Проект "Математический Знайка"
проект по математике (младшая, средняя группа)
проект «Математический Знайка» разработан в соответствии с Порядком реализации проекта «Математический Знайка» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенных на территории ХМАО-Югры; направлен на формирование у детей 3-6 лет элементарных математических представлений посредством дидактических игр, физминуток, игровых технологий. В ходе проекта дошкольникампредлагается возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях. Проект рассчитан на 3 года,участниками проекта являются дети младшей, средней и старшей групп,родители и воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematicheskiy_znayka.docx | 83.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
ПРОЕКТ
«Математический Знайка»
для детей 3-6лет.
Разработчики:
Воспитатели
Тихонюк Жанна Тачетдиновна
Ярчихина Ольга Юрьевна.
пгт.Берёзово ХМАО-Югра
2018-2020 г.
Аннотация:проект «МатематическийЗнайка» разработан в соответствии с Порядком реализации проекта «Математический Знайка» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенных на территории ХМАО-Югры; направлен на формирование у детей 3-6 лет элементарных математических представлений посредством дидактических игр,физминуток, игровых технологий. В ходе проекта дошкольникампредлагается возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях. Проект рассчитан на 3 года,участниками проекта являются дети младшей, средней и старшей групп,родители и воспитатели.
Актуальность: Вдошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Формирование математического развития - один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.Тему нашего проекта считаем актуальной и необходимой, т.к. математическое развитие дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Обоснование необходимости проекта:По результатам мониторинга выявилась проблема - трудности формирования и закрепления понятий о цвете, форме, величине предметов. Дети затрудняются выделять существенные признаки предметов, выделять сходства и различия. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал, а также предложить родителям совместную деятельность по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) - изготовление вместе со своим ребёнком игровоголэпбука.
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Новизна проекта:заключается в применении в педагогической практике систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих дидактических игр с математическим содержанием, в основукоторого положен принципы постоянного наращивания трудности в играх, гибкости и вариативности их применения, закрепления и усложнения одной той же игры, поэтапного внедрения развивающих игр и создание лэпбука, как игры, для закрепление пройденного материала.
Сроки реализации: долгосрочный,3 учебных года (2018-2020 г.)
Участники проекта: детигруппы «Ромашки», педагоги ДОУ, родители (законные представители).
Методы и формы реализации:
-словесные (беседы, чтение художественной литературы), заучивание стихотворений о цифрах).
-наглядные (рассматривание картинок, репродукций).
-практические (сюжетно-ролевые игры: «В Стране Математики», «Семья» и т.д, игры-инсценировки и драматизации, театрализованные игры; лепка, аппликация и рисование-продуктивные виды деятельности).
Обеспечение проекта (ресурсы):
Кадровые ресурсы:
-педагоги (воспитатели и специалисты) имеют высшую квалификационную категорию, обладают достаточной степенью профессиональной подготовленности к реализации проекта обладают большим опытом проектной деятельности.
Материально-технические ресурсы:
-технические средства обучения (музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук, ЦОР и т.д.)
Информационно-методические ресурсы:
-разработка методических консультаций, рекомендаций по работе с семьёй, конспектов занятий, собраний, встреч с родителями.
-обмен опытом работы (выставки, консультации и т.д.)
-наличие в методкабинете и группе методической и художественной литературы, изданий периодической печати, демонстрационного материала, картин, наглядно-методических пособий (иллюстрации, фотографии, книги-энциклопедии; сказки, дидактический материал).
Первый год обучения.
Младшая группа (3-4 года)
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи:
•Образовательные:
Формировать первичные математические представления об основных свойствах и отношениях окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, пространстве и времени.
Расширять кругозор детей в умениивоспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счёта и называния числа).
Формировать умение различать количество звуков на слух(много и один)
• Развивающие:
Развивать представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике.
Развивать познавательный интерес в сравнении двух предметов, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения.
Развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя слова большой, маленький.
