картотека занятий по ФЭМП для второй младшей группы
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Гаврилова Ольга Петровна

Чтобы математические знания и умения были прочными, не ограничивайтесь только занятиями. Создавайте игровые математические ситуации в разных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_femp.docx95.25 КБ

Предварительный просмотр:

ФЭМП

«Шар и куб»

Задачи:

  • Обучающие:
  • закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур;
  • Воспитательные:
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям
  • Развивающие:
  • развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький;
  • различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного;

Материалы для занятия: 2 мягкие игрушки, грузовик с кубиками и шарами по количеству детей, карточки с изображением круга, квадрата, предметы в форме шара (яблоко, мяч…)

Организационный момент:

Дети сидят на коврике.

В. Ребята, сегодня к нам должны пожаловать гости. А вы хотите узнать, кто к нам придет? Тогда вам нужно будет отгадать загадки:

Кто мурлычет у окошка

Ты погладь меня немножко!

От тепла и ласки

Я зажмурю глазки.

                                         (Кошка)

Что известно нам о нем?

Стережет хозяйский дом

То рычит, то лает

То хвостом виляет.

                                    (Собака)

В. Правильно это кошечка и собачка. А вот они к нам и пожаловали.

Воспитатель ввозит в группу грузовик в котором лежат кубики и шары, а так же игрушки (кошка и собака).

Ход занятия:

  • Игровая ситуация 

В. Кто к нам в гости приехал? (кошка и собачка)

В. А посмотрите, что это они с собой в машине привезли? (шарики и кубики).

В. Правильно. Но вот все дело в том, что кошка и собачка не могут поделить их между собой. Кошка хочет, чтобы у нее были только шары, а собака хочет, чтобы у нее были только кубики. Но вот только они не умеют их различать. Давайте поможем им.

В. Вот, ребята, это что? (шар).

В. Шар какого цвета? (красный)

В. А какого размера? (маленький)

В. Что можно с шаром делать? (катать)

В. Правильно. Молодцы. А это что? (кубик)

В. Какого он цвета и размера? (синий, большой)

В. А можно ли кубик покатить?(нет)

В. Почему? (ему уголки будут мешать)

В. Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, а сколько фигур лежит в машине? (много).

В. Их так много, что каждый из нас может взять по одной фигуре.

Дети берут каждый по одной фигуре. Воспитатель акцентирует внимание на том, что у каждого ребенка по одной фигуре.

В. Аня, что ты взяла? (шар). А сколько у тебя шаров? (один).  

В. А ты что взял, Кирилл? (кубик). Сколько у тебя кубиков?(один).

Воспитатель опрашивает всех детей.

В. Сколько же фигур осталось в кузове? (ни одного).

В. Правильно, ребята. А помните, зачем к нам пришли в гости кошка и собачка? (да). Мы с вами рассказали, чем отличается кубик от шара. Давайте еще раз поможем им. Давайте соберем отдельно шары и кубики.

Воспитатель предлагает положить шары в фиолетовую коробку для кошки, и кубики- в голубую для собачки. В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубиков)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубики? (большие и маленькие). Сколько шаров лежит в коробке? (много), а кубиков? (много). Сколько шаров и кубиков осталось в кузове? (ни одного).

В. Молодцы, ребята, вот мы с вами и помогли кошке и собачки.

  • Физкультминутка:

Кошка хвостиком играла- вот так, вот так (повороты направо и налево)

Веселилась, хохотала- вот так, вот так (прыжки на двух ногах)

Мячик по полу катала – вот так, вот так (движение по тексту)

И по комнате скакала – вот так, вот так (прыжки на двух ногах)

А потом устала кошка – вот так, вот так (потянуться на носочках)

Поспала она немножко – вот так, вот так (движение по тексту)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики на обеих руках по порядку)

Будем снова мы играть!

  • Игровая ситуация по сказке «Колобок»

В. Ребята, скажите в какой сказке шарик укатился далеко от дома и от этого у него были неприятности? (в сказке «Колобок»).

Воспитатель предлагает детям испечь для бабушки и дедушки новый Колобок. Дети встают около столов и катают колобочки (маленькие мячики). У воспитателя большой Колобок.

В. Покажите, как укатился колобок из дома.

Дети катят шары по столу.

В. Захотелось колобку сфотографироваться, разослать свои фотографии в разные места, чтобы найти родственников - предметы, похожие на него.

Дети изображают процесс фотографирования, делая фотоаппарат из рук.

В. Пока будут печататься фотографии давайте пройдемся по группе и посмотрим, нет ли в нашей группе родственников колобка.

Дети ходят по группе, в разных местах которой разложены мяч, яблоко, апельсин…..Найдя какой-либо предмет, дети несут его воспитателю.

Воспитатель уточняет, что все принесенные ими предметы имеют форму шара.

  • Итог занятия-Игра «В фотоателье».

Дети вместе с воспитателем идут забирать фотографии колобка. На поле карточки с изображенными на них плоскими фигурами - квадрат, круг, треугольник. Дети выбирают те, на которой нарисован круг.

В. А почему вы не взяли другие фотографии? (потому что у круга нет углов).

В. Молодцы, ребята. А давайте вспомним, что интересного вы сегодня делали?(ответы детей).

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они помогли кошке и собачке, помогли найти колобку родственников, напекли бабушке колобки, потому что знают форму шара.


ФЭМП

«Большие и маленькие мячики»

Задачи:

  • Обучающие:
  • учить различать количество предметов: много – один – много
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющие одинаковое название.
  • Воспитательные:
  • воспитывать желание слушать стихотворения;
  • сопровождать чтение небольшого поэтического произведения игровым действием.
  • Развивающие:
  • формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним;
  • формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький;
  • повторять несложные фразы.

Материалы для занятия: корзина с большими и маленькими мячами (для каждого ребенка); две коробки разной величины; музыкальное сопровождение; звуковоспроизводящее оборудование.

Организационный момент:

Воспитатель читает стихотворение  и отбивает от пола мяч.

По мячу ладошкой бьем

Дружно, весело вдвоем.

Мячик, Мячик, мой дружок,

Звонкий, звонкий, звонкий бок.

По мячу ладошкой бьем.

Дружно, весело вдвоем.

Мяч бросаю и ловлю.

Я с мячом играть люблю.

                               Е.Железнова

Ход занятия:

  • Игровая ситуация 

В. Дети, что это? (Показывает детям мяч)  Сколько у меня мячей?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Воспитатель показывает детям на большие и маленькие мячи, лежащие в корзине.

В. Посмотрите, что лежит в коробочке? (Ответы детей) Много или мало мячей в корзине?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

В. Посмотрите, мячи в корзине большие маленькие. Вот это маленький мяч. Я беру и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в ладошке. Какой по величине этот мяч? (Ответы детей.) Возьми, Рамзан, мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках! У Рамзана в руках маленький мяч. Рамзан, какой по величине этот мяч? (Ответ ребенка.) Ребята, какой по величине мяч спрятался у Рмзана в ладошках?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

В. Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.

