Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр
статья по математике
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:
1 Доступность- соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2 Непрерывность- на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3 Целостность- формирование у дошкольника целостного представления о математике.
4 Научность.
5 Системность- этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности.
6 Преемственность- обучение продолжается в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:
1 Доступность- соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2 Непрерывность- на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3 Целостность- формирование у дошкольника целостного представления о математике.
4 Научность.
5 Системность- этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности.
6 Преемственность- обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приёмы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
- сравнение
- метод моделирования и конструирования.
- решение логических задач.
- эксперементирование и опыты.
- воссоздание и преобразование.
- здоровьесберегающие технологии (пальчиковые игры, динамические паузы, физкультминутки).
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов образовательную деятельность с детьми я провожу в различных формах:
- организованная детская деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентации, тематические досуги).
- демонстрационные опыты.
- сенсорные праздники на основе народного календаря.
- театрализация с математическим содержанием.
- обучение в повседневных бытовых ситуациях.
- беседы.
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является - игра.
Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1 Игры с цифрами и числами
2 Игры-путешествия во времени
3 Игры на ориентировку в пространстве
4 Игры с геометрическими фигурами
5 Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание детям предлагается в игровой форме, которая состоит из воспитательного и познавательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Я стараюсь знакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных предметов.
Использую такие дидактические игры как: «Путаница», «Назови соседей», «Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало?», и другие.
Вторая группа математических игр служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Использую следующие дидактические игры: «Живая неделя», «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Назови скорее» и другие.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача- научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур дети предлагаю узнать в окружающих предметах форму треугольника, квадрата, круга. Применяю игры: «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «На что похоже?», «Посмотри вокруг»….
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную, поисковую деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая углублённо в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль – роль воспитателя несравненно больше, чем в играх другой направленности. Именно я ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом её ведения. Участвую в ней, веду её так, чтобы использовать для достижения больших результатов.
Отбирая игры. Я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения её структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в тоже время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребёнку активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными возможностями детей. Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я – воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, то есть, интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определённые понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочивании, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения. Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка.
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
1 Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2 З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»
3 Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4 И.А. Помораева В.А. Позина «ФЭМП»
5 В.В. Волина «Праздник числа» и другие.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной развивающей среды во всех возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, палочки Кюинезера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо, «Кубики цвет» , и так далее.
Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи – шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Я работаю в тесном сотрудничестве с узкими специалистами дошкольного учреждения, регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия (организованную детскую деятельность, праздники и развлечения). Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.
Наиболее эффективным инструментом развития у ребёнка элементарных математических представлений является использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые ...
Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей 4-5 лет»
В данной консультации представленны рекомендации родителям по данной тематике...
Консультация для воспитателей ««Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста»
Рекомендации по формированию элементарных математических представлений с помощью игр....
Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр в старшей группе
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в учебном и воспитательном процессе дошкольников с нарушением зрения. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоя...
Методика работы по формированию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр
Образовательно-воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов:1 Доступность- соотнесение содержания, характера и объёма учеб...
Опыт работы. Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр.
МАДОУ № 101 воспитатель: Юзеева Евгения ВладимировнаОпыт работыФормирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр Миасс 2021г. Содержание ВведениеГ...
СТАТЬЯ «МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»
СТАТЬЯ «МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»...