Конспект НОД "Волшебный горшочек" по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект по математике предназначен для детей старшей группы по теме посуда. Цель занятия: способствовать формированию у детей элементарных математических представлений и повышению интереса к познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_gorshochek2.docx | 227.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 22 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
«Волшебный горшочек»
Выполнила:
воспитатель высшей квал. категории
Денисова Ольга Александровна
2021 год
Волшебный горшочек
Цель: способствовать формированию у детей элементарных математических представлений и повышению интереса к познавательной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- закреплять навыки количественного счета в пределах 10;
- формировать умение сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения множеств;
- закреплять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
- развивать пространственные отношения: слева, справа, между, рядом, около, на, под.
Развивающие задачи: - создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти;
- выражать в речи результаты сравнения множеств.
Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к познавательной деятельности; - воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: чтение сказки Братьев Гримм «Горшочек каши», К.И. Чуковского «Федорино горе»; изготовление собственного меню к сюжетно-ролевой игре «Кафе» и пригласительных на презентацию нового меню в кафе «Витаминка».
Образовательные технологии: информационно-коммуникационные, игровые технологии.
Материалы и оборудование: видео проектор, ноутбук, магнитная доска, глиняный горшок, раздаточный материал по количеству детей (чашки, глубокие тарелки, блюдца), наборное полотно в виде шкафа под посуду с полками, геометрические фигуры, бумажные тарелки, клей карандаш, картинки посуды и мебели на магнитах.
Организация деятельности: сменная.
Вводная часть
Перед занятием дети раскладывают детскую посуду для игры в «Кафе» (накрывают маленькие столики, приготовляют необходимые продукты и посуду на игрушечной кухне. Затем дети с воспитателем выходят из группы, чтобы проветрить группу перед приемом гостей. В это время всю посуду, которую дети приготовили, необходимо спрятать в контейнер под стол воспитателя.
Воспитатель заходит с детьми в группу, обращает их внимание на гостей.
Воспитатель: дети, вот и первые посетители, которых вы пригласили на презентацию нового меню в нашем кафе «Витаминка». Давайте поздороваемся с ними и пригласим в наше кафе. (слайд №1)
Дети здороваются и обращают внимание, что вся посуда исчезла.
Воспитатель: ой, а где же вся посуда? Дети, кто ее спрятал? Воспитатель с детьми начинает искать посуду в шкафчиках кухни и находит там «волшебный горшочек» (большой глиняный горшочек на дне которого прикреплено лицо, налито немного воды с звездочками разноцветной фольги).
Воспитатель: что это дети? (рассматривают, в это время раздается звук ворчания, шипения) (звук №1) Какой-то горшочек не простой. Может он волшебный и подскажет нам куда делась вся посуда. В какой сказке был волшебный горшочек? («Горшочек каши») Какие слова говорила девочка? (раз, два, три горшочек вари) А нам надо чтобы он кашу варил или говорил? Тогда какие слова мы скажем? (раз, два, три горшочек говори). (слайд №2)
После этих слов, горшочек говорит (воссоздаётся запись).
Горшочек: вся ваша посуда в сказке «Горшочек каши», я наварил так много каши, что некуда ее стало накладывать. Решил я тогда наколдовать посуды для каши, да стар стал, видно напутал цифры в заклинании и перенеслась ваша посуда в сказку, а я у вас оказался. (звук №2)
Воспитатель: дети, вы хотите, чтобы посуда вернулась? Давайте тогда попросим горшочек вернуть ее.
Дети просят горшочек вернуть посуду.
Горшочек: а зачем вам нужна посуда? (звук №3)
Дети объясняют зачем им нужна посуда.
Горшочек: хорошо – верну я вам посуду. Только сначала хочу убедиться, что можно ее вам доверить: посмотрю, аккуратно ли вы с ней обращаться будите, умеете ли вы дружно играть, не перебьете всю посуду. Для этого есть у меня для вас задания: выполните правильно и дружно, узнаете шесть заветных цифр из волшебного заклинания, тогда и посуду вашу назад верну. А не справитесь – тогда навсегда без посуды останетесь. (звук №4)
Воспитатель: Что будем делать? (выполнять задания горшочка).
Основная часть.
Воспитатель: отлично, давайте скажем волшебные слова, чтобы горшочек нам задания сказал. Дети говорят: раз, два, три – горшочек говори. На экране появляется картинка шкафа под посуду, рядом с верхней полкой нарисована чашка и цифра 3, рядом с полкой посередине – глубокая тарелка и цифра 4, перед нижней - блюдце и цифра 5. Рядом со шкафом 4 девочки. (слайд №3)
Воспитатель: что же здесь надо сделать? Как вы думаете? (помочь девочкам поставить нужное количество посуды на полки) Где мы это можем сделать? Дети находят это задание на столах, каждый ребенок выполняет его индивидуально. На столе у каждого ребенка картинка шкафа с тремя полками, в коробочке лежат бумажные чашки, глубокие тарелки и блюдца каждого в количестве 10 штук.
