Конспект совместной деятельности на игровой основе в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект совместной деятельности на игровой основе в старшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности на игровой основе в старшей группе
Подготовила :
Воспитатель
Денисюк В.А.
Программное содержание:
- Формировать знания воспитанников о геометрических фигурах, умения выполнять количественный счет в пределах 10.
- 2. Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление),умения различать объекты по свойствам (форма, размер, количество, пространственное расположение), работать с логическими цепочками, вычленять закономерности следования объектов.
- Воспитывать в детях качества: доброжелательность, взаимовыручку, желание приходить во время на помощь.
Оборудование: аудиовизуальные технические средства магнитофон, компьютер мультимедиа, стулья , столы.
Материалы:
- Дидактические : модели геометрических фигур (большой синий квадрат, маленький красный овал, большой желтый прямоугольник, маленький красный треугольник.)
- Раздаточные: «Блоки Дьёнеша», карточки с логическими цепочками (разноуровневые), набор карточек с изображением цифр от 1 до 10, карточки с изображением предметов.
Ход образовательной ситуации:
-Ребята вчера, вечером готовясь к занятиям, я вышла в интернет и увидела там вот такой видео ролик. И решила вам его показать.
(Слайд1 –ролик) «Дорогие ребята, просим вашей помощи! Мы в парке запускали воздушного змея, но на нашу беду сильный ветер разорвал его, и все части разлетелись в разные стороны. Помоги нам, пожалуйста, собрать воздушного змея, с которым мы вместе хотели бы с вами поиграть! Наш змей состоял из геометрических фигур, и так как вы хорошо знаете математику, мы надеемся на вашу помощь. Ваши друзья из группы «Ягодка»
- Ребята, хоть мы хорошо с вами знаем математику, без помощи уми-команды мы не справимся ! и давайте, как всегда их позовем!
(Дети берутся за руки и говорят) «Один, два, три, четыре! Вызываем Зуми чтобы стать командой Уми!!»
(Слайд ролик- На экране появляется видео с Уми-командой)
- Ребята, Мили Гео и Роб правы чтобы каждый из нас стал частью Уми командой нужно активировать силы математики. Давайте рассмотрим и запомним все геометрические фигуры, из которых состоял воздушный змей.
(Слайд На экране картинка воздушного змея)
- Посмотрите и назовите первую фигуру, какого она цвета? Какого размера? (Геометрическая фигура – квадрат . Он синего цвета, большой)
-А как называется вторая фигура?(Это геометрическая фигура – овал)
-Кто назовет признаки овала , какого он цвета размера?(Овал красный маленький)
-Рассмотрите следующую фигуру, это (ответ хором- прямоугольник)
-Правильно! Прямоугольник, какого цвета? (прямоугольник желтого цвета)
-Кто хочет рассказать о последней фигуре? (Маленький красный треугольник)
-Ребята, но самое главное для того, чтобы змей снова полетел, как подсказывает мне Милли, нужно запомнить правильную последовательность фигур, т.е какая фигура стоит за какой. А делать мы это будем не обычным способом с помощью Уми-песенки, мелодию которой мы придумаем сами. И при этом нам будут помогать наши руки – помощники, которыми мы в воздухе будем прорисовывать фигуры. Давайте мы сделаем это вместе.
-(пропивают слова и рисуют руками в воздухе фигуры) Большой синий квадрат, маленький красный овал, большой желтый прямоугольник, маленький красный треугольник.
-Молодцы! Хорошо.
- Давайте еще раз пропоем и запомним. ( пропивают быстрее)
- А сейчас, подойдите все к столам. И еще раз внимание на экран.
Посмотрите и запомните последовательность геометрических фигур. А теперь выложите по памяти воздушного змея из Блока Дьенеша. (Дети выполняют задания, использую «Блоки Дьенеша».
-Молодцы, Ребята! Вы справились. Я вижу, что все смогли активировать силы математике, и мы стали настоящими членами Уми-команды! И наши Уми-друзья нам хотят что то сказать
(Слайд – ролик с Видео В этом нам поможет уми-мобиль)
- Скорее занимайте места в уми-мобиле. Ребят, но наш уми-мобиль не заводится, давайте его заведем с помощью счета в прямом и обратном порядке.
(Слайд счета до 10)
(Слайд улиц)
- Перед нами три улицы: яблочная, грушевая, апельсиновая. По какой из них мы доберемся до парка быстрее? Кто догадался? ( по Апельсиновой она самая короткая)
- Правильно, мы поедем по самой короткой улице апельсиновой, потому что нам нужно спешить. В путь!
(Слайд Звук мотора)
(Слайд голуби)
- Но в какую, же сторону нам ехать? Роб подсказывает нам, что согласно его робокомпьютеру, нужно ехать по улице, на которой сидят 6 голубей. Давайте посчитаем , на какой улице, на левой или на правой сидят 6 голубей?
