Сенсорное развитие детей через игровые технологии
учебно-методический материал (младшая группа)

Бильдина Ольга Васильевна

Тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sensornoe_razvitie_detey_cherez.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Кораблик» п. Провидения»

 

Работа по самообразованию

 «Сенсорное развитие детей через игровые технологии».

                                                                              Составила:

Бильдина Ольга Васильевна

воспитатель              

п. Провидения

2022г.

Актуальность
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». А также Стандарт направлен на решение ряда задач, одно из которых является «развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Организация  воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФГОС ДО – одна из основных задач воспитателя в современном детском саду. Сенсорное развитие детей – важный компонент развития дошкольника, удовлетворяющий потребность ребенка в познавательном развитии.
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Познавательная деятельность для дошкольников становиться более эффективной, когда для ее реализации используются игровые приемы и вариативные формы, которые способствуют развитию творческой активности детей, речевому развитию и подготовку руки к письму.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана в 2019 году тема для самообразования – «
Сенсорное развитие детей через игровые технологии».

Цели
 повышение своего педагогического уровня и мастерства;
 показать актуальность сенсорного развития в детском саду.
Задачи
 расширить знания о сенсорном воспитании детей дошкольного
возраста;
 изучить и проанализировать проблему сенсорного воспитания детей
младшего дошкольного возраста;
 изучение динамики уровня сенсорного развития детей;
 подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных
способностей посредством дидактических игр;
 обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в
соответствии с ФГОС ДО;
 развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие,
представление);
 формировать сенсорные эталоны(цвет, форма, величина);
 учить способом обследования предметов;
 познакомить детей с дидактическими играми;
 развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетании
цветов, различать форму предметов, выделять отдельные измерения
величины);
 взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей
сенсорных способностей.

Перспективный план работы по самообразованию

Первый этап. Выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса
- изучение научно-методической литературы
- изучение современных форм работы, технологий
- изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет
сообществ педагогов (maam.ru, nsportal.ru и др.)
- изучение статей в журналах по данной теме
- знакомство с передовым педагогическим опытом других педагогов по данной
теме
Второй этап. Практический
- разработка методического комплекса по теме самообразования
- создание развивающей среды в группе
- подготовка консультаций для педагогов и родителей
- изготовление пособий и дидактических игр
- внедрение разработанного комплекса в образовательную деятельность с детьми
Третий этап. Обобщающий
- систематизация и обобщение накопленного опыта работы
- составление доклада-отчета о проделанной работе по теме самообразования
- досуг для детей и родителей.

Содержание работы над темой самообразования

 

Содержание работы

Источники

Ожидаемые
результаты

1

ФГСО ДО в современных
технология по
сенсорному развитию

методическая литература

повышение качества
образовательной
деятельности

2

Знакомство с новыми
педагогическими
технологиями в условиях
доступной среды

периодические издания
методическая литература

разработка новых
форм, приемов
воспитательно-образовательного
процесса

3

Создание творческой
лаборатории

методическая литература

дидактические,
развивающие игры

4

Совершенствование
знаний в области
сенсорного развития
дошкольников

методическая литература,
интернет источники

повышение качества
проведения
образовательной
деятельности с
детьми

5

Знакомство с новыми
формами, методами и
приемами по сенсорному
развитию дошкольников

обмен опытом с коллегами

анализ и самоанализ
деятельности

6

Использование ИКТ и
внедрение их в
образовательный процесс

интернет источники

открытые просмотры
образовательной
деятельности

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Сбор и анализ информации, работа с
методической и периодической
литературой


Сентябрь

Создание предметно-развивающей
среды по сенсорике окружающей
ребенка

В течение года

Подготовка консультации для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Октябрь

Подготовка консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через
дидактические игры»

Январь-Февраль

Подготовка анкет к анкетированию
родителей

Март

Подготовка и проведение досуг для
детей и родителей «Путешествие в
увлекательную страну Сенсорики»

Апрель

Работа с родителями

Формы работы

Срок

Участие родителей в изготовлении
дидактических игр и демонстрационного
материала

В течение года

Проведение индивидуальных
консультаций и бесед с родителями

В течение года

Консультация ширма для родителей
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного
возраста»

Ноябрь

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март

Анкетирование родителей

Март

Досуг для детей и родителей
«Путешествие в увлекательную страну Сенсорики»

Апрель

Консультация для педагогов

«Сенсорное воспитание дошкольников»


Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо было обогатить теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разработать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
         В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый
ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это
воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного
педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается
поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются
развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
          Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.


