ЭОР (электронные образовательные ресурсы) в развитии математических представлений дошкольников
консультация по математике (старшая группа)

Единарова Наталья Анатольевна

Бурное развитие компьютерных технологий наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.

Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ЭОР в развитии математических представлений дошкольников»

Бурное развитие компьютерных технологий наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.

Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.

Поэтому происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. С его помощью мы можем использовать презентации, электронные учебники, обучающие программы и другие. На данный момент русскоязычных сайтов, касающихся вопросов дошкольного воспитания и образования, в сети Интернет более 1000.

 Многие педагоги и психологи (Б.С. Гершунский, А.А Журина, И.Г. Захарова, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными.

Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая очень сильное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Применение компьютера в работе с детьми дошкольного возраста возможно и необходимо, так как компьютер обладает рядом преимуществ.

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Вне НОД компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальной работы с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них;

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.  Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.

Играя в математические компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. 

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, так же педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

ЭОР позволяют развивать интеллектуальные способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.

Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Все компьютерно-игровые программы, которые используются воспитателями в дошкольных учреждениях, обладают такими же характеристиками, что и обычные дидактические, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры. В них так же представлена обучающая и игровая задачи, игровые действия и правила.

Игр по математике достаточно большое количество, но они платные. С некоторыми можно ознакомиться, скачав демо-версию.

Но педагогам стоит обращать внимание на длительность таких игр и игровой их замысел, подбирать такие игры, которые будут не только интересны ребенку, но и способствовать его развитию.

Современный педагог должен не только знать технические возможности, уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, владеть методикой приобщения детей к новым технологиям.

Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа Power Point.

Необходимо учитывать тот факт, что внедрение компьютера в ДОО требует от педагогов особых усилий, подготовки и условий. Воспитатели должны серьезно подойти к этому ответственному процессу, так как главный принцип в обучении детей дошкольного возраста - это «Не навреди!».

Согласно требованиям СанПиНа к использованию компьютера на НОД в ДОО необходимо учитывать, что для детей 5 - 7 лет работа за компьютером должна осуществляться не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг). Непрерывная продолжительность работы за компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6 - 7 лет - 15 минут, после чего проводить гимнастику для глаз.

Таким образом, при соблюдении педагогом всех требований к использованию компьютера в ДОО и правильно подобранном программно-методическом обеспечении компьютер станет верным помощником в обучении детей дошкольного возраста, в том числе и в формировании элементарных математических представлений.

Дидактические развивающие игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.  Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

Основными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры. Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Мультимедийные дидактические игры интересны дошкольникам. Они привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя анимационные эффекты. Интерактивная форма таких игр позволяет ребёнку с увлечением выполнять разные задания, испытывать радость познания, открывать новое. Мультимедийная игра активизирует любознательность, более активно привлекает внимание ребенка своим оформлением, а если в ней используются разнообразные триггеры - интерактивное средство анимации, позволяющее выбрать действие для конкретного элемента игры, то желание ребенка заниматься увеличивается в несколько раз.  Все заданные эффекты будут запускаться по щелчку и возможно управление игрой непосредственно играющим ребенком.

В русском языке «триггер» — это пусковая схема. В презентации триггер — это объект на слайде (надпись, фигура), при нажатии на который запускается анимация одного или нескольких объектов. Таким образом, использование триггеров в презентации позволяет запускать анимацию объектов в произвольном порядке, а не по очереди, как это происходит обычно. Триггеры позволяют "запрограммировать" реакцию презентации на конкретные действия пользователей: щелчки по определенным кнопкам, месту на экране и проч. Такая презентация становится более интерактивной, нежели с использованием обычных кнопок и ссылок, и отлично подходит для работы на интерактивное доске или для индивидуальной работы пользователя.

Использование мультимедийных игр в образовательных учреждениях с детьми дошкольного возраста, помогает организовать воспитательно – образовательный процесс под девизом «Играю и учусь!»

Список используемой литературы:

  1. Безека С. В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в Power Point 2007. – Владимир, 2008.
  2. Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 256 с.
  3. Белошистая, А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 14.
  4. Бузмакова, С.В., Кривопалова, Г.А. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / С.В. Бузмакова и др. // http://festival.1september.ru/articles/649942/.
  5. Вренёва Е. Мультимедийные технологии //Дошкольное воспитание. - № 12. - 2010.
  6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2008. – 256 с.
  7. Новикова, М.Н. Использование мультимедийных средств и информационных технологий в ДОУ – "за" или "против" [Электронный ресурс] / М.Н. Новикова // http://festival.1september.ru/articles/603899/
  8. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2010. — 64 с.
  9. Хижняк Г. А. Создание интерактивной дидактической игры средствами Microsoft Power Point https: (Электронный ресурс)//urok.1sept.ru/статьи/590291/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в ходе ознакомления старших дошкольников с историей Кировского района"

В данной статье автор делится собственным опытом работы с дошкольниками как можно при знакомстве детей с родным городом использовать электронные презентации....

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе формирования у дошкольников здорового образа жизни"

Проблема формирования здорового образа жизни в последние годы является особенно актуальной в связ с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольно...

Цифровой образовательный ресурс «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Цель электронного пособия – развитие математических способностей и формирование пространственных отношений у детей старшего дошкольного возраста через использование современных информационных технолог...

Перечень электронных образовательных ресурсов для педагогов и родителей дошкольников

На данный момент русскоязычных сайтов, касающихся вопросов дошкольного воспитания и образования, в сети интернет более1000. Для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми педагогам Д...

Перечень электронных образовательных ресурсов для педагогов и родителей дошкольников

На данный момент русскоязычных сайтов, касающихся вопросов дошкольного воспитания и образования, в сети интернет более1000. Для организации воспитательно-образовательного процесса с детьми педагогам Д...

Методическая разработка с использованием электронно-образовательного ресурса по развитию речи для детей подготовительной группы на тему «Друзья природы»

В данной методической разработке ребята с воспитателем отправляются в путешествие в мир природы, останавливаясь на разных остановках и выполняя задания....