Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений. Задачи: -закрепление знаний прямого счета в пределах пяти -умение находить последующее и предыдущее число от названного и обозначенного -продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов - различать количественный и порядковый счет в пределах 5 - продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур - закрепление знаний в названии времен года, времени суток, названия геометрических фигур Ход занятия ( дети сидят полукругом на ковре) Входит воспитатель в костюме звездочета, в руках волшебная палочка. В.Сегодня наша комната – сказочная, и мы откроем дверь в другой, необыкновенный, удивительный мир, в котором полно чудес. Войти в этот сказочный мир могут только те дети, которые любят путешествовать, фантазировать и мечтать. А помогу вам в этом я – я буду сегодня мудрым Звездочетом из Планеты чудес. С давних пор живу я на Планете чудес. За тысячи лет повидала много необыкновенного и интересного. У меня есть старинная волшебная книга, куда я записываю необыкновенные истории и сказки (открывает волшебную книгу). Послушайте сказку. В одной звездной стране жил-был царь со своей звездной царицей и дочкой – принцессой Звездочкой. Решил он как-то все в своей стране пересчитать. Летал, летал по небу, считал, считал… Вернулся домой, царица спрашивает – «Ну что? Все пересчитал?» Не помнит царь!.. Рассердилась царица, а царь расстроился… Тогда мудрый Звездочет говорит ему… Как вы думаете, что посоветовал Звездочет? (ответы и догадки л детей) А Звездочет ему говорит: «Чтобы не забыть, сколько всего звезд, облачков, птиц и др., надо было записать полученные при счете числа с помощью цифр. Пересчитал и обозначь цифрой количество. Ведь цифра – это знак числа». Видно царь и цифр не знает! Ребята, поможем царю из Звездной страны? Сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращаю вас в помощников Звездочета и мы отправляемся в волшебную Звездную страну. «Крибле-крабле- бумс…» Заходите тихонько в нашу волшебную комнату и садитесь за звездные столы. Ведь вы теперь юные звездочеты. А звездная страна встречает нас цветными огоньками. Царь оставил свой портрет, а сам наблюдает за вами в небесный телескоп. Думает: справятся они или нет?..
1) ИГРА «ПЕРЕСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ» В.Смотрите: царь оставил свои карточки, видно не смог сосчитать. Пересчитайте предметы на карточке и обозначьте количество предметов цифрой (дети пересчитывают предметы и кладут рядом нужную цифру). - Сколько елок? - Сколько грибов? (и т.п.) Все правильно пересчитали? У кого не получилось? Как надо правильно считать? (Дети вместе с воспитателем проговаривают алгоритм: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды). Я слышу голос царя – он очень доволен вами. Молодцы.
2) ИГРА «ЦИФРЫ ПЕРЕПУТАЛИСЬ» (воспитатель открывает занавес – на мольберте числовой ряд) В. В этой стране видно прошел звездный ураган. Все цифры перепутались. Какая цифра не на своем месте? (ответ детей). Лейла, поставь на место цифру 2. Вы тоже на своих столах расставьте цифры по порядку. Расставили? - Какая цифра стоит перед цифрой 3? - Какая цифра стоит после цифры 1? - Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5? Правильно.
3) ИГРА «ПРЯТКИ» В. Поиграем с цифрами в прятки. Закройте глаза. Откройте. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3) (еще прячутся 2-3 цифры). Очень хорошо играли. Было весело и интересно.
4) ИГРА «ДОМИКИ ДЛЯ ЗВЕЗДОЧЕК» (появляется звездочка) В.Жили-были звездочки. Жили они семьями. Семьи были разными: в одной семье жила одна звездочка, в других семьях – больше. Все звездочки жили на одной улице. Давайте поможем звездочкам расселиться правильно. Это какой домик? Сосчитаем по порядку(дети называют порядковые номера домиков: первый, второй, третий, четвертый, пятый). В. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звездочки не забыли, в каком доме они живут? (нужно разместить карточки с цифрой. Это будет номер дома). Карточки мы прикрепили, теперь будем размещать звездочки. Это … (первый дом) - здесь будет жить…(1 звездочка). Это…(второй дом) – здесь будут жить (2 звездочки) и т.д. Несите звездочки, посчитаем и разместим их по домам. Спасибо. Все звездочки теперь довольны.
5) ИГРА «ЗВЕЗДОЧКИ И ОБЛАЧКА» В. (открывает закрытое панно ковролина). Ребята, смотрите сколько здесь красивых звезд. Мы же звездочеты. Давайте сосчитаем, сколько звезд? (здесь 4 звезды). А сколько облачков? Чего больше? На сколько больше? Положим каждую звезду спать на облачко. Всем звездам хватит облаков? Почему? Что нужно сделать? (добавить еще одно облачко). Звезды отдыхают каждый на своем облачке. Наверно, им снятся очень красивые цветные сны.
6) ФИЗМИНУТКА «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ» В. Мы тоже немного отдохнем. Возьмите вот эти игрушки, которые мы взяли с собой, чтобы нам не было скучно. Закройте глазки и послушайте песенку. Это любимая колыбельная песня принцессы. (дети ложатся на ковер со своими игрушками – звучит аудиозапись песни).
