"Путешествие в сказку "Белоснежка и семь гномов"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Мартыненко Марина Дмитриевна

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belosnezhka_i_7_gnomov.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

ФИО педагога:  Мартыненко М.Д.

Образовательная область: «Познавательное развитие», ФЭМП

Возрастная группа:  старшая

  Тема занятия: «Путешествие в сказку «Белоснежка и семь гномов» 

  Цель: обобщить и закрепить знания, выявить умения по математике, приобретенные в течение года, развивать память, зрительное внимание, сообразительность.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные задачи:

1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотнесение цифр  с количеством и порядком предметов.

 2. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

3. Закрепить навыки ориентировки в пространстве  и пространственные  представления детей (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади).        

4. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги

5. Закрепить название и последовательность дней недели, частей суток

Развивающие задачи:

  1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мышление.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Воспитывать интерес к математическим знаниям.

. 3. Формировать навыки взаимоконтроля

. Предварительная работа: дидактические игры «Разложи фигуры по форме»«Соседи числа»«Дни недели». Чтение сказки и просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов», написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Материалы и оборудование: план группы, письмо, картина с изображением дома гномов и Белоснежки, плоскостные изображения гномов - 7шт и Белоснежки, набор цифр на каждого ребёнка, конверты изображением геометрических фигур, геометрические фигуры с изображением цифр, картинки для  составления сюжетного рисунка, леденцы

Методические приёмы:

 - Игровой (сюрпризный момент: письмо от Белоснежки, спасение гномов) 

 - Наглядный (использование иллюстраций, рассматривание карты).

 - Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Организационный момент, начало занятия

Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи:

      1. Привлечь детей к совместной деятельности;

  1. Активизировать мыслительную деятельность детей;
  2. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности.

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся в кружок возле воспитателя.

Дети слушают воспитателя.

Дети рассматривают план группы, рассуждают.

(С помощью плана дети находят книгу со сказкой «Белоснежка и семь гномов»).

Дети присаживатся вокруг воспитателя.

Заслушивают письмо

Ребята, садитесь поудобнее, сегодня  мы отправляемся в гости к сказке:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

 В сказке может все случиться

Наша сказка впереди,

 Сказка в двери к нам стучится

 Скажем в гости заходи.

Наш путь лежит в сказку. В какую сказку мы совершим путешествие, вы узнаете, если найдете подсказку с помощью плана группы.

План группы перед вами. Найдите, где в плане отмечен красный крестик. Что на этом месте у нас находится в группе? Идем искать.

Дети, что мы нашли? Садитесь на стульчики.

Догадались, в какую сказку мы совершим путешествие? Правильно - это сказка "Белоснежка и семь гномов".

Посмотрите, ребята, здесь письмо. Но  обратного адреса нет. На конверте написана всего лишь одна цифра. Какая это цифра? (Семь).  Наверное, кто-то нуждается в нашей помощи. Давайте откроем конверт и прочитаем  письмо.

 «Милые ребята! Здравствуйте! Я живу в сказочном лесу, в домике у семи гномов. (Ребята! Вы уже догадались, от кого письмо?) А зовут меня Белоснежка.

 Вечерами мы с гномиками любили собираться все вместе, в нашем уютном домике. Мы играли, пели песенки, разгадывали загадки и, конечно, рассказывали сказки.

 Но произошла беда. Злая колдунья спрятала гномиков и отпустит их только тогда, если я выполню все её задания.

  Я целый год наблюдала в волшебное зеркальце за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, и я надеюсь,  вы сможете помочь мне  выполнить все задания. Задания лежат  в конвертах, их семь, столько же, сколько и гномиков.  Пожалуйста, помогите мне! До свидания!

Ваша Белоснежка».

Создание положительного эмоционального настроя и мотивации к предстоящей деятельности

Ориентирование по плану группы.

Воспитатель находит в книге конверт.

(Воспитатель открывает письмо и читает)

2. Основная часть занятия.

Цель: закрепить математические знания детей.

Задачи:

  1. Расширять познавательный интерес.
  2. Развивать диалогическую речь.
  3. Развивать творческие способности детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают геометрические фигуры.

Находят цифру 1 в красном треугольнике и соответствующий конверт.

        

Дети отвечают на вопросы.

Дети находят цифру 2 в оранжевом круге, ищут  соответствующий конверт, но не находят его.

Выбранный ребёнок следует словесным инструкциям и находит конверт.

Дети проверяют правильность его действий, и находят в конверте картинку стола.

Все садятся за столы.

Каждый ребёнок индивидуально выкладывает числовой ряд от 1 до 10.

Один ребенок работает у доски. Дети сверяются с доской и проверяют друг у друга.

Дети проверяют правильность выполненного задания, отвечают на вопросы воспитателя.

Находят цифру 3 в жёлтом треугольнике и соответствующий конверт.

        

Дети сидят за столом и рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы и показывают соответствующие карточки.

Сравнивают глазки и пуговки человечка( по цвету, размеру и форме).

Дети находят цифру 4 в зелёном ромбе и соответствующий конверт.

        

Дети вместе с воспитателем становятся в круг, повторяют за воспитателем движения.

Дети соглашаются путешествовать дальше.

Отвечают на вопросы, размышляют.

Дети находят цифру 5 в голубом прямоугольнике и соответствующий конверт.

Слушают задание.

Садятся за столы и выполняют задание.

Один ребенок работает у доски. Дети сверяются с доской и проверяют друг у друга.

Дети находят цифру 6  в синем овале  и соответствующий конверт.

        

Решают задачи, помогают и поправляют друг друга.

Дети находят цифру 7  в фиолетовой трапеции  и соответствующий конверт.

Дети слушают задание и выполняют соответствующие движения.

Злая колдунья из сказки заколдовала сегодня не Белоснежку, а гномиков. Ребята? Вы готовы  помочь Белоснежке  и спасти её друзей?

Сколько всего гномиков? 7. Для каждого гнома колдунья приготовила  своё задание и спрятала его в геометрической фигуре определенного цвета.

Итак, 1-ое задание:

Ищем цифру 1 и смотрим,  в какой она геометрической фигуре ? (красный треугольник) Значит первое задание спрятано в конверте с красным треугольником. Помогите его найти.

Вот первый  конверт с заданием,  на нем написано имя гномика Ворчун.  Я читаю  задание:

«Чтобы спасти гнома, нужно провести разминку и узнать: смогут ли дети выполнить следующие сложные задания»

-Какое сегодня число и месяц?

- Сейчас утро или вечер?

-Какой сегодня день недели?

- Cколько всего дней в неделе?
- Как называется первый день недели?
- Четверг - какой день недели? 
- Назовите выходные дни .
- Какой день недели идет после четверга? 
- Какой день недели идет перед воскресеньем?
-Как называется день, который недавно прошел? Вчера.

-Какой  день был раньше: сегодня или завтра? сегодня
Молодцы, вы отлично справились с 1-м заданием

2-ое задание:

Посмотрите, в какой  фигуре  цифра  2? (Оранжевый круг) Находим  конверт с оранжевым кругом.

Воспитатель: - Это всё проделки злой колдуньи. Она думает, что вы не умеете ориентироваться в пространстве и не найдёте его. Письмо с оранжевым кругом находится где-то в группе. Сейчас Женя будет следовать моим словесным подсказкам и искать конверт.

  1. 5 шагов прямо
  2. 2 шага вправо
  3. 4 шага прямо
  4. 3 шага назад
  5. 6 шагов влево
  6. Заглянуть под шкаф

Находим конверт. На нём написано имя гномика Чихун.

Ребята, чтобы выполнить это задание нужно сесть за столы.

Воспитатель:

-Посмотрите, все цифры перепутались, помогите расставить их по порядку.

Выложите каждый у себя на столе числовой ряд от 1 до 10, используя карточки с цифрами.

 - Давайте проверим, правильно ли вы расставили числа.  

 -Саша , посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

- как называется этот счёт?прямой

- Арина, попробуй посчитать по-другому, в другую сторону

- как называется этот счёт?обратный

- Давайте проверим, какое число спряталось между числами 3 и 5.

 -Какое число стоит последним в нашем числовом ряду?

 - Какое число вы поставили между числами 7 и 9.

 - Какое число вы поставили между числами 1 и 3.

  - Какое число вы поставили между числами 4 и 6.

  - Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9.

 - карточка с цифрой 5 стоит в числовом ряду которой по счёту?

  - карточка с цифрой 8 стоит в числовом ряду которой по счёту?

  - а шестой по счёту стоит карточка с какой цифрой?

Молодцы, вы  справились и со 2-м заданием и спасли гномика.

3-е задание:

 Посмотрите, в какой  фигуре цифра 3? (Желтый квадрат)  Найдите соответствующий конверт с именем гнома Весельчак.

Чтобы спасти этого гнома, нужно достать из конверта лист с заданием  и ответить на вопросы. (Достаёт лист.) Это необычный мальчик.                          

    - Из чего же он состоит? (Из геометрических фигур).

    - Назовите их. (Круги, прямоугольники, квадраты, треугольники).

     - А теперь сосчитайте и покажите число:

    - Сколько кругов понадобилось для изображения мальчика? (6)

    - Сколько прямоугольников? (4)

     - Сколько квадратов? (3)

     - Сколько прямоугольников? (7)

     - А теперь сравните глазки и пуговки у мальчика. Чем они похожи? (формой). А чем отличаются?( по размеру и цвету).

Молодцы! Ещё один гном спасён.

4-ое задание:

 Ищем, в какой  фигуре  спряталась  цифра 4? Найдите нужный конверт (зеленый ромб) – Это конверт с именем гнома Соня.

Посмотрим ребята,  что приготовила злая колдунья для Сони. Этот гном же любит лежать и спать. И чтобы расшевелить этого Лежебоку, вам нужно под мои слова повторить все движения.

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

                -  Молодцы, ребята!  Отдохнули немножко и спасли Соню. Продолжаем  дальше       помогать Белоснежке.

     Сколько мы спасли гномиков? 4.  Сколько ещё нужно спасти? 3

5-ое задание:

Ищем цифру 5, чтобы выполнить 5 задание. В какой  фигуре цифра 5?(голубой прямоугольник). Достаём  конверт с голубым прямоугольником, чтоб спасти гнома по имени Простачок. Читаем задание:

Колдунья просит вас  составить картину о том, как живут в лесу гномики. А для этого нужно сесть за столы и расставить все предметы в следующем порядке:

 - в правом верхнем углу прикрепите солнце;

- в центре расположите домик гномов;

 - справа от дома «посадите» березу;

 - слева от дома оформите клумбу с цветами;

 - между березой и домиком «посадите» гриб.

- над клумбой с цветами поместите бабочку

Ребята, мы всё сделали правильно и выручили гнома Простачка.

6-ое задание:

 Посмотрим, что приготовила колдунья для шестого гномика

 Подскажите, какой конверт нужно взять (с синим овалом). Чтобы спасти гнома Умника, вам нужно решить задачки. Сложные и хитрые.

- У Арины было 5  книг. Мама купила ещё 2 книги. Сколько книг стало у Арины?

 - Четыре гусенка и двое утят

    В озере плавают, громко кричат.

     А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?  Шесть

 - В корзинке  лежат 4 морковки  и три огурца. Сколько фруктов  лежит  в корзинке? (Это овощи, а не фрукты.)

 - Над лесом летели три рыбки.  Две приземлились. Сколько дальше полетело? (Рыбы не летают.)

          - Сколько ушей у трёх мышей?(6)  

          - Сколько спинок у трех свинок?

          -  Сколько хвостов у двух котов?

- Сколько животиков у пяти бегемотиков?

           -Сколько рогов у двух быков?

 - Сколько сапожек Оля купила, чтобы кошка лапки не замочила

 - Под кустами у реки

  Жили майские жуки: 
           Дочка, сын, отец и мать. 
           Кто их может сосчитать? (4) 

Молодцы, ребята! Мы спасли и шестого гномика!

7-ое задание:

 Посмотрите, в какой фигуре цифра 7? (Фиолетовая трапеция) Осталось последнее испытание и я открываю последний конверт с именем гномика Тихоня.

Это испытание – игра «Верно-неверно». Я читаю текст, если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – топаете ногами.

- утром солнышко встает;

 - по утрам нужно делать зарядку

 - нельзя умываться по утрам

 - днем ярко светит луна

- утром дети идут в детский сад

 -ночью люди обедают

 -вечером вся семья собирается дома

- Бывает круг с углами?

- Бывает у кошки два хвоста?

- Бывает ночью звёздное небо?

- Бывает у слона три уха?

- Бывает трава зелёного цвета?

- Бывает у петуха четыре ноги?

- Бывает суп сладкий?

- Бывает у человека три глаза?

За понедельником четверг(топают),а какой день недели?

В году 4 времени года(хлопают),назовите(ответ детей)

За ночью следует вечер(топают),а какое время суток?

За субботой следует воскресенье(хлопают)

За осенью наступает весна(топают),а какое время года

Воспитатель показывает детям фигуры,подвешенные на ниточках к потолку.

Конверты с заданиями разложены на столике. На каждом конверте написаны имена гномов.

Воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель достаёт плоскостное изображение гнома Ворчуна и вешает его на доску.

(Конверта на столе не оказывается.)

В конверте – картинка стола.

На столах в хаотичном порядке разложены карточки с цифрами.

Воспитатель достаёт плоскостное изображение гнома Чихуна  и вешает его на доску.

В конверте оказывается картинка  человечка  из геометрических фигур.

Воспитатель достаёт плоскостное изображение гнома Весельчака  и вешает его на доску.

Физминутка

Воспитатель достаёт плоскостное изображение гнома Сони и вешает его на доску.

На столах разложены чистые листы бумаги(А4), клей-карандаш и вырезанные картинки(березка, солнце, клумба с цветами, бабочка, домик гномиков и гриб).

Воспитатель достаёт плоскостное изображение гнома Простачка и вешает его на доску

Воспитатель достаёт плоскостное изображение гнома  Умника и вешает его на доску

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итогов.

Задача: учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату.

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети высказывают своё мнение, анализируют свои действия  и выражают  эмоции.

Радуются  получению гостинцев.

Вот  мы и спасли с вами всех гномиков !

Что Вам показалось самым трудным? Какое задание было самым легким? Чем понравилось заниматься тебе (Саша, Юля)? Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными. Это ваши знания и добрые сердца помогли Белоснежке расколдовать  её друзей. Белоснежка говорит вам спасибо и угощает вас сладкими  гостинцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка : «ПУТЕШЕСТВИЕ К СЕМИ ГНОМАМ» Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехники

«ПУТЕШЕСТВИЕ  К СЕМИ ГНОМАМ» Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехникис детьми старшей группы ...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Конспект занятия по эмоциональному развитию детей "Путешествие в сказку " Белоснежка и семь гномов"

Конспект  занятия  по  развитию  эмоциональной  сферы  детей  старшего  дошкольного  возраста...

НОД по развитию речи "Путешествие к семи гномам"

НОД  по развитию речи "Путешествие к семи гномам".  Конспект НОД составлен с приемами мнемотехники....

Игровой речевой тренинг: «Путешествие в страну семи гномов».

Примерное содержание:Во время путешествия дети встречаются по очереди со всеми гномами, учат их чему-либо и помогают разобраться в трудных вопросах.Педагог – проводник по стране семи гномов, дет...