Задачи сенсорного воспитания


Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:
                1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность  к использованию сенсорных эталонов.
                2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
                3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах и их основных качествах.
                4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях.
                 5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия качества и свойства.
                 6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

Следовательно, сенсорное воспитание означает совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов.

Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям.

Для решения задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада мною были поставлены следующие задачи:
 развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды
восприятия, обогащать их чувственный опыт
 расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения
 создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности
 успешно осваивать сенсорные эталоны
 развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения
 повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников
 повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

Средства для решения задач:
1. Научно-методическая литература
2. Изучение передового опыта
3. Диагностика
4. Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
5. Фронтальные и подгрупповые занятия
6. Создание развивающей среды
7. Работа с родителями

По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно-образовательного процесса.

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание дошкольников»: консультации, информационные ширмы, досуг для детей и родителей «Путешествие в увлекательную страну Сенсорики».
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:  игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;  

Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, в процессе игры обогащают свой чувственный опыт.
В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе
предметной деятельности. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.
Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила с детьми 1 раз в неделю. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Консультация для педагогов
«Сенсорное развитие ребенка»


Сенсорное развитие — ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе. Сенсорное развитие ребёнка с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного времени к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом ребёнок должен достаточно уловить
особенности его формы, цвета. Конструирование так же требует исследования формы предмета, его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образа со свойствами имеющего материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые предоставления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных
изменениях.
          Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидности, сравнение объектов по величине.
От уровня сенсорного развития зависит, каким дальнейшее обучение ребёнка. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё
это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление с сенсорной культурой человека.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей
представление о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств
 предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов форм - геометрической фигуры, величины – метрическая система мер. Виды эталонов имеются в слуховом восприятии, во вкусовом, обонятельном.
          Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов, от этого и зависит формирование способностей ко многим видам деятельности. Знакомя детей с различными свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними, не беда, если он треугольник будет при этом называть крышей или угольником. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников.
Достаточно, чтобы дети научились понимать слово «форма», «цвет», «такой же».
        Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат
хроматические цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Ахроматические цвета – белый, серый, чёрный.
В начале у детей формируют представление о хроматических цветах. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, обучают их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно.
Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов по величине происходит развитие глазомера. Простейшей глазомерной задачей доступной для детей является выбор на глаз большого или меньшего предмета из двух, затем выбор предмета по образцу.

Консультация для родителей 

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры»


Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
          Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру.
            Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
            Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в
игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
        Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество
всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей младшего дошкольного возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно
 найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.
       Дидактические пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу.
Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”
Цели:
 укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
 формирование умения сочетать по цвету;
 развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности,
детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других
детей;
 обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого.
Лепка
из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия: Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
 Дидактическое пособие «Волшебные прищепочки» 

          Чтобы прочно, легко и твердо удерживать карандаш (шариковую ручку) в руке, у ребенка должны быть развиты 3 пальца правой (левой) руки. Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика…)
Описание приготовления пособия: Распечатать крупные цветные сюжетные
картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На
обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры –задания.
 «Сделай колючки ёжику»
Чередование прищепок по цвету
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.
«Сделай лучики солнышку»
Проявление творчества
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать
творческие способности, мелкую моторику рук.
20
Дидактическое пособие «Разложи по тарелочкам»
Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи.
Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг,
квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные».
Развивать мелкую моторику рук.
Описание приготовления пособия: Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов.
Геометрические формы вырезаем из картона, обклеиваем их соответствующими цветами.