Дети соединяют кисти рук в форме шара. Воспитатель показывает детям большой мяч.

В. Вот это большой мяч. Костя, возьми его ладошками. Спрятался большой мяч в ладошках? (Ответ ребенка.) Не получается спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках. Обними мяч руками. (Ребенок берет мяч двумя руками и прижимает к себе.) Какой по величине этот мяч?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

В. Покажите все руками, какой большой мяч.

Воспитатель и дети соединяют руки кольцом перед собой, показывая размер мяча.

  • Сортировка мячей по величине.

В. У меня есть две коробки: большая и аленькая. Какая по величине эта коробка?

Д. Это большая коробка

В. Что можно сказать о величине этой коробки?

Д. Это маленькая коробка

В. Давайте в большую коробку положим большие мячи, а в маленькую – маленькие. Я беру большой мяч и кладу его в большую коробку. В какую по величине коробку я положила большой мяч? (Ответы детей.) Артем, возьми один мячик. Какой по величине мяч взяла Артем? (Ответ ребенка.) Положи его в коробку. В какую по величине коробку ты положишь мяч? (Ответ ребенка)

Воспитатель с детьми сортирует мячи по величине, раскладывая их в большие и маленькие коробки. Необходимо побуждать детей употреблять в речи словосочетания «большой мяч», «маленький мяч», «большую коробку», «маленькую коробку», используя индивидуальные и хоровые ответы малышей.

Когда дети разложат мячи, воспитатель показывает пустую корзинку.

В. Сколько мячей в корзине? (Ответы детей.) Каждый взял по одному мячу, и в корзине ни одного мяча не осталось. Мы разложили мячи в разные коробки: большие мячи положили в большие коробки, а маленькие – в маленькие. Молодцы, у вас все хорошо получилось. Давайте сейчас поиграем с маленькими мячами.

  • Физкультминутка – Игра «Соберем мячики».

Воспитатель показывает на мячи в коробке, легко подбрасывает один мяч над коробкой и читает стихотворение.

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши.

Раз! Два! Три! Мячи лови!

Звучит музыка. Воспитатель высоко подбрасывает мячи вверх, они рассыпаются по всей комнате, дети собирают мячи и приносят воспитателю. Игра повторяется 2 – 3 раза.

  • Итог занятия

В. Вы сегодня большие молодцы. Что мы сегодня делали?

Д. играли с мячиками.

В. Какие мячики у нас были?

Д. Большие и маленькие

В. Сколько мячей у нас было?

Д. много

В. Что мы сделали с большими мячами?

Д. сложили в большую коробку

В. Что делали с маленькими мячами?

Д. Сложили в маленькую коробку.


ФЭМП

«Один, много, мало»

Задачи:

  • Обучающие:
  • Закреплять умения различать количество предметов, используя слова один, много мало.
  • Учить составлять группу из однородных предметов.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам.
  • Развивающие:
  • Развивать у детей память, мышление с помощью игровых ситуаций
  • Развивать общительность и коммуникабельность.
  • Развивать познавательный интерес при помощи игровых ситуаций
  • Активизировать словарь детей: один, много, мало.

Материалы для занятия: Кукла, матрешки для детей на две больше чем детей.                              

Организационный момент:

В. Ребята к вам в гости снова пришла кукла Катя. Она хочет пригласить вас на свой День рождения.

Ход занятия:

  • Игровая ситуация 

В. Ребята, сегодня у нашей куколки Кати день рождения. Кто приходит на день рождения?

Р. гости.

В. Правильно, а в гости к куколке Кате пришли матрешки. Посмотрите сколько матрешек пришло в гости?

Д. Много

В. Верно, много пришло матрешек. Возьмите по одной матрешке. 

Дети ставят матрешек вокруг куклы

В. В день рождения все поздравляют именинника. Давайте что-то пожелаем нашей куколке. Я желаю, чтобы с нашей куколкой ребята играли аккуратно, и она всегда была такой же красивой. Дети ходят вокруг куклы и матрешек. Поднимают руки вверх Опускают руки вниз Подходят к матрешкам Отходят от матрешек Хлопают в ладоши

В. А вы что пожелаете нашей куколке? А теперь мы будем водить хоровод.  Поставим нашу именинницу в центр, а вокруг сделаем хоровод из матрешек. Теперь возьмитесь за руки.  Мы с вами тоже сделаем большой круг – хоровод.

Дети повторяют за воспитателем

В.  ребята скажите сколько у нас кукол?

Р. одна

В. сколько у нас матрешек?

Р. много

В. Сколько ребяток водят хоровод?

Р. много

  • Физкультминутка – хоровод.

Как на Катин День рождения

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

С днем рожденья поздравляй!

В. Сколько у нас куколок-именинниц? Правильно! А сколько матрешек водили хоровод? Посмотрите, у нас еще остались матрешки. Они водили хоровод?  А сколько их? Правильно! Хоровод водят много матрешек, а не водят хоровод мало матрешек.

Ответы детей

  • Итог занятия:

В. Вы сегодня большие молодцы. Что мы сегодня делали?

Д. Водили хоровод, Пели песни.

В. Сколько куколок сегодня празднует день рождения?

Д. Много

В. У кого сегодня был день рождения?

Д. У куклы Кати

В. А кто приходил в гости к Кате?

Д. Матрешки

В. Что делали матрешки на дне рождении?

Д. Водили хоровод, Пели песни.

В. Сколько матрешек водили хоровод?

Д. Много

В.  А сколько матрешек не водили хоровод?

Д. Мало


ФЭМП

«Один, много, ни одного»

Задачи:

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

Материалы для занятия:

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Организационный момент:

Слышится стук в дверь: тук, тук, тук

В гости к ребятам пришел Петрушка

В. Ребята посмотрите к нам в гости пришел Петрушка, давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются с петрушкой

Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Ход занятия:

В. Что принес Петрушка? (ответы детей)

В.  Какого цвета мячи? (ответы детей)

В. Сколько мячей принес Петрушка? (ответы детей)

Петрушка высыпает мячи на пол. 

П. Дети берите по одному мячу.

В. (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине?

В. (спрашивает у последнего ребенка) Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине?

(Вводится понятие ни одного.)

В. Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

В. Сколько мячей ты положил?

В. Сколько мячей стало в корзине?

В. Сколько мячей у тебя в руках? (ни одного)

  • Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.
Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

  • Итог занятия:

В. Вы сегодня большие молодцы. Кто сегодня к нам приходил?

Д. Петрушка

В. Что он нам принес?

Д. мячики

В. сколько мячиков было?

Д. много

В. Сколько мячиков взял каждый из вас?

Д. Один

В. Сколько осталось мячей у Петрушки?

Д. ни одного.

В. Молодцы.


ФЭМП

«Один, много, ни одного; познакомить с кругом»

Задачи:

  • Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
  • Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Материалы для занятия:

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал. Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Организационный момент:

Слышится стук в дверь: тук, тук, тук

В гости к ребятам пришла кукла Катя.

