Статья "Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы)"
статья по математике (старшая группа)
Развитие математических способностей детей старшей группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_matematicheskih_sposobnostey_detey_iz_opyta_raboty_-alekseeva_t.n.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Т.Н., воспитатель
ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Развитие математических способностей детей старшей
группы детского сада (из опыта работы)
Математическое развитие ребёнка, развитие его математических способностей является актуальным на современном этапе и одной из основных задач дошкольного образования.
Математическое развитие ребёнка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Одна из задач развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Очень важно правильно и грамотно организовать окружающую-развивающую среду дошкольника.
Развивающая предметная среда — это совокупность природных, социальных и культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. Основываясь на требования ФГОС, СанПин в группах должна создаваться развивающая предметно-пространственная среда для сенсорно-математического развития детей.
Предметно-пространственная среда в старшей группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в Учреждении, среда меняется оснащением в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, поэтапно изменяется и дополняется.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
В старшей группе используются обычные предметы детской мебели: яркие современные полочки, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся на них материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми группы. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета, также помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.
В своей работе с детьми, я использую задачи-шутки и стихи-шутки, занимательные вопросы, считалки, загадки, задачи в стихотворной форме, головоломки, дидактические игры и наглядные пособия.
По моему опыту дети в старшей группе проявляют больший интерес к играм-головоломкам (геометрические конструкторы) «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.
Счётные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счётными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.
На прогулках предлагаю детям найти парные предметы, сделать из песка или снега куличики разного размера и сравнить их, нарисовать на земле или асфальте следы больших и маленьких зверей, геометрические фигуры, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (треугольник — косынка, круг – солнышко и т.д.). Провожу беседы с детьми о том, какое время суток сейчас, какое время года, какие изменения происходят в природе. Обращаю внимание детей на тонкие и толстые стволы деревьев, и их высоту, рисуем или выкладываем из природных материалов широкую и узкую дорожки, проводим сравнения по высоте, ширине.
В своей работе опираюсь на использование дидактических игр по формированию математических представлений, которые можно разделить на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествия во времени
- Игры на ориентировку в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?".
Вторая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
В четвёртую группу входит геометрия в картинках, благодаря которой развивается внимание, логика, зрительное восприятие. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
В пятую группу входят математические задачи на смекалку. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Правильно созданная развивающая среда помогает поддерживать игровую обстановку, осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
Подводя итог вышесказанному, хочется особо подчеркнуть, что развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые были стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Литература:
1. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М., 2007.
3. Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. — Санкт- Петербург: "Акцидент", 2000.
4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. — СПб., 2007.
5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А.-М.,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы)
В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...
Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...