Фэмп
план-конспект занятия по математике
Формирование элементарных математических представлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.
Тема:«Гуси - лебеди
Составила: воспитатель Гофман Ирина Руслановна
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Здоровье», «Музыка», «Безопасность», «Труд».
Цель. Использовать сюжет знакомой сказки для повышения интереса к математике и закрепить знания детей.
Образовательные задачи: Закрепить знания о составе числа 7 из двух меньших чисел; понимать количественные отношение между числами в пределах 10, видеть в форме предмета геометрические фигуры; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Продолжать учить решать арифметические задачи, составлять по ним решение и прочитать запись. Развивать логическое мышление.
Продолжать формировать количественный и порядковый счёт в пределах 10 , закрепить обратный счёт.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать у детей смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательный интерес к математике.
- Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах и самостоятельно выполнять задания воспитателя.
Речевые задачи:
- Активизировать словарь детей, развивать связную речи.
- Умение задавать вопросы, отвечать на них последовательно и логично.
Ход занятия:
Сегодня к нам на занятие пришли гости, повернитесь к ним , улыбнитесь, улыбнитесь друг другу.
-Чтобы, как всегда, занятие у нас прошло эффективно и с хорошим настроением.
Воспитатель вносит в группу красивую коробку – книгу.
«Ребята, как вы думаете, что может лежать в этой коробочке? Предположения детей. Эта коробка необычная, она похожа на книгу. В ней спрятана сказка. А какая, вы сможете узнать, если отгадаете загадку:
У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
(«Гуси-Лебеди»)
Молодцы, правильно отгадали загадку. А какие сказки вы знаете с участием гусей? Правильно, сказка «Гуси-лебеди». А теперь давайте посмотрим, что находится в коробке».
Воспитатель: Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.Дочка всегда учила уму разуму своего братика. Такие вопросы задавала! На которые он так и не смог ответить.
Воспитатель: А вы ребята сможете правильно ответить. А Вы умные ребятки?
.Попробуйте. Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола)
Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги.)
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки.)
Если верёвка толще нитки, то нитка? (Тоньше верёвки.)
Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры)
Дочка: Молодцы!
Мама: Дочка, дочка! Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Воспитатель: Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Интересно, сколько гусей было? Давайте мы решим с вами задачи.
Дети, сколько частей в задаче? Назовите. (условие, вопрос, решение, ответ)
Воспитатель. А хотите узнать сколько было гусей? Послушайте и узнаете:
1.Три гуся летят над нами,, два спустились на ручей,
Сколько было всех гусей? –
А как вы узнали? Что вы сделали для того, чтобы узнать, сколько было гусей? (Сложили)
Данил, назови условие задачи.
Ростислав задай вопрос.
Милана назови решение задачи
Максим, назови ответ.
Обозначьте цифрами решение задачи3-2==5
2.Послушайте и посмотрите следующую задачу:
7 гусей спустились на ручей., ветерок вспугнул гусей,
2 гуся взлетели в небо…
Сколько гусей осталось на воде?
Как вы узнали? Что вы сделали, чтобы узнать, сколько осталось гусей? (Отняли).Какой берём знак? Обозначьте цифрами решение задачи. 7-2=5
Придумайте свою задачу про гусей. Разбираем 2 задачи.
Задачи:
1Что такое условие? (то, что уже известно)
2Что такое вопрос задачи? (это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
3Что такое решение задачи? (Решение, это то, что можно сложить, объединить, прибавить, отнят)
4Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Сестрёнка выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Воспитательница: А на дереве сидела Сова- круглые глаза. Необычная сова- сказочная. На вашем столе картинка с совой из сказки. Внимательно посмотрите картинку , из каких геометрических фигур она состоит.
-Из каких геометрических фигур состоит эта птица?
-Сколько использовано овалов?(3)
-Сколько вы видите треугольников?(11)
-Сколько ромбов?(5)
-Сколько кругов? (3)
-Сколько кривых линий?(2)
Воспитатель: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка.(на доске картина –печка)
- Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
- Съешь моего ржаного пирожка, - скажу.
Дочка: О, у моего батюшки пшеничные не едятся!
Печь А отгадай какие печеньки я сегодня напекла.
Смотрит Машенька на печеньки и сообразить не может. Машенька, наши дети скоро пойдут в школу- они всё знают. Поможем?
Блоки и Дьенеша. Воспитатель показывает блоки, а дети – красное круглое маленькое печенье (красный маленький кружок)
Побежала дальше, стоит яблонь.
На ее ветках растет 7 красных, 7 зеленых и 8 желтых яблок.
