Практические методики обучения математике в ДОО
презентация по математике

Родионова Ирина Алексеевна

Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

 Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_na_temu_matematika_v_doo.doc61.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_matematika_ppt.ppt573.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практические методики обучения математике в ДОО

Выполнила: Воспитатель-Родионова И.А.

МБДОУ д/с «Надежда» с. Рамзай

Актуальность

Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

 Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Задача взрослого поддерживать интерес ребенка.

В процессе ФЭМП у детей я использую разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические и игровые. При выборе методов я учитываю ряд факторов:

1. Программные задачи, которые решаются именно на этом этапе обучения;

2. Индивидуальные особенности психофизического развития детей;

3. Наличие необходимых дидактических средств.

1. Практический метод обучения

На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).

Практический метод подкрепляется приемами:

  • Упражнения в виде заданий.

Упражнения выполняются каждым ребёнком на карточке, перфокарте, что позволяет проводить индивидуальную работу.

-Из каких геометрических фигур составлен рисунок? Сколько этих фигур?

-Вспомнить и назвать предметы, похожие на следующие фигуры?

-Закончи рисунок по заданным фигурам.

-Дорисуй геометрические фигуры так, чтобы они превратились в предметы.

  • Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски, игра малой подвижности «Кочки», игра «Математический паровозик»).
  • Самостоятельная работа с раздаточным материалом («Поставь квадраты по величине»; «Разложи ленты по ширине», «Сравни фигуры») с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.).

2. Словесные методы обучения

Словесные методы обучения входят в состав любого наглядного и практического метода.

Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.

На занятиях по математике применяются следующие приёмы:

• Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.

• Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий.

• Вопросы (в младшем возрасте — прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? в старшем возрасте — в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?)

• Словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения.

• Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

3.Наглядный метод обучения

На занятиях по математике широко используются:

• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?», «Что перепутал художник?»;

• Иллюстрации с изображением времени суток;

• Ситуации для составления задач;

• Циферблат часов;

• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;

• Показ видеофильмов.

4. Игровой метод обучения

Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.

Метод подкрепляется приемами:

• Использование элементов различных игр на занятии (сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин» с блоками Дьенеша, «Гаражи»).

• Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент.

• Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?»). Эти игры способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

2. Игры путешествие во времени («Живая неделя», «Наш день», «Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра».

3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто, где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»

4. Игры с геометрическими фигурами «Найди похожую», «Чудесный мешочек», «Посмотри вокруг» позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.

5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее») развивают логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их.

6. Настольно-печатные, как правило, — в свободное от занятий время.

Так же я использую в своей работе такой метод, как моделирование.

 Моделирование — наглядно-поисковый метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.

Виды моделей:

• Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

• Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков (схемы и таблицы с блоками Дьенеша, схемы плоскостного конструирования из палочек Кюизенера).

Вывод:

Использование разнообразных методов и приёмов активизации умственной активности детей:

1.включение сюрпризных моментов и игровых упражнений;

2.организация работы с дидактическим материалом;

3.активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; 4.новизна умственной задачи и наглядного материала;

5.выполнение нетрадиционных заданий.

Всё это помогает нам решать задачи по развитию познавательных интересов к ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.

Большое внимание в своей работе я уделяю экономическая финансовой  грамотности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, т.к. на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Отличительная особенность этого периода от последующих периодов разви- тия ребенка состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из наших слов, но и через свои действия.

Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

1. Когда он получает подарок.

2. Когда Вы пользуетесь банкоматом.

3. В магазине.

4. Оплата счетов и квитанций.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»). 

Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому  важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»). Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни. 

На мой взгляд, именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

И в заключении хочется сказать словами Леонида Абрамовича Венгера

«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практические методики обучения математике в ДОО Выполнила: Родионова Ирина Алексеевна-воспитатель МБДОУ д / с «Надежда» с. Рамзай

Слайд 2

Актуальность Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Слайд 3

Формирование математических представлений Это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Слайд 4

Методы обучения Словесные Наглядные Практические Игровые

Слайд 5

Практический метод обучения Упражнения в виде заданий Действия с демонстрационным материалом Самостоятельная работа с раздаточным материалом

Слайд 6

Словесные методы обучения Пояснение, разъяснение Указания Вопросы Словесная инструкция Педагогическая оценка

Слайд 7

Наглядный метод обучения Демонстрация картинок Иллюстрации с изображением времени суток Ситуации для составления задач Циферблат часов Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ Показ видеофильмов

Слайд 8

Игровой метод обучения Использование элементов различных игр на занятии Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент. Руководство и обучающая роль педагога

Слайд 10

Дидактические игры 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентировки в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление 6. Настольно-печатные

Слайд 12

Моделирование Это наглядно-поисковый метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус). В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.

Слайд 13

Виды моделей Предметные Предметно – схематические

Слайд 14

Вывод включение сюрпризных моментов и игровых упражнений организация работы с дидактическим материалом активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми новизна умственной задачи и наглядного материала выполнение нетрадиционных заданий

Слайд 15

Экономическая финансовая грамотность

Слайд 16

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах? Когда он получает подарок Когда Вы пользуетесь банкоматом В магазине Оплата счетов и квитанций

Слайд 18

Л. А. Венгер «Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний»

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность

   Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность  В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того...

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями Гуси-лебеди (средняя группа ) Цель игры. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать...

Методика обучения счёту и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Презентация содержит советы на каждый день: как знакомить с геометрическими фигурами, с клеткой, с ориентированием в пространстве и времени, как отличать число от цифры....

Выступление на методическом объединении 2011 г: "Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников".

В выступлении рассматривается организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников....

Обучение математике детей раннего возраста по методике Л.Г.Петерсон.

В статье освещена эффктивная методика Л.Г.Петерсон обучения математики детей раннего дошкольного возраста,успешно применяемая в моей работе....