Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 2 младшая группа
рабочая программа по математике (младшая группа)

Программа кружковой работы  состоит из пояснительной записки, цели и задач, общей характеристики предмета, план работы и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika_2022.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г. Бабушкин муниципального образования «Кабанский район»

Республика Бурятия

Принят:                                                                                                                                                

На педагогическом совете

МАДОУ детский сад «Тополек»

№          от «      »                      2022г.

                                           

                                          Утверждаю:

заведующий МАДОУ детский сад

«Тополек»

                                             Матвеевская Л.М.       

Приказ №           от «      »                      2022г.

Рабочая программа кружка

«Занимательная матиматика»

Руководитель: воспитатель

Тяговская Анастасия Евгеньевна

Бабушкин

2022

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.   Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Через систему увлекательных игр и упражнений, дети познакомятся с числами от 1 до 5. Познакомятся с названиями частей суток и времени года. Они узнают названия пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и трех тел (шар, куб, цилиндр). Научатся различать предметы разных размеров по величине, различать понятия слева и справа, решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения.

Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Цель данной программы дополнительного образования «Занимательная математика»:

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к  математике и желания творчески применять полученные знания на практике.

Основные задачи:

  • Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения.
  • Формировать умение понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно, умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
  • Способствовать овладению навыками речевого общения.

Общая характеристика предмета

Количество и счет

Задачи: Учить-

- сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много, выражать это в речи;

- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

- понимать и использовать в речи слова столько, сколько, поровну, больше, меньше;

- понимать значение вопроса Сколько? И правильно отвечать на него;

- называть числительные по порядку в пределах пяти, относить последнее ко всей пересчитанной группе;

- согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;

- решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;

- знакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.

Величина

Задачи: Учить-

- сравнивать предметы одного и различных размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;

- использовать в речи результаты сравнения (большой, средний, маленький; высокий, низкий; толстый, тонкий; длинный, короткий);

- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этим признакам.

Геометрические фигуры

Задачи: Знакомить-

- с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);

- геометрическими телами (шар, куб, цилиндр).

Учить-

- сравнивать предметы по цвету, форме (круглый, квадратный); 

- устанавливать соответствия между двумя группами предметов;

- представлять, что фигуры могут быть разного размера;

- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Ориентировка во времени

Задача: учить различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (осень, зима, весна, лето).

Ориентировка в пространстве

Задачи: Учить-

- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева-направо;

- обозначать словами положение предмета относительно себя (слева, справа, наверху, внизу);

- двигаться в заданных направлениях (налево, направо, вперед, назад).

Организация работы кружка:

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 3-4 года
  • Программа рассчитана на 1 год обучения.
  • Проводится кружок один раз в неделю (Продолжительность - 15 мин).

Перспективное планирование работы

Сентябрь

  1. Количество и счет. Число 1.

Цель: познакомить с числом 1.

Игра «Один – много». Цель: учить сравнивать две неравные группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов. Развивать внимание, мышление, речь и память. Понимать вопрос «сколько?»  Различать понятия «много», «один».

  1. Геометрические фигуры. Круг.  Цель: знакомить детей с формой «круг». Учить детей обводить по контуру круг. Развитие мелкой моторики рук.

Игра «Что бывает круглым?»  Цель: Учить выделять предметы круглой формы в групповой комнате. Развивать зрительно-пространственную ориентировку, развивать слуховое внимание.

  1. Величина. «Большой – маленький» 

Цель: Познакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине.

Игра «Осенние листочки».  Цель: Учить группировать листочки по признаку величины - «большой», «маленький».

  1. Ориентировка во времени. Время года «Лето».

Беседа и рассматривание сюжетных картин о лете.

Цель: уточнить представлений детей о времени года «лето». Закрепить знания детей о признаках лета. развивать любознательность, связную речь, умение использовать в беседе накопленные знания; формировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей природы.

Октябрь

  1. Количество и счет. Число 2. Цель: Познакомить с образованием и называнием числа 2.

Дидактическая игра «Найди пару» Цель: Развивать умение детей группировать предметы по парам. Закрепить знания детей о цветах.

  1. Величина «Высокий низкий» Цель: формирование представлений у детей о свойствах предметов по величине, в частности по высоте.

Рассматривание картинок «Что выше, а что ниже». Цель: совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: высокий – низкий. Обучать внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

  1. Ориентировка во времени. Утро и вечер.

Игра «Когда это бывает?» Цель: Формировать представление о частях суток. Учить называть и различать часть суток.

  1. Ориентировка в пространстве. Вверху – внизу. Цель. Развитие пространственных представлений.

Игра «Что на верху, а что внизу» Цели: продолжить развивать умение различать и называть пространственные направления на рисунке и в пространстве: вверху-внизу, формировать пространственные отношения «вверху», «внизу», учить ориентироваться в расположении предметов в пространстве.

Ноябрь

  1. Количество и счет. Закрепляем число 1-2.

Игра задание «Обведи по точкам». 

Цель: учить обводить цифры 1 и 2 по контуру, начиная от заданной точки.

  1. Геометрические фигуры. Квадрат. Цель: знакомить детей с квадратом.

Дидактическая игра. «Подбери фигуру». 

Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

  1. Ориентировка во времени. Времена года «Осень».

Дидактическая игра «Признаки осени».  

