«Формирование математических представлений у младших дошкольников через применение дидактических игр».
проект по математике (младшая группа)

Попова Ирина Владимировна

В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.

Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему?». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результаты своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, для развития ребенка, раскрытию творческого потенциала. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно - образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-matem-ml.gr_.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование математических представлений у младших дошкольников через применение дидактических игр».

В дошкольном возрасте правильные представления об окружающих предметах, об их цвете, форме, величине складываются в результате практических действий, усвоения приёмов и способов обследования, знакомством с названиями отдельных свойств.

Маленький ребёнок безгранично любознателен. Он хочет узнать об окружающем его мире как можно больше, но не всё ещё понимает. Отсюда множество «почему?». С этого начинается открытие мира. Ребёнок применяет результаты своего жизненного опыта, которые он получил в других областях, к пониманию новых для себя явлений.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, для развития ребенка, раскрытию творческого потенциала. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно - образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Гипотеза: Организация игровых упражнений на различение количества, величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок создает необходимую основу для успешного формирования познавательных действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребенка.

Описание проекта: Работа в математическом проекте позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, развивать исследовательские и творческие способности дошкольника.

Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения.

Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме. Дидактические игры помогают осваивать и закреплять знания, направленны на игру, развитие воображения и творчества детей.

Актуальность проекта: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И.Маркушевич

В рамках ФГОС прописано, что большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Задача воспитания и обучения в раннем возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.

В своей работе с детьми, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний, не у всех детей развито восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета, при проведении непосредственно- образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают учебный материал.

Зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, я стала чаще использовать в своей работе разнообразные дидактические игры. Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

образовательные (формировать или закреплять математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);

развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);

воспитательные (вырабатывать личностные качества — самостоятельность, умение играть в небольшой группе, умение договариваться, уступать, опрятность и аккуратность, бережное отношение к предметам и вещам и др.).

Значение математического воспитания состоит в том, что оно:

является основой для интеллектуального развития;

развивает наблюдательность;

является основой для развития воображения;

развивает внимание;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребенка;

влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей младшего возраста, обеспечить успешное сенсорное развитие детей посредством дидактических игр математического содержания и занимательного материала. Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи проекта:

-формировать первичные математические представления, об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира ; форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

-формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»;

-развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;

-совершенствовать умение сравнивать два и более предмета по величине(длине, ширине, высоте);

-развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя;

-расширять и активизировать словарный запас детей;

-обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

-воспитывать усидчивость, интерес к конечному результату деятельности.

-воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Сроки реализации проекта: долгосрочный в течении учебного года.

Участники проекта: воспитатель Попова И.В., дети, родители.

Тип проекта: Смешанный: с открытой координацией, творческий, практико-ориентированный (создание дидактических игр, оформление математического уголка, приобретение игр и т.д)

Результаты проекта:

в совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали  свои дела в разных видах продуктивной  и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые подвижные  и дидактические игры; загадки и стихотворения. У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений. Были получены системные знания о геометрических фигурах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у старших дошкольников через сказку

Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние св...

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»

Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игр...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников через дидактические игры

Использование дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников...

Развивающая игра как средство формирования математических представлений у младших дошкольников.

Развивающая  игра  "Выкладывание  ёлочки  из  треугольников"  Млодшщая группаЦель:  Развивать  способность  составлять  изображение  из...

Сборник дидактических игр, по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Данный сборник дидактических упражнений используется в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности и в режимных моментах.Дидактические упражнения...

Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру

Опыт  работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру»...