•Воспитательные:
Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
Воспитывать чувство взаимопомощи и поддержки.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформируются понятия о цвете, величине и форме предметов.
2. Дети научатся определять количественные соотношения двух групп предметов.
3. Дети будут понимать конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».
4. Просвещение родителей по проекту.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1 | Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Информирование родителей. | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Определение объема помощи родителей по теме проекта. Анкетирование. | Воспитатели |
2 | Диагностика | Уточнить объем знаний детей по теме проекта: | Высокий – 0% Средний –60 Низкий –40 | Воспитатель |
3 | Изучение современных требований к содержанию и организации работы | Узнать больше информации по данному проекту | Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме. | Воспитатель |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта | Просвещение родителей | Работа над созданием мини-библиотеки, выставка книг о математике. | Воспитатель |
2этап – основной.
1 | Познавательное развитие: ООД: Сентябрь №1 №2 | Закреплять умение различать и называть шар (шарик,кубик)независимо от цвета и величины фигур. Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя слова большой,маленький. | Дети закрепили умение различать и называть шар (шарик,кубик)независимо от цвета и величины фигур. | Воспитатель |
Октябрь. №1 №2 №3 №4 | Закреплять умение различать количество предметов,используя слова один,много,ниодного.Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета. | Дети стали лучше различать количество предметов, используя слова один,много,ниодного | Воспитатель | |
Ноябрь. №1 №2 №3 №4 | Учить два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный-короткий, длиннее-короче. | Дети с удовольствием сравнивали предметы по длине и обозначали результат сравнения. | Воспитатель | |
Декабрь. №1 №2 №3 №4 | Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руку. | Стали более уверенно ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руку. | Воспитатель | |
Январь. №1 №2 №3 №4 | Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения. Познакомить с треугольником:учить различать и называть фигуру. Учить сравнивать две разные группы предметов способом приложения. | Научились различать фигуры, сравнивать две разные группы предметов способом приложения. | Воспитатель | |
Февраль №1 №2 №3 №4 | Упражнять в определении пространственных направлений и обозначать их словами вверху-внизу,слева-справа. Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте,учить понимать слова :высокий-низкий,выше-ниже. | Научились определять пространственные направления и обозначать их словамисловами вверху-внизу,слева-справа. | Воспитатель | |
Март №1 №2 №3 №4 | Совершенствовать умение различать и называть круг, треугольник и квадрат. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте. Формировать умение различать количество звуков на слух(много и один) | Научились различать геом.фигуры и сравнивать предметы по длине и высоте,количество звуков на слух. | Воспитатель | |
Апрель №1 №2 №3 №4 | Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счёта и называния числа) Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой,маленький. Учить сравнивать одно и много движений и обозначать их количество словами один,много. Закреплять умение различать и называть части суток: утро,вечер. | Научились сравнивать два предмета по величине.Закрепили умение различать и называть части суток: утро,вечер. | Воспитатель | |
Май. №1 №2 | Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. Совершенствовать умение различать и называть геом. фигуры: круг, квадрат, треугольникшар,куб. | Научились определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д. | воспитатель | |
2.Развитие познавательно – исследовательской деятельности: 1.«Поможем построить домик Зайчику»(деревянный конструктор) 2. «Постройка грузовика,дороги». | Упражнять в различении и назывании геометрических фигур; Круга, треугольника, квадрата. Закрепить умение плотно прикладывать плашмя кирпичики друг к другу узкой короткой стороной. | Дети с удовольствием строили и закрепляли геом.фигуры | Воспитатель, дети | |
3. Вечер потешек. | Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес | Дети закрепили названия и формы геом. фигур через использование потешек. | Воспитатель, дети | |
4.Беседы с детьми: «Какие сказки я знаю» (где есть цифры). Рассматривание иллюстраций к сказкам. | Упражнять в назывании детьми цифр. | Дети закрепили цифры, старались их правильно называть. | Воспитатель, дети | |