Машенька:«Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?» Яблонька ей ответила: «А сосчитай, сколько яблочек каждого цвета на моих ветках и определи, каких больше, каких меньше, а каких поровну, тогда скажу».
«Ребята, давайте поможем Машеньке сосчитать яблочки»
Воспитатель по желанию вызывает 3-х ребят.
Вася считает, сколько на яблоне зеленых яблок (7 шт.)
Катя считает, сколько на яблоне красных яблок (7 шт.)
Лиза считает, сколько на яблоне желтых яблок (8 шт.)
Вопросы к детям:
1) Сколько зеленых яблок? (7 шт.)
2) Сколько красных яблок? (7 шт.)
3) Сколько желтых яблок? (8 шт.)
4) На сколько желтых яблок больше, чем зеленых? (на одно яблоко)
5) На сколько зеленых яблок меньше, чем желтых? (на одно яблоко)
6) На сколько желтых яблок больше, чем красных? (на одно яблоко)
7) На сколько красных яблок меньше, чем желтых? (на одно яблоко)
8) Что можно сказать про зеленые и красные яблоки? (их поровну, по 7)
9) Сколько надо положить красных яблок, чтобы их стало8? (еще одно яблоко)
10) Сколько надо положить зеленых яблок, чтобы их стало 8? (одно яблоко)
«Показала яблонька девочке дорогу. Побежала Машенька дальше, и встретилась ей на пути речка – кисельные берега. (Дети выставляют речку).
Физминутка:
1.Все дети выходят к реке. Воспитатель раздаёт цифры на 2 команды Под музыку танцуют, по окончании выстроить числовой ряд. Чья команда быстрей.
Автор: Побежала дальше, стоит молочная речка, Кисельные берега.
Дочка: Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
Речка: Съешь моего простого киселика с молоком, - скажу.
Дочка: О, у моего батюшки и сливочки не едятся!
Речка:Есть у меня для тебя задание посложней. Справишься, скажу куда гуси- лебеди полетели.
Воспитатель:
- на этих карточках рыбки, но у них разные плавники, форма туловища, ..Вы должны нарисовать недостающую рыбку.
(тем, кто слабый в математике- карточки с геометрическими фигурами)
- Рыбки разные плавают в речке, всего их 7. Например: 1 окунь и 6 корюшек, 3 щуки и 4 плотвы. Назовите свои предположения.
Всего 7. Но рыбки разные.
Воспитатель: Спасибо, помогли Машеньке выполнить задание. Показала Речка куда бежать Машеньке. Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, мордажилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.
Стала Машенька уговаривать Бабу Ягу, да не соглашается она, потешается над Машенькой: Вот если выполнишь задание, отдам Ивашку.
Вот Баба Яга не может без пакостей, такие сложные задания придумала.
Поможем Машеньке выполнить задания.
Воспитатель достаёт конверт, на нём портрет Баби Яги. В нём задания.
1.Пирамидка (красный, жёлтый, зелёный, голубой, фиолетовый колечки), рядом 4 образца- вида сверху.
Задание: Посмотри на пирамидку и определи - в каком порядке , если посмотреть на пирамидку расположены цвета,
2Шутки-минутки
ЗАДАЧИ-ШУТКИ, ГОЛОВОЛОМКИ, ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
- В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя детьми так, чтобы каждый ребенок получил по яблоку и одно яблоко, осталось бы в корзине. (3 возьмут по яблоку и 1 корзину с яблоком)
- Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? (8,10)
- Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
- В пруду плавало 7 уток. Они решили поиграть и нырнули в глубину. Сколько уток плавало в пруду? (7 уток)
- В вазе три ромашки и 8 васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки)
- 9 девочек полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок полили девочки? (9 грядок)
8 2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка)
- Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу…
Все овощи она разложила отдельно. Сколько под них потребовалось тарелок? (6 тарелок)
- У Аленки и Тани по 4 карандаша. Алена дала Тане 2 карандаша. Сколько карандашей стало у каждой девочки? (у Тани – 6, у Алены – 2)
- Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 шт., а брат 2 шт. у кого конфет осталось больше? (у брата)
- Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
- Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2 кг)
- В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковь – это овощи)
Молодцы, помогли Машеньке справиться с заданием. Отдала Б.Я. Иванушку и она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли. А пришли они в 7 часов. Возьмите часы и покажите, 7 часов. Платочек ей привезли Да не простой.
Возьмите квадрат и вы сможете увидеть, какой был платочек, выполнив задание.
В правом верхнем углу – красный круг
В левом верхнем углу - зелёный квадрат
В правом нижнем углу- синий овал
В левом нижнем углу- жёлтый треугольник
В середине- оранжевый прямоугольник.
Вот и сказке Гуси-Лебеди конец, а кто слушал молодец.
