Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе
картотека по математике (средняя группа)
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе
1. "Раз, два, три - ищи!" | Цель научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Задача: Игровые действия: Искать колечки Правила игры: Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Ход игры: Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета. Результат: подобранны колечки |
2 "Лото" | Цель освоение умений выделять различные формы. Задача: правильно наложить фигуры Игровые действия: накладывать фигуры на карточки Правила игры: наложить на карточку фигуру ,чтобы они совпали. Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры. Результат собранные карточки |
3. «Отгадай» | Цель: Развивать представление детей о геометрических фигурах. Задача: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник Игровое правило: Угадать на что похожа геометрическая фигура. Игровое действие: Называть предметы на что похожа та или иная геометрическая фигура. Ход игры: Дети становятся в круг, в центре которого находится ведущий с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале ведущий показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому ведущий покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…. Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор… Результат: названы фигуры и на что похожи |
4. «Составь фигуру» | Цель анализ и обследование геометрических фигур зрительно-осязаемым способом. Задача: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола Игровые действия: составлении геометрических фигур на плоскости стола, Правила игры: выполнять задания по команде Ход игры: Задания: 1.Составить квадрат и треугольник маленького размера; 2.Составить маленький и большой квадраты; 3.Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2; 4.Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники. Результат: выполненное задание |
5. « Найди и назови» | Цель Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ве- личине Задача: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Игровые действия: работа с фигурами Правила игры: выбрать, назвать и показать фигуры Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. Результат выполненное задание |
6.«Строим дома» | Цель: развивать интерес детей к счётной деятельности, к цифрам. Развивать мелкую моторику, тактильные качества, умение на ощупь определять цифру. Задача: Закреплять знания о цифрах до 5. Игровые правила: Узнать цифру на ощупь. Игровые действия: По очереди доставать цифры из мешочка. Закрывать кирпичиком домик. Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди каждый запускает руку в мешочек и не доставая цифру называет её. Потом достаёт и дети проверяют правильно он назвал или нет. Если правильно, то один «кирпичик» кладёт на такую же цифру на доме. Затем ход другого ребёнка, если ребёнок не правильно назвал цифру, то он пропускает ход. Результат: Выигрывает тот, кто быстрее построит дом, т. е. закроет все цифры на доме «кирпичиками». |
7.«Найди ленточку такой же длины» | Цель Закрепить знания названий цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый. Развивать мышление, память. Воспитывать интерес к математическим играм. Задача: Учить детей сравнивать ленточки разной длины, используя прием наложения. Игровые действия: Дети взяли по ленточки и наложили их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали. Вопросы: Какая ленточка длинная? (красная) Какая ленточка короткая? (зеленая) Правила игры: определить какие ленточки короткие, а какие длинные. Короткие ленточки положить в маленькую корзину, а в большую длинные ленточки. Ход игры: Предложить детям положить длинную в большую корзину, короткую в маленькую корзинку. Предложить другим двум детям взять по ленточки и наложить их одну на другую, так чтобы в верхние края ленточек совпали, а концы свисали. Результат поощрение детей |
8. «Найди свой домик» | Цель Развивать логическое мышление у детей. Задача: Формирование умений детей видеть равное количество предметов, расположенных по – разному, считать до 5, определять положение предмета в пространстве и выполнять действия по сигналу воспитателя. Игровые действия: находят свои домики Правила игры: По сигналу воспитателя «Пошли гулять» дети расходятся по группе, на сигнал «Домой» - бегут к своим домикам. Ход игры: Детям раздаются карточки с разным количеством кругов. По сигналу воспитателя «Пошли гулять» дети расходятся по группе, на сигнал «Домой» - бегут к своим домикам. Результат Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли они нашли свои домики, одного – двух «жильцов» просит сосчитать кружки на своей карточке и на таблице домика. |
9. «Геометрическое лото» | Цель Развивать логическое мышление у детей. Задача: Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. Формировать умение выделять основные признаки фигур: цвет, форма. Игровые действия: заполнить карточку Правила игры: раньше всех заполнить свою карточку Ход игры: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены три геометрических фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Ведущий показывает геометрические фигуры и отдает тому, у которого имеется такая фигура на карточке. Результат Выигрывает тот, кто раньше заполнит свою карточку. |