В. Ребята посмотрите к нам в гости пришла кукла Катя, давайте с ней поздороваемся.

Дети здороваются с куклой

Ход занятия:

  • Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

В. Катя, обращается к кукле, а что ты принесла в корзинке?

Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг

В. Это круг (обводит его рукой).

Затем уточняет название предмета.

В. Что это? (ответы детей, что это круг)

Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

  • Игра ситуация

Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу.  

В. Какой формы фигуры? Какого они цвета? (ответы детей)

Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд.

В. Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.)

В. Почему? (Нет колес.).

В. Пройдите на свои места, там у вас на столах лежит поезд и вагончики.

В. Ребята присоедините к поезду колеса (круги) 

В. А сейчас мы с вами пойдем в парк кормить уточек, но сначала превратимся в бабочек.

  • Физкультминутка – Бабочка
    Спал цветок и вдруг проснулся, (
    Туловище вправо, влево.)
    Больше спать не захотел, (
    Туловище вперед, назад.)
    Шевельнулся, потянулся, (
    Руки вверх, потянуться.)
    Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется.
    (Покружиться.)
  • Игровое упражнение «Уточки».

Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает.

В. Кто это?(Уточки.) 

В. Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет.

В. Сколько каждый из вас взял уточек? (ответы детей)

В. Сколько уточек осталось на подносе? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. 

В. Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) 

В. Сколько уточек в тазике? (Много.)

В. Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами.

  • Итог занятия:

В. Вы сегодня большие молодцы. Где мы сегодня были?

Д. в парке.

В. Что мы там делали?

Д. кормили уточек

В. сколько уточек было?

Д. много

В. Молодцы.


ФЭМП

«Один, много, ни одного; большой, маленький»

Задачи:

  • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
  • Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Материалы для занятия:

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал. Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Организационный момент:

Ход занятия:

  • Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи.

Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет.

В. Сколько овощей выросло на огороде? (ответы детей)

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет.

В. Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют.

Р. Я положил одну морковку (свеклу, картошку…) 

Действия детей воспитатель сопровождает словами.

В. Овощей в машине становится больше.

Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет.

В. Сколько овощей в машине?

  • Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются. (величиной)

  • Физкультминутка – Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

В. А сейчас ребята садитесь на свои места за столы

  • Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из пластилина большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

  • Итог занятия:

В. Вы сегодня большие молодцы. Где мы сегодня были?

Д. на огороде.

В. Что мы там делали?

Д. Собирали овощи

В. где растут овощи?

Д. На грядке

В. Что еще мы делали?

Д. лепили оладушки большие и маленькие

В. Молодцы.


ФЭМП

«Один, много, ни одного; длинный – короткий, длиннее – короче»

Задачи:

  • Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
  • Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Материалы для занятия:

Демонстрационный материал. Две картонные дорожки одинакового цвета, но разной длины, две корзины с большими и маленькими мячами.

Раздаточный материал. Большие и маленькие мячи (для каждого ребенка по одному мячу).

Организационный момент:

Ход занятия:

  • Игровая ситуация «Мы – веселые ребята».

На полу две картонные дорожки разной длины.

В. Дети, что можно сказать о длине дорожек.(ответы детей).

В. Посмотрите ребята, как я буду сравнивать эти дорожки. Сначала, я приложу одну дорожку к другой, и мы видим какая дорожка короче (воспитатель сопровождает свои слова действиями), а теперь мы наложим короткую дорожку на длинную и тоже сразу видно, какая дорожка длиннее.

Показывает, как это можно узнать с помощью наложения и приложения дорожек. 

В. ребята покажите длинную (короткую) дорожку, пройти по длинной (короткой) дорожке.

  • Игровая Ситуация

Воспитатель обращает внимание детей на корзины с мячами

В. Что можно сказать о величине мячей? Сколько больших мячей? (Много.) 

В. Возьмите по одному большому мячу. Сколько каждый из вас взял мячей? (Один.) 

В. Сколько сейчас больших мячей в корзине? (Ни одного.) 

В. Давайте попробуем прокатить мячи по длинной дорожке.

В. Как сделать так, чтобы в корзине опять стало много мячей?» (Ответы детей.)

Дети складывают мячи в корзину. 

В. По сколько мячей каждый из вас положил в корзину? (по одному)

В. Сколько мячей стало. (много)

 Аналогичное упражнение дети выполняют с маленькими мячами. Дети прокатывают их по короткой дорожке, складывают в корзину с большими мячами и отвечают на вопросы воспитателя.

 В. Сколько маленьких мячей? (Много.) 

В. Сколько больших мячей? (Много.) 

В. Сколько больших и маленьких мячей вместе?» (Еще больше, очень много.)

  • Подвижная игра «Догони мяч».

   Воспитатель высыпает из корзины мячи и предлагает детям догнать и взять по одному мячу. 

В. Сколько мячей ты догнал?

Собранные мячи дети складывают обратно в корзину, а воспитатель выясняет.

В. Сколько мячей ты положил в корзину?

В. Сколько мячей стало в корзине?»

   Игра повторяется несколько раз.

  • Итог занятия:

В. Вы сегодня большие молодцы.

В. Что мы там делали?

Д. Играли с мячами

В. С какими мячиками мы играли?

Д. Большие и маленькие

В. Сколько у нас мячей?

Д. много и очень много

В. Молодцы.


ФЭМП

«Один, много; длинный – короткий, длиннее – короче»

Задачи:

  • Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
  • Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Материалы для занятия:

Демонстрационный материал. Четыре-пять групп игрушек, 2 коробки разного размера.

Раздаточный материал. Ленточки одного цвета, но разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка).

Организационный момент:

Ход занятия:

   Игровая ситуация «Магазин игрушек».

На стульчиках и столах разложены игрушки: по одной и по несколько штук.

В. Приглашаю вас ребята посетить магазин игрушек.

Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы и выясняют, какие игрушки продаются в магазине и сколько их.

В. Ребята давайте покупать игрушки.

По указанию воспитателя дети «покупают» одну или много игрушек.  

В. Какие игрушки ты купил?

В. Сколько игрушек ты купил?

И так далее.

  • Игровая Ситуация

Воспитатель предлагает детям подобрать ленточки для коробок с игрушками.

Дети рассматривают коробки.

В. Чем отличаются коробки? (цветом и величиной)

В. Коробки одинаковые по величине? (нет)

В. Покажите большую (маленькую) коробку.

В. Чем мы сможем перевязать коробки? (ленточками)

В. Ребята давайте сравним ленточки.

В. Что можно сказать о длине ленточек? (они разные)

В. Как это можно узнать? (сравнить)

В. Как сравнить ленточки по длине?  (Наложением или приложением.)

Дети сравнивают ленточки способами наложения или приложения, показывают длинную (короткую) ленточку, результаты сравнения обозначают словами длинная – короткая, длиннее – короче.

Физкультминутка – Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (
Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (
Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (
Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (
Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (
Покружиться.)