3 | Художественно – эстетическое развитие: 1.Рисование: по сказке «Репка» Раскрашивание раскрасок по сказкам. 2. Лепка: по сказке «Колобок» | Закрепить знания детей о круге. Закрепить умения детей скатывать пластилин в шар. | Выставка работ | Воспитатель, дети |
4 | Социально – коммуникативное развитие:
«Строим дом» «В гости к бабушке» «Игра с шариками». | Закреплять представление о величине. Закреплять умение изменять протяженность предметов. Закреплять знания и умение детей в сравнении двух предметов по длине путем приложения, воспитывать интерес к игре. | Дети проявляют большой интерес к играм. | Воспитатель, дети |
2.Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Собери целое», «Чья дорожка длиннее?», «Какой фигуры не стало?», «В какой руке», «Когда это бывает», «Режим дня». | Закрепление пройденного материала. | Дети проявляют большой интерес к играм. | Воспитатель, дети | |
5 | Физическое развитие 1.Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Косолапые мишки», «Вышла курочка гулять 2.Хороводные игры: «Заинька попляши…», «Раздувайся,пузырь!, «Ровным кругом». «Зайка шёл». | Развивать координацию и ориентацию в пространстве. | Дети стали лучше ориентироваться в пространстве. | Воспитатель, дети Воспитатели, дети. |
3.Пальчиковые игры:«Яичко», «Два козленка», «Покажи». «Мы капусту рубим, рубим», и т.д. | Развитие мелкой моторики. | Дети научились подражать взрослым, выполняя движения, тем самым развивали координацию движений, мелкую моторику. |
3 этап – заключительный.
1 | Показ открытого занятия по ФЭМП. | Вызвать у детей эмоциональный отклик,развитие познавательной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сферы. | Дети с удовольствием и эмоционально участвовали в играх математического содержания,закрепляливнимание, мышление, воображение, память. | Воспитатели, дети. Родители. |
2 | Итоговая диагностика по проекту | Выявить знания детей по проведённому проекту | Высокий –25% Средний – 75% Низкий – 5% | Воспитатель |
3 | Подведение итогов проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация результатов проекта | Воспитатель |
Результаты проекта:
1.У детей сформировались понятия о цвете, величине и форме предметов.
2. Дети научились определять количественные соотношения двух групп предметов.
3. У детей сформировался конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».
4.Родители узнали больше информации о проекте.
Продукты проекта:
1.Оформлена выставка детей по продуктивной деятельности.
2.Конспекты ООД.
3.Дидактические игры, («Большой, маленький», «Геометрический калейдоскоп»,«Закончи ряд»)
Перспективы развития проекта:
-Участие в конкурсах различного уровня.
-Публикация в СМИ о результатах проекта.
- Работа над проектом в средней группе.
Второй год обучения.
Средняя группа.
Цель: формирование элементарныхматематических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности,
Задачи.
•Образовательные:
Формировать базисные математические представления, речевые умения детей.
Закрепить умение ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.
•Развивающие:
Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Развивать творческие способности, навыки и умения детей.
•Воспитательные:
Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Планируемые результаты:
1.Повысится уровень математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2.Дети будут проявлять интерес к занимательным играм по математике и самостоятельно находить способы решения познавательных задач.
3.Родители будут активно участвовать в подборе занимательного материала к занятиям, в изготовлении дидактических пособий.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1 | Изучение теоретической части проекта. | Подобрать материал, оборудование для успешной реализации проекта. | Подобран необходимый материал для внедрения проекта | Воспитатели. |
2 | Диагностика | Уточнить объем знаний детей по теме проекта: | Высокий – 0% Средний –25 Низкий –75 | Воспитатель |
3 | Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме. | Закрепление и уточнения знаний. | Определен объем и содержание работы для внедрения проекта | Воспитатель |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта | Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. | Работа над созданием мини-библиотеки, выставка книг математического содержания. | Воспитатель |
5 | Консультации: «Математика – это интересно», «Математика дома», «Математика вокруг нас» | Просвещение родителей по теме проекта | Родители ознакомлены с проектом. | Воспитатель |
2 этап. Реализация (выполнение) проекта.