Воспитатель: Сколько чашек у нас всего? (дети считают, один ребенок отвечает) Сколько чашек нужно поставить на верхнюю полку? Почему? (потому что рядом с чашкой стоит цифра 3) Сколько глубоких тарелок надо поставить на среднюю полку? Почему? (потому что рядом стоит цифра 4) Сколько блюдец у вас? Сколько вы поставите на нижнюю полку? Почему?
Когда дети правильно выставляет посуду на полку, на экране дублируется правильный ответ. (слайд №3)
Воспитатель: посуда выставлена верно, молодцы ребята, только почему-то цифра из волшебного заклинания не появляется. Может еще что-то надо сделать? (девочек четыре, значит и каждого вида посуды должно быть по четыре, чтобы всем хватило).
Воспитатель: Давайте проверим. Сколько чашек? (3) Сколько глубоких тарелок? (4) Чего больше тарелок или чашек? (тарелок) Как это можно проверить? (под каждую чашку положить тарелку, одна тарелка лишняя) Чего меньше тарелок или чашек? Почему? (одной чашки не хватает) На сколько чашек меньше чем тарелок? Что больше 3 или 4? Как сделать, чтобы чашек стало тоже четыре? (добавить одну чашку). Как мы получили 4? (к трем прибавили один) Сколько теперь чашек, тарелок? Что можно о них сказать? (их поровну) Хватает теперь чашек и тарелок для всех девочек?
Сколько блюдец? (5) Сколько тарелок? (4) Чего больше блюдец или тарелок? Как вы это поняли? (одно блюдце лишнее) На сколько блюдец больше чем тарелок? (на одно) Чего меньше тарелок или блюдец? Как увидели? (одной тарелки не хватает) Что больше 5 или 4? Как сделать чтобы блюдец и тарелок было по четыре, поровну? (убрать одно блюдце) Как мы получили число 4? (из пяти отняли один) Теперь по сколько тарелок и блюдец? (по четыре) Всем девочкам хватает?
По ходу выполнения задания, на экране все дублируется. (слайд №3) После этого картинка пропадает и вылетает две звездочки: одна с цифрой 3, другая с цифрой 4. (слайд №4)
Воспитатель: дети вы так дружно справились с заданием, что появились первые цифры из заклинания. Какие это цифры? Ребята запомните их. Возвращаемся скорее к горшочку за новым заданием.
Дети возвращаются к горшочку и говорят волшебные слова: «Раз, два, три – горшочек говори». Слышен звук шипения, ворчания. (звук №5) Горшочек не отвечает. На экране появляются летающие мухи. (слайд №5)
Воспитатель: ой, горшочек заворчал, может ему что-то не нравится. Смотрите дети, кто это? (указывает на экран, на мух) Хорошо, когда мухи на посуду садятся? Почему? Что надо с ними сделать?
После ответа детей, начинает звучать музыка. Дети под музыку и слова выполняют физкультминутку «Муха справа, муха слева». Воспитатель стоит перед детьми и выполняет с ними физкультминутку в зеркальном изображении. (звук №6) После выполнения физкультминутки на экране появляется звездочка с цифрой 5. (слайд №6)
Воспитатель: ребята, смотрите вы прогнали мух, помогли горшочку чистым остаться и появилась еще одна цифра из волшебного заклинания. Какая это цифра? Помните, какие были до этого? (3, 4) Ну, что готовы дальше выполнять задания? Тогда вперед, говорите волшебные слова.
Дети произносят слова: «Раз, два, три – горшочек говори».
Горшочек: следующее задание вы найдете, отгадав мою загадку.
Культурно ли есть со стола?
Хотите, чтоб я помогла?
В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая – (звук №7)
Дети отгадывают загадку и ищут в группе тарелку. Находят на столах белые бумажные тарелки и рядом в коробочке цветные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники красных, синих и желтых цветов). На большой белой тарелке лежат несколько карточек-символов (как в блоках Дьенеша). Лежит клей-карандаш по количеству детей.
Воспитатель: как вы думаете, что здесь надо сделать? (варианты детей, подвести к ответу, что нужно сделать тарелочки красивыми, украсить их) Какие фигуры вы здесь видите? (квадрат) Как ты определил, что это квадрат? (у него 4 угла и все стороны равны) Покажите все квадрат. Какие еще фигуры? (прямоугольник) Как ты отличил прямоугольник от квадрата? (у него противоположные стороны равны, а не все как у квадрата) Покажите все прямоугольник. Где треугольник? Как ты определил? Какая еще есть фигура? (круг) Как ты определил, что это круг? (у него нет углов и сторон).
А, какими фигурами вы будите украшать, их так много? Может эти символы вам помогут? (указывает на символы на большой тарелке).