В. А сейчас ребята садитесь на свои места за столы

  • Игровое упражнение «Завяжем коробки ленточками».

Воспитатель вместе с детьми выясняет, ленточкой какой длины можно перевязать большую (маленькую) коробку, и перевязывает коробки.

  • Итог занятия:

В. Вы сегодня большие молодцы. Где мы сегодня были?

Д. магазине игрушек.

В. Что мы там делали?

Д. Игрушки покупали

В. Сколько игрушек мы купили?

Д. Пирамидок, мячей, машинок, матрешек, много; а Мишка, ежик, курочка, кот –по одному

В. Что еще мы делали?

Д. Заворачивали подарки

В. Коробки от подарков одинаковые?

Д. нет

В.  А ленточки одинаковые?

Д. Нет

В. Что мы делали чтобы подобрать правильно ленточки к коробкам?

Д. сравнивали их.

В. Молодцы.


ФЭМП

«Один, много; различать круг и квадрат»

Задачи:

  • Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
  • Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Материалы для занятия:

   Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрешки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 14 см).

   Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга – 8 см).                            

Организационный момент:

Стук в дверь. В гости к ребятам приходит кукла почтальон Митя и приносит посылку.

В. Ребята к вам в гости пришел почтальон и принес посылку. Подходите, посмотрим, что нам прислали.

Ход занятия:

  • Игровая ситуация «Почтальон принес посылку».

Воспитатель поочередно достает из коробки игрушки, просит детей назвать их, выясняет количество предметов.

В. Сколько пирамидок нам прислали? (ответы детей)

В. А, сколько машин, матрешек, мячей в посылке? (ответы детей)

В. Каких игрушек нам прислали много? (ответы детей)

В.  А каких игрушек по одной? (ответы детей)

В. Правильно. Видишь Митя какие у нас ребятки, знают где один, а где много.

  • Игровая Ситуация

Воспитатель достает из посылки круг и выкладывает на мольберт.

В. Какая это фигура? (Круг.)

В. Какого цвета круг? (зеленый)

Воспитатель предлагает детям рукой обвести круг по контуру.

Затем достает квадрат, кладет рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы квадрата и уточняет у детей.

В. Что есть у квадрата? (ответы детей)

В. Сколько сторон у квадрата? (ответы детей) 

В. Сколько углов у квадрата? (ответы детей)

  • Физкультминутка –Будем прыгать и скакать!
    Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (
    Прыжки на месте.)
    Наклонился правый бок. (
    Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три.

Наклонился левый бок. Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (
Руки вверх.) И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (
Присели на пол.) Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку,
(Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три!
Согнем левую ножку, Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (
Подняли ноги вверх.) И немного подержали.
И все дружно вместе встали.
(Встали.)

В. А сейчас ребята садитесь на свои места за столы

  • Игровое упражнение «Покажи и прокати».

 У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам взять круг, назвать фигуру и обвести его рукой.

Аналогичные действия выполняются с квадратом.

 Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет.

В. Можно прокатить квадрат?

В. Что мешает квадрату? (Углы.)

  • Итог занятия:

В. Вы сегодня большие молодцы. Что мы сегодня делали?

Д. разбирали посылку.

В. Что мы нашли в посылке?

Д. Игрушки

В. Каких игрушек было много?

Д. Пирамидок, мячей, машинок, матрешек.

В. А каких игрушек было по одной?

Д. Мишка, ежик, курочка, кот.

В. Что еще было в посылке?

Д. Зеленый круг.

В. Сколько у круга углов?

Д. нет

В.  Что еще было в посылке?

Д. Синий квадрат

В. Сколько у квадрата углов?

Д. много.

В. Молодцы.


ФЭМП

«Один, много; круг и квадрат»

Задачи:

  • Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
  • Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

Материалы для занятия:

   Демонстрационный материал. Используется обстановка группы – игровой уголок (куклы, стулья, чашки и т.д.; стол, мишка, чайник и т. д.), природный уголок (растения, аквариум, лейка, клетка и т.д.), книжный уголок (книги, картинки; полка, подставка для книг и т.д.); гараж (несколько маленьких машин, одна большая машина); силуэт паровоза, листы цветной бумаги (вагоны).

   Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина стороны квадрата 8 см, диаметр круга 8 см; по одному для каждого ребенка).

Организационный момент:

В. Ребята к вам в гости снова пришла кукла Катя.

К: Здравствуйте ребята. Я пришла к вам в гости, что бы просить вас показать мне вашу группу. Я так хочу побольше узнать о вас. Давайте, мы с вами устроим экскурсию по группе и вы мне все покажете и расскажете.

В: Вы согласны ребята? Тогда пойдемте. Начнем с уголка природы и исследований.

Ход занятия:

  • Игровая ситуация 

Воспитатель с куклой на руках проходит к уголку природы и исследований и ребята вместе с ними. Кукла Катя задает вопросы , а дети отвечают на них.

К. Что есть в этом уголке? Каких предметов много? Каких предметов только по одному?

(Ребята отвечают).

Затем дети останавливаются в книжном уголке, уголке С/Р игр, гараже и отвечают на аналогичные вопросы воспитателя.

К: спасибо вам ребята, все у вас тут так интересно.

В. Катя оставайся с нами мы с ребятами тебе сейчас покажем тебе, как мы занимаемся физкультурой.

  • Физкультминутка – хоровод.

А часы идут, идут, Тик-так, тик-так. (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой. Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

  • Игровая ситуация 

Дидактическая игра «Почини поезд».

   На столе разложены круги и квадраты.

В. Ребята, а вы хотите поиграть? Я хочу вам показать одну игру. Подходите сюда и садитесь за этот стол.

В. Катя, посмотришь как ребята играют. Вот садись здесь и смотри.

Воспитатель просит детей найти круги и выясняет: «Какого цвета круги? Что с ними можно делать?» 

Ответы детей: Катать.

Затем по заданию воспитателя ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. 

В:  Что квадрату мешает катиться? (углы)

В: Ребята покажите углы?

В: Посмотрите ребята у меня есть поезд, (показывает картинку поезда), но у него нет колес и нет окошек. Давайте его починим. Вы справитесь ребята? (ответы детей)

  • Итог занятия:

 В конце занятия дети «чинят» поезд, комментируя свои действия: круги кладут вместо колес, квадраты – вместо окошек.

В: сегодня большие молодцы. Что мы сегодня делали?

Д. Гуляли по группе вместе с куклой Катей.

В. Что мы показали кукле Кате?

Д. Наши игровые уголки. Рассказали каких игрушек там много, а каких по одной.

В.  Что еще мы делали?

Д. ремонтировали паровоз.

К. Молодцы ребята. У вас все получилось. Но мне уже пора. До свидания ребята.

Дети прощаются с куклой.\


ФЭМП

«Один, много, ни одного»

Задачи:

  • Обучающие:
  • закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур;
  • Воспитательные:
  • развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький;
  • различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного;
  • Развивающие:
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям.