Анкета
ФИ ребенка гр. №
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание
ребенка?
 да
 нет
 не знаю
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в
дошкольном возрасте?
 считаю нужным
 не считаю нужным
 затрудняюсь ответить
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка?
 да
 нет
 не знаю
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном
воспитании?
 информация отсутствует
 есть, но воспитатель не обращает на нее внимание
 я не обращаю внимания на информацию
 информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
 наглядная информация интересна и полезна для меня
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия?
 высокий
 средний
 низкий
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию?
 да
 нет
 не знаю
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет
дома?________________________________________
8. Какая помощь от воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития
вашего ребенка? ________________________________________

Конспект мероприятия с родителями
«Путешествие в увлекательную страну Сенсорики»

Цель:
 познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими
сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у
детей цвета, формы и величины предметов
Задачи:
 закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете, форме и величины
 закрепить знания детей определять правильную форму определенного предмета
 закрепить знания конструктивные навыки, координацию движений, мелкую и
крупную моторику, творческое воображение, фантазию
 закреплять умение детей раскладывать в ряд по образцу (слева направо, справа
налево) и отсчитывать определённое количество предметов по образцу,
учитывая цветовую гамму
 расширить рамки слухового восприятия, необходимое для развития
звуковысотного фонематического восприятия
Материал: коробка с загадками, игра «Собери бусы», разноцветные флажки, Чудо мешочек с геометрическими фигурами, «Найди предмет указанной формы» и «Какая фигура лишняя», мячики разных размеров, 2 корзины – большая и маленькая, гуашь, кисточки, палитра, игра «Фонарики», «Кораблик».
Ход занятия
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Мы рады встрече с вами.
Сегодня мы пригласили вас к нам в группу, чтобы отправиться в волшебную страну «Сенсорики». Путешествуя по стране «Сенсорики» вы узнаете, как мы знакомим детей с цветом, величиной и формой. И так вы готовы отправиться в страну «Сенсорики»? Тогда вставайте все в круг друг за другом мы отправляемся в путешествие. Паровоз давно вас ждет, в страну волшебную зовет. Я буду паровозом, а вы мои вагончики.
Внимание, наш паровоз прибыл на станцию «Разноцветная». Посмотрите на станции «Разноцветная» нас ожидают сюрпризы. Хотите посмотреть? А в первой коробке
разноцветные загадки. Ваша задача, отгадать загадку и показать шарик такого же цвета.

Загадки
1. У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...(красный).
2. Если ищешь этот цвет,
Знай, его в морковке нет.
А вот в репке бы нашел ты
Этот цвет. Какой он? (желтый).
3. Нижний глаз у светофора
Дал сигнал: "Вперёд, моторы!"
Цветом он как листик клёна.
И как травка! Он - …(зеленый).
4. Такого цвета море, иней,
И небо тоже. Это ...(синий).
Воспитатель: Молодцы все постарались и загадки отгадали. Уважаемые родители загадка содержит в себе большие возможности для развития фантазии, внимания и воображения детей. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Сейчас я предлагаю сделать эксперимент. Давайте посмотрим какой цвет можно получить, если
смешать, например красный и желтый, желтый и синий, желтый и зеленый, красный и синий, красный и зеленый.
Эксперимент за столом, смешиваем цвета.
Воспитатель: какие вы все молодцы, теперь нужно сходить и помыть руки.
Воспитатель: во второй коробке рассыпались бусы. Дети давайте соберем бусы для мамы.
Игра «Собери бусы». Для этого предлагаю сесть за стол.
Дети за руку маму возьмите
За столы, стульчики пройдите.
Ход игры
Воспитатель детям предлагается на выбор любую карточку, на которой нарисованы разноцветные круги и под каждым кругом количество бус данного цвета. Ребёнок самостоятельно или с помощью родителя, по образцу «собирает бусы» на шнурок.
Воспитатель: уважаемые родители при выполнении таких заданий у детей
развиваются знания основных цветов. Ребенок учится выполнять задание в
определенном ритме. Развиваем мелкую моторику рук. Снижаться психофизическое напряжение. Закрепляется умение раскладывать в ряд по образцу (слева направо, справа налево) и отсчитывать определённое количество бус по образцу, учитывая цветовую гамму.
А я предлагаю вам встать, образовать круг и поиграть в развивающую подвижную игру с флажками.
Красный флаг я подниму – дружно хлопаем ему.
Синий флаг я поднимаю – дружно все мы приседаем
Флажок желтый поднимаю всем попрыгать предлагаю
А зеленый поднимаю дружно весело шагаем.
Уважаемые родители, с помощью таких игр мы закрепляем название цветов и укрепляем здоровье ваших детей. Дети любят подвижные игры. Вместо флажков можно использовать разнообразные предметы.
Воспитатель: а сейчас я хочу усложнить задачу.
Дети за руку маму возьмите
За столы, стульчики пройдите.
Я буду показывать вам на экране маленькие и большие круги. Ваша задача хлопать, но хлопки должны быть не простые, на большой круг – громкий звук, на маленький –тихий (показать пример). Это необходимо для развития звуковысотного фонематического восприятия.
Показ слайда (презентация «Хлопаем громко и тихо»)
Нам пора ехать дальше, занимайте места наш поезд отправляется.
Воспитатель: Внимание мы приехали на станцию «Фигурная»
Что же нас ждет на этой станции.
Из чудо мешочка, который был на станции, воспитатель достает геометрические фигуры (называем, рассматриваем, сравниваем).
Воспитатель: молодцы, назвали геометрические фигуры.
А сейчас я предлагаю вам подойти к столам. У нас есть очень интересная игры «Фонарики». Нам нужно подобрать шляпу для нашей девочки «Луковички».

