Самообразование на тему: «Сенсорное развитие детей через игровые технологии»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Цель: Формирование сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактической игры ( представлений о форме, цвете, величине предметов, расположении в пространстве, звуках, запахе, вкусе).
Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию.
- научить детей с величиной и формой предметов.
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чечек» комбинированного вида
с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Самообразование
на тему:
«Сенсорное развитие детей через игровые технологии»
Воспитатель:
Монге Чаймаа Кожайовна
образование: среднее
первая квалификационная категория
пед.стаж: 22 год
с.Кызыл-Мажалык
Содержание:
- Введение
- Актуальность
- Форма самообразования
- Форма и работа с детьми, родителями
- Список использованной литературы
Введение
Проблемой сенсорного развития занимались многие зарубежные и отечественные ученые.
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактической игры самый простой и самый сложный воспитательно- образовательный процесс. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Актуальность
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. На сегодняшний день эта тема остается так же актуальна, так как сенсорное развитие , с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. В это время необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того на сколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Поэтому я считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей младшей группы, в которой я работаю в данный момент. Работая с детьми данной группы, я поняла, что очень полезно и актуально использование различных дидактических игр как в режимных моментах , так и на занятиях по различным областям для воспитательных целях.
Цель: Формирование сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактической игры ( представлений о форме, цвете, величине предметов, расположении в пространстве, звуках, запахе, вкусе).
Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию.
- научить детей с величиной и формой предметов.
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты:
- систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;
- сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них;
- сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста;
- родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей;
- у родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Форма самообразования: индивидуальная
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
- сбор и анализ информации по данной проблеме,
- изучение методической литературы,
- анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников;
- дидактические игры
2 этап – проектировочный.
- Разработка и реализация плана работы по данной теме.
3 этап – практический. Работа с детьми и родителями.
4 этап – итоговый.
- Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
- Презентация темы по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
Сроки выполнения этапов:
1 этап – сентябрь-октябрь
2 этап – Ноябрь
3 этап – декабрь-май
4 этап - май
Формы работы с родителями и детьми:
Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию.
- Дидактические игры на сенсорное развитие.
- Дидактические игры на речевое развитие.
- Дидактические игры на ознакомление с окружающим миром.
- Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений.
- Дидактические музыкальные игры.
Так же все дидактические игры будут выбираться по принципу игрового материала:
- Словесные игры, задачами которых является обобщение и систематизация.
- Игры с предметами или игрушками, позволяющие расширять и уточнять знания малышей, развивать их способности к мыслительным операциям.
- Игры с картинками, т.е. использование тематических иллюстраций для систематизации, закрепление материала.
- Настольно- печатные игры, которые учат предвидеть результаты своего игрового действия, расширяют кругозор и словарный запас детей.
И по способу организации детей:
- Коллективные;
- Групповые;
- Индивидуальные
Работа с детьми
Методическая работа | |||
Формы работы | Сроки | Способ организации | Форма отчета |
Непосредственная образовательная деятельность НОД) по сенсорному воспитанию дошкольников. | В течении года | Совместная деятельность | |
НОД, в которой используют дидактические игры и упражнения | В течении года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа | |
Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, музыке… | В течении года | Работы детей. | |
Дидактические игры на сенсорное развитие детей младшего возраста: - «Игры с пробками»: - «Укрась ёлочку шарами». - «Собери карандаши в стакан». - «Игры с бельевыми прищепками». | В течении года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа | Картотека |
Дидактические игры на речевое развитие детей младшего возраста: - «Жили- были». - « Живое- неживое». - «Угадай игрушку» - «Моя улица» -«Профессии» | В течении года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа | картотека |
Дидактические игры на ознакомление с окружающим миром. - «Так бывает или нет» Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. - «Какое время года?» Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. - «Узнай, чей лист» Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание. - «Загадай, мы отгадаем» Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание. | В течении года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа | картотека |
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений. - «Длинное - короткое» Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. - «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». - «Широкое - узкое» Цель: формировать представление «широкое - узкое». - «Наш день» Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». - «Красивый узор» Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин. - «Угостим белочек грибочками» Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну». | В течении года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа | картотека |
Дидактические музыкальные игры. - Весело-грустно Цель: различать построение музыки. - «Кто в домике живет» Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом. -«Тихо-громко» Цель: Соотносить тихие и громкие хлопки с текстом. - «Лягушонок и кувшинки» Цель: формировать представления о различной длительности звуков в процессе их воспроизведения. - «Листопад» Задача: Создавать условия для формирования представлений о длительности звука. | В течении года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа | картотека |
Дидактические игры по изобразительной деятельности. - «Воздушные шары» Цель: Закрепление и уточнение названий основных цветов. - «Цветные корзинки» Цель: Изучение цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти. - «Клубочки» Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами. - Необыкновенные рисунки" Цель: Развивать воображение, фантазию и творческое восприятие ребенка. | В течении года | Совместная, индивидуальная, групповая и подгрупповая работа | картотека |
Работа с родителями
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Выставка игр, пособий по данной теме | В течении года. | |
Консультации и беседы о роли дидактических игр для сенсорного развития детей конкретной группы. | В течении года | Конспект консультации |
Папки- передвижки: - Дидактическая игрушка в жизни ребенка; - Сенсорное развитие детей 1 младшей группы | Сентябрь- октябрь 2022 г. Март- май 2023 г | Фотоотчет |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течении года | Наличие дидактических игр |
Изготовление буклетов «Сенсорное воспитание: формы и методы». « Сенсорное воспитание детей через дидактические игры». | 2023 г. | Распространение буклетов |
Список использованной литературы:
- Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
- «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...
План по самообразованию. Тема;Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры
Самообразование...
Самообразование тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Самообразование тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры».
Самообразование необходимо для воспитателя....
Самообразование по теме "Сенсорное развитие детей через дидактические игры" 2017 - 2018 гг
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
Отчет по самообразованию. Тема «Сенсорное развитие детей 2–3 лет через дидактические игры»
АктуальностьТема"Сенсорное развитие детей 2-3лет через дидактические игры" выбрана не случайно. Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является ...
Сенсорное развитие детей через игровые технологии
Тема по самообразованию...
- Мне нравится (1)