Какое задание понравилось? Какое было самое трудное?
Понравилось Вам наша сказка?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Осень в лесу»
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Задачи:
Обучающая
•Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности,обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот) .
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении, умение ориентироваться на листе бумаги
Развивающая
• Развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное.
• Продолжать формирование логического мышления.
Воспитательные
• Воспитывать у детей сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность.
Методы и приемы:
Словесный метод: объяснения, пояснения, вопросы к детям, инструкция для выполнения, контроль и оценка работы;
Наглядный метод: использование демонстрационного материала, раздаточного материала
Практический метод: – выполнение детьми практических заданий.
Игровой метод: игровые моменты
Оборудование:
Демонстрационный материал: проектор, письмо, мяч, молоточек, ширма, елочка.
Раздаточный материал. Грибочки и шишки, карточки с изображением разных геометрических фигур,
Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе, рассматривание сюжетных картин «Осень в лесу», чтение художественной литературы, дидактические игры «Отсчитай столько же».
Дети входят в зал.
Встают полукругом.
Воспитатель: «Доброе утро»
(Дети стоят в кругу).
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я увидела… А чтобы узнать кого я видела нужно отгадать загадку.
Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
самая болтливая
(сорока).
Сорока – белобока по деревцам и кустикам летала,
По веткам скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо)
Прочтем его?
(Открывает конверт)
«Здравствуйте, ребята!
Я очень хочу поиграть с вами. И приглашаю вас в осенний лес. Чтобы меня найти, вам придется выполнить ряд заданий.»
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в лес на прогулку?
Дети: Хотим!
Ребята, по пути в лес могут встретиться разные препятствия. Для того чтобы их преодолеть, надо уметь считать, определять форму предметов, их высоту, идти в нужном направлении.
Готовы ребята?
Дети – Да.
Воспитатель: - А попасть в сказочный, осенний лес нам поможет волшебная музыка.
Воспитатель: Дети, закрывайте глаза (в это время звучит волшебная музыка,
на экране появляется изображение осеннего леса.)
Воспитатель: Вот мы и оказались в осеннем лесу.
Воспитатель: Прежде чем начать нам свое путешествие давайте разомнемся.
Встали все красиво вкруг, и поиграем в игру «Считай дальше»
Воспитатель: встаньте в круг.
Ребенок, который возьмет кубик в руки посмотрит какая цифра на стороне кубика, назовет его, и посчитает дальше до 10. После этого перекинет кубик другому игроку.
Молодцы ребята, славно поиграли.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, здесь что – то есть, какие- то изображения.
Воспитатель: Как они называются?
Дети: геометрические фигуры
Воспитатель: Давайте их рассмотрим.
Воспитатель: Какая геометрическая фигура в верхнем левом углу.
Дети: Это круг.
Воспитатель:Правильно ребята: это круг.
Воспитатель: Какого цвета круг?
Дети: Круг красного цвета.
Воспитатель: Какая геометрическая фигура в верхнем правом углу
Дети: Это квадрат.
Воспитатель: Правильно ребята это квадрат.
Воспитатель: Какого цвета квадрат?
Дети: Квадрат синего цвета.
Воспитатель: Какая геометрическая фигура в нижнем правом углу.
Дети: Это треугольник
Воспитатель: Правильно ребята это треугольник.
Воспитатель: Какого цвета треугольник?
Дети: Треугольник желтого цвета.
Воспитатель: Какая геометрическая фигура в нижнем левом углу.
Дети: Это прямоугольник
Воспитатель: Правильно ребята, это прямоугольник.
Воспитатель: Какого цвета прямоугольник?
Дети: Прямоугольник зеленого цвета.
Правильно ребята, прямоугольник зеленого цвета.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Осенью в лесу тихо, только иногда можно услышать странный звук.
(Слышится стук дятла)
Воспитатель: что это такое?
Дети: Это дятел.
(На экране появляется картинка дятла, сидящего на дереве.)
Воспитатель: Правильно, это дятел. А сейчас покажите мне свои пальчики, постучим ими как дятел.
Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Он деревья не калечит,
Он их своим клювом лечит.
Игровое упражнение «Звуки леса».
На столах у детей лежат карточки, на которых нарисовано от 1 до 10 кругов.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и определите, сколько раз дятел постучал по дереву.
Воспитатель: За ширмой стучит молоточком.
Дети открывают глаза, показывают карточку с определенным количеством кругов и объясняют свой выбор (например: «Я выбрал карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз»).
Воспитатель: Поиграем еще?
Воспитатель за ширмой стучит молоточком.
Воспитатель: кто еще может стучать в лесу осенью?
