Картотека математический игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека по математике (старшая группа)
Данный материал содержит картотеку математических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isak._kartoteka.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Исак Арина Александровна
№1 «Отгадай».
Дидактические задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Ход игры.
Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.
Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.
Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.
Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…
Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…
В игре принимают участие все.
Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
№16 «Найди такую же фигуру».
Дидактические задачи: закреплять умение детей различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.
Оборудование: набор геометрических фигур
Ход игры.
Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, овал, прямоугольник.
Воспитатель показывает желтый круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.
№2 «Найди свой домик».
Дидактические задачи: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оборудование: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Ход игры.
Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг.
Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг.
Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.
При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
№3 «Чудесный мешочек».
Дидактические задачи: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник.
Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины), мяч.
Ход игры.
Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.
Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно.
После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.
Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.
№4 «Догадайся, что я вижу».
Дидактические задачи: учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.
Ход игры.
Воспитатель выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу:
- Отгадайте, что я вижу: оно – круглое.
Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом.
Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – квадратное.
Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – треугольное.
№5 «Робот».
Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания.
Ход игры.
Число участников - не меньше 6-8 человек. Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: "Задание понял, выполняю". Когда выполнил, должен не забыть сказать: "Задание выполнил". Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: "Уточните задание, я задание не понял".
Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5), темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет: игрушку, книги и т.д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет.
Входит Робот, встает у двери.
Ребенок: «Дорогой Робот, улыбнись и сделай, пожалуйста, 3 шага вперед».
Робот: «Задание понял, выполняю (улыбается, делает 3 шага вперед). Задание выполнил».
Ребенок «Уважаемый Робот, пожалуйста, прыгни на одной ножке».
Робот: «Задание не понял, задание не понял...»
Педагог: «Уточните Ваше задание. Робот может "перегореть"».
Ребенок: «Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед».
Робот: «Задание понял, выполняю».
Далее Роботу могут быть даны разнообразные задания, которые придумают дети. Например:
- Сделай столько шагов вперед, сколько раз я хлопну.
- Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку.
- Закрой глаза, сделай 2 шага вперед
Все дети по очереди дают задание Роботу.
Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет.
№6 «Поезд».
Дидактические задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой
Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.
Ход игры.
В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:
- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?
Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.
«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.
Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Серый байковый зверюшка, длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
После ее отгадывания игра продолжается.
№7 «Куда спряталась мышка».
Дидактические задачи: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, слева, справа.
Оборудование: мышка – игрушка.
Ход игры.
Воспитатель начинает игру с загадки:
Под полом таится,
Кошки боится.
Кто это? (Мышка)
«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, слева, справа.
№8 «Куда пойдешь».
Дидактические задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.
Оборудование: игрушки.
Ход игры.
В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям:
«Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?»
Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.
№9 «Мы шагаем».
Дидактические задачи: закрепить понятие – длинный, короткий.
Ход игры.
Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги.
После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный — короткий».
В игру могут вноситься дополнения. Например, дети, которые физически более развиты, делают длинные (или короткие) шаги на цыпочках.
№10 «Ручеек».
Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.
Оборудование: 2 веревки, мел.
Ход игры.
На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.
Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.
Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».
Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.
«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост».
Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.
Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.
Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.
№11 «Зеркало».
Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.
Ход игры.
Дети образуют круг. Воспитатель предлагает им повторять движения за ним. Раздвигая руки в стороны, говорит: «шире—шире—шире—широко».
И вместе с детьми широко разводит руки в стороны. Потом начинают сравнивать: у кого шире, у кого уже. При этом говорят: «уже—уже—уже—узко».
№12 «Кто больше увидит?».
Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.
Ход игры.
На доске произвольно расположены геометрические фигуры. Нужно их запомнить, потом назвать.
№13 «Найди такую же».
Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и размера.
Ход игры.
У детей – карточки с изображениями геометрических фигур. Педагог показывает свою (или перечисляет фигуры). Дети находят такую же карточку у себя.
№14 «Домики».
Дидактические задачи: закрепление знания состава чисел от 2 до 5.
Оборудование: домики, плоскостные человечки.
Ход игры.
Детям дается задание - «заселить дом». Но необходимо соблюдать важное правило – на каждом этаже живет такое количество жильцов, которое соответствует указанному номеру на крыше дома. Левая сторона заполнена нарисованными человечками, правая пустая. Дети сами определяют количество жильцов справа и заселяют их.
№15 «Три шага».
Дидактические задачи: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.
Ход игры.
Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.
№16 «Лифт».
Дидактические задачи: закреплять прямой и обратный счет до 7, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй…)
Ход игры.
Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.
№17 «Что длиннее».
Дидактические задачи: сравнение предметов по длине.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит:
— Сапоги длинные, а ботинки… Ребенок, у которого мяч, отвечает:
— Короткие.
Катит мяч воспитателю.
— У футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные).
— Гольфы длинные, а носки… (короткие).
— Шорты короткие, а брюки… (длинные).
— Платье длинное, а юбка… (короткая).
— Пальто длинное, а куртка… (короткая).
№18 «Два бассейна».
Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать предметы по ширине.
Оборудование: веревки, «билеты» (узкие и широкие).
Ход игры.
На полу из строительного материала (или при помощи веревок) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами с одной стороны. Рядом с бассейнами — касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя они заходят с узкими билетами — в узкий бассейн, с широкими — в широкий.
Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).
Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо стараться быть вежливыми, уступать место своим друзьям.
№19 «Какой игрушки не стало?».
Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10).
Ход игры.
Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало мяча, он был третьим справа или вторым слева.
Кто первым назовет. Детям показывают картинку, на которой в ряд изображены разнородные предметы. Договариваются, откуда ведут счет. Ведущий ударяет в молоточек, дети подсчитывают удары и находят игрушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".
Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...
Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста
математические сказки для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Материал подготовленный для педагогов и родителей. ...
Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека математических считалок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека математических считалок для детей старшего дошкольного возраста...