Показ слайда
Ход игры
Нужно подобрать правильную фигуру по цвету, величине и формы для каждой шляпы.
Воспитатель: Уважаемые родители, с помощью таких игры учим детей зрительно находить, узнавать, называть предмет – геометрическую фигуру, а также закреплять изучение цветов, умение находить отличительные признаки (величина, форма, цвет).
Предлагаю немного отвлечься и размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика

Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме
стихотворения. Следующие две строки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.
При последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять, начиная с мизинца.
Воспитатель: молодцы все справились.
Воспитатель: Внимание наш поезд отправляется дальше, поехали!
Мы с вами прибыли на станцию «Величинная». Посмотрите сколько мячиков и они все перепутались. Уважаемые взрослые и дети эти мячики нужно собрать, большие в большую корзину, а маленькие в маленькую. Молодцы! Вот так наши дети закрепляют величину.
Воспитатель: А сейчас разделитесь на четыре команды. Две команды у нас будут собирать на «кораблике» паруса от самого низкого до самого высокого, а ещё две команды попробуют выложить волны (полоски из картона) от самого узкого, до самого широкого.
Молодцы, все справились.

           Уважаемые родители и дети мы с вами побывали в волшебной стране сенсорики, останавливались на станциях «Разноцветной», «Фигурной», «Величинной». Закрепили цвет, название фигур, форму, величину.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад в нашу группу. Паровоз давно вас ждет, в группу всех детей везет. Вот мы и приехали. Спасибо всем большое за поездку в увлекательную страну Сенсорику.

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Диагностика уровня сенсорного
развития детей

Сентябрь

Занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

Занятия, в которых используют
дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями

В течение года

Сенсорное развитие, осуществляемое в
процессе обучения рисованию

В течение года

Дидактические игры на развитие
тактильных ощущений:
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару»

Сентябрь – Октябрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»

Ноябрь – Декабрь

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «Выложи фигуру»

Январь – Февраль

Дидактические игры и упражнения назакрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери бусы»

- «Цветное лото»
- «Цвет»

Март

Методическая литератур
1. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/Под ред.Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.:
«Просвещение» 1981
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л. А.
Венгера. М., «Просвещение», 1973
3. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета,
формы и величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет.
сада и родителей. Э.Г. Пилюгина. – М.: «Просвещение» 1996
4. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина,
Н.Б. Венгер - М.: «Просвещение», 1988
5. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ребенка через игровые технологии.

Как сделать ребенка счастливым?   В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Дру...

Развитие ребенка через игровые технологии

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы. Как сделать ребенка счастливым? В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с р...

Конспект игры по сенсорному развитию детей через игровую деятельность

Конспект игры по сенсорному развитию детей через игровую деятельность...

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...

Самообразование на тему: «Сенсорное развитие детей через игровые технологии»

Цель: Формирование сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактической игры ( представлений о форме, цвете, величине предметов, расположении в пространств...

Конспект занятия "Познавательно-речевая деятельность детей через игровые технологии в ясельной группе" «Поможем зайчонку»

Цель: Закрепление полученных знаний в познавательно- речевом развитии детей в ясельной группе. ...