-Начнем с левой улице. (Считают вместе)
- Так сколько голубей на левой улице? (Восемь)
-А теперь проверим, сколько голубей на правой улице? ( предлагает посчитать ребенку – восемь)
-По какой улице мы поедем?( там где 6 голубей, по правой).
Давайте проверим правы ли мы?(загорается желтый свет)
(Слайд правильного ответа)
-Правильно!
(Слайд голубей)
А теперь нам нужно сделать еще один поворот. И Роб подсказывает, что нужно повернуть на улицу, там, где сидят 10 голубей. Попробуйте определить сами, в какую сторону мы должны повернуть, на лево или на право? (самостоятельный счет)
- Кто готов дать правильный ответ? (ответ ребенка)
-А как думает …..(опрос 2-3 детей).
- Ну а теперь давайте проверим, кто из нас прав? (загорается дорожка с правильным ответом).
(Слайд с правильным ответом)
-Молодцы!
- И вот я вижу, что мы подъезжаем с вами к воротам парка, но они закрыты. На них кодовый замок. Для того чтобы его открыть, мы должны разгадать логическую цепочку. Давайте ее рассмотрим.
(Слайд логической цепочки)
- Посмотрите на логическую цепочку – 1.2.3.4.5.1.2.3.4.5.1.2.3.4 …. кто из вас догадался, как продолжить цепочку? Какой цифры не хватает? ( ставится 5)
(Слайд правильного ответа)
- Правильно! Цепочка завершена. Но почему - то ворота парка не открываются. Ребята, Милли мне подсказывает , чтобы ворота открылись, нужно каждому члену Уми – команды открыть свой замок. Подойдите к столам . Я вам раздам карточки, на которых написаны логические цепочки. Выберите из коробочки цифру, которая на ваш взгляд завершает математическую цепочку. (выполняют разноуровневые задания).
- Ну, что ж я вижу, ворота в парк открыты, значит, все выполнили задания правильно. И вот, ребята, мы с вами прямо за воротами нашли одну из частей воздушного змея. (показывает).
-Какая это фигура? (положили квадрат)
- Да, не простую задачу перед нами поставили ребята из группы «Ягодка». Но друзей вед не бросают в беде, и мы не будем отступать и для всей уми-команды, я предлагаю сделать передышку, чтобы набраться силы. Давайте поиграем на этой полянке. Гео знает интересную игру « Что я вижу в парке?». Возьмите все по карточке и скажите, что у вас на них нарисовано, что вы видите в парке? (воспитатель дает образец, затем дети по очереди продолжают предложение « Я вижу в парке»
-Молодцы! А теперь скажем раз, два, три – чей предмет картинке может летать, те ко мне беги! Молодцы! Возвращайтесь на место.
- А теперь внимательно – раз, два, три – у какой картинке есть красный цвет, те ко мне беги.
- Играем дальше, раз, два, три – какой предмет на картинке может издавать звуки, ко мне беги.
- Ну и последнее игровое задание раз, два, три у какой картинке есть колеса, те ко мне беги.
-Молодцы! Отдохнули, поиграли . Ой, ребят, посмотрите, а на этой же поляне нашлись сразу две части от потерянного воздушного змея. Какие это фигуры? (дети отвечают)
- Нам осталось найти последнею четвертую часть воздушного змея.
- Какая же это геометрическая фигура, может кто-нибудь из вас подскажет? (красный треугольник)
-Давайте внимательно посмотрим на нашу игровую площадку может быть, здесь мы отыщем не достающая часть – красный треугольник.
(Слайд площадки)
-Посмотрите внимательно на экран, кто первый увидел фигуры, тот не выкрикивает, а должен поднять руку.(выполняют задания)
-Молодцы! Правильно, ребята. Вот мы и собрали все части воздушного змея, и это нам удалось только потому, что у нас очень дружная уми-команда.
-А сейчас ребята все подойдем к столам, перед вами лежит игровизор. Чтобы наш воздушный змей успешно полетел в небо нам необходимо все части воздушного змея соединить веревочкой в правильной последовательности.
- А сейчас давайте все выйдем на полянку и посмотрим удалось ли нам все части воздушного змея соединить веревочкой в правильной последовательности. Сможет наш воздушный змей полететь в небо?
(Слайд ролик воздушного змея)
-Поздравляю ребята мы справились с этой задачей. Воздушный змей полетел в небо.
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста
в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Денисюк В.А.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
(Слайд № 1) В своем докладе я поделюсь своим опытом работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста в условиях дошкольной организации. Проанализирую имеющихся теоретические знания о взаимосвязи развития мышления и накопления сенсорного опыта детей.
(Слайд № 2) В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
(Слайд № 3) В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие».
Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.
(Слайд № 4)Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в ДОУ и для различных направлений трудовой деятельности. (Слайд № 5) Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
(Слайд № 6) Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, положение в пространстве и т.п.)
Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.
