Конспект занятия по ФЭМП "Я хочу построить дом"
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Питунина Юлия Борисовна

конспект занятия по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp_ya_hochu_postroit_dom.docx929.16 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Краевое автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский институт  развития образования  имени Адриана МитрофановичаТопорова»

Региональный конкурс

«Пин-код Успешности: открытое пространство»

Номинация: «Воспитание со всех сторон»

Конспект

организованной образовательной деятельности

для детей 5-6 лет.

«Спасение жителей математического Королевства»

Автор:

                                                                          Воспитатель

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №41»

Питунина Юлия Борисовна

 Бийск 2022 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность темы
  3. Целевая аудитория
  4. Цели и задачи
  5. Планируемые результаты
  6. Форма проведения
  7. Методы
  8. Основная часть
  9. Заключение
  10. Список использованной литературы

Пояснительная записка

Актуальность

Математическое развитие играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка.

Математика оказывает уникальное развивающее воздействие. Его изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций у детей; формирует усидчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика - один из самых сложных академических предметов. Поэтому ее обучение немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физкультурных). Если материал преподносится детям в занимательной форме, то он усваивается быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими заданиями и упражнениями.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку и сообразительность уточняются и закрепляются представления детей о числах, о взаимосвязи между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Знания по математике используются на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми, в семье, на викторинах, досуге, праздниках, во время  бесед.

Занятия математикой ставят дошкольников в условия поиска, пробуждают интерес к победе, поэтому дети стремятся быть быстрыми, ловкими и находчивыми.

Целевая аудитория: дети и воспитатель старшей группы МБОУ «СОШ №41»

Цель:

продолжать формировать у детей знания по математическому развитию, развивать умение работать сообща при решении поставленных задач.

Задачи:

Образовательные:

закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре;

- закрепить умение решать простые арифметические задачи;

- закрепить умение называть геометрические фигуры, выделять их отличительные свойства.

Развивающие:

развивать пространственное воображение, умение ориентироваться во времени, познавательный интерес;

развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;

формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к математическим занятиям;

воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Планируемые результаты

Предполагается активизация познавательного интереса дошкольников; повышение уровня развития  математических способностей детей.  Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления. Умение решать логические задачки.

Форма проведения

Организованная образовательная деятельность

Методы

Наглядные

Игровые

Проблемного обучения

Словестные

Практические

Основная часть

Структура ООД

Методические приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть

Организационный момент

Подойди ко мне, дружок

Соберемся все в кружок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ты мой друг и я твой друг

Вместе мы веселый дружный круг.

- Ребята, с каким настроением мы сегодня пришли в детский сад?

-Дети: хорошим.

- Воспитатель: Я бы хотела, чтобы после нашего занятия у вас стало отличное настроение.

Дети стоятв кругу на ковре.

Ответы детей по смыслу текста.

  1. Основная часть

Проблемная ситуация

Построение ракеты по образцу

Ответы на вопросы

(ориентация во времени)

Динамическая пауза

Задание «Найди лишнюю геометрическую фигуру»

Использование художественного слова

Выполнение задания с раздаточным материалом  – выложить числовой ряд от 1 до 10

Отгадывание загадок

Работа с раздаточным и демонстрационным материалом

Динамическая пауза

Задание «найди ошибку»

- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну «Королевство Математики». Но там живет злой волшебник Пифагориус, который заколдовал всех его жителей  – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена.

- Вы готовы помочь жителям королевства?

- Хорошо, но, добраться до Математического королевства можно только на ракете. Вот такой. (показываю ракету из геометрических фигур).

- Из чего состоит ракета?

- Назовем геометрические фигуры  

- А сейчас подойдем к столу и сделаем такую же ракету. Возьмите по одной геометрической фигуре и постройте ракету такую же как на доске. Проверьте, у нас ракета получилась такая же, как на образце?

- Но, чтобы наша ракета взлетела, нужно ответить на вопросы, которые находятся на звездах.

- Арсений, возьми, пожалуйста звезду с цифрой 1 и ответь на вопрос: «Какое сейчас время года?»

- Настя, возьми звезду с цифрой 2: «Какое время года наступит после зимы»

- Полина, найди звезду с цифрой 3: «Сколько месяцев длиться зима»

- Артем, возьми звезду с цифрой 4: «Сколько дней в неделе»

- Добрыня, найди звезду с цифрой 5: «Давайте назовем дни недели по порядку»

Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку -  засыпают.)

Нам с вами отдыхать не придется, нам нужно спасать  жителей математического королевства.

- Ой, ребята, злой волшебник Пифагориус повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, вам нужно разгадать один секрет, догадаться какая из фигур лишняя. Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?  На какую геометрическую фигуру похож замок?

 - Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

А здесь нас ждет очередное задание. Давайте сядем за столы.

Случай странный, случай редкий

Цифры в ссоре, вот те на,

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна

Цифры нужно помирить

Дружный строй восстановить.

- Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10)

- Настя, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.

- Максим, попробуй посчитать по-другому: обратный счёт от 10 до 1.

- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

- А какое число вы поставили между числами 7 и 9.

- Какое число вы поставили между числами 1 и 3.

- Какое число вы поставили между числами 4 и 6.

- Света, назови соседей числа 3, 5, 7, 9.

- Добрыня, назови число, которое больше числа 3 на 1.

- Полина, назови число, которое больше числа 5 на 1.

-  Арсений, назови число, которое больше числа 7 на 1.

- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

- Ребята, а злой волшебник не сдается! Пифагориус, решил напустить на вас вихрь из загадок и чтобы с ним справиться, нужно отгадать их.

Задачи в стихах

1. Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?

2. Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться –

Сколько свинок у корытца?

3. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?  

Воспитатель:

- Поздравляю вас, ребята, вы отлично справились со злым волшебником и отгадали все его загадки. А для этого вам понадобилось много смекалки и сил.

- В Математическом королевстве есть дома, но они все перепутались. Их нужно поставить в возрастающем порядке. Начать нужно с маленького домика.

- Таня, выполни это задание у доски, а ребята на столах.

- Ребята, домики какого цвета? Разноцветные.

- Скажите, красный домик какой по счету? А синий, Зеленый?

Настало время немного отдохнуть!

Физкультминутка.

Мы считали, мы считали,

Что-то очень мы устали.

Ручками похлопали, раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет взрослого)

Ножками потопали раз, два, три. (Шаги ногами на месте)

Присели, встали; встали, присели,

И друг друга не задели. (Приседания)

Воспитатель:

- Ребята, вы отдохнули? Готовы продолжить наше путешествие? Сядьте, пожалуйста, на ковер.

- Вас ждет непростая игра-испытание. Надо исправить ошибки, которые Пифагориус нарочно кое-где оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:

- утром солнышко встает;

- по утрам нужно делать зарядку;

- нельзя умываться по утрам;

- днем ярко светит луна;

- утром дети идут в детский сад;

- ночью люди обедают;

- вечером вся семья собирается дома;

- в неделе 5 дней;

- за понедельником следует среда;

- после субботы идет воскресение;

- перед пятницей стоит четверг;

- всего 5 времен года;

- весна наступает после лета.

Ответы детей. Желание помочь

Ответ детей-из геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, круг, овал

Ответы детей:

Зима, весна, три, семь, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей: круг лишняя фигура, т.к. она не имеет углов.

Замок похож на круг.

Дети проходят под воротами и садятся за столы

Один ребенок выполняет задание у доски

Ответы детей: счет от 1 до 10 и в обратном порядке. Четыре, восемь, два, пять и т.д.

Ответы детей:

шесть, пять, семь

Один ребенок выполняет задание у доски

Дети расставляют домики в возрастающем порядке.

Дети стоя выполняют движения согласно тексту

Дети садятся на ковер

Ответ детей по смыслу текста

III.Заключительная часть

Рефлексия

Поощрение

- Молодцы ребята! У злого волшебника не получилось вас запутать.

 Вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника.

- Ребята, как называлось королевство, в которое мы путешествовали?

На чем мы туда летели?

Из чего состояла ракета?

Вам понравилось наше путешествие?

Что вам больше всего понравилось?

Чему новому вы научились?

Жители Математического королевства благодарят вас за помощь.

И дарят вам такую настольную игру.  (Геометрические формы)

Ответы детей:

- на ракете,

- состояла из геометрических фигур

Заключение

Успешно организованная образовательная деятельность  помогла детям закрепить и расширить знания  по математике, закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Дети научились решать простые арифметические задачи, закрепили умение называть геометрические фигуры, выделять их отличительные свойства.

Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие. Использование занимательного материала ворганизованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждогоребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитываетсячувство уверенности в себе и своих возможностях.

 От того, насколько развит у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается,всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Список использованной литературы

Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников: учеб. - метод. пособие / Л.Н. Вахрушева; Вят. гос. пед. ун-т. - Киров, 2011. - 54 c.

Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2016. – 112 с.

Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от  4 до  7 лет  / О.В. Тихомирова.  – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.

Колесова Л.В. Математическое развитие детей  4-7 лет: игровые занятия  / авт.-сост.  – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.

Крылова О.Н. Знакомство с математикой: конспекты занятий   / Л.Ю. Самсонова – М. Издательство «Экзамен», 2010. – 157 с.

Михайлова З.А.,Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. – 384 с.

Смоленцева А.А., Пустовой О.В. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей.- СПб.:Детство-Пресс,2016. - 191 с.

Приложение

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20221018_101547.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\.trashed-1668660196-IMG_20221018_101429.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20221018_101444.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20221018_102254.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20221018_102035.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20221018_101640.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «Построим матрёшке домик» (с палочками Кьюзера)

Программное содержание: Упражнять детей в счёте (в пределах 5); упражнять в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине). Упражнять детей в сравнении предметов по длине...

Конспект занятия по ФЭМП с цветными палочками Кюизенера (средняя, старшая группа) Тема: «Построим зверятам домики»

Конспект занятия по ФЭМП с цветными палочками Кюизенера (средняя, старшая группа)Тема: «Построим зверятам домики»...

Конспект занятия "Дом для гномиков построим и научим их считать"

Содержание занятия способствует развитию умения у детей устанавливать логические связи между группами предметов по размеру. Помогает закрепить знания  о временных отношениях: вчера, сегодня,...

Конспект занятия по техническому конструированию «Построим домик Карлсону»

Конспект занятия по техническому конструированию «Построим домик Карлсону»....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с цветными палочками Кюизенера «Построим зверятам домики»

-Закрепить представления детей о форме:-Закрепить счёт в пределах 5;-Упражнять в ориентировке в пространстве( лево, право, вниз, вверх)-Закрепить цвета...

Конспект занятия по ФЭМП "Построим мост"

Развивать математические способности с помощью конструктора LEGO...