Самообразование на тему: «Сенсорное развитие детей через игровые технологии»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Монге Чаймаа Кожайовна

Цель: Формирование сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактической игры ( представлений о форме, цвете, величине предметов, расположении в пространстве, звуках, запахе, вкусе).

Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию.

- научить детей с величиной и формой предметов.
- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Самообразование

на тему:

«Сенсорное развитие детей через игровые технологии»

                                                 

Воспитатель:

Монге Чаймаа Кожайовна

образование: среднее

первая квалификационная категория

пед.стаж: 22 год

с.Кызыл-Мажалык

Содержание:

  • Введение
  • Актуальность
  • Форма самообразования
  • Форма и работа с детьми, родителями
  • Список использованной литературы

Введение

Проблемой сенсорного развития занимались многие зарубежные и отечественные ученые.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактической игры самый простой и самый сложный воспитательно- образовательный процесс. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Актуальность

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. На сегодняшний день эта тема остается так же актуальна, так как сенсорное развитие , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. В это время необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того на сколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
         Поэтому я считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей младшей группы, в которой я работаю в данный момент. Работая с детьми данной группы, я поняла, что очень полезно и актуально использование различных дидактических игр как в режимных моментах , так и на занятиях по различным областям для воспитательных целях.

Цель: Формирование сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактической игры ( представлений о форме, цвете, величине предметов, расположении в пространстве, звуках, запахе, вкусе).

Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию
.

- научить детей с величиной и формой предметов.
- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты:

- систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

- сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;

- сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них;

- сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста;

- родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей;

- у родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Форма самообразования: индивидуальная

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

- сбор и анализ информации по данной проблеме,

-  изучение методической литературы,

-  анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников;

-  дидактические игры

2 этап – проектировочный.

- Разработка и реализация плана работы по данной теме.

3 этап – практический. Работа с детьми и родителями.

4 этап – итоговый.
- Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
- Презентация темы по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».

Сроки выполнения этапов:

1 этап – сентябрь-октябрь

2 этап – Ноябрь

3 этап – декабрь-май

4 этап - май

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию;

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию.

- Дидактические игры на сенсорное развитие.

- Дидактические игры на речевое развитие.

- Дидактические игры на ознакомление с окружающим миром.

- Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений.

- Дидактические музыкальные игры.

Так же все дидактические игры будут выбираться по принципу игрового материала:    

- Словесные игры, задачами которых является обобщение и систематизация.

- Игры с предметами или игрушками, позволяющие расширять и уточнять знания малышей, развивать их способности к мыслительным операциям.

- Игры с картинками, т.е. использование тематических иллюстраций для систематизации, закрепление материала.

- Настольно- печатные игры, которые учат предвидеть результаты своего игрового действия, расширяют кругозор и словарный запас детей.

И по способу организации детей:

  • Коллективные;
  • Групповые;
  • Индивидуальные

Работа с детьми

Методическая  работа

Формы работы

Сроки

Способ организации

Форма отчета

Непосредственная образовательная деятельность НОД) по сенсорному воспитанию дошкольников.

В течении года

Совместная деятельность

НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения

В течении года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, музыке…

В течении года

Работы детей.

Дидактические игры на сенсорное развитие детей младшего возраста:

- «Игры с пробками»:

- «Укрась ёлочку шарами».

- «Собери карандаши в стакан».

- «Игры с бельевыми прищепками».

В течении года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

Картотека

Дидактические игры на речевое развитие детей младшего возраста:

- «Жили- были».

- « Живое- неживое».

- «Угадай игрушку»

- «Моя улица»

-«Профессии»

В течении года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

картотека

Дидактические игры на ознакомление с окружающим миром.

- «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

- «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

- «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.

-  «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

В течении года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

картотека

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений.

-  «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

-  «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

-  «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

-  «Наш день»

Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

- «Красивый узор»

Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

- «Угостим белочек грибочками»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

В течении года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

картотека

Дидактические музыкальные игры.

- Весело-грустно

Цель: различать построение музыки.

- «Кто в домике живет»

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

-«Тихо-громко»

Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.

- «Лягушонок и кувшинки»

Цель: формировать представления о различной длительности звуков в процессе их воспроизведения.

- «Листопад»

Задача: Создавать условия для формирования представлений о длительности звука.

В течении года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

картотека

Дидактические игры по изобразительной деятельности.

- «Воздушные шары»

Цель: Закрепление и уточнение названий основных цветов.

- «Цветные корзинки»

Цель: Изучение цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.

-  «Клубочки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

- Необыкновенные рисунки"

Цель: Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка.

В течении года

Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа

картотека

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Выставка игр, пособий по данной теме

В течении года.

Консультации и беседы о роли дидактических игр для сенсорного развития детей конкретной группы.

В течении года

Конспект консультации

Папки- передвижки:

- Дидактическая игрушка в жизни ребенка;

- Сенсорное развитие детей 1 младшей группы

Сентябрь- октябрь 2022 г.

Март- май 2023 г

Фотоотчет

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течении года

Наличие дидактических игр

Изготовление буклетов «Сенсорное воспитание: формы и методы». « Сенсорное воспитание детей через дидактические игры».

 2023 г.

Распространение буклетов

Список использованной литературы:

  • Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

  • «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
  • Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Самообразование тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Самообразование тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Самообразование по теме "Сенсорное развитие детей через дидактические игры" 2017 - 2018 гг

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Отчет по самообразованию. Тема «Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры»

АктуальностьТема"Сенсорное развитие детей 2-3лет через дидактические игры" выбрана не случайно. Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является ...