Картотека
картотека по математике (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_denisha.docx | 185.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Блоки Дьениша
Картинки для выкладывания фигур
Карточки символы
Картотека игр с блоками Дьениша для детей 4-5 лет
«Найди пару»
Цель: ознакомление детей с символами свойств, развитие зрительной памяти, логического мышления.
Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
Ход
Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду в последнем ряду 4 карточки.
Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берёт их себе и делает ещё один ход. Если разные – показывает всем и кладёт на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок берёт две карточки… и делает дальше как первый.
Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.
( далее игра «Найди пару» (с отрицанием) и «Найди противоположность» 1комплект карточек с отрицанием и 1 комплект карточек без отрицания).
«Переводчики»
Цель: учить детей перевести в слова то, что обозначает карточка; помочь детям усвоить слова не красный, не круглый не большой и т.д.; развивать логическое мышление.
Материал: карточки с символами.
Ход.
Дети берут любую карточку и переводят её обозначение в слова.
«Помоги Винни - Пуху»
Цель: учить детей рассказывать о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка; помочь детям усвоить слова не красный, не круглый не большой и т.д.; развивать логическое мышление.
Материал: игрушка Винни – Пух, блоки Дьенеша, карточки с символами.
Ход.
Дети рассказывают Винни – Пуху о блоках, переводят в слова то, что обозначает карточка. Учат Винни – Пуха по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д. Например, о жёлтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).
«Засели домики»
Цель: учить детей выявлять свойства блоков с использованием карточек, развивать логическое мышление.
Материал: карточки с изображением домиков, карточки-символы, блоки Дьенеша.
Ход.
На каждой карточке с изображением домика ведущий кладёт по одной карточке – символу. Дети называют, что обозначает символ, находят и заселяют блоки с данным свойством.
Например, если у домика лежит карточка – символ обозначающий величину «большой», то в этом домике живут блоки большого размера.
Игру можно постепенно усложнять, заселяя жильцов по двум, трём и четырём свойствам.
«Мышки – норушки»
Цель: учить детей выявлять свойства блоков с использованием карточек, развивать логическое мышление.
Материал: маски мышек, две коробки (норки), карточки – символы, блоки Дьенеша.
Ход.
Дети одевают маски мышей и отбирают блоки – «запасы на зиму» в норку (коробку), выбирая по предложенной карточке ведущего по одному свойству. В конце игры дети рассказывают и объясняют, какие блоки положили и почему. Например, если у коробки лежит карточка обозначающая красный цвет, то в норку крадут запасы красного цвета, если карточка обозначает треугольную форму, то в норку кладут треугольные запасы.
Затем игра усложняется, по двум, трём свойствам.
«Третий лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по двум свойствам. Развивать логическое мышление.
Материал: замок, карточки – символы.
Ход.
На картонку выкладываются 3 карточки – символа. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.
Ребенок должен открыть замок: догадаться, какая карточка лишняя и почему.
Например: тут лишняя карточка обозначающая красный цвет. Потому что эти обе карточки обозначают форму.
«Кодовый замок»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по двум свойствам. Развивать логическое мышление.
Материал: замок, карточки – символы.
Ход.
На замок выкладываются 3 карточки – символа. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.
За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку…
Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.
Например: тут лишняя карточка обозначающая красный цвет. Потому что эти обе карточки обозначают форму. Значит, подбираем блок красного цвета, тогда замок откроется.
«Раздели подарки между друзьями»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по трём свойствам.
Материал: игрушки: Винни – Пух, Тигра, Ослик Иа; блоки Дьенеша, 3карточки – символа.
Ход.
В лесу переполох! Винни-Пух, Тигра и ослик Иа никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять Винни - Пуху все толстые подарки, Тигре – все прямоугольные, а ослику Иа – все большие. Но вот беда, есть подарки и прямоугольные и большие одновременно. Их должен взять и тигра и ослик Иа! А есть подарки и прямоугольные, и большие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
«Найди клад»
Цель: развивать умения выявлять свойства блоков, кодировать эти свойства.
Материал: Блоки Денеша, картинка, карточки – символы.
Ход.
Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка.
Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Например, ведущий спрашивает:
- Клад под синим блоком?
- Нет, — отвечает ребенок.
- Под желтым?
- Нет.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
- Под круглым?
- Да.
Далее карточками – символами пишется письмо, под каким блоком был спрятан клад.
Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.
«Куда спряталась бабочка»
Цель: учить детей выявлять свойства блоков с использованием карточек, развивать логическое мышление.
Материал: Блоки Дьенеша, карточки – символы, картинка – бабочка.
Ход.
Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана картинка – бабочка
Ребёнок отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет бабочку. Чтобы узнать под каким блоком спряталась бабочка, ребёнку необходимо расшифровать код, состоящий из четырёх карточек - символов.
Например, этот блок красного цвета, квадратной формы, толстый, большой. Найдёт бабочку тот ребёнок, который правильно прочитает код, найдёт этот блок.
«На свою веточку»
Цель: помочь детям освоить умения оперировать одновременно двумя свойствами, развивать логическое мышление.
Материал: дерево, на каждой ветке которого, изображены по два символа, блоки Дьенеша.
Ход.
Детям необходимо разобраться, где должны «висеть» синие и треугольные, красные и треугольные, жёлтые и треугольные, треугольные и не красные, квадратные и синие, круглые и синие, синие и не треугольные, квадратные и жёлтые, не красные и не треугольные, неквадратные и не треугольные. Далее дети проверяют правильно ли развешаны блоки.
