Занимательные математические игры
картотека по математике (младшая группа)

Бережная Татьяна Михайловна

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnye_matematicheskie_igry.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №25 компенсирующего вида" г. Мончегорска

Занимательные и развивающие

математические игры

Выполнила воспитатель

Бережная Татьяна Михайловна

1 квалификационная категория

2023 г.

  1. Игры для закрепления количества и счета
  1. «Весёлый счёт»

Игру можно проводить на улице, по дороге в детский сад или из детского сада. Ребенку предлагается посчитать объекты, встречающиеся на пути: деревья, машины, цветы и т. д. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

  1. «Посчитай»

Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых - разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит, цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.

  1. «Что изменилось?»

Предложить ребёнку пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами предметы или игрушки, ребёнок должен объяснить, что изменилось.

  1. Игры и упражнения для закрепления понятия формы
  1. «Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать геометрическую фигуру, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

  1. «Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

  1. «Коврик»

Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

  1. «Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), квадрат и предметы квадратной формы (стул, шкаф, выключатель и т. д.).

  1. «Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три квадрата и один треугольник, три круга и один овал и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Варианты:

- группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснять принцип группировки.

  1. Игры и упражнения на закрепление понятия величины
  1. «Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

  1. «Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

Варианты:

детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины квадраты разного цвета и формы.

  1. «Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

4. «Нарисуйте желтую дорожку длиннее красной».

5. «Найди предмет длиннее (короче, шире, уже)».

6. Скажи наоборот» (ручеек узкий, а река широкая. Ветка тонкая, а дерево толстое и т.д.).

7. «Разложи по размеру»

Ребенок раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Варианты:

- дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

  1. Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве
  1. Какая рука?»

На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.

  1. «Покажи правильно»

Взрослый на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

  1. «Твой путь в детский сад»

Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа уточняйте у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

  1. «Выполни задание»

Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.

Варианты:

  1. определить местоположение отдельных предметов мебели;
  2. определить местоположение других детей относительно себя;
  3. определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
  4. определить местоположение предметов относительно друг друга.

расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

  1. «Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»

 Ребёнок называет предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).

  1. Игры и упражнения на закрепление понятия «времени»
  1. «Когда это бывает?»

Спросите у ребенка, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. ответы ребенка показывают, в какой мере он соотносит те или иные явления и труд человека с временем года. Затем договоритесь с ребенком о том, какое время года будете описывать. Перебрасывая мяч друг другу, они называют признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков.

  1. «Домики времён года»

Материал: 4 домика разного цвета (красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна), картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Покажите ребёнку домики и расскажите, что в каждом из них живет определенное время года. Определите в каком домике, какое время года живёт. Вместе с ребёнком назовите месяцы каждого времени года по порядку, подберите соответствующие картинки и вставьте их в окошечки. Покажите ребенку различные изображения предметов и определите, в какое время года используются эти предметы и почему.

  1. «Лови, бросай, дни недели называй»

По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть дни недели. Взрослый может начать с любого дня: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…».

Рекомендуем сделать с малышом паровозик, каждый вагон подпишите по дням недели. Смастерите вагоны разных цветов (можно взять цвета радуги по порядку, тогда малыш выучит еще и их), подпишите номера вагонов, это поможет выучить еще и цифры от 1 до 7.

Каждый день недели разного цвета (цвета радуги).

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

  1. «Что мы делали»

Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Такую же игру проводим со словами «вчера», «сегодня», «завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация отчёта плана по самообразованию на тему: "Занимательные математические игры в старшем дошкольном возрасте"

В данной презентации представлен материал, над которым я работала в течение 2012- 2013 учебного года . Это занимательные математические игры. К ним относятся " Блоки Дьенеша", "Выращивание дерева", "С...

Из опыта работы "Занимательные математические игры в воспитании и обучении детей"

Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение....

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Углубленире и расширение работ по развитию умственных способностей через создание условий для развития логического мышления....

проект " Занимательные математические игры"

Долгосрочный проект в подготовительной группе на тему "Занимательные математические игры"...

Занимательные математические игры с мамой на кухне

Доставьте детям радость от игр развивающей направленности. Поддерживайте интерес к математическим играм даже тогда, когда вы находитесь с ребенком на кухне. Совместное приготовление ужина доставит удо...

Родительское собрание «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»

Родительское собрание«Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе»...

Занимательные математические игры дома

Предлагаю Вашему вниманию простые, не требующие особой подготовки математические игры....