1 | Социально – коммуникативное развитие: Дидактические игры с математическим содержанием. 1.Д/и «Правильный счет» 2.Д/и «Найди и назови» 3.Д/и «Кто где» 4.Д/и «Много-мало» 1.Д/и «Сбор фруктов» 2.Д/и «Раз,два,три-ищи!» 3.Д/и «Лото» 4.Д/и «Помоги цыплятам» | Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета. Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. Формировать умение у детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Освоение умений выделять различные формы. Формировать умение у детей устанавливать соответствие между множествами. | . Дети закрепили умение быстро находить геом.фигуру определенно размера и цвета. Усвоили порядок следования чисел натурального ряда. | Воспитатель, дети Воспитатель, дети |
1.Д/и «Коврики для котят» 2.Д/и «Найди предмет такой же .формы» 3.Д/и «Найди пару» 4.Д/и «Волшебные узоры» | Развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь. Умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету. Развивать пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу. | Дети развили восприятие цвета, внимание, наблюдательность, пространственные представления. | Воспитатель, дети | |
1.Д/и «Вчера, сегодня, завтра» 2.Д/и «Подбери по форме» 3.Д/и «Части суток» | Закреплять понятие о таких категориях, как "вчера", "сегодня", "завтра". Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. Закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. | Дети с удовольствием принимали участие в играх.Закрепили понятия"вчера", "сегодня", "завтра". | Воспитатель, дети | |
1.Д/и «День и ночь» 2.Д/и «Кто, где?» 3.Д/и «Достань мяч» 4.Д/и«Возьми столько же» | Закреплять знания детей о частях суток, их последовательности. Учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну». | Дети закрепили знания о частях суток,их последовательность. | Воспитатель, дети | |
1.Д/и «Что шире, что уже?» 2.Д/и «Подбери пару варежке» 3. Д/и«Постройся в ряд по порядку» 4.Д/и «Расскажи про свой узор» | Формировать представление «широкое - узкое». Учить детей сравнивать, сопоставлять и выделять существенные признаки (цвет, размер) Закрепить знание цифр 1 и 2; развивать пространственную ориентировку. | У детей сформировалось представление «широкое - узкое». Закрепили признаки и знания цифр. | Воспитатель, дети | |
1. Д/и» Угости мышек чаем» 2.Д/и «Когда это бывает?» 3.Д/и «Укрась салфетку» 4. Д/и«Соберем бусы» 2.Сюжетно ролевые игры: «Найди и назови предметы». «Светофор». «Куда пойдешь и что найдешь». 2.Игры экспериментирования с природным материалом: «Изготовление пирожных, тортов» «Солнечные зайчики» «Угадай, на что похоже» «Все меняет цвет» | Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький». Развитие логического мышления. Развивать умение детей различать части суток. Закреплять умение различать геометрические фигуры и называть их. Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Учить находить в окружающей обстановке предметы заданной формы. Учить детей различать цвета и находить в окружающей обстановке Учить детей определять направление движения и обозначать словами:вперёд-назад,направо-налево | Закрепили различия геом.фигур. Дети проявляют большой интерес к играм. Дети были очень заинтересованы и эмоциональны. | Воспитатель, дети Воспитатель, дети Воспитатель, дети | |
2 | Речевое развитие. 1.Математическая сказка «Математика в лесу» 2.Вечер загадок о геометрическихфигурах. 3.Вечер пословиц про числа. 4.Вечер стихов, где есть цифры. 5. Вечер потешек. | Уточнить знания детей о частях суток. Закрепить знания о геометрических фигурах. Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну». | Дети закрепили знания в составлении двух равных групп предметов, активизировали свой словарь словами «столько же», «поровну». | Воспитатель, дети |
3 | Познавательное развитие. ООД (с использованием игровой ситуации)
