Проектная деятельность "Развитие логики и мышления"
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Департамент Образования г. Москвы государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №657 дошкольное отделение 2
Рабочая программа
по развитию логического мышления «Играем и учимся» для детей 5-7 лет.
воспитателя Игнатьева Л. А.
на 2022-2023 учебный год.
г.Москва
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.
Задачи:
1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Сроки реализации программы – 2 учебных года.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.
Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.
Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.
Содержание программы.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все не круглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.
Ожидаемые результаты: Занятия будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Используемая литература:
- «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.
Изд. «ГРИНГО», 1995г.
- «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
- «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
- Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
- «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
- «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова. ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
- Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
Перспективный план работы «Играем и учимся»
на 2022 -2023 уч.год
Содержание занятий | Задачи | ||
Октябрь Занятие №1 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи». 2.»Оценка словесно-логического мышления». | Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. | |
Октябрь Занятие №2 | 1.Обучение приёму«Сравнение». Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», 2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3.Занимательные вопросы, загадки – шутки. | Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Октябрь Занятие №3 | 1.Анализ – синтез. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»2. «Чем похожи и чем отличаются» 3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами. 4.Решение логических задач. | Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | |
Октябрь Занятие №4 | 1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки». 3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. 4.Выкладывание картин из счётных палочек. | Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. | |
Ноябрь Занятие №1 | 1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», 2.Д/И «Подбери и назови». 3.Игра с палочками Кюизенера. 4.Учимся отгадывать загадки. | Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Ноябрь Занятие №2 | 1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», 2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3.Графический диктант. | Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. | |
Ноябрь Занятие №3 | 1.Ограничение. Д/И «В гостях у лисы», 2«Что лишнее». 3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Ноябрь Занятие №4 | 1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика». 2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши». 3.Лингвистические задачки. | Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Декабрь Занятие №1 | 1.Установление причинно – следственных связей. Д/И «Почему это произошло». 2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3.Логическая мозаика. | Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Декабрь Занятие №2 | 1.Смысловое соотнесение. Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое». 2. Придумывание небылиц. 3.Нарисуй справа такую же фигуру. | Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Декабрь Занятие №3 | 1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка» 2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. 3. Решение логических задач. 4.Графический диктант. | Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета. | |
Декабрь Занятие №4 | 1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка». 2.Задачи – шутки, занимательные вопросы. 3.Д/И «Что делать» | Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение. | |
Январь Занятие №1 | 1.Разгадываем кроссворд 2.Занимательные вопросы, загадки – шутки. | Учить находить связи между предметами, явлениями. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Январь Занятие №2 | 1«Сравнение». Д/И «Что изменилось». 2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. 3.Занимательные задачки. | Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. | |
Февраль Занятие №1 | 1.Анализ – синтез. Д/И «Подскажи Незнайке» 2. «Зачем и почему» 3.Игра с блоками Дьенеша . 4.Решение логических задач. | Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. | |
Февраль Занятие №2 | 1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки». 2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов. | Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками. | |
Февраль Занятие №3 | 1.Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови». 2.Игра с палочками Кюизенера. 3.Учимся разгадывать ребусы. | Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. | |
Февраль Занятие №4 | 1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов». 2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3.Графический диктант. | Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ. | |
Март Занятие №1 | 1.Ограничение. Д/И «Найди фрагменты изображений». 2.Игра с блоками Дьенеша 3.Учимся разгадывать крассворды. | Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. | |