Материалы для занятия: игрушки: мишка, грузовик; большие  и маленькие шары; большие и маленькие кубики; две коробочки; мешочек.

Организационный момент:

Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики.

В. Дети, а кто это к нам приехал?

Д. Мишка (рассматривают мишку).

В. Что привез мишка в грузовике?

Д.  Шарики и кубики.

Ход занятия:

  • Игровая ситуация 

Воспитатель предлагает детям найти шарик (закрепляем понятие шар).

В. Что вы нашли? Какого цвета шар?

Д.  Шар. Желтый.

Воспитатель просит детей показать, что можно делать с шаром?

Д. катать.

В. Что можно делать с кубиком?

Д. Ставить.

В.  А кубик может катится? А почему? Что есть у кубика?

Д. Углы.

В. Сколько углов у кубика?

  • Игровая ситуация « Собираем шарики и кубики».

Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шарики и кубики. Шары нужно положить в белую коробочку, а кубики – в черную.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей:

В. Что ты положил в коробку?(ответ детей)

В. Сколько шаров (кубиков)? (много)

В. Они одинакового цвета? (нет)

В. Чем еще отличаются шары и кубики? (большие и маленькие).

В. Сколько шаров лежит в коробке? (много), а кубиков? (много).

В. Сколько шаров и кубиков осталось на полу? (ни одного).

  • Физкультминутка – Мишка

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись.

  • Подвижная игра «Найди свой домик».

На ковре лежат большие фигуры: круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии дети должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

  • Итог занятия:

В. Дети, кто приезжал к нам в гости?

В. Что привозил мишка?

В. С чем вы играли?

В. Какие геометрические фигуры мы повторили?

В. Что вам больше всего понравилось на занятии?

В. Все молодцы.

Мишка благодарит детей за игры, прощается с ними и уезжает на грузовике.


ФЭМП

«Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине».

Задачи:

  • Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
  • Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

   Демонстрационный материал. Оборудование и атрибуты физкультурного зала, 2 шнура разного цвета и длины (свернуты в большой и маленький клубки), колобок.

Организационный момент:

Воспитатель  вносит в группу колобка.

В. Ребята посмотрите кто к нам пришел. (ответы детей)

В. Колобок принес вам корзинку, а в ней лежат клубочки.

Ход занятия:

  • Игровая ситуация 

Колобок показывает детям два клубочка:

К. Что это? Какого цвета клубочки? Что можно сказать о величине клубочков? (ответы детей)

К. ребята пойдемте за клубочками и посмотрим, куда они приведут.

С большим клубочком дети попадают в физкультурный уголок.

В. Что интересного вы здесь видите?  Каких предметов здесь много, во что могут поиграть все дети? (ответы детей). Каких предметов по одному, во что может поиграть только колобок? (ответы детей)  

С маленьким клубочком дети попадают в уголок парикмахерской и отвечают на аналогичные вопросы.

Воспитатель предлагает размотать клубочки и сравнить ниточки по длине: 

В. Найдите и покажите длинную ниточку. Найдите и покажите короткую ниточку. (дети показывают)

В. Что можно сказать о длине красной ниточки по сравнению с синей ниточкой? Что можно сказать о длине синей ниточки по сравнению с красной ниточкой? (ответы детей)

В. Ребята, обратите внимание, что из длинной ниточки можно смотать большой клубочек, а из короткой – маленький.

  • Подвижная игра «Карусели».

   Дети берутся за шнуры и образуют две «карусели»: большую и маленькую. «Карусели» движутся под музыку.

  • Итог занятия:

В. Дети, кто приходил к нам в гости?

В. Что вы делали вместе с колобком?

В. Куда мы путешествовали?

В. Что мы там делали?

В. Все молодцы.


ФЭМП

«Длинный – короткий, длиннее – короче»

 Задачи:

  • Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
  • Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
  • Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Демонстрационный материал. Круг (диаметр 14 см), квадрат (длина стороны 14 см) одинакового цвета; игрушка-кошка, большой и маленький стаканы для карандашей, поднос для геометрических фигур.

Раздаточный материал. Карандаши разных цветов (длина – 10 см и 20 см); круги (диаметр 7–8 см), квадраты (длина стороны 7–8 см).

  • Организационный момент:

В. Серенькая кошечка села на окошечко. ( воспитатель вносит кошку и сажает ее на подоконник). Ребята посмотрите кто к нам пришел. Кошки любят сидеть на окошке и наблюдать за тем, что находится за окном. Давайте и мы вместе с кошкой понаблюдаем, что же находится за окном.

Вместе с ней дети смотрят в окно и отвечают на вопросы воспитателя:

В. Что вы видите на улице? (ответы детей) Каких предметов много на улице? (ответы детей) Каких предметов по одному? (ответы детей).

Ход занятия:

  • Игровая ситуация 

В. Ребята возьмите зеленый и желтый карандаши и сравнить их по длине.

Уточняет способы сравнения предметов (наложением или приложением) 

В. Проведите рукой вдоль карандашей, показывая и называя их длину.

В. Что можно сказать о длине зеленого карандаша? Что можно сказать о длине желтого карандаша? (ответы детей)

В. Поставьте карандаши в стаканчики: в большой – длинный карандаш, в маленький – короткий карандаш.

  • Подвижная игра «Найди свой домик».

На ковре лежат круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор. Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры.

  • Итог занятия:

В. Дети, кто приходил к нам в гости?

В. Что вы делали вместе с кошечкой?

В. С чем вы играли?

В. Какие геометрические фигуры мы повторили?

В. Что вам больше всего понравилось на занятии?

В. Все молодцы.


ФЭМП

«По много, поровну»

Задачи:

  • Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
  • Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Демонстрационный материал. Игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка.

Раздаточный материал. Однополосные карточки с изображениями 3–4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах – по 3–4 шапочки-ведерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки.

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу снеговика

Ход занятия:

  • Игровая ситуация

В. К нам в гости пришел снеговик и принес подарки: ведерки и совочки. Давайте расставим ведерки в ряд.

Ребенок расставляет ведерки. Воспитатель сопровождает его действия словами: «Одно ведерко, еще одно…»

 В. Сколько ведерок ты поставил? (Много.) А теперь в каждое ведерко положи по одному совочку.

   Ребенок выполняет задание, уточняя последовательность действий.

 В. Сколько совочков ты положил? (Много.) В каждом ведерке есть совочек? По сколько у нас ведерок и совочков? (По много.) Правильно, по много, а можно сказать поровну.

  • Игровая ситуация 

Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки с изображением снеговиков.

В. Что изображено на карточке? Сколько снеговиков? Чего не хватает у снеговиков? (Ведерок.) Давайте каждому снеговику наденем шапочку-ведерко.

Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя поэтапную инструкцию.

В. Сколько шапочек-ведерок? (Много.) У каждого снеговика есть шапочка? Что можно сказать о количестве снеговиков и шапочек? (По много.) Как еще можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек? (Поровну.)

  • Физкультминутка – Мишка

На носочки встали

Потолок достали.

Наклонились столько раз, сколько уточек у нас.

Сколько покажу кружков.

Столько выполни прыжков.

  • Игровое упражнение «Найдем карандаш».

В начале игры воспитатель просит детей показать правую и левую руки. Затем раздает детям карандаш, но только в одну руку. Дети определяют, в какую руку они взяли карандаш, и подбирают карандаш такого же цвета в  другую руку (они лежат на столе). Правильность выполнения задания дети проверяют.

  • Итог занятия:

В. Дети, кто приходил к нам в гости?

В. Что приносил снеговик?

В. что мы делали?

В. Что вам больше всего понравилось на занятии?

В. Все молодцы.


ФЭМП

«По много, поровну»

Задачи:

  • Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

   Демонстрационный материал:  Широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из строительного материала; картинка с изображением козы.

   Раздаточный материал: Однополосные карточки, на подносе – картинки с изображением козлят и кочанов капусты (по 4–5 шт. для каждого ребенка).

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу Козу

Ход занятия:

  • Игровая ситуация
  • Часть 1

Воспитатель выкладывает из кирпичиков широкую и узкую дорожки и предлагает детям отправиться в гости к козлятам.

В. К нам в гости пришла козочка и просит вас помочь ей найти её козлят. Ребята посмотрите перед вами две дороги по какой пойдем что бы найти козлят? Мама коза говорит, что козлята убежали по широкой дорожке. но Вот беда, она не знает какая же из этих дорожек широкая.

По окончании пути воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую (узкую) дорожку».  Дети сравнивают дорожки, выясняют, что одна из них шире, а другая уже.

   II часть. 

Воспитатель предлагает детям разложить на карточках картинки с изображением козлят. Предварительно напоминает правила раскладывания предметов.

В: Ребята я хочу чтобы вы положили на карточки  козлят, а каждому козленку капусту. Так принесла им ее мама коза. Давайте ей поможем и раздадим каждому козленку по капусте.

Когда дети справятся с заданием, воспитатель выясняет: «Сколько козлят у мамы-козы? (Много.) Что принесла мама-коза своим козлятам? (Капусту.)Сколько кочанов капусты она принесла?» (Много.)

Воспитатель предлагает проверить, каждому ли козленку досталась капуста. На картинки с изображением козлят дети кладут карточки с изображением капусты и сравнивают их количество. («Что можно сказать о количестве козлят и капусты?»)

  • Игровая ситуация  Подвижная игра «Козлята и волк».

В начале игры воспитатель выясняет, сколько в сказке было волков (один) и козлят (много). Затем кто-нибудь из ребят выбирается на роль волка, остальные дети изображают козлят.

Волк бегает за козлятами и пытается их поймать. Козлята прячутся от волка. Игра повторяется несколько раз.

  • Итог занятия:

В. Дети, кто приходил к нам в гости?

В. Что приносила коза козлятам?

В. что мы делали?

В. Что вам больше всего понравилось на занятии?

В. Все молодцы.


ФЭМП

«Выражения по много, поровну, столько – сколько»

Задачи:

  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
  • Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

   Демонстрационный материал: Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами.

Раздаточный материал: Однополосные карточки, блюдца и оладушки, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), цветы с круглой и квадратной сердцевинами меньшего размера, чем у воспитателя (по одному цветочку для каждого ребенка).

Ход занятия:

  • Игровая ситуация
  • Часть 1

Воспитатель читает потешку, а дети в такт стихотворению хлопают в ладоши.

В. Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – один,

Паше – один,

Ване – один,

Тане – один,

Саше – один,

Маше – один,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки! 

Воспитатель раздает детям карточки и предлагает расставить на них блюдца (предварительно напоминает правила раскладывания предметов):

В: Сколько блюдечек вы поставили?

В: На каждое блюдечко положите по одному оладушку.

В: Сколько оладушек вы положили?

В: На каждом блюдечке лежит один оладушек?

В: Что можно сказать о количестве блюдечек и оладушек? По сколько их? (Поровну.)

II часть. 

На полу – два ручейка (картонные полоски).

В: Ребята, давайте соберем для бабушки цветочки. Но чтобы это сделать, мы должны перейти через ручейки.

В: Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеек.

В: А теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек.

   Дети делают большой шаг.

 В: А теперь перейдем через узкий ручеек.

   Дети делают маленький шаг.

 В: Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький? (Побуждает детей использовать слова шире, уже.)

  • Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Найди свой цветочек»
  • На полу разложены цветы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на поляне, выяснить, какой формы у них серединка, выбрать по одному маленькому цветочку и образовать «букеты»: встать рядом с большими цветами с соответствующими сердцевинами.

  • Итог занятия:

В. Чем мы сегодня занимались?

В. Куда ходили за цветами?

В. Какие ручейки мы видели?

В. Чтобы перейти широкий ручей что мы делали?

В. Все молодцы.

   

ФЭМП

«По много, поровну, столько – сколько; длинный – короткий, длиннее – короче»

Задачи:

  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
  • Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

 Демонстрационный материал. Два шарфика одинакового цвета, но разной длины, кукла.

 Раздаточный материал. Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры.

Организационный момент:

Воспитатель  вносит в группу почти одетую куклу

В. Ребята посмотрите кто к нам пришел. (ответы детей)

Ход занятия:

  • Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку».

Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарфик. Воспитатель показывает шарфики и спрашивает.

В. Какого цвета шарфики?(ответы детей) 

В. Как нужно разложить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или разной?(приложением или наложением)

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфики. 

В. Что можно сказать о длине шарфиков?

При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит, чтобы дети, показывая длину 

В. Покажите длинный (короткий) шарфик, проводили рукой вдоль шарфика от начала до конца.

После сравнения шарфиков воспитатель выясняет.

В. Какой шарфик мы завяжем кукле: длинный или короткий? (ответы детей)

  • Игровая ситуация

Воспитатель обращает внимание детей на веточки, которые лежат на подносах.

В. Что это? (Веточки.) 

В. Что можно сказать о длине веточек? Сравните их.

В. Покажите длинную (короткую) веточку.

В. Посадите на короткую веточку одну птичку.

В. Сколько птичек вы посадили на короткую веточку?

В. На длинную веточку посадите много птичек.

В. Сколько птичек вы посадили на длинную веточку?

Воспитатель обобщает ответы детей.

  • Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Дети встают в два ряда напротив друг друга. Каждый ребенок делает себе гнездышко из шнура, расположив его в форме круга. Под музыку ребята имитируют движения птичек.

По окончании музыки, на слова.

В. Погода испортилась, начинается дождик.

Дети прячутся – каждый в своем гнездышке. 

Воспитатель комментирует.

В. В этом гнездышке одна птичка, в этом тоже одна…

В. Сколько гнездышек?

В. Сколько птичек?

В. Что можно сказать о количестве птичек и гнездышек?» (Поровну.)

Игра повторяется несколько раз.

