Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
консультация по математике (старшая группа)
Развивающие игры способствуют развитию всех познавательных процессов, в том числе они важны и для формирования правильных установок по ФЭМП.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста очень важно для их познавательного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_rol_matematicheskih_igr.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1155
Дошкольное отделение №2
Консультация для воспитателей
«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Составила:
воспитатель 11 группы
Белогривцева Ольга Ивановна
Москва 2019
«Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Развивающие игры способствуют развитию всех познавательных процессов, в том числе они важны и для формирования правильных установок по ФЭМП.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста немыслимо без использования логических игр, задач, занимательных развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей, а также задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлечь детей с помощью игр, развивающих умственную деятельность, расширяющих и углубляющих математические представления, в процессе систематических занятий и закрепления полученных знаний и умений применяя их в других видах деятельности, новой обстановке.
Для лучшего усвоения детьми математических знаний и умений и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями используются логико-математические игры. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети достаточно активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений, процесс усвоения ими математических знаний идет легче, если на занятиях используются дополнительный игровой материал. В процессе, например, применения мозгового штурма они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, идет в процессе его ведущей деятельности игре у него складывается положительное эмоциональное отношение к этой задаче, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Дидактические игры в дошкольном возрасте имеют огромное значение для развития познавательной сферы ребёнка. Для ФЭМП они также не заменимы. Основное назначение математических игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений у детей.
Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови».
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от обычных заданий и упражнений не традиционностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени, какого либо литературного сказочного героя (Красной шапочки, Доктора Айболита, Мальчика спальника) или какого либо мультяшного героя, например всеми любимых детьми фиксиков. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В подготовительной и старшей группе эффективно использовать мозговой штурм и соревнование по командам. Этим положением и объясняется значение логико-математических игр, задач и упражнений в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом, а также если присутствует соревновательный эффект дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
С детьми всех возрастов можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино геометрических фигур», «Составь картинку», «Математическое домино», «Лото», «Подбери пару», «Вставь пропущенную фигуру», «Соедини число с картинкой», «Проводи зайчика по игровому полю», графические диктанты, копирование фигур, игры в шашки и шахматы. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию устойчивого интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Если систематически использовать подобные дидактические игры как на занятиях, так и вне, математические представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному желанию. В детском саду нужно создавать такую образовательную среду, мобильность передвижения игрового материала, доступность и красочность материала для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, индивидуальности, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду, заинтересовывается, чувствует себя уверенней.
Уголок занимательной математики – это специально отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Должно присутствовать также транспортируемость уголка. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
В первую очередь создавая такой уголок надо исходить из принципа доступности игр детям в данный возрастной период и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества имеются в играх «Палочки Кюизенера», «Логические цепочки», «Крестики-нолики», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, зайца или белку, домик или машинку, составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, логические задачки, задачи – шутки.
Роль этих загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы в процессе обсуждений, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается определённая или проблемная ситуация. С целью развития математического мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной цифры, фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др. Всё это активирует умственную деятельность детей.
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут долгое время упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: уверенность в собственных силах, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.
При организации математических игр с детьми необходимо создать следующие условия:
1. Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком уважительное отношение к его чувствам и потребностям
2. Необходимо поддерживать индивидуальную инициативу детей через:
- создание условий для свободного выбора игр, участников игры;
- создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
- поддержке детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;
3. Создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми;
- развития умений детей играть в группе сверстников
- обеспечить поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечив игровое время и пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
laquo;Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...
Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможност...
Консультация для воспитателей " Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время"
Консультация для воспитателй как организовать в свободное время и на занятиях по ФЭМП логико-математичекие игры и пособия...