На экране поочередно появляются карточки –символы в соответствии с которыми дети должны выбрать нужную геометрическую фигуру. Задание выполняется стоя вокруг столов. После каждой выбранной фигуры воспитатель спрашивает ребенка какую он выбрал фигуру и почему.
Порядок появление символов:
Воспитатель: какую фигуры ты выбрал? Почему круг? Какую фигуры ты взял? (прямоугольник) и т.д. Молодцы, фигуры вы выбрали. Теперь можете украсить ими тарелочки?
Дети выкладывают фигуры на тарелочку. Если кто-то выполнил быстрее других, можно предложить приклеить эти фигуры с помощью клея карандаша. После этого на экране появляется цифры 0 и 1. (слайд №7)
Воспитатель: какие красивые получились тарелочки. Вот еще цифры из волшебного заклинания, какие это цифры? Значит горшочку нравиться как вы задания выполняете. Помните какие уже были до этого цифры? (3, 4, 5) Их всего должно быть шесть, вы сколько уже узнали? (5) Сколько осталось? (1) Вперед к горшочку за последним заданием.
Дети подходят к горшочку и говорят волшебные слова: Раз, два, три – горшочек говори. На экране появляется картинка кухни, на которой посуда разбросана в разных местах. (слайд №8)
Воспитатель: Дети, вот еще одно задание от горшочка, что здесь нужно сделать? (навести порядок). Где же мы сможем это выполнить? (обращает внимание на мольберт)
На мольберте такая же картинка как на экране состоящая из отдельных деталей на магнитах. Дети садятся полукругом и по одному выходят и наводят порядок на кухне, переставляя предметы посуды на нужное место. Ребенок должен проговаривать, куда именно он ставит ту или иную посуду. Воспитатель (задает наводящие вопросы): где стоит кастрюля? Куда ты ее поставишь? Куда ты поставишь кружку? Рядом с чем она стоит? С какой стороны ты поставил чайник? И т.д.
После выполнения задания, на экране появляется цифра 2 на звездочке. (слайд №9)
Воспитатель: молодцы, вы получили еще одну цифру из заклинания, какую? Какие цифры были в начале, по порядку? (3, 4, 5, 0, 1) По мере называния цифр, они появляются на экране в этом же порядке. (слайд №10) Сколько цифр вы узнали? (6 - все) Что теперь делать? (просить горшочек вернуть посуду)
Дети возвращаются к горшочку и говорят волшебные слова: раз, два, три – горшочек говори.
Горшочек: ребята, вы большие молодцы, выполнили все мои задания. Я увидел, что вы аккуратно обращаетесь с посудой, любите ее, знаете где она должна и не должна стоять, что для нее плохо. А самое главное – вы умеете играть дружно. Но, напоследок задам вам еще несколько вопросов. (звук №8)
Вопросы появляются на экране, воспитатель их читает, дети договаривают недостающее слово.
Перед тем как брать посуду
Руки с мылом мыть я ….. (буду).
Разбить посуду можно,
Ты будь с ней ……(осторожна)
Будешь точно ты герой,
Посуду за собой …. (помой).
Очень хрупкая посуда,
Я бросать ее …. (не буду).
Чтоб убить микробов быстро,
Будем мыть посуду … (чисто).
Уж не буду, уж не буду
Я посуду … (обижать).
Буду, буду я посуду
И …. (любить и уважать)! (слайд №11)
Горшочек: молодцы, теперь можно и посуду вашу вернуть. Сложно было мои задания выполнять? (звук №9)
Воспитатель: дети, какие задания горшочка вам понравились?
Горшочек: теперь слушайте и запоминайте волшебные слова, сказать их нужно будет три раза с закрытыми глазами.
Три, четыре, пять – посуду будем возвращать
Ноль, один, два – посуда будет здесь всегда. (звук №10)
Дети встают в круг, закрывают глаза, берутся за руки и произносят волшебны слова три раза. В это время воспитатель прячет горшок, а из-под стола выставляют контейнер с посудой в которой еще лежит угощение от горшочка (пакет сушек).
Воспитатель: а вот и наша посуда, да еще и подарок от горшочка, наверное. Теперь вы сможете наших гостей пригласить в наше кафе. (слайд № 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе....
Конспект НОД по "Формированию элементарно - математических представлений" в старшей группе "Дом для друзей"
Конспект НОД поможет выявить знания детей в области "ФЭМП" в старшей группе в середине учебного года. ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "С математикой - в космический полёт".
Занятие по формированию элементарных математических представлений...
«Чудо - остров». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Занятие на закрепление изученного материала в старшей группе.Увлекательное путешествие с интересными препятствиями - заданиями....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое кор...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие в страну Математики». Старшая группа
Путешествие в страну математики по станциям...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие по математическим планетам»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие по математическим планетам»...