Если дети не ответят. (Воспитатель говорит и показывает. Ещё может стучать лапкой по пенечку)
Дети: Зайка
Воспитатель: Да зайка может стучать лапкой по пенечку, послушайте сколько раз зайка постучит лапкой по пенечку.
Воспитатель: молодцы, замечательно у вас получается.
Воспитатель: Молодцы, прежде чем мы отправимся дальше, давайте поиграем с зайчиком.
Физкультминутка
Дети выполняют движения согласно текста.
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок, скок, скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, детки, шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так.
Воспитатель: - Ребята, а вы слышите здесь кто- то шумит.
-Это же белка спряталась.
Я предлагаю помочь белке сделать запас на зиму. Ребята пройдите к столам, садитесь на стульчики и рассмотрите,что лежит у каждого на столе: шишки и грибы.Воспитатель: положите в верхнем ряду 7 грибочков
-В нижнем ряду 6 шишек
-Сколько грибочков? Сколько шишек?
-Чего больше грибочков или шишек? На сколько больше грибочков?
Дети: На один больше
Воспитатель: На сколько меньше шишек?
Дети: на один.
Воспитатель: Что сделать, чтобы было поровну?
-Молодцы ребята, пойдем дальше по лесу.
Воспитатель: Мы выполнили 3 задания но мы так и не узнали кто написал письмо.
Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат конверты. Интересно, что же в них.
Давайте посмотрим?
Дети открывают конверт и достают ёлочки.
Воспитатель: Что это ребята?
Дети: Это ёлочки.
Воспитатель: Правильно, это ёлочки.
Ребята, а давайте разложим ёлочки от самой высокой до самого низкой.
А теперь ребята, давайте разложим ёлочки от самой низкой до самой высокой. Воспитатель: - Ребята, я теперь догадываюсь кто написал нам письмо, значит наш путь лежит к лесной полянке.
Игровое упражнение «Идем по следам».
Воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага налево и т. д.). Под елочкой ведущий находит сундучок с сюрпризом.
Игровое упражнение «Украшение для елочки».
Дети достают из сундучка карточки, на которых изображены геометрические фигуры.
Воспитатель предлагает назвать фигуру и дорисовать ее так, чтобы получилось украшение для елочки.
Дети рассматривают рисунки и рассказывают, что они нарисовали.
Воспитатель: Ребята, а в сундучке еще что – то есть.
Это же подарки от елочки за ваши старания.
Ребята, но нам пора возвращаться в детский сад.
А поможет нам Волшебная музыка.
Воспитатель: ребята, мы снова оказались в детском саду.
Ребята, где мы сегодня были?
- Вам понравилось путешествие в осенний лес?
- А что вам понравилось больше всего?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП
«Дни недели» Для детей 6-7 лет
Подготовила:
Гофман Ирина Руслановна
Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя знания при выполнении заданий.
Задачи:
- Образовательные:
- дать понятие, что семь суток составляют неделю, и каждый день имеет свое название;
- дать ребятам элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, название.
- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
- Развивающие:
- научить пользоваться в речи словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже;
- обогащать словарь словами - антонимами;
- научить подбирать порядковые числительные к названию каждого дня недели.
- Воспитывающая:
- воспитывать умение внимательно слушать задания.
Оборудование и демонстрационный материал:
- доска;
- карточки с названиями дней недели;
- карточки с цифрами от 1 до 7;
- карточки с кружками от 1 до 7;
- карточки с пустыми клетками;
- рисунки;
- ручка;
- цифры – магниты;
- магниты;
- мяч.
Количество детей во время проведения занятия: 12 детей.
Методы и приемы: 1.Игровой:
- дидактическая игра по математике «Цветик - Семицветик»;
- дидактическая игра по математике «Дни недели»;
- словесная игра по математике «Дни недели».
2.Словесный:
- художественное слово (загадки, стихотворение);
- вопросы детям;
- индивидуальные ответы детей.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы их отгадайте. Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом. Попрощается последний - Появляется передний.
Ответы детей (Дни недели).
Воспитатель: Правильно, слушайте следующую загадку. Протянулся мост
На семь верст, А в конце моста Золотая верста.
Ответы детей (Неделя).
Воспитатель: Молодцы! Сегодня у нас пойдет речь о таком временном понятии как неделя. Кто из вас знает, сколько дней в неделе? (Ответы детей). Конечно! Неделя состоит из семи дней.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Составь неделю».
Количество участников игры: от 6 до 12 человек.
Задание: разделить детей на команды, назвать дни недели по порядку, показать соответствующие карточки с цифрами.
Правило игры: правильно назвать дни недели и показать карточки с цифрами, соответствующие дням недели.