(Слайд № 7) Ведущей педагогической идеей моей работы, по формированию сенсорных представлений, заключается:
1) в создании условий развития детей раннего дошкольного возраста.
2) в систематическом и поэтапном формировании сенсорной культуры дошкольников.
3) в поддержании интереса ребёнка к совместной со взрослыми деятельности:
- Игровой;
- Коммуникативной;
- Трудовой;
- Познавательно-исследовательской;
- Продуктивной;
- Музыкально-художественной;
- Чтение художественной литературы;
- Двигательной
- Совместной деятельности.
(Слайд № 8) В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста: усвоение ребенком системных сенсорных знаний (эталонов), включение сенсорного опыта в деятельность ребенка, соединение чувственного опыта со словом.
В работу по сенсорному развитию детей включаются все виды воспитательно-игровой деятельности, а также режимные моменты.
Однако во время образовательной деятельности, основанной на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; поэтому важную роль, по формированию сенсорных представлений детей, я отважу игре.
(Слайд № 9) Специально организованные игры – хорошее дополнение к обучению во время образовательной деятельности по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.
Необходимо отметить, что руководитель играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.
Познавательно-исследовательская деятельность, по накоплению сенсорных представлений детей, включает в себя:
(Слайд № 10)1.Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...
(Слайд № 11) 2.Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия- ми для проталкивания, кубы, шары...) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик».
(Слайд № 12)3.Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету» Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор» «Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото».
(Слайд № 13) 4.Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» игры с логическими блоками Дьенеша.
(Слайд № 14)5.Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Нанижи бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...)
(Слайд № 15) 6. Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки» «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»... Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку».
(Слайд № 16) 7.Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение».
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.
(Слайд № 17)Практическая деятельность включает:
1.Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...) игры с конструктором-лего (крупным и мелким) игры с развивающими кубиками «Сложи узор» ,игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания» игры с различными шнуровками...
(Слайд № 18) 2.Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...
3.Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)
(Слайд № 19) Двигательная деятельность
Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...); двигательные задания с использованием физкультурного оборудования; подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами; босохождение по «Дорожкам здоровья».
(Слайд № 20) Коммуникативная деятельность
Игры с мячом в кругу; игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...); пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой).
(Слайд № 21) Чтение художественной литературы
Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Книжки из разных материалов. Книжки с музыкальными эффектами. Красочные книжки разных размеров.
( Слайд № 22) Трудовая деятельность
Трудовые поручения по сбору игрушек и группировке по местам игрушек в группой комнате. Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.
(Слайд № 23) Музыкально-художественная деятельность
Игры на развитие фонематического слуха. Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...). Игры с самодельными звучащими предметами.
Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо...). Народная игрушка (неваляшки, свистульки...).
(Слайд № 24) Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.
Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
(Слайд № 25) Для этого создала в группе предметно-развивающую среду, которая обеспечивает накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
Проанализировав, то, что предлагают психологи и методисты, я разделила сенсорный уголок на несколько зон:
- для развития мелкой моторики;
- для восприятия формы и величины;
- для восприятия цвета;
- для восприятия звуков;
- для тактильных ощущений;
(Слайд № 26) Наш сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Мною были подобраны игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету - детали конструктора, куклы в разноцветных платьях ,пирамидки различной величины разноцветные ведерки, совки, шары.
(Слайд 27) Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, поместила предметы, которыми пользуются дома мамы - ситечки, совочки, щеточки, губки - чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Организую игры с данными предметами. Например, игра «Волшебное ситечко» - дети просеивали крупы, отделяя рис от манки, или вылавливали шарики из воды. Разнообразный дидактический материал вызывает у детей большой интерес.
Итак, работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), трудовую деятельность, прогулки. Другими словами, восприятие должно сопровождать всю непрерывно-непосредственную образовательную деятельность, тем самым обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Спасибо за внимание! Надеюсь, что моя информация для Вас была полезной.
Литература
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008-144с.
- Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада.-М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....
Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»
В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе «Превращения воды»
Образовательные задачи:Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).Формировать пред...
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе "Огонь - друг, огонь - враг"
Цель занятия: Систематизация ранее приобретенных знаний - об огне, пожаре. На этом занятии решались задачи:1. Уточнить, углубить и систематизировать знания детей о пользе и вреде огня.2.Расширить слов...
Конспект совместной деятельности детей и взрослых в старшей группе на тему: «К витаминам в гости».
Конспект совместной деятельности детей и взрослых в старшей группе на тему: «К витаминам в гости»....
конспект совместной деятельности "Огонь - друг, огонь- враг" старшая группа
Конспект совместной деятельности "Огонь -друг, огонь - враг" старшая группа. Задачи: расширять знания детей о пользе и вреде огня, об оказании первой медицинской помощи; закреплять знания о том, к чем...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе с использованием проблемно-игровой технологии математического развития «Удивительная математика»
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествияЗадачи: 1. закрепление умения правильно пользоваться знаками <, >, = ;2. ...