2.Беседы с детьми: «Какие сказки я знаю; (где есть цифры) «Вспомним стихи о знакомых нам цифрах». «Математика в нашей жизни» (прил.) | Учить детей различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, находить предметы – заместители в пространстве. Упражнять в назывании детьми цифр. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. Упражнять в назывании детьми цифр. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. -Уточнить представления о значении слов далеко – близко. Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5) Закрепить знания детей о цифрах. | Расширены и систематизированы знания детей по ФЭМП. Обогатили и усовершенствовали речь детей, память, мышление. Дети закрепили знания в счёте предметов на ощупь, на слух. (в пределах 5) | Воспитатель, дети Воспитатель, дети |
4. | Художественно – эстетическое развитие: 1.Рисование: «Нарисуем предметы круглой формы» «Дорисуй у домика крышу» «Вспомним, каким цветом рисуем различные овощи и фрукты». «Скворечник»Раскраски предметов с геомет.формами. | Закрепить знания детей о круге, треугольнике, квадрате и прямоугольнике. Закрепить и уточнить у детей основные цвета. Закрепить знания детей, в умении рисовать прямоугольную форму, треугольную и округлую. | Выставка работ | Воспитатель, дети. |
2 Лепка:«Сон мишки»«Три медведя»«Козлик»«Овощи для магазина» | Учить лепить фигуруживотных, из разных по форме и размеру деталей. Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями прямыми и круговыми движениями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления | Выставка работ | Воспитатель, дети | |
3.Аппликация.«Рыбки»«Светофор».«Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное».«Загадки» | Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Формировать умение располагать и наклеивать предметы в определённой последовательности.Закреплять умение вырезать нужные геометрические формы для светофора. Закреплять знания детей о геометрическойформе. Закреплять умение детей соотносить плоские геом.фигуры с формой частей предметов. | Выставка работ | Воспитатели и дети. | |
5 | Физическое развитие Подвижные игры: 1«Найди пару». 2. «Найди по звуку». 3. «Путешествие» 4. «Живые числа». 5. «Кто какого роста | Развивать координацию и ориентацию в пространстве. Учить ориентироваться в пространстве. Упражнять в прямом и обратном счете, до пяти.Установление отношений между величинами. | Дети развили координацию и ориентацию в пространстве. При помощи под.игр закрепили счёт. | Воспитатель, дети |
Пальчиковая гимнастика. Апельсин «Покупал баран баранки» "Часы " "Котята" "Пальчики" «Наша семья» «Строим стенку» «Игрушки» «Пять воробьёв…» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. | Дети научились выполнять движения, развивая мелкую моторику рук, координацию движений. | Воспитатели, дети. |
3 этап – заключительный.
1 | Показ открытого занятия по ФЭМП. | Закрепление пройденного материала. | Дети с удовольствием играли. Закрепили полученные знания по ФЭМП | Воспитатели, дети. |
2 | Итоговая диагностика по проекту | Выявить знания детей по проведённому проекту | Высокий –20% Средний – 76% Низкий – 4% | Воспитатель |
3 | Подвести итог проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта. | Воспитатель |
Продукты проекта.
1.Выставка дидактических игр, сделанных родителями и воспитателями.
2.Дидактическая игры с прищепками «Сосчитай» (количество и счёт).«Где, чей листик?».«Большой, средний, маленький»
Результаты проекта:
1.Повысился уровень математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2.Дети проявляют интерес к занимательным играм по математике, и самостоятельно находят способы решения познавательных задач.
3.Родители активно участвовалив подборе занимательного материала к занятиям, в изготовлении дидактических пособий
Перспективы:
- Участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект»,
- Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.
- Работа над проектом в старшей группе.
Третий год обучения.
Старшая группа.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи.
•Образовательные:
-Расширять и систематизировать знания детей по ФЭМП.
-Учить способам практической деятельности в области математики.
•Развивающие:
-Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
-развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
-развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия,
•Воспитательные:
-Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
-Воспитывать интерес к познанию, создание нового, необычного.