10. «Сделай узор» | Цель Развивать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Задача: Учить выделять особые признаки фигур (наличие и отсутствие углов). Игровые действия: выкладывание узора Правила игры: нужно внимательно рассмотреть образцы салфеток и выложить такой же узор из геометрических фигур. Ход игры: пришла кукла Маша, просит ребят помочь украсить салфетки, которые она хочет подарить на день рождения своей подружке. Рассматривание образцов салфеток. Вопросы: Какие фигуры вы узнали?( треугольники, квадраты, круги)Какая фигура находится в центре? (большой, красный круг) Какие фигуры расположены вверху и внизу? (треугольники и маленькие круги)Как расположены квадраты? (по уголкам) Как называется фигура, расположена между треугольниками? (прямоугольник) Результат Поощрение детей |
11. «Палочки в ряд» | Цель Совершенствовать умение сравнивать предметы Задача: закрепить умение строить последовательный ряд по величине. Игровые действия: палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине Правила игры: примеривать и перестраивать палочки нельзя Ход игры: Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» — поясняет воспитатель Результат поощрение детей |
12. «Сколько?» | Цель упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры. Задача: закрепить порядковый счет Игровые действия: Называть число соответствующее картинк Правила игры: Не получить штрафную фишку. Ход игры: Ведущий показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Результат Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. |
13. «Божьи коровки на ромашках» | Цель упражнять детей в прямом и обратном счёте до 5, , ориентироваться на плоскости Задача: закреплять знания цифр до 5 Игровые действия: разложить божьих коровок по порядку, подобрать соседей. Правила игры: разложить ромашки по порядку, пересчитать их. Сосчитать в обратном порядк Ход игры: разложи ромашки по порядку, пересчитай их. Сосчитай в обратном порядке. Посади божью коровку на свою ромашку (сосчитай точки на крыльях). Построй божьи коровки по порядку. Поисковый вопрос: «Покажи самую старшую (младшую)». Подбери соседей для божьей коровки с тремя точками и т. д. Результат: Божьи коровки разложены по порядку. |
14. «Накорми белочек и зайчиков» | Цель Учить сравнивать две группы предметов, определяя их равенство или не равенство приемом приложения. Задача: Учить уравнивать неравные группы Игровые действия: Дети кормят животных Правила игры: уровнять неравные группы путем добавления предметов Ход игры: Вы хотите узнать, как белочкам и зайчикам живется в лесу зимой? Они могут рассказать. Белочка делает запасы, зайчики нет. В лесу холодно и мало еды. Чем мы можем им помочь? Дети решают накормить животных. На фланелеграф выставляются плоскостные изображения зайчиков и белочек. Предлагают детям посчитать белочек и зайчиков. Зайчиков 5 и белочек 5. Что можно сказать про зайчиков и про белочек? (их поровну) Предлагают посмотреть, что лежит в корзинках. У каждого ребенка в корзинке 5 шишек, 4 морковки. Вопросы: Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько шишек? Сколько морковок? (посчитать) считают шишки, а затем морковки. Сравнивают. Результат Белочкам и зайчикам очень понравилось угощения и они благодарят детей. |
15. «Мы художники» | Цель Учить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету. Задача: учить ориентироваться в пространстве Игровые действия: Правила игры: Чтобы получилась красивая картина, надо точно выполнить команды. Ход игры: Сейчас мы с вами превратимся в художников, и все вместе создадим картину. Вместо красок у нас есть готовые картинки, а вместо альбомного листа фланелеграф. Ребенок подходит к фланелеграфу, ставит березку на центр фланелеграфа. Скажи, куда ты поставила березку? (в центр) Следующего ребенка, вызываю к фланелеграфу и просят поставить слева от березки ёлочку и т.д. Результат получилась картина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в младшей группе
Картотека по ФЭМП в младшей группе...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе.
№1 «Правильный счет» Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Материал: мяч. Описание: дети встают в круг. Перед началом догова...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в младшей группе
дидактические игры по формированию элементарных математических представлений в младшей группе...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в младшей группе
Дидактические игры по математике в младшей группе...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Дидактические игры являются одной из основных форм закрепления знаний у детей среднего дошкольного возраста. Использование дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математически...
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в средней группе...