Кружок "Маленькие Пифагоры"
рабочая программа по математике (средняя, старшая группа)
Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок ХХ1 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.
Формирование элементарных математических представлений также происходит в дошкольной образовательной организации.В представленном плане рассматриваются следующие направления:
- обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями примерной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей выполнение ФГОС ДО).
-развитие ( развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико – грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно – логического мышления).
-воспитание (формирование морально – волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование работы кружка "Маленькие Пифагоры" по ФЭМП | 64.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная развивающая программа по ФЭМП старшая группа.
Кружок «Маленькие Пифагоры»
Воспитатели: Коваленко Н.В., Рамазанова Р. Г.
Пояснительная записка
Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок ХХ1 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.
Формирование элементарных математических представлений также происходит в дошкольной образовательной организации.
Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В ХVII-XIX вв. Я А.Коменский, ДЖ.Локк, И.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинский, М Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.
Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А.М.Леушиной.
Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка (Л.С.Выготский).
В исследованиях Л.А.Венгера, З.А.Михайловой, А.А.Смоленцевой, Л.И.Тихоновой и других показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике. В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний. Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей (Л.З.Зак, З.А.Михайлова, Н.Н.Непомнящая и др.).
В представленном плане рассматриваются следующие направления:
- обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями примерной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей выполнение ФГОС ДО).
-развитие ( развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико – грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно – логического мышления).
-воспитание (формирование морально – волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).
Глубокий всесторонний, научно – обоснованный подход к диагностике позволяет создать объективную картину психофизического развития ребенка: выявить проблемы несформированности психических процессов, личностных качеств, необходимых будущему школьнику (любознательности, инициативности, самостоятельности); установить проблемы в знаниях, в том числе и по математике.
Регулятором норм для развивающей работы в группе являются следующие принципы:
- научность обучения, требующая усвоения детьми определенного содержания человеческой культуры.
- активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе познания.
-системность, предполагающая строгую последовательность подачи учебного материала.
- природосообразность, требующая умения принимать ребенка таким, какой он есть, доверять ему, укрепляя его внутренние силы.
-личностно ориентированная направленность обучения, сочетающаяся с коллективным и индивидуальным подходом к детям.
- развивающее и воспитываюшее обучение, определяющее необходимость направленного формирования личности, т.е. коррекционно - развивающее обучение.
Основной формой обучения детей математике являются занятия, т.к. на занятии определяются задачи, подбираются методы и приемы; обосновывается усвоение детьми определенного объема знаний, умений, навыков. На занятиях осуществляется освоение содержания основной образовательной программы ДОО.
Методы и приемы.
Практические :
Упражнения- многократное повторение детьми умственных практических действий.
Упражнения подражательно – исполнительного характера (перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Дается образец, затем ребенок выкладывает фигуру.)
Упражнения конструктивного характера. (Например: из каких геометрических фигур составлен рисунок?).
Упражнения творческого характера. (Предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.)
Словесные :
Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.
Живое слово воспитателя- образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.
Объяснение и пояснение .
Указания: эффективны, когда ребенок проговаривает действия при выполнении заданий: « Я заштриховываю елочку зеленым фломастером».
Педагогическая оценка. Она помогает ребенку утвердиться в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Наглядные:
-демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?».
- иллюстрации с изображением времени суток,
- ситуации для составления задач,
- циферблат часов,
- показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов,
- демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.
Игровые:
Игровые методы предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснениями, указаниями и т.д.
Последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно – поискового метода как моделирование. Доступность этого метода для дошкольников отражена в трудах А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета другим предметом, изображенным знаком. Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).
Во второй половине года в старшей группе используются задания повышенной сложности:
-зрительные диктанты,
-слуховые диктанты,
-логические ситуации, требующие умозаключения, выполнчемые на наглядной основе, требующие сочетания зрительного анализа,
-задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи,
- задания на развитие мелкой мускулатуры пальцев,
- игры с элементами ТРИЗа,
- игры с блоками Дьенеша, палочками Х.Кюизенера.
Так, широко известные счетные палочки оказываются не только счетным материалом, с их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя полочки ,как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит, преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.
Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения), решаются «цветные» уравнения (сумма, разность, находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.
Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут дошкольникам завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способом доказательств. Владение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку в жизни.
Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика, кодирование, декодирование), формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Кружок «Маленькие Пифагоры»
«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, В.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Е.А.Носовой. Разделы: «Логико – математическое развитие дошкольников».
Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить».
Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Цель кружка: сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.
Основные задачи и направления кружка - создание условий, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения; развитие у детей память, мышление, воображение; формирование личностных качеств (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности); компенсировать дефицит речевого общения.