«Кто хозяин?»
Цель: помочь детям освоить умения оперировать одновременно двумя свойствами, развивать логическое мышление.
Материал: поле с изображением выступов, на которых по два символа, блоки Дьенеша, игрушки: чебурашка, зайчик, крокодил, Винн-Пух, Пятачок, Тигра, мишка, гномик, мышка.
Ход.
Дети для игрушек раскладывают блоки в соответствии с указанными свойствами.
- Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны только красные и треугольные. А мишке только круглые и жёлтые. Крокодил любит играть только с круглыми и красными. А Пятачок – с круглыми и синими игрушками. Тигра не любит играть с квадратными и синими игрушками. Гномику нужны только синие и квадратные игрушки. Мышка любит играть с синими игрушками, но не хочет играть с квадратными игрушками. А Винни-Пух любит играть с красными и квадратными игрушками.
«Угощение для медвежат» (1 вариант игры)
Цель: развить у детей умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам; понимание слов «разные», «одинаковые»; подвести к пониманию отрицания свойств, развивать логическое мышление.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.
Ход.
В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно блоки.
Давайте угостим медвежат.
Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой.Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или треугольное, или прямоугольное (не круглое).
А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличаются только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т.д.
«Угощение для медвежат» (2 вариант игры)
Цель: развить у детей умение сравнивать предметы по одному – четырём свойствам; понимание слов «разные», «одинаковые»; подвести к пониманию отрицания свойств, развивать логическое мышление.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, блоки Дьенеша.
Ход. (последовательность действий (алгоритм игры)
Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх.
Ребёнок вынимает из стопки любую карточку
Находит «печенье» с таким же свойством
Ищет ещё одно печенье, отличающееся только этим свойством
Угощает мишку
«Записывает», как угощал мишку
Например: выбрана карточка «Большой», ребёнок выбрал большой красный треугольный блок «печенье», второе печенье – маленький красный треугольный блок.
Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трём и четырём свойствам.
(Можно использовать логические кубики, могут быть элементы соревнований, чья команда быстрей угостит мишек).
«Бусы»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, умение декодировать информацию.
Материал: листочек с ниточкой, блоки Дьенеша или логические фигуры, логические кубики.
Ход.
Предложить детям собрать бусы из разных бусинок для мамы. Дети берут себе листочек с ниточкой и по очереди подбрасывают логические кубики. Выкладывают на ниточку бусинки.
А затем дети рассказывают из каких бусинок они собрали бусы (по цвету, форме, толщине и т.п.).
«Кулинары»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, умение декодировать информацию.
Материал: круги разного цвета (коржи), блоки Дьенеша или логические фигуры (цукаты), логические кубики.
Ход.
Предложить детям украсить торт цукатами. Каждый «кулинар» выбирает себе цветной круг (корж) и по очереди подбрасывает логические кубики. Выкладывают на коржи «цукаты».
А затем дети рассказывают какими цукатами украсили торт. (по цвету, форме, толщине и т.п.).
«День рождения»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, умение декодировать информацию.
Материал: игрушка (именинник), блоки Дьенеша, логические кубики.
Ход.
- У куклы Наташи сегодня день рождения. Давайте подарим ей подарки.
Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми за ранее. В игре могут использоваться логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).
Дети по очереди подбрасывают логические кубики. Подарок может быть таким:большой, красный, не треугольный.
Затем дети могут рассказать о подарке, какой он (по цвету, форме, величине) и что это (фантазировать).
«Садовники»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, умение декодировать информацию.
Материал: большие цветные круги или обручи (клумбы), блоки Дьенеша или логические фигуры, логические кубики
Ход.
Предложить детям посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе большой цветной круг или обруч и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него могут расти:
большой, красный, не треугольный– цветы после посадки.
Возможно, клумба будет выглядеть так:
Большой красный круг,
Большой красный квадрат,
Большой красный прямоугольник.
А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории…
«Художники»
Цель: развивать у детей умение анализировать форму предметов; сравнивать их по свойствам; развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Материал: «Эскизы картин» - листы цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.
Ход.
Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек.
Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки.
Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) – выбирается тонкий блок, если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребёнок возьмёт дополнительные детали, 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин.
«Разложи рыбу по корзинкам»
Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному свойству (форме).
Материал: 4 корзинки разного цвета, блоки Дьенеша, карточки – символы с отрицанием, обозначающие форму.
Ход.
- Лисичка очень любит рыбку. И хочет, чтобы вы разложили рыбу по корзинкам. Но чтобы узнать какую рыбу в какую корзину положить, надо прочитать код, состоящий из трёх символов (у каждой корзины код состоящий из трёх символов с отрицанием, обозначающих форму). Дети раскладывают рыбу и говорят, какую по форме рыбу они кладут в красную корзину и почему. Например, в красную корзину надо положить не круглую, не квадратную, не прямоугольную, значит треугольную рыбку и т. д.
«Магазин»
Цель: развивать у детей умения выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
Ход.
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребёнка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (большой квадрат, синий квадрат и т. д.) Например: если у ребёнка «денежка» - (большой синий квадрат), то он может купить в магазине: Зверюшку (фигура - квадрат и туловище – квадрат); Шарик (фигура большая и шарик большой); Цветок (фигура - синяя – и цветок синий); Человечек (фигура – квадрат и туловище у человечка квадратное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...