Март Занятие №2 | 1.Умозаключения. Д/И «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её». 2. Игра с блоками Дьенеша 3.Разгадываем загадки | Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. | |
Март Занятие №3 | 1.Установление причинно – следственных связей. Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 2.Логическая мозаика. | Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение. | |
Март Занятие №4 | 1.Смысловое соотнесение. Д/И «И хорошо и плохо». 2. Придумывание небылиц. 3.Графический диктант | Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства. | |
Апрель Занятие №1-2 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
Перспективный план работы «Играем и учимся»
на 2022 -2023 учебный год
Месяц | Занятие | Задачи |
Октябрь №2. | «Неправильные картинки» | -Развивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях. -Развивать умение рассуждать логически. |
№3. | «На что сгодится карандаш?» | -Развивать оригинальность мышления. -Расширять способность нестандартного применения предметов. - Воспитывать коммуникативные качества |
Ноябрь №1. | «Шумно, вкусно, кругло-красно!» | -Развитие образно-логическое мышление. -Учить изменять одно свойство предмета не изменяя других его свойств. -Развивать мелкую моторику, графические навыки. |
№2. | «Ожившие фигуры» | -Развивать креативное мышление. -Развивать мелкую моторику, художественные способности. |
№3. | «Кто сильней: медведь или папа?» | -Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности. -Формировать коммуникативные и импровизационные навыки. |
№4. | «Что в пустой клетке?» | - Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию. -Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
Декабрь №1. | «И карета - сказочная, и палочка волшебная!» | -Развивать творческое воображение, фантазию. -Развивать мелкую моторику, художественные способности. |
№2. | «Буквы нашлись» | -Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение. |
№3. | «Буквы спрятались!» | -Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. |
№4. | «Необычный оркестр» | - Развивать воображение; побуждать детей к импровизации. -Расширять способность нестандартного применения предметов. -Воспитывать партнёрские, уважительные отношения |
Февраль №1. | «Выход из лабиринта» | -Развивать способность планировать действие и поведение. - Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
№2. | «Мокро в банке огурцу» | - Развивать креативное мышление. -Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности. -Воспитывать коммуникативные качества. |
№3. | «Не узоры – загляденье!» | -Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. |
№4. | «Назови посмешнее» | -Развивать слов.-логическое мышление. -Обогащать словарный запас. - Развивать творческое воображение. -Воспитывать коммуникативные качества. |
Март №1. | «На листочке – только точки» | - Развивать зрительное восприятие. - Развивать мыслительные операции: сравнение. - Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
№2. | «Папуас Павел» | - Развивать зрительное восприятие, внимание. - Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение. -Закрепление знаний о буквах и звуках. |
№3. | «Таинственные загадки» | - Развивать воображение, логическое мышление, инициативу. - Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой. -Воспитывать коммуникативные качества. |
№4. | «Куда пропал рисунок?» | - Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию. -Развивать мелкую моторику, гр.навыки. |
Апрель №1. | «Кукла, зонтик, воробей, объединяйтесь!» | -Развивать обобщающие функции мышления. -Развивать способность видеть не только очевидные, но и скрытые свойства и признаки объектов. |
№2 | «Рифмы» | - Развивать креативное мышление, творческое воображение, фантазию. - Побуждать детей к импровизации. -Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества. |
№ 3-4 | Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценить уровень развития логического мышления у детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Конспект интегрированного занятия по формированию логико-математического мышления и воспитания звуковой культуры речи детей средней групы «Малыши спешат на помощь»
логико-математические задания с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера:- объединение предметов по основному родовому признаку (форма)без учета известных признаков (цвет, величина);- выкладывание ...
«Развитие логики и мышления у детей дошкольного возраста»
Материал содержит планирование по месяцам и разбит на возраста (младший и старший дошкольный возраст), используются монтессори-материалы....
РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ. ЛОГИКА И МЫШЛЕНИЕ.
Как помочь ребенку развить логику и мышление....
Влияние поисково-исследовательской деятельности на развитие логико-конструктивного мышления и формирование математических способностей дошкольников (презентация)
В процессе исследования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения. Логико-конс...
педагогическое эссе "ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Педагогическое эссе "ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" к конкурсу "Воспитатель года-2014"...
Тренажер «Логика и мышление» (5-6 лет)
Зачётная работа № 5. Тренажер «Логика и мышление». Окружающий мир, ФЭМП, старшая группа д/с (5. Приём "Шторка") - зачетРабота выполнена в рамках МК «Мои первые ЦОР» на сайте Салиш С....