фэмп
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель:
- сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать
до четырех, соотносить цифру 4 с количеством; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения
под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода)
и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто
знает»; - закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свой-
ства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству,
используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать
предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерность че-
редования фигур, отличающихся цветом; - тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-
щение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию,
воображение, творческие способности, сформировать опыт самокон-
троля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_3_femp.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 3
Тема: СЧЕТ ДО ЧЕТЫРЕХ. ЧИСЛО И ЦИФРА 4
Цель:
- сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать
до четырех, соотносить цифру 4 с количеством; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения
под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода)
и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто
знает»; - закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свой-
ства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству,
используя счет и составление пар, умение сравнивать и упорядочивать
предметы по высоте, умение видеть и продолжать закономерность че-
редования фигур, отличающихся цветом; - тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-
щение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию,
воображение, творческие способности, сформировать опыт самокон-
троля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: карточка с изображением орнамента.
Раздаточный: 4 зеленых треугольника. 4 круга разного цвета, кар-
точка с цифрой 4 на каждого ребенка, тарелочки, на которых лежит
от 1 до 4 кубиков ЛЕГО (квадрата), карточки с цифрами 1—6 (каждой
карточки по 3 штуки).
Ход занятия:
- Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность, актуализировать их знания о праздниках.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы праздники?
- Какой праздник у вас самый любимый? Как правило, дети назы-
вают день рождения и Новый год. - Как люди готовятся к Новому году? (Наряжают елку, готовят по-
дарки.) - Звери из сказки «Теремок» решили нарядить к Новому году все
елочки, растущие на полянке около теремка. Поможем им украсить
елки?
- Актуализация знаний.
2.1. Игра «Нарядим елку» (начало).
Дидактические задачи:
- актуализировать счет до трех, сравнение групп предметов по ко-
личеству с помощью составления пар и пересчетом, сравнение и упо-
рядочивание предметов по высоте; - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
Дети по 4 человека садятся за столы, на которых лежат по 3 светло-
зеленых равнобедренных треугольника, имеющих одинаковое основание и разную высоту, и 3 круга разного цвета на каждого
Воспитатель говорит, что на картинке — фотографии елок и шаров.
- Чем похожи елки?
- Чем елки отличаются?
Как правило, дети отвечают, что одна елка большая, а другие — ма-
ленькие. Воспитатель уточняет, что у елок разная высота.
- Расставьте елки по порядку от самой высокой до самой низкой.
Воспитатель помогает детям расставить елки слева направо, при этом
он выставляет введенный ранее опорный сигнал и вспоминает вместе
с детьми способ сравнения по высоте: чтобы сравнить предметы по
высоте, надо поставить их рядом на ровную поверхность («Игралочка»,
часть 1, занятие 25):
Звери хотят украсить верхушки елок красивыми шарами, но волну-
ются, хватит ли шаров.
- Как это узнать?
Дети могут сосчитать елки и шары. Елок — 3, шаров — 3, их поровну.
Воспитатель рассказывает, что звери не умеют считать.
- Как зверушкам показать, что шаров действительно хватит?
Дети должны догадаться, что на каждую елку надо надеть шар.
Если дети сразу предложат надеть на елки по шарику, следует предо-
ставить им такую возможность, а после этого попросить сосчитать елки
и шары: елок — 3, шаров — 3, их поровну.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Нарядим елку» (продолжение).
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для введения числа 4, счета до
четырех; - сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации за-
труднения и понимания его причины; - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-
вать речь, логическое мышление.
Далее воспитатель рассказывает детям о том, что звери нашли в
коробке еще один шар. На стол кладутся круги по количеству детей.
Каждый ребенок берет по одному кругу.
- Сосчитайте, сколько всего у вас шаров?
Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого круга:
один, два, три. После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще
не знают счета до четырех. Возникает затруднение — как правильно со-
считать дальше?
- Сумели ли вы сосчитать шары? (Нет.)
- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать даль-ше.)
- Открытие нового знания.
- Игра «Нарядим елку» (окончание).
Дидактические задачи:
- закрепить представления детей об образовании последующего чис-
ла из предыдущего, сформировать представление о числе четыре, уме-
ние считать до четырех, сравнивать и уравнивать численность групп,
состоящих их четырех предметов; - сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционально-
го переживания радости открытия; - тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-
щение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, твор-
ческие способности.
- Кто знает, какое число следует при счете за числом три?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, под-
бадривает тех, кто их высказывает, создает доброжелательную, творче-
скую атмосферу. Если в ответах детей появились правильные версии, то
воспитатель хвалит детей:
- Молодцы! Вы нам очень помогли!
Затем он просит всех детей посчитать до четырех. Дети считают хо-
ром, согласовывая числительные с существительными: один шарик, два
шарика, три, четыре.
Если же никто из детей не ответит, можно закрепить с ними способ
преодоления затруднения «спросить у того, кто знает»:
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь
узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)
После вопроса детей, воспитатель подводит итог: при счете за числом
3 идет число 4.
Включение нового знания в систему знаний.
- Игра «Найди подарок».
Дидактические задачи: закрепить счет до четырех, умение соотносить
цифру 4 с количеством.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель рассказывает о
том, что подарки для зверей из сказки «Теремок» спрятаны по всей
группе, и предлагает помочь найти эти подарки.
Каждый ребенок получает карточку, на которой написана цифра 4.
На столах стоят тарелочки, на которых лежат кубики ЛЕГО (квадра-
ты) от 1 до 4, причем тарелочек с 4 кубиками (квадратами) столько же,
сколько детей. Дети должны подойти к столам и выбрать тарелочку с
тем количеством кубиков (квадратов), которое показывает находящаяся
в их руках цифра — цифра 4.
- Игра «Выложи узор».
Дидактические задачи: развивать внимание, мыслительные операции,
умение работать в паре, видеть и продолжать закономерность чередо-
вания цвета.
Дети садятся за столы парами. Воспитатель предлагает им поиграть
в подаренные кубики вместе со зверушками.
На фланелеграфе он выставляет карточку, на которой нарисовано
начало орнамента, например: зеленый, желтый, зеленый, желтый. Дети
должны вдвоем выложить такой же орнамент и продолжить его.
Для проверки задания можно предложить детям проговорить узор.
Дети называют цвет кубиков хором, дотрагиваясь пальцем до каждого.
- Сколько в вашем узоре зеленых (желтых) кубиков? (Четыре.)
- Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они де-
лали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому вы сегодня помогли наряжать елочки?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели счи-
тать до 4 или не знали, как пишется цифра 4, то зверушки не смогли
бы весело провести Новый год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".
Конспект НОД по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...
Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».
Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»
«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...
Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений . Повысить уровень професси...
Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2
Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...