Обучение детей операциям:
- навыки счета в пределах 10,
- сравнения двух чисел,
- знаний геометрических фигур и тел,
- классификации,
- упорядоченности действий,
- ориентировки во времени,
- ориентировки в пространстве.
Развитие у детей:
- речи (умение рассуждать, доказывать),
- произвольного внимания,
- познавательных интересов,
- творческого воображения.
Воспитание:
- коммуникативных навыков,
- стремления к преодолению трудностей,
- уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь товарищам.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ КРУЖКА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество и счёт
- Закрепить представление о числах и цифрах до 10.
- Дать представление о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
- Продолжать учить: считать по образцу и названному числу; понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
- Познакомить с математическими знаками +, -, =, < , >.
- Учить: отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
- Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10;
- Учить, как из неравенства сделать равенство.
- Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
- Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминается числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.).
Величина
- Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие.
- Развивать глазомер.
- Учить делить предмет на 2, 4 и более частей.
- Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Геометрические фигуры
- Закрепить: знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник); умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
- Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек).
- Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
- Учить рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур.
- Учить: выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры; выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.
Ориентировка во времени
- Закреплять и углублять временные представления о частях суток, времени года.
- Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день был вчера, какой будет завтра.
- Знакомить с названиями месяцев.
Ориентировка в пространстве
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
- Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
- Учить ориентироваться в тетради в клетку.
Логические задачи
Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к познавательной деятельности, а также на тему того, как организовать дома познавательную деятельность ребенка.
Коррекционные задачи:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
-развитие слухового внимания, мышления, памяти.
формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
-форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Новизна кружка заключается в том, что она предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Развитие элементарных математических представлений предполагает познавательное развитие, а это, в значительной степени, работа с информацией и обращение к элементам логического мышления. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому работа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Работа кружка составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие | |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса - |
- «Социально-коммуникативное развитие» происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх. - «Речевое развитие» – через обогащение активного словаря. - «Художественно-эстетическое развитие» – развитие сенсорного восприятия. - «Физическое развитие» – через развитие мелкой моторики обеих рук. | - «Познавательное развитие» - происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, количестве, части и целом, ориентироке в пространстве. |
К концу года ребенок:
- Считает (отсчитывает) в пределах 10.
- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?
-уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.
- Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
-Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
- Называет текущий день недели.
Сентябрь.
№п/п | тема | Программное содержание | Демонстрационный и раздаточный материал. | Автор |
1. | Повторение.Счет и отсчет до пяти. Счет на слух. | Упражнять в счете и отсчете до пяти; в счете на слух, учить сравнивать две группы предметов, добавляя (или убирая) недостающий предмет; ориентировка в пространстве. Закрепить знание геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник),цвета | Кубики Дьенеша. Палочки Куизенера. | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр.15. |
2. | Повторение.Геометрические фигуры. Знакомство с блоками Дьенеша. | Закрепить знание геометрических фигур; учить различать квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.Познакомить с блоками Дьенеша, развивать внимание, формироватьумение выполнять инструкции воспитателя. | Металлофон. Кубики Дьенеша. Игра «Выложи любой предмет», Игра «Покажи столько квадратов(прямоугольников),сколько услышишь звуков. Игра «Сложи фигуру». | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр.16. |
3. | Повторение счет до 5. Счет на слух. Геометрические фигуры. | Упражнять в счете и отсчете в пределах 5, в счете на слух. Закрепить знание геометрических фигур, основных цветов; учить ориентироваться на листе бумаги. | Счетные палочки блоки Дьенеша. Игра «Покажи столько палочек, сколько услышишь звуков». Игра «Выложи какие знаешь геометрические фигуры». Игра на ковре «Собери фигуры». | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр.18 |