  • Итог занятия:

В. Дети, куда мы сегодня собирали куклу?

Д. На прогулку

В. Что мы ей выбирали?

Д. Шарфик

В. какой шарфик мы выбрали?

Д. Короткий

В. Что мы еще делали?

Д. сажали птичек на ветки

В. На короткую веточку сколько птичек?

Д. одну

В. На длинную веточку сколько птичек?

Д. много

В. Все молодцы.


ФЭМП

«Широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине. По много, поровну, столько – сколько»

Задачи:

  • Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
  • Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
  • Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Демонстрационный материал: Игрушка – заяц, письмо, круг (диаметр 10 см), треугольник (длина стороны 10 см), 2 «ледяные» дорожки одинаковой длины, изготовленные из картона (ширина одной 30 см, другой – 15 см).

Раздаточный материал:  Круги (диаметр 5 см), треугольники (длина стороны 5 см); однополосные карточки с наклеенными на них домиками – квадратами и контурными изображениями крыш – треугольниками (на карточке по 5 домиков); на подносах – треугольники (по 5 шт. для каждого ребенка), соответствующие по размеру контурным изображениям на карточках.

  • Организационный момент:

Воспитатель  обращает внимание детей , что кто то стучится в дверь. Воспитатель подходит к двери и возвращается с зайчиком, держащем в лапке конверт.

В. Ребята посмотрите кто к нам пришел. (ответы детей)

В.  А что это у него в руках? (письмо), посмотрим, что в нем?

  • Ход занятия:
  • I часть занятия

В письме геометрические фигуры: круг и треугольник. Воспитатель достает круг и прикрепляет его на фланелеграф.  

В. Что нам принес зайчик? (Круг.) Какого цвета круг?

 Воспитатель предлагает обвести круг пальчиком.

 Затем достает треугольник и прикрепляет рядом с кругом.

В. Что нам еще принес зайчик?  Кто знает, как называется эта фигура?  

Воспитатель предлагает детям хором повторить название фигуры, некоторым детям показать ее стороны и углы. Воспитатель обобщает ответы и действия детей.

  • II часть. Игровое упражнение «Найди такую же».

Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры – круг и треугольник.

Зайчик по очереди «показывает» фигуры, дети находят у себя такие же и называют их.

Затем воспитатель предлагает обвести фигуры рукой.

В. Ребята, давайте наложим круг на треугольник так, чтобы углы треугольника были видны.

В. теперь нам видно, чем треугольник отличается от круга.

Дети выясняют, чем треугольник отличается от круга.

  • III часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через ледяную дорожку».

На полу – две «ледяные» дорожки. Воспитатель предлагает детям сравнить их по ширине, показать широкую (узкую) дорожку. Затем ребята по очереди перепрыгивают через дорожки.

В. Через какую дорожку – широкую или узкую – вы прыгнули дальше

Воспитатель комментирует.

IV часть. Игровое упражнение «Достроим домики для зайчиков».

   Воспитатель раздает детям карточки с наклеенными на них домиками и спрашивает

В. Сколько домиков на карточке?

В. Чего не хватает у домиков?

В. Какую фигуру надо взять, чтобы сделать домику крышу?

В. Положите столько треугольников, сколько их нарисовано на карточке.

В. Сколько получилось крыш?

В. Что можно сказать о количестве нарисованных крыш и наложенных треугольников? (Воспитатель добивается вариативных ответов для обозначения равенства предметов.)

•        Итог занятия:

В. Дети, кто сегодня приходил к вам в гости?

Д. Зайка

В. Что он нам принес?

Д. Письмо

В. Что было в письме?

Д. Круг и треугольник

В. Чем отличается круг от треугольника?

Д. углами

В. сколько углов у треугольника?

Д. три

 В. Все молодцы.


ФЭМП

«по много, поровну, столько – сколько.  вверху – внизу. круг, квадрат, треугольник»

 Задачи:

  • Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Демонстрационный материал: Фланелеграф, круг, квадрат, треугольник, елка.

Раздаточный материал:  Двухполюсные карточки; елочки и зайчики, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка); плоскостные изображения елочек (высота 15–20 см); геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) двух размеров и двух цветов.

  • Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент песенки «В лесу родилась елочка».

В. Ребята какой праздник мы отметили недавно. (ответы детей)

В.  Правильно. Давайте с вами все вместе споем эту песенку. Подходите поближе ко мне.

  • Ход занятия:
  • I часть занятия

В. Ребята вы молодцы. Я хочу, что бы вы сейчас сели на свои места. Я хочу вам кое что показать.

В. Вы все устроились на своих местах? Посмотрите на доску. У меня на доске прикреплена двухполюсная карточка, а на ней елочки.

В. Сколько елочек у меня на карточке? (много)   

В. я хочу что бы вы посадили под елочку зайчика, как в песенке.

В. Разворачивайтесь к своим столам и начнем работу. Посадите под каждую елочку зайчика.

В процессе работы ребят,  воспитатель задает вопросы:  Сколько зайчиков? Сколько елочек? Что можно сказать о количестве елочек и зайчиков? (При ответе на вопрос дети используют слова по много, поровну, столько – сколько.)

  • II часть. Игровое упражнение «Игрушки для елочки».

 На доске прикреплена картинка большой елки, а внизу выложены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (игрушки для елочки). 

В:Ребята сейчас я буду приглашать к доске того кто пожелает и мы будем наряжать нашу елочку.

В: Артем выходи, выбирай себе известную геометрическую фигуру. Расскажи нам, что ты выбрал? Ребенок называет фигуру, показывает её стороны и углы. Прикрепляет фигурку на елку. Выходит следующий ребенок.

  • Физкультминутка  Хомячок

Ребята давайте немного поиграем. Идите сюда ко мне и становитесь в круг.  Повторяйте за мной

Хомка-хомка. Хомячок                     складываем ручки как лапки хомячка

Полосатенький бочок                       гладим ручками бока

Вместе с солнышком встает,           тянем ручки к солнышку, встаем на носочки

Щечки моет, шейку трет.                гладим руками щеки и шею

Подметает хомка хатку                   имитируем подметание

И выходит на зарядку.                     начинает шагать

Раз, два, три, четыре, пять!            наклоны вперед.

Хомка хочет сильным стать.           Показываем силачей.

  • III часть. Игровое упражнение «Украсим елочку».

 В: молодцы ребята. Теперь садитесь на места.

Воспитатель раздает детям плоскостные изображения елочек и предлагает украсить их цветными игрушками-«льдинками».

В: я сейчас буду говорить какую игрушку куда вешать на елочку, а вы выполняйте.

В процессе выполнения упражнения уточняется форма, размер, цвет и пространственное расположение игрушек на елочке.

•        Итог занятия:

В. Дети, что сегодня мы делали?

Д. Украшали елку

В. Чем?

Д. геометрическими фигурами: круг, квадрат, круг.

В. Что еще делали?

Д. прятали зайку под елочку

В. Сколько получилось зайчиков?

Д. много

В. сколько елочек?