Цель: закреплять понятия об осенних явлениях, развивать устную речь, внимание и память.

  1. Ориентировка в пространстве. Знакомство с понятием на, под, за.

Дидактическая игра «Где что находится?» 

Цель: упражнять в словесном обозначении расположения предметов на плоскости листа бумаги соответствующими терминами.

Декабрь

  1. Количество и счет. Число 3.

Упражнение «Зайцы и морковки» Цель: познакомить с числом 3, формировать умение соотносить цифру 3 с количеством; упражнять в назывании числительных первый, второй, третий; воспитывать интерес к математике, желание заниматься; развивать память, внимание, мышление.

  1. Величина. Длинный короткий.

Упражнение «длинная и короткая дорожка». Цель: знакомство с понятием длинный и короткий. Учить сравнивать предметы по длине методом приложения.

  1. Ориентировка во времени. День – ночь.

Игра «День – ночь». Цель: знакомить детей с временным понятием день – ночь, научить различать части суток по приметам и действиям временного отрезка, развивать логическое мышление и наблюдательность.

  1. Геометрическая фигура. Треугольник. Сказка о круге квадрате и треугольнике. Цель: познакомить детей с новой геометрической фигурой – треугольник. Учить различать и называть фигуру. Формировать умение детей выделять его среди других геометрических фигур.

Игровая ситуация. «Построй домикам крышу». Цель: учить детей соотносить треугольники по цвету домика.

Январь

  1. Количество и счет. Число 4.

Игровая ситуация «Угостим Белочек грибочками» 

Цель: закреплять счет в пределах 4. Учить решать логические задачи, сравнивать предметы по количеству.  

  1. Ориентировка в пространстве Правая и левая. Цель: знакомить с понятием правое левое.

Игра «Сделай, как я».

Цель: Закрепление умения ориентироваться в расположении частей собственного тела: подними правую руку, подними левую ногу и т.д

  1. Геометрические фигуры. Прямоугольник. Цель: знакомить детей с прямоугольником.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Цель. Учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Игра «Геометрическая копилка». Цель:учить детей группировать геометрические фигуры по форме

Февраль

  1. Количество и счет. Закрепляем число 3-4.

Упражнение раскрась квадратики только с цифрами 3 и 4. Цель: учить находить среди предметов цифры 3-4. Учить правильно держать карандаш. Раскрашивать, не залезая за пределы границы.

  1. Ориентировка во времени. Времена года. Зима.

Беседа и рассматривание сюжетных картинок о зиме. Загадки о зиме. Цель: закреплять представление о временах года - зима. Развивать логику и мышление.  

Игра «Отгадай-ка». Цель: закреплять название времен года и их признаки.  

  1. Геометрическая фигура. Овал. Цель: Познакомить детей с геометрической фигурой- овалом. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Дидактическая игра «Продолжи ряд». Закрепить название основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и основных цветов (желтый, синий, красный, зелёный).

  1. Величина. Широкий – узкий. Цель: формировать умения сравнивать два предмета по ширине способом наложения.

Логические картинки. Цель: развивать логическое мышление, внимание и наблюдательность

Март

  1. Количество и счет. Число 5.

Дидактическая игра «Счет от одного до пяти». 

Цель: познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы.

  1. Ориентировка во времени. Закрепляем части суток (утро, день, вечер, ночь).

Игра «разложи по порядку». 

Цель: закреплять умения ориентироваться во времени, называть части суток.

  1. Геометрические формы. Шар, куб, цилиндр.

Дидактическая игра «На что похоже?»

Цель: закреплять знание объёмных геометрических фигур, развивать наблюдательность, мышление.

  1. Величина большой, средний, маленький. 

Дидактическая игра «Три медведя».

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.             

Апрель

  1. Количество и счет. Сравнение чисел.

Цель: учить детей различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы.

  1. Ориентировка во времени. Время года «Весна».

Рассматривание картинок о весне. Цель: закреплять представление о временах года - весна.

Лото «Времена года». Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь, любить природу в разное время года.

  1. Ориентировка в пространстве.

Игровое упражнение выкладывать картинки по заданию. Цель: Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

  1. Геометрические фигуры. Игра с блоками Дьенеша. Цель: учить анализировать свойства предметов; соотносить предметы по форме, цвету, размеру. Развивать у детей внимание, логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадывать на ощупь.

Май

  1. Количество и счет. Повторение.

Игра «Медведь и пчелы». Цель: Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

Дидактическая игра «Яблоки созрели». Цель: Учить детей счету.

  1. Геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Разложи фигуры по домикам». Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.

Дидактическая игра «Сложи узор». Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве.

  1. Величина.

Дидактическая игра «Две башни». Цель: закреплять знания о величине предметов высокий низкий, одинаковые по величине.

Дидактическая игра «Два поезда». Цель: закрепить понятия длинный - короткий, широкий – узкий. Развивать глазомер, сравнивая предметы по величине.

Ориентировка во времени «Вчера, сегодня, завтра». Цель: формировать представления о терминах вчера, сегодня, завтра.
Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра». Цель: активизировать словарь детей. Развивать двигательную активность закреплять понятия вчера, сегодня, завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

  Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год

Рабочая    программа второй младшей  группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной   программой   дошкольного  образования  МКДОУ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019гг

Рабочая программа первой младшей группы разработана с учетом  ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей детей и запросов родите...