4. | Постройка лесенки. Знакомство с тетрадью в клетку. | учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; учить различать палочки по цвету и длине; учить составлять из них лесенки. | Игра «Назови цвета палочек», Ира «Отсчитай палочек столько , сколько я скажу», Игра «Назови ласково», Игра на ковре «Что,где?». | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр26 |
Октябрь. | ||||
1. | Образование чисел 4 и 5. | Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5. Упражнять в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и предметов; раскладвать предметы в порядке возрастания и убывания размера, употребляя слова «самый маленький, большой, самый большой), упражнять в счете на ощупь,развивать умение выполнять задание самостоятельно. | Блоки Дьенеша, палочки Кюзеинера. Металлофон. Дид.игра «Посчитай». Дид.игра «Назови фигуру» Игра «Счет на ощупь». | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр20 |
2 | Цифры 1,2. | Познакомить с цифрами один,два.учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой; упражнять в счете и отсчете в пределах 5; в сравнении предметов в длине. | Игра «Овощной магазин», Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Дид.игра «Покажи такую же», Игра «Найди столько же. Упражнение с палочками. | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр22 |
3 | Число и цифра 0. Составление геометрических фигур из палочек Х.Кюзеинера. | Познакомить детей с палочками Х.Кюизенера: учить различать их по цвету и длине; учить составлять из них геометрические фигуры.; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; ориентироваться в пространстве, развивать внимание ,воображение, усидчивость. | Палочки Х.Кюизенера, блоки Дьенеша. Игра «Число и цифра 0.» Игра «Что на что похоже?», Работа с палочками. Игра «Куда положили фигуру». | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр24 |
4. | Постройка лесенки. Знакомство с тетрадью в клетку. | учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; учить различать палочки по цвету и длине; учить составлять из них лесенки. | Игра «Назови цвета палочек», Ира «Отсчитай палочек столько , сколько я скажу», Игра «Назови ласково», Игра на ковре «Что,где?». | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр26 |
Ноябрь. | ||||
1 | Счет до пяти. Работа в тетрадях. | Продолжать знакомить детей с тетрадью, правильно держать карандаш, считать до 5, подбирать существительные к словам мой,моя.;закрепить умение сравнивать предметы по длине: следить за осанкой; развивать внимание. | Палочки Х.Кюизенера, тетрадь в клеточку, карандаш. Упражнение «Посчитай», Игра с мячом «Мой,моя». Работа с палочками Х.Кюизенера. Работа в тетрадях. | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр28. |
2 | Цифры 3,4 . Палочки Х.Кюизенера | Познакомить детей с цифрами 3.4. продолжать знакомить с палочками Х.Кюизенера – освоить состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру, упражнять в счете предметов на ощупь, ориентировке на листе бумаги, продолжать учит работать в тетради, совершенствовать употребление предлогов в, на. | Палочки Х.Кюизенера . тетради в клетку. Игра «Чудесный мешочек», Игра «Чего не стало?», Упражнение «Построй ступеньки». Работа в тетради. | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр30. |
3 | Цифры 1,2,3,4. | Упражнять в счете предметов на слух; в сравнении предметов по высоте, учить складывать разрезные геометрические фигуры, учить порядковому счету. | Палочки Х.Кюизенера ,карточки с цифрами до 4, разрезные геометрические фигуры,блоки Дьенеша. Игра «Посчитай», Игра «Стань по порядку», Игра «Кто выше?», Игра «Какой фигуры не стало?» | ФМП конспекты занятий в старшей группе.стр31 |
4. | Знакомство с овалом. Образование чисел 4 и 5. | Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5, знание частей суток. Познакомить с овалом, учить различать овал и круг. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, упражнять в согласовании прилагательных с существительными мужского рода единственном числе, развивать внимание, умение выслушивать друг друга. | Геометрические фигуры по 5 штук. Рабочие тетради, цветные , и простой карандаши. Игра «Знакомство с овалом» Образование чисел 4 и 5. Игра «Что мы делаем?». Работа в тетрадях. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.34. |
5. | Закрепление представлений о пройденных цифрах. | Учить детей видеть сходство и различие между картинками; упражнять в ориентации на листе бумаги, закрепить пройденные цифры; развивать умение подбирать существительные к местоимениям моя, мой,развивать внимание, логическое мышление., наблюдательность. | Карточки с цифрами до 4. Рабочие тетради, простой карандаш. Игра «Что изменилось?». Упражнение «Покажи такую цифру…», Игра с мячом «Мой, моя». Игра «Найди различия. Работа в тетрадях. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.36. |
декабрь | ||||
1. | Цифра 5. Сравнение предметов по толщине. | Познакомить с цифрой 5; учить называть числительные по порядк, правильно соотносить числительные с предметами; упражнять в определении расположения предметов относительно себя (впереди, сзади и т.д): продолжать цчить согласовывать прилагательные с существительными мужского рода в единственном числе. | «Чудесный мешочек с набором геометрических фигур. Рабочая тетрадь. Простые карандаши. Игра «Узнай на ощупь», Игра «Скажи,(кто) (что) где?» | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.37 |
2. | Работа с блоками Дьенеша. | Учить детей определять в предметах различные свойства (цвет, толщину); анализировать расположение предметов в пространстве; различать фигуры по толщине. Упражнять в порядковом счете; учить согласовывать существительные с числительными (один, одна),развивать внимание, логическое мышление. | Блоки Дьенеша; карточки с цифрами до 5, Рабочие тетради, цветные карандаши, лист бумаги; геометрические фигуры. Игра «Сделай узор», Задание на