Д. много

В. сколько зайчиков спряталось под елкой?

Д. один

В. всем зайчикам хватило елочек? Сколько зайчиков и елочек?

В. Все молодцы.


ФЭМП

«высокий – низкий, выше – ниже.  поровну, столько – сколько»

 Задачи:

  • Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте (способами наложения и приложения), обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
  • Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

 Демонстрационный материалДве контрастные по высоте матрешки (плоскостные изображения).

 Раздаточный материалКонтрастные по высоте пирамидки (плоскостные изображения; по 2 шт. для каждого ребенка), однополосные карточки, на подносах – квадраты и треугольники (по 5 шт. для каждого ребенка), гаражи, выстроенные из строительного материала, машины.

  • Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям попутешествовать.

В. Ребята вы хотите пойти со мной в магазин. (ответы детей)

В. Тогда, давайте построимся и отправимся в путь.+

Поем с ребятами песенку «паровоз»

  • Ход занятия:
  • I часть занятия

Дети вместе с воспитателем «отправляются» в магазин игрушек. Ребята рассматривают матрешек и по просьбе воспитателя сравнивают их по высоте, используя знакомые способы. Результаты сравнения обозначают словами выше, ниже.

 II часть. 

 Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и  рассмотреть пирамидки, сравнить их по высоте, используя знакомые способы, показать высокую (низкую) пирамидку.

В: Какая по высоте пирамидка у левой команды?

В: Какая по высоте пирамидка у правой команды?

В: Что можно сказать о высоте этой пирамидки по сравнению с другой пирамидкой?

  • III часть. Игровое упражнение «Построим домики».

 Воспитатель раздает детям карточки и подносы с геометрическими фигурами. Затем дает задания: 

В: Какие фигуры у вас на подносах? (ответы детей)

В: Положите на карточки все квадраты.

В: Сколько у вас квадратов? (много)

В: Какие фигуры нужно взять, чтобы построить крышу у домика? (ответы детей)

В: Положите треугольники на квадраты – на каждый квадрат один треугольник.

В: Сколько у вас треугольников? (много)

В: А квадратов? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? (поровну)

В: Сколько домиков вы сделали? (много)

  • IV часть. Подвижная игра «Поставь машину в гараж».

На ковре по количеству детей построены гаражи.

Воспитатель выясняет у детей, сколько построено гаражей, и предлагает поиграть с машинами. Дети двигаются под музыку: катают машины по дорожкам, останавливаются на светофоре. По окончании музыки они ставят машины в гаражи, а воспитатель выясняет

В. Сколько у нас машин? (много)

В. Сколько гаражей? (много)

В. Что можно сказать о количестве машин и гаражей? (поровну)

•        Итог занятия:

В. Дети, что сегодня мы делали?

Д. катали машинки

В. куда вы отвезли машины?

Д. гаражи

В. Что еще делали?

Д. ходили в магазин

В. что мы делали  в магазине?

Д. смотрели маленькие и большие игрушки

В. что мы делали с пирамидками?

Д. собирали и сравнивали

В. у какой команды была высокая пирамидка поднимите руки, а у какой низкая?

В. Все молодцы.


ФЭМП

«больше – меньше, столько – сколько. высокий – низкий, выше – ниже»

 Задачи:

  • Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
  • Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Демонстрационный материал. Картинка с изображением 5 снеговиков без носиков-морковок, 5 морковок, 2 мешочка одинакового цвета.

Раздаточный материал. Однополосные карточки; варежки, украшенные снежинками (по 4 для каждого ребенка); варежки без снежинок (по 1 для каждого ребенка); пирамидки, разные по высоте (по 2 для каждого ребенка).

  • Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок художника:

Все ребята стайкой собираются вокруг воспитателя.

  • Ход занятия:
  • I часть занятия

В. Кого нарисовал художник?

В: Сколько снеговиков нарисовал художник?

В: Что забыл нарисовать художник? (Носики-морковки.)

В: Давайте поможем художнику.

Вместе с детьми воспитатель раскладывает морковки (одному снеговику не хватает морковки), затем спрашивает:

В: Сколько снеговиков? (много)

В: Сколько морковок? (много)

В: У каждого снеговика есть морковка?  (нет)

В: Чего больше – снеговиков или морковок? (снеговиков)

В: Чего меньше – морковок или снеговиков? (морковок)

В: Как сделать, чтобы их стало поровну? (ответы детей)

Дети вместе с воспитателем исправляют ошибку художника: докладывают носик-морковку.

В: Теперь у каждого снеговика есть морковка? (да)

В: Что можно сказать о количестве снеговиков и морковок? (поровну)

  • II часть занятия

 У каждого ребенка – карточка, 4 варежки со снежинками и 1 варежка без снежинки. Воспитатель дает задания: 

В: Художник нарисовал и вырезал варежки, на которых он изобразил снежинки. Давайте разложим варежки на карточках.

В:  Сколько у вас варежек? (много)

В: А сколько снежинок на варежках? (много)

В: Какую ошибку допустил художник? (ответы детей)

В: Чего больше – варежек или снежинок? (варежек)

В: Чего меньше – снежинок или варежек? (снежинок)

В: Как можно исправить ошибку художника (ответы детей)

   Дети вместе с воспитателем уточняют способы уравнивания предметов и убирают варежку без снежинки.

В: Что можно теперь сказать о количестве варежек и снежинок? (ответы детей)

В: Мы исправили ошибку художника? (да)

  • Физкультминутка  Хомячок

В: Ребята давайте немного поиграем. Идите сюда ко мне и становитесь в круг.  Повторяйте за мной

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

(Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

III часть. Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку».

У детей по 2 пирамидки разной высоты. Воспитатель предлагает сравнить пирамидки по высоте знакомыми способами, показать высокую (низкую) пирамидку, а затем в один мешочек положить высокую пирамидку, а в другой – низкую. В конце занятия воспитатель уточняет у детей, какие пирамидки (по высоте) в мешочек какого цвета они положили.

  •         Итог занятия:

В. Дети, что сегодня мы делали?

Д. носики для снеговиков

В. всем снеговикам хватило носиков?

Д. да. Мы разложили поровну.

В. Что еще делали?

Д. прятали лишнюю варежку

В. Сколько получилось варежек и снежинок?

Д. поровну

В. сколько было варежек?

Д. много

В. сколько было снежинок?

Д. много

В. все варежки были со снежинками? Чего было больше?

В. какие у нас были пирамидки?

Д.

В. Все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Маленькие исследователи. Занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие по сказке». Воспитатель Е.В.Бачинская

Цель: - продолжать учить различать и называть геометрические фигуры;- закрепить понятия: много, один, ни одного;- упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения...

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Картотека игр По ФЭМП,для второй младшей группы.

Развитие математических представлений в возрасте 3-4 лет легко прививать с помощью дидактических игр в даннном напрвлении....

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Сентябрь Занятие 1

Доминирующая образовательная область: "Познавательное развитие"Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное", "Физическое разв...