7) ФИЗМИНУТКА «КТО НА МЕСЯЦЕ ЖИВЕТ?» В. Звенит будильник – пора вставать. И к нам пришел вот такой симпатичный серебристый лис и зовет сделать зарядку-разминку. Месяц по небу плывет. Кто на месяце живет? (ходьба) Там гуляет хитрый лис, Он на землю смотрит вниз. (наклониться вперед) Машет лис своим хвостом, Серебрится мех густой. (машут руками за спиной) А вокруг летают звезды, Залетают к лису в гости. (машут руками перед собой)
8) ИГРА «НАЗОВИ ЧАСТИ СУТОК» В. В звездной стране время тоже не стоит на месте, части суток сменяют друг друга (показывает плакат) 1. Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь) 2.Сколько частей в сутках? (четыре) 3.Как называются сутки, которые прошли? (вчера) 4.Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра) 5.как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня) В. У нас в группе есть режим дня (показывает плакат) -Что раньше – обед или ужин? -Что позже: прогулка или завтрак? -Что раньше полдник или сон в тихий час? Да, все правильно, все идет правильно, друг за другом, также как части суток сменяют друг друга. Проходят одни сутки, наступают другие. - А куда убегают сутки? (ребенок рассказывает стихотворение)
Утро, день, вечер, ночь, Убежали сутки прочь. Чтоб о сутках не жалеть, Надо каждый день беречь, Чтоб успеть потанцевать, почитать. Порисовать, поиграть с друзьями И помочь маме. В. Молодец. Да, время надо проводить с пользой и по режиму. И стараться успеть сделать все вовремя, пока не наступило время ночного сна.
9) ИГРА «В СТРАНЕ НЕРАЗГАДАННЫХ ЗАГАДОК» В. В этой звездной стране так много тайн. Вот еще одна тайна. (стук в дверь – приносят волшебный сундучок). Странный сундучок – с замком. Наверно, опять царь что-то придумал (открывает сундучок). Царь прислал нам письмо:» Помогите, моя принцесса Звездочка заблудилась во времени, отгадайте загадки о временах года и она снова попадет в свою страну. Царь Звездной страны».
Ребята, поможем царю? Отгадаете загадки? А вот и наша картина-помощница (показывает таблицу мнемотехники) (В. читает загадки о временах года) 1) Дел у меня немало: я белым одеялом Всю землю укрываю, белю поля, дома, Зовут меня… (зима). 2) Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня…(весна). 3) Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, купайтесь – приглашаю! И любите за это вы все меня. Я…(лето) 4) Несу я урожаи, поля я засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касалась елочек и сосен. Я…(осень) (во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки). - Сколько всего времен года? -Назовите их. (ребенок читает стихотворение о временах года) Первой к нам зима идет – новый год она ведет, За зимой второй – весна, говорят – весна красна, Третьим – лето, все в цветах, и с малиной на кустах, А четвертой – осень, лес наряд свой сбросил.
10) ИГРА «ГОЛОВОЛОМКА» В.Звездный ураган не только цифры перепутал, он еще разбросал повсюду части геометрических фигур (на полу раскиданы части квадрата, круга). Как их теперь собрать? Вот так головоломка Чтобы правильно выполнить головоломку, сделаем упражнение для мозга «Ухо-нос» (дети выполняют кинезиологическое упражнение). Кто поможет сложить геометрические фигуры? (дети по желанию собирают геометрические фигуры из 2, 3, 4 частей).
11) ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ» В.Ребята, а давайте мы с вами пофантазируем и придумаем, какие волшебные существа могут жить в этой звездной стране. Составьте самые различные необычные силуэты из геометрических фигур, которые у вас есть. (дети составляют фигуры) - Какие геометрические фигуры вы использовали? Все фигуры замечательные. Наиболее интересные, разнообразные и удачные у Полины, Данила … Оставим эти фигуры в подарок принцессе.
-Ребята, где мы сегодня были? (в звездной стране) -Что делали? (считали, называли цифры, составили волшебную фигуру, играли, отгадывали загадки, называли части суток …) - Что вам понравилось? Сейчас возьмите ваши карточки настроения и закрасьте кружок настроения: желтым цветом – «я радуюсь», зеленым – «мне спокойно, интересно», красным – страх или грусть. А я посмотрю, какое у вас сегодня было настроение.
(звонок телефона) В. Алло, это царь? Сказать ребятам большое спасибо. Послал с подарками принцессу? Ребята, сейчас с минуты на минуту к нам летит принцесса Звездочка. Царь отправил для вас подарки и угощение. (заходит принцесса) Принцесса: Ребята, вы так хорошо считаете и так много знаете, Спасибо вам. И примите от нашей семьи подарки. Ждем вас опять к нам в гости. До свидания. В.До свидания, принцесса. Обязательно постараемся прилететь к вам в гости. Я раздам вам эти подарки и нам пора возвращаться (воспитатель раздает призы) Спасибо, наше путешествие закончено. Сейчас я взмахну палочкой:»Крибле, крабле, бумс…» |