-Воспитывать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
1.Повысится уровень математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.У детей выработается интерес к самому процессу познания математики.
3 Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
Планирование и организация деятельности
1 этап – подготовительный.
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1 | Изучение теоретической части проекта. | Подобрать материал, оборудование для успешной реализации проекта. | Подобран необходимый материал для внедрения проекта | Воспитатели. |
2 | Диагностика | Уточнить объем знаний детей по теме проекта: | Высокий – 0% Средний –50 Низкий –50 | Воспитатель |
3 | Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме. | Закрепление и уточнения знаний. | Определен объем и содержание работы для внедрения проекта | Воспитатель |
4 | Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта | Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. | Работа над созданием мини-библиотеки, выставка книг математического содержания, рекомендации по созданию лэпбуков | Воспитатель |
5 | Консультации: 1«Дома играем-математику изучаем». 2. «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста». | Познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения. | Родители ознакомились с консультациями по ФЭМП. | Воспитатель |
2 этап. Реализация (выполнение) проекта.
1 | Социально – коммуникативное развитие: Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
| Закрепления знания детей порядкового счёта, геометрических фигур. Развитие логического и пространственного мышления. Составлять из элементов заданную модель. Развитие навыка счёта и закрепление состава числа. Формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала. Познакомить детей с новой игрой. Способствовать интеллектуальному развитию детей посредством решения логико-математических задач. Учить детей пересчитывать и отсчитывать предметы,их условные изображения(палочки, кружки) Учить сравнивать рядом стоящие числа. Учить и закреплять знания детей о цифрах,геом.фигурах и о частях суток. | Дети играли с удовольствием,закрепляя порядковый счет,геом.фигуры. Дети научились пересчитывать и отсчитывать предметы, сравнивали рядом стоящие цифры. | Воспитатель, дети Воспитатель, дети |
2 | Речевое развитие. 1.Чтение математических сказок, с элементами счёта. «Три медведя» «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Цветик-семицветик», «Четыре желания». 2.Заучивание стихов про цифры,загадки о геом.фигурах. 3.Словесные игры. «Скажи наоборот» «Назови предметы» «Добавь цифру». «Так бывает или нет». | Закрепить знания детей о цифрах,геомет.фигурах. | У детей сформировались знания о цифрах,геомет.фигурах. | Воспитатель, дети |
3 | Познавательное развитие. 1.ООД (с использованием игровой ситуации) «Что мы знаем о геом.фигурах». «Весёлый счёт в пределах пяти». «Помоги Буратино разложить картинки». «В гостях у семи гномов». «Помоги куклам правильно построить дом». 2.Беседы с детьми: «Двенадцать месяцев года» «Такие разные и важные часы» «Зачем нужны цифры». «Что такое финансовая грамотность». | Закреплять умения детей использовать полученные знания в решении игровой ситуации. Систематизировать знания детей о временах года и месяцев. Познакомить детей с историей и появления часов. Вызвать у детей интерес к количественному счету, цифрам и их написанию. Знакомство детей с экономическим понятием «деньги» и их предназначением. | Закрепили знания о геом.фигурах,в счёте до пяти. Дети узнали больше информации о часах, о деньгах | Воспитатель, дети Воспитатель, дети |
4 | Художественно – эстетическое развитие:
1. «Город Математики». 2. «Живые цифры». 3. «Цветочный город». 4. «Сказочные домики».
1.Замок из геометрических фигур. 2.Высокие и низкие предметы.
