Использование в работе дидактических игр, направленных на формирование математических способностей у старших дошкольников
статья по математике (подготовительная группа)

Соколова Элеонора Сергеевна

Обзор математических игр направленных на то, чтобы в игровой форме помочь дошкольнику усвоить математические понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_femp_u_starshih_doshkolnikov.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Существует большой объем материала, направленного на формирование математических представлений у дошкольников через игровую деятельность. На данный момент я веду подготовительную группу и передо мной стоит задача: как на практике применить все эти общеизвестные принципы и не только сохранить живой интерес детей к познанию, но и действительно подготовить их к обучению в школе.

Прочитав и проанализировав материал по этой теме я остановилась на нескольких направлениях дидактических игр, направленных на формирование математических способностей старших дошкольников, которые применяю в своей повседневной работе. Эти игры входят в состав образовательной деятельности и находят отображение в индивидуальной работе с детьми во второй половине дня.

Математические сказки. 

Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.

Героями таких историй могут быть цифры; геометрические фигуры; обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.

В процессе работы малыши включаются в решение математических задач; учатся рассуждать; определяют причинно-следственные связи; мыслят логически; аргументировано доказывают свою точку зрения.

Эти сказки могут быть на основе известных народных или авторских произведений при этом дети учатся выполнять арифметические действия в виде примеров, используя цифры и знаки «+», «-», «=» и т.д.; рисовать геометрические фигуры, используя подходящие инструменты (линейки, треугольники); выявлять сходства и различия предметов; описывать детали повествования; объединять предметы по свойству (круглые, плоские, прямые и т.д.).

Мне очень понравились сказки содержащие понятия о геометрических фигурах (плоскостных и трехмерных), так как после прочтения этих сказок и выполнения заданий к ним дети стали лучше организовывать самостоятельную игровую деятельность с применением конструктора, причем те дети, которые научились этому лучше охотно помогают справиться с заданиями тем детям,  у которых выполнение вызвало затруднения.

Пример такой сказки: Ребенку предлагается чертеж в трех видах конструкции (куб + четырехугольная правильная пирамида) и два наглядных изображения, одно из которых соответствует чертежу. Требуется выбрать подходящее наглядное изображение и построить его по образцу.

hello_html_7ec7da59.png

Содержание: «Распечатав посылку, гном обнаружил в ней письмо и рисунки. Из письма он узнал, что его дядя Куб предлагает гному соорудить на своем домике башенку и посылает чертеж домика с башней и изображения двух домиков с башнями. Но дядя не написал, какой же из домиков изображен на чертеже. Помоги гному, выбери нужный рисунок домика и изобрази его».

Верный ответ: Данному чертежу соответствует наглядное изображение № 1.

Графические диктанты. 

Графические диктанты позволяют развивать не только логическое, но и пространственное мышление – ребенок успешно и без давления на него со стороны взрослого усваивает понятия «право», «лево», «верх», «низ».

В процессе работы с детьми я убедилась, что применение графических диктантов положительно сказывается на выработке усидчивости, дети с удовольствием выполняют задания и, не останавливаясь на достигнутом, украшают и дорисовывают получившиеся фигуры, таким образом дополнительно развивается фантазия и воображение. Рисуя графические фигуры ребенок укрепляет мелкие мышцы руки, что позволяет лучше подготовиться к письму. И, что немаловажно, дети становятся более самостоятельными, уверенными в своих силах.

Для большей эффективности задания выполняются сначала индивидуально, потом в подгруппах по 3-4 ребенка, а затем достаточно успешно проходят при занятости всей группы, при этом задание выполняют с ошибками не более 7 из 24 человек.

Игры с применением палочек Кюизенера.

Как известно цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Задания для работы с палочками могут быть в виде сказок, графических диктантов, карточек с заданиями. Палочки можно использовать как простой счетный материал, но главное отличие от простых счетных палочек в том, что дети, даже если ничего не говорить им о соотношении длины и значения каждой отдельно взятой палочки, самостоятельно приходят к выводу о том, что складывая палочки разной длины можно получать в сумме длину большей по длине палочки. Таким образом формируются понятия «больше», «меньше», «равно», формируется пространственное и логическое мышление. Дети получают понятие о части и целом, что, несомненно, поможет им в будущем успешно освоить материал о дробях.

Пример задания с палочками Кюизенера: Игра «Печенье». Для игры педагог использует 2 оранжевые и 8 голубых палочек. Целью игры является упражнение детей в измерении с помощью условной меры, также учим определять, что больше – часть или целое, показать одну шестую и целое.

Описание: Педагог говорит: «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье. Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько? (Показывает голубую палочку.) Что для этого нужно сделать?» (Измерить.)

После выполнения задания детьми педагог уточняет, сколько получилось печенья.

Вопросы

– Какая часть приходится на одно печенье?

– Что больше: целое или часть?

– Что меньше: часть или целое?

– Сколько частей в целом?

– Покажите одну шестую, две шестых, три шестых.

Задается провокационный вопрос: «Можно показать одну пятую?»

Здесь приведены лишь несколько примеров того, как можно в простой игровой форме закрепить у дошкольников важные математические понятия, приучить их ориентироваться на листе в клеточку, подготовить руку к письму. Параллельно с этим можно  улучшить дисциплину в группе, направить познавательный интерес детей в русло самостоятельности и взаимопомощи.

Список литературы, изученной по данной теме.

1. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: 2. Педагогика, 19959. - 367с

3. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет // 4.Дошкольное воспитание, 2005. № 3. С. 28–35; № 5. С. 43–53; № 6. С. 36–45.

5. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

7. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.

8. Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму»,

9. А. Н. Лебедевой, «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет».

10. Графические диктанты (развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию педагога)

11. Пальчиковая (развитие психических функций; подвижность и гибкость кистей рук)

12. Т.С.Идилова «Логика» (для детей 5-7 лет) Алматы-кітап, 2009 год. ... 13. Новые технологии в обучении [195]. Сельская школа [26].

14 С.Л.Илюсизова «Педагог и ребенок» Алма-Ата. Мектеп, 1989 год.
15.Л.Ф.Тихомирова «Логика для дошкольников» Ярославль, Академия Развития, 2002 год

16. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет

17 Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

18 Подрезова И. А. 2007 «Школа умелого карандаша»-

19 таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет

20 Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет

21 Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1997. - 152 с.

22 Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск: Высшая школа, 1975. - 206 с.

  1.  Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М., 1983.
  2.  Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М., 1983.
  1. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
  2.  Васильева Н.Н. Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

27. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

28. Интернет ресурс shkolabuduschego.ru/doshkolniki/matematicheskaya-skazka-priglashaet-v-gosti-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников.»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений....

Тема самообразования в старшей группе: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников...

План по самообразованию«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоени...

План работы по самообразованию "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей".

План работы воспитателя по самообразованию на тему:Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей"....