Игровое упражнение :«Составь неделю». Игровые действия:
У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке - цифра 2 и т.д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем ребята составляют неделю, начиная с четверга и т.д.
После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели, начиная с заданного дня.
В конце упражнения воспитатель уточняет у детей, правильно ли они выполнили задания, правильно ли назвали дни недели и показали карточки с цифрами.
Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немного отдохнем.
Проводится физкультминутка: «Назови скорее». Задание.
Дети встают в круг. У воспитателя мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает педагогу и отвечает.
Вопросы для игры:
- какой сегодня день недели?
- какое сейчас время года?
- сколько частей в сутках?
- какой день недели будет завтра?
- какой день недели был вчера?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы, а теперь мы поиграем в игру «Живая неделя».
Количество участников игры: 7 детей.
Задание:показать соответствующие карточки с кружками, назвать дни недели по порядку.
Правило игры: правильно назвать дни недели и показать карточки с кружками, соответствующие дням недели.
Игровое упражнение: «Живая неделя». Игровые действия:
Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять карточки, на которых нарисованы круги (от 1 до 7). Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения. По ее окончании они выстраиваются в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке нарисован один круг (понедельник), вторым - у которого на карточке два круга (вторник) и т.д.
Проверка осуществляется путем переклички с названием дней недели.
В конце упражнения воспитатель уточняет у детей, правильно ли они выполнили задания, правильно ли назвали дни недели и показали карточки с кружками.
Воспитатель: а в заключение нашего занятия мы поиграем с вами словесную игру
«Дни недели».
Проводится словесная математическая игра: «Дни недели». Количество участников игры: не имеет значения.
Задание: найти рисунки, соответственно тексту стихотворения; написать в каждой клеточке под рисунком цифру, обозначающую порядок дня недели.
Правило игры: правильно написать соответствующую цифру под рисунком, обозначающую порядок дня недели.
Игровые действия:
Воспитатель: Дети, я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения П. Башмаковой, а вы его внимательно послушайте.
В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала, В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья.
Воспитатель: ребята, рассмотрите, пожалуйста, картинки. Я еще раз вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы его постарайтесь запомнить.
Воспитатель еще раз зачитывает отрывок из стихотворения. Воспитатель: я задам вам вопросы, а вы должны написать в клеточке цифру, которая соответствует рисунку, дня недели.
Вопросы к детям:
- когда девочка стирала?
- когда подметала пол?
- когда пекла калач?
- когда помыла чашки?
- когда купила торт?
- когда позвала подружек на день рожденья?
Дети, которые знают ответы, выходят к доске и подписывают цифры, под соответствующими рисунками.
Итог занятия.
В конце занятия, воспитатель вместе с детьми анализирует ответы детей, еще раз закрепляет с ними названия дней недели и соответствующие дням недели цифры. Заключение.
Чтобы работа по образовательной деятельности была успешна, необходимо педагогу соблюдать основные требования ее организации:
- тщательность подготовки к каждому занятию;
- творческий подход к сценарию занятия;
- проведение по одной теме не одного, а двух или несколько занятий
( при необходимости) ;
- переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;
- выполнять программу последовательно;
- доброжелательно и уважительно относиться к ребенку;
- поддерживать интерес ребенка к выполнению задания;
- соблюдать правило – не навреди.
Список использованных источников
- Колесникова, Е. В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Е. В.Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- с.4-5, с.41, с.69.
- Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа [Текст] И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – с.17, с. 49.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Один-много»
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Один-много»
Задачи: 1. Закрепить понятия количества: один - много. 2. Развивать умение соотносить свои движения со словами подвижной игры. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Закрепить название геометрических фигур, название
цветов (красный, синий, желтый). 5. Учить детей отгадывать загадки.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придут гости, но, чтобы они пришли, мы должны отгадать про них загадки.
Послушайте первую загадку:
Много бед таят леса. Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?. (зайка)
Воспитатель: Правильно. Ой, слышите, кто-то стучится к нам в группу, вы сидите, а я посмотрю.
(выходит и заходит обратно в группу с игрушкой зайца и с корзиночкой). Заяц: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй.
Воспитатель: Ты сегодня наш первый гость. Проходи, присаживайся. Ребята, а зайчик пришел не с пустыми руками, а принес вам подарок морковки. Вот только посчитать он их не может. Может, мы ему поможем? Ребята посмотрите, сколько морковок у зайчика в корзине?
Дети: Много.
Воспитатель: (Достает по одной морковке и раздает их детям). Ребята, а теперь у вас сколько морковок?
Дети: По одной.
Воспитатель: Сколько у тебя Маша морковок? Ребенок: Одна.