1.Разноцветный калейдоскоп. 2.Наш друг танграм. | Учить детей передавать в рисунке образ города, используя геометрические фигуры и цифры. Закреплять умения детей закреплять цифры от 1-5, используя нетрадиционные способы рисования, придумывать цифрам разные образы. Развивать творчество, образное представление, воображение детей. Учить детей изображать предметы разные по величине. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его формы, строение, части, используя в рисунке геометр.фигуры Учить детей использовать в работах технику налепа на картон, расширять представление детей о геометрических формах и фигурах. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, разные по величине, пользуясь усвоенными ранее приемами. Учить детей изображать разнообразные узоры при помощи геометрических фигур использую шаблоны при работе. Закреплять у детей умение создавать коллективные работы, дополнять сюжет друг друга при помощи фигурок из танграма. | Выставки работ | Воспитатель, дети. |
5 | Физическое развитие Подвижные игры: «Путешествие» «Найди пару». «Неделя,стройся». «Живые числа». «Составь число». «Кто больше принесёт». «Классики» Пальчиковые игры «Вышли пальчики гулять». «Мы считаем» «Утята» «Как мы маме помогали» «Мышка и часы» «Считалка» | Учить ориентироваться в пространстве. Закрепить знания геом.фигур,учить объединять их по существенным признакам. Закрепить последовательность дней недели. Упражнять в прямом и обратном счете до пяти. Закрепить знание детей состава чисел из двух меньших. Закрепить умение соотносить геом.фигуру с предметом по сигналу. Закрепить знания цифр. Развитие мелкой моторики рук и формирования элементарных математических представлений у детей | У детей сформировались знания о ориентировке в пространстве. Закрепили умение соотносить геом.фигуру с предметом по сигналу. Закрепили мелкую моторику рук и формирования элементарных математических представлений. | Воспитатель, дети Воспитатели, дети. Воспитатели, дети. |
3 этап – заключительный.
1 | Изготовление лейбуков. | Закрепить пройденные темы с детьми математического содержания. | Повысилась познавательная активность детей в создании лэпбука совместно со взрослыми . | Родители,дети.воспитатели. |
3 | Итоговая диагностика по проекту | Выявить знания детей по проведённому проекту | Высокий –20% Средний – 76% Низкий – 4% | Воспитатель |
4 | Подвести итог проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта. | Воспитатель |
Результаты проекта:
1.Повысился уровень математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3.Активизировался интерес родителей к использованию математических игр и упражнений.
Продукты проекта.
1.Лэпбуки с математическим содержанием.(«Найди цифру», «Занимательная математика в картинках», «Часы»)
2.Дидактические настольные игры с математическим содержанием(«Который,которая по счету», «Низкий, высокий, самый высокий», «Собери цветок»)
Заключение:
Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень знаний по формированию элементарных математических представленийу детейдошкольного возраста. Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Проект «Математический Знайка» предоставил большие возможности для проявления творческих возможностей, а также помог в совместной деятельности родителей и детей по изготовлению лэпбуков из разнообразных предметов. Дети и родители стали более сплоченными, дружными и активными.
Перспективы:
1.Участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект»,
2.Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.
3.Участие в районной выставке в рамках педагогической конференции с альбомом «В мире лэпбуков»
Список литературы.
- Порядок реализации проекта «Математический Знайка» в организациях,осуществляющих образовательную деятельность по реализацииобразовательных программ дошкольного образования, расположенных натерритории ХМАО-Югры.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией. Вераксы Н.Е. ,.Комаровой Т.С,.Васильевой М.В Москва, издательство Мозаика- синтез, 2014.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Издательство «Просвещение» 1985
- Ефанова З.А Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под
редакцией.Вераксы Н.Е,. Комаровой Т С , Васильевой М.В Волгоград, издательство
«Учитель», 2012.
- Мисуна С “Развиваем логическое мышление”.Дошкольное воспитание 2005г. №4 Красноярск
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. Москва, издательство Мозаика- синтез, 2000.
- ПомораеваИ.А,.Позина В.А . Формирование элементарныхматематических представлений. Средняя группа. Москва, издательствоМозаика- синтез, 2012.
- Ратанова Т. , “Диагностика умственного развития” Дошкольное воспитание 2007г. №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Знайки"
Конспект открытого занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"
Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...
конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"
конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...
"Незнайка и Знайка в гостях у ребят"
Спортивный праздник...
интелектуальный марафон "Знайки"
Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...
Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")
Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....
Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"
Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...