч. Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводиться в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

Игра « Которой игрушки не стало».

Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память.

Ход игры.

Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

Игра « На каком месте?»

Цель. Закрепить счёт в пределах пяти. Развивать память, внимание.

Ход игры. Выставляются муляжи фруктов или овощей. Дети их пересчитываю. Называют, на каком месте был помидор или яблоко. Дети проверяют правильность ответов.

Игры – путешествия во времени.


«Не ошибись» (авторская)

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро), Усложнение - назвать часть суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток.


«Цветная неделя»

Ход игры: Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т.д.

«Двенадцать месяцев»

Ход игры: Вырежьте из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца года. Предложите ребёнку  закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью  к определённому времени года: летние месяцы - красным цветом, зимние – белым, осенние - жёлтым, весенние - зелёным. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца.

«Назови пропущенное слово» (авторская).

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети называют день недели.
Мы спросили у Емели: назови нам день недели.
Стал Емеля вспоминать, стал Емеля называть.
Дядька крикнул мне «бездельник» - это было в (понедельник).
На забор я лез, и дворник гнал меня метлой во (вторник)
В (среду) я ловил жука и свалился с чердака.
Воевал в (четверг) с котами и застрял под воротами.
В (пятницу) дразнил собаку – и порвал себе рубаху.
А в (субботу) – вот потеха! – на свинье верхом поехал.
В (воскресенье) отдыхал –  на мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку, не везет же человеку!
Так у нашего Емели дни недели пролетели.

«Живая неделя»

Ход игры: Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. 

 «Какое время года»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности

времен года. Отгадайте загадки:

Дел у меня немало — я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня..(зима)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна, зовут меня(весна)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это вы все меня. Я (лето)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен,

и елочек. Я .(осень)

Назовите по порядку названия времен года, начиная с весны. С лета. С зимы. С осени.

Прочитайте ребенку стихотворение «Времена года» А. Кузнецовой:

Придумала мать дочерям имена:

Вот — Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — все под солнцем цветет, и спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды —Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

 

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Ход игры: По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается

Игры на развития пространственной ориентировки

Игры на формирование ориентировки "на себе"

"Солнышко"

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

"Скульптор"

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

"Контролер"

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

"Прятки"

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: -

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

"Дорога в школу"

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

"Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

"Всадник"

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Оборудование: -

Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя"

и "от предметов"

"Кто правильно назовет"

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование: -

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Оборудование: -

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

"Вратарь"

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч

Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

"Найди игрушки"

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

"Разведчик"

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

"Скок-перескок"

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

"Автогонки"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

"Жмурки с колокольчиком"

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в микропространстве

"Художник"

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка - фон, предметные картинки.

Содержание: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

"Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

Оборудование: "сундучок", мелкие игрушки

Содержание: ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.

"Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

"Бабочка"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

"Путешествие по азбуке"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

"Стрелоплан"

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие "Стрелоплан".

Содержание: детям прослеживают глазами указанное направление каждого героя, объясняют где в данный момент находится каждый герой.

"Найди место"

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

"Адресное бюро"

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

"Астрономы"

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

"Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка - план, учебные принадлежности.

Содержание: детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

"Где Маша?"

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план

Содержание: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.

Игры с геометрическими фигурами

1. Назови одним словом

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. 

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

2. Подбери по величине

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей (6-7 чел.).

3. Найди лишнюю фигуру

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».

Содержание игры: Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).

4. Подбери подходящее

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.
Материал: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются три карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ребенка – подобрать четвертую карточку с подходящей геометрической фигурой.

5. Что подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.
Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».
Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

6. Раздели фигуры

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.
Материал: Три больших квадрата, пять маленьких квадратов одного и того же цвета, цифры «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10». 

Содержание игры: Ребенок должен разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10» выбрать те, которые подходят к составляемым группам, объяснить свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла).

7. Раздели на группы

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифицировать фигуры по двум основаниям (цвет, размер), умение соотносить цифры с признаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.
Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».

Содержание игры: Детям задается вопрос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй).

8. Что изменилось?

Цель: Развитие внимание, наблюдательности, памяти, самоконтроля.
Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг.
Содержание игры: Педагог предлагает детям – вы закроете глаза, я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зеленый. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2-3 квадрата. Задание направленно на развитие внимания, наблюдательности, памяти, самоконтроля, а так же готовит детей к пониманию действия вычитания.

9. Посмотри и разложи

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное количество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.
Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника, цифры: «2», «5», «3»?

Содержание игры: Дается задание разделить на две группы (по разным признакам: цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять желтых больших фигур, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника). Сколько всего фигур? (Одиннадцать).

10. Куда отнести?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга и три маленьких зеленых треугольника, желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник.
Содержание игры: Фигуры разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый круг, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически приходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

11. Что не подходит?

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, соотносить их между собой, выделять общее и различное.
Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему.


12. Сложение и вычитание

Цель: Подводить детей к пониманию смысла действия сложения и вычитания.
Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника, цифры от «1» до «9», знаки «плюс», «минус».

Содержание игры: Педагог выкладывает перед детьми фигуры и спрашивает: что может означать запись «2+3»? Составляя различные группы, соответствующие этой записи, дети глубже осознают смысл действия сложения: два больших желтых круга и три маленьких зеленых круга, два больших желтых круга и три больших желтых квадрата, два больших желтых круга и три маленьких зеленых треугольника. Что бы ни входило в группу, ее общая количественная характеристика постоянна, а символическая модель (2+3) отражает общее свойство всех составляемых групп независимо от формы и цвета ее объектов.

13. Подходящее к подходящему

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и разделять на группы по заданному признаку.
Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.

Содержание игры: В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый молча раскладывает карточки на группы по какому-либо признаку (по форме, цвету, размеру). Разложив 8-12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки раскладываются по другому признаку.


14. Найди отличающуюся карточку

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, ориентироваться в различении признаков.

Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.

Содержание игры: Карточки делят поровну между играющими. Педагог выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Эта игра развивает не только восприятие формы, величины, цвета, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, логичность и обоснованность мыслительных действий.

15. Найди

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

16. Цепочка

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

17. Второй ряд

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

18. Домино

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

Содержание игры: Фигуры делятся поровну между участниками (не более 4 человек). Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Ходить можно по-разному. Например: Фигурами другого цвета (формы, размера);Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы; Фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

Ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

19. Раздели фигуры

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по заданному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.
Содержание игры: Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Ответить на вопросы:
Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
А у зайки? (Все не красные). 
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
Чтобы у мишки оказались все круглые фигуры;
Чтоб зайцу достались все большие;
Чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

20. Раздели фигуры
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по двум признакам.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: мишка, кукла, заяц и др.
Содержание игры: Разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все синие фигуры, а у зайки все квадратные.
После разделения фигур ответить на вопросы. Например: Какие фигуры достались только мишке? (Синие, квадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
Чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки – все большие;
Чтобы мишке достались все маленькие, а зайке – все прямоугольные;
Чтобы у мишки оказались некруглые, а у зайки – все желтые.


21. Раздели фигуры 3
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по трем признакам.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша, игрушки: Буратино, Незнайка, Чебурашка.
Содержание игры: Разделить фигуры между Буратино, Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки все большие. 
Вопросы:
Какие фигуры достались только Буратино? (Круглые, не желтые, маленькие).
Какие фигуры получил Чебурашка? (Желтые, маленькие, круглые).
Какие фигуры достались только Незнайке? (Большие, не желтые, некруглые).
Какие фигуры подошли сразу и Буратино и Чебурашке? (Круглые, желтые, маленькие).
Какие фигуры достались сразу и Буратино и Незнайке? (Круглые, большие, не желтые).
Какие фигуры подошли сразу Незнайке и Чебурашке? (Большие, желтые, некруглые).
А какие фигуры оказались ничьи? (Большие, некруглые, не желтые).


22. Найди нужный блок

Цель: Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств.
Содержание игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.

23. Найди нужный блок 2

Цель: Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки с отрицанием свойств.
Содержание игры: Дети рассматривают карточки, на которых условно обозначены отрицания свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина). Затем ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Аналогично проводятся игровые упражнения с двумя и более карточками.


24. Угадай, какую фигуру я загадал

Цель: Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать информацию.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств.

Содержание игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.

25. Дерево

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Содержание игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.

26. Игра с одним обручем

Цель: Развитие умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

27. Игра с двумя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

28. Игра с тремя обручами

Цель: Развитие умения разбивать множество по трем совместимым свойством, производить логические операции «не» «и», «или», развитие доказательности мышления.
Материал: 3 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Содержание игры: Педагог кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый)

обруча так, чтобы образовалось 8 областей. После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего – все квадратные, а внутри желтого – все большие. Какие блоки лежат:
внутри всех трех обручей; внутри красного и синего, но вне желтого обруча;
внутри красного и желтого, но вне синего; внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча; внутри синего, но вне желтого и красного обруча; внутри желтого, но вне красного и синего обруча; вне всех трех обручей?

29. Где чей дом?

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков.

Содержание игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.
Аналогично проводиться игра с таблицей № 2.

30. Помоги фигурам выбраться из леса

Цель: Развитие логического мышления, умения рассуждать.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблица с изображением леса и дорожек.

Содержание игры: Перед детьми таблица № 3 (Приложение 8). На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам. Затем дети по очереди выводят каждую фигуру из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз нужно свернуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

В данной статье представлены методы и приемы организации дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе...

Дидактические игры по ФЭМП в средней группе

Рекомендации по подбору и проведению дидактических игр в средней группе...

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

В данной статье даны методические рекомендации по подботу и проведению дидактических игр в старшей группе...

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП»

Дидактические и обучающие игры «Дидактические игры по ФЭМП» (подготовительная группа)...

Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" (словесная игра)

Дидактическая игра по ФЭМП "Поезд" для младшей группы (словесна игра)...

Дидактические игры Картотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы

Дидактические игрыКартотека игр Дидактические игры по ФЭМП для детей 1 младшей группы...