Воспитатель: А сколько в корзине осталось морковок? Дети: Ни одной.
Воспитатель: Правильно. Ребята, сложим морковки обратно в корзину. Дети: Складывают морковки в корзину.
Воспитатель: Ребята сколько же теперь у зайчика морковок в корзине? Дети: Много.
Воспитатель: А мы про тебя игру знаем. (Воспитатель показывает, дети повторяют)
Дети встают около стульчиков. Зайка беленький сидит
И ушами шевелит. Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук,подняв их к голове. Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.
Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Воспитатель: Ну зайка, понравилось?
Зайка: Вот, молодцы, и считать умеете, и все движения знаете. Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку.
Кто в лесном дупле живет? Кто орешки все грызет?
Кто грибы на ветках сушит? С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это (белка)
Воспитатель: Правильно. Ой, кто-то плачет, я пойду, посмотрю. Да это же, белочка. А, чего же ты плачешь белочка? Присаживайся к нам, да рассказывай, что случилось.
(Белка шепчет что-то воспитателю и показывает на мешочек)
Воспитатель: Да, не плачь (успокаивает белочку). Ребята белочка мечтала собрать себе бусы из грибов, но их в лесу не нашла, а нашла вот что (достаёт из сумки на верёвочке геометрические фигуры). Вы знаете, что это такое?
Дети: Да. Геометрические фигуры.
Воспитатель: Да это же геометрические фигуры, наши ребята знают геометрические фигуры и тебя научат. Маша, что это за фигура? (показывает одну фигуру).
Маша: Круг.
Воспитатель: А какого она цвета? Маша: Красного.
Воспитатель: Алиса, что это за фигура? Алиса: Квадрат.
Воспитатель: А какого он цвета? Алиса: Синего
Воспитатель: Настя, а это что за фигура? Настя: Треугольник.
Воспитатель: А какого он цвета? Настя: Желтого.
Воспитатель: Белочка вот видишь и ничего сложного. Посмотри, какие у тебя яркие и красивые бусы. Ребята, вам нравятся эти бусы?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята оказывается, геометрические фигуры любят играть в прядки. Они выстраиваются в ряд: круг, квадрат, треугольник. А одна из фигур прячется. Какой фигуры не стало?
Дети: Круга красного.
Воспитатель: Правильно. Давайте сыграем еще, запоминайте какие фигуры.
Закрывайте глаза. А теперь открывайте! Какой фигуры не стало?Молодцы!
Воспитатель: Белочка, а мы про тебя знаем пальчиковую гимнастику. Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками Продает она орешки. друг о друга попеременно.)
Лисичке - сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Кому в платок, Кому в зобок,
Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)
Воспитатель: Ребята, зайчику и белочке пора возвращаться домой в лес. Зайчик и белочка: До свидания ребята!
Воспитатель: Ребята на этом наше занятие закончилось.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Состав чисел»
Конспект по развитию элементарных математических представлений в под- готовительной группе «Состав чисел»
Конспект НОД по развитию элементарных математических пред- ставлений в подготовительной группе.
Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция с областями: «Социально-
коммуникатив-
ное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Тема: «Путешествие в царство Математики».
Цель: Обобщать математические представления детей. Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества у каждого ребё нка: устойчивость ин- тереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, со-
средоточенность, любознательность, умение сопереживать, желание прийти на помощь.
Развивающие :
- Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внима- ние, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Развивать социальные навыки : умение работать в группе, догова- риваться, учитывать мнение партнера
Образовательные:
- Систематизировать знания о составе чисел первого десятка из двух меньших.
- Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание, с опорой на наглядность.
- Закреплять прямой и обратный счет, умение ориентироваться в число- вом ряде.
- Закреплять знания о геометрических фигурах.
- Ориентироваться на листе в клетку.
Методы и приё мы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения, загадка, стихотворные формы. Игровой: дидактические игры, сюрпризные и игровые моменты, игры. Практический: решение задач, работа с карточками, графический дик-
тант.
Словарная работа: названия геометрических фигур, лево, право, задача, условие, решение, вычитание, сложение.
Создание среды для организации и проведения НОД: Игровое поле: по- лянка, пенёк, дерево с дуплом; игрушка белочка, корзинки с шишками, с
конфетами, «ковер-самолет»; карточки-знаки, карточки – цифры, карточки- на состав числа, картинка с изображением бельчат для демонстрации, кар- точки с недорисованными геометрическими фигуры, разного размера и цве- та, мяч, конверт с заданиями, карандаши, листочки в клетку, ключ.
Предварительная работа :
Составление и решение задач, решение примеров, математические игры, выполнение графических диктантов.
Планируемые результаты:
- Ребенок активно участвует в непосредственно–образовательной дея- тельности.
- Проявляет инициативу, самостоятельность, взаимодействует со сверст- никами и взрослым.
- Решает простые арифметические задачи, правиль-
но определяет условие и вопрос задачи, умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи.
- Различает и называет геометрические фигуры и их особенности, воссо- здает геометрические фигуры, опираясь на их отдельные фрагменты.
- Ориентируется на листе в клетку.
Ход НОД.
Организация детей: круг.
- Ребята, сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в путеше-
ствие в одну загадочную страну. Подскажите, на чем путешествуют сказоч- ные герои?
(в карете, в ступе, на лошади, на ковре самолете)
-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательное путешествие на ковре самолете.
- Для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, надо отгадать загадку:
Она – царица всех наук, Без нее мы – как без рук, Учит сравнивать, считать,
Задачи разные решать. (математика)
- Правильно, мы сегодня совершим путешествие в царство математики.
Чтобы попасть на ковер самолет, нужно ответить на математические во- просы.
Проводится интеллектуальная разминка (с мячом, вопрос подбирается по уровню сложности, посильный для ребенка) :
- Сколько месяцев в году?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько цветов у радуги?
- Какой сегодня день недели?
- Какой вчера был день недели?
- Какой завтра будет день недели?
- Сколько всего времен года?
- Назовите части суток.
- Назовите дни недели.
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Какое число идет после 7?
- Какое число идет после 7?
- Какое число больше 5 на 1?
- Какое число меньше 5 на 1?
- Какое число стоит между 5 и 7?
- Какое число стоит между 6 и 8?
- Сколько орехов в пустом стакане
- Сколько хвостов у пяти коров?
- Сколько лап у двух гусей?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если стол выше стула, то стул?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)
- Вам понравилось играть? И мне понравились ваши правильные ответы. Молодцы, ребята, вы готовы к путешествию в царство математики. Но, к великому сожалению, наш ковер- самолет неисправен. На нем стерся
узор, состоящий из геометрических фигур. Надо его восстановить.
Задание: «Почини коврик».
- Я прошу вас пройти в «мастерскую», и починить коврик (дети работа- ют с индивидуальными карточками, дорисовывая геометрические фигуры, затем проговаривают, где какая фигура находится).
- Ну вот, наш ковер готов (расстилает готовый ковер из ткани с нашиты- ми геом. фигурами, приглашаю вас занять места (дети присаживаются
на «ковер»).
- Чтобы ковер-самолет перенес нас в царство математики, нужно посчи- тать до 10 и обратно. Дети считают: 10, 9, 8,, 0, пуск!
(раздается волшебный звук, в записи, на экране появляется картинка
«волшебная страна»).
- Ну, вот ребята, мы и прилетели в царство Математики. Кто же нас здесь встречает? Смотрите, белочка (игрушка) сидит на пенечке, но она ка- кая-то грустная! (подносит белочку к уху)
- Белочка говорит, что у нее случилась беда. Ключ от дупла заколдовался и превратился в невидимку, а в дупле бельчата остались одни. Чтобы рас-
колдовать ключ, ей надо выполнить три математических задания. А она не
может справиться, вот и грустит. Бельчата испугаются, и будут плакать. Что же делать?
(а мы ей поможем)
- Вот молодцы, ребята! Давай, белочка, свои задания (берет конверт, вы готовы? (да)
- Ну, тогда, вперед!
Первое задание – нам нужно решить задачу про белочку и ее бельчат.
- Из каких частей состоит задача?
(из условия и вопроса)
- Послушайте задачу:
«В дупле сидели 7 бельчат, 2 бельчонка убежали встречать маму. Сколь- ко бельчат осталось в дупле?
- Кто хочет повторить задачу?
- А теперь повторите только условие задачи.
- А теперь повторите только вопрос.
- А теперь разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Каждая команда решит задачу, и выложит решение с помощью цифр.
(дети получают конверты с цифрами и выкладывают решение работая в подгруппах, каждая подгруппа из цифр своего цвета).
- Смотрите, как белочка радуется, потому, что вы правильно решили за- дачу.
( на экране появляется решение задачи: сначала в картинках, затем в цифрах)
А кто хочет прочитать решение?
(дети проговаривают решение)
- Вы какой знак здесь поставили? (минус)
- на какое действие эта задача? (на вычитание)
- Молодцы, ребята, а теперь сами придумайте задачу по этой картинке: ( на экране появляется картинка для решения задачи на сложение: у
бельчат 6 орехов, мама белка принесла им еще 4ореха).
(дети составляют задачу; повторяют условие, вопрос; предлагают ва- рианты ответа; рассказывают, как решали; определяют на какое действие задача).
На экране появляется решение задачи.
- Мы правильно решили задачи, а теперь давайте поиграем.
Физкультурная пауза. (на экране белочка) Белочка по веточкам скачет вверх и вниз. Белочка за веточку лапками держись.
Прыг-скок, прыг-скок, лапками держись! Прыг-скок, прыг-скок, лапками держись! Белочка на веточке головой кивает,
Влево, вправо, влево, вправо головой кивает, Влево, вправо, влево, вправо головой кивает. Головой кивает, лапки поднимает,
Вверх, вниз, вверх, вниз лапки поднимает. Вверх, вниз, вверх, вниз лапки поднимает. Лапки поднимает, деток подзывает.
Прискакали белочки, сели с ней на веточки, Лапками похлопали, а потом потопали, Хвостиком все машут, очень дружно пляшут. (звучит музыка, «белочки» танцуют)
Вот, закончили плясать, надо белкам подышать, Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох)
- Молодцы, ребята, а теперь нас ждет второе задание. Пройдите, пожа- луйста, в математическую мастерскую. Возьмите карточку с заданием. Нужно вписать пропущенные числа. В каждом дупле две комнаты, там жи- вут белочки, на крыше указанно, сколько всего живет белочек в дупле.
Впишите, сколько белочек живет в комнатах.
(дети выполняют задание, педагог проводит индивидуальную работу)
- Ну, вот мы и с этим заданием справились. Прежде чем приступить к по- следнему заданию, нужно размять пальчики.
Нам понадобятся шишки, вот они лежат в корзинке. Будем шишечку катать, наши пальцы разминать. (самомассаж с помощью шишки)
- Давайте сложим шишки в корзинку, и возьмем их с собой, мы можем потом подарить их бельчатам.
-А теперь последнее задание, это графический диктант. Возьмите ли-
сточки в клетку, найдите точку и будьте очень внимательны, подумайте, где право, где лево. Графический диктант «Ключ» :
от точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
-Что же у нас получилось? (ключ) (раздается волшебный звук, в записи)
- Вот мы и расколдовали ключ, его теперь очень хорошо вид-
но (показывает ключ детям, белочке). Давайте скорей пойдем и откроем дупло.
Подходят к дереву, «открывают», показываются бельчата.
- Ребята, посмотрите, как радуются бельчата и белочка, она благодарит вас. Смотрите, она приготовила для вас гостинец: корзинка с конфета-
ми «Белочка». Давайте скажем ей: «Спасибо», и подарим бельчатам шишки, пусть кушают на здоровье.
(благодарят)
- Ребята, белочке мы помогли, (смотрит на часы) нам пора возвращаться детский сад, давайте попрощаемся с беличьей семьей и вернемся на ковер-
самолет.
(дети прощаются и проходят на ковер-самолет)
- Я ребята очень довольна тем, что вы такие добрые и отзывчивые, по- могли белочке, не бросили ее в беде. А теперь вспомните, пожалуйста, что нужно сказать, чтобы ковер-самолет перенес нас из царства математики, обратно в детский сад?
(нужно посчитать до 10 и обратно). Дети считают: 10, 9, 8,, 0, пуск! (раздается волшебный звук, в записи)
- Ну, вот ребята, мы вернулись. Кому понравилось наше путешествие?
- (имя, что тебе понравилось больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде.
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие (ранний возраст)
Тема: Волшебный мешочек
Цель: Познакомить с величиной предметов, с понятием большой и маленький, какой цвет и изучить дерево-Рябина.
Задачи
- Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму и цвет;
- Развивать познавательные процессы;
- Развивать мелкую моторику;
- Формировать положительные отношения к занятиям;
- Создавать условия, побуждающие детей к развитию сенсорного восприятия
Ход занятия:
Дети сидят за столом на котором лежит спрятанный предмет, воспитатель предлагает посмотреть ребятам, что там спрятано.
Все вместе открывают и видят волшебный мешочек(сюрпризный момент),воспитатель предлагает посмотреть, что внутри и начинает доставать:колечко (маленькое,желтое),мячик,кубик(большой,круглый),ягоды рябины(красные,маленькие)
Воспитатель даёт детям потрогать,описывает каждый предмет,знакомит детей с деревом-Рябина,с его ягодками, прячет всё обратно.
Затем предлагает поиграть:Д/И-найди нужный предмет.
После игры,закрепление знакомство с деревом-Рябина и оценивание занятия,какие ребята молодцы,правильно отвечали,внимательно слушали и красиво сидели за столами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".
Конспект НОД по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».
Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»
«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений . Повысить уровень професси...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2
Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...