Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»
консультация

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях

по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного

материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего

развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать

математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять,

углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,

упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений,

ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является

применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток,

головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет

к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него

складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует

мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную

фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического

материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.

Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении,

назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В

дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со

способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования

математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как

одной из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре занятия

по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием занятия,

направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В

младшей группе, особенно в начале года все занятие должно быть проведено в форме

игры. Логико – математические игры уместны и в конце занятия с целью

воспроизведения, закрепления ранее изученного. Так, в средней группе на занятия по

ФЭМП после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие

сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра «найди и назови». В

формировании у детей математических представлений широко используются

занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые

упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью

постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени,

какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки, Незнайки). Они

интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа,

основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим

положением и объясняется значение логико- математических игр, задач и упражнений в

умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным

математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения

самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа

занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое

упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность,

логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной

задаче, инициативу. В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры

математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно –

печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино»,

«Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы. При правильной организации и

руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей

познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и

геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические

представления детей совершенствуются. Но этого недостаточно для выявления и развития

многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры

организуются и направляются воспитателем. Дети редко играют в них по собственному

желанию. В детском саду нужно создавать такие условия для математической

деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность при выборе

игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В

ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному

интеллектуальному труду. Уголок занимательной математики – это специально

отведенное, математически оснащенное играми, пособиями и материалами, и

определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно,

используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ

детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность

выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть

индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя

уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в

данный момент и помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоения которых

детьми возможны на разных уровнях. От усвоения заданных правил и игровых действий

они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие варианты для творчества

имеются в играх «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Кубики и цвет»,

«Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не

только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот, же силуэт, например, лису,

составлять из разных наборов. Для стимулирования коллективных игр и творческой

деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфыс

наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач,

составления фигур. Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем

дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку

геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация,

преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В

дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь

наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи –

головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них

фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается,

какое преобразование надо проделать, и какая фигура должна получиться в результате.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление

плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных

наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а

представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата,

треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат

составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную

практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания

силуэта. Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее

доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В

загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с

количественной или пространственной, подмечены простейшие математические

отношения: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под

одной крышей живут (стол). Назначение загадок и задач – шуток, занимательных

вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки

умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные

внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в

процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в

том случае, когда создается необходимая ситуация. С целью развития мышления детей

используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение

пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел,

задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение

закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например, Какая из фигур

здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый

лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной

деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки,

занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь,

подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие

предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях

формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность,

находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются

конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся

планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе,

проявляя при этом творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

laquo;Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможност...

Консультация для воспитателей " Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время"

Консультация для воспитателй как организовать в свободное время и на занятиях по ФЭМП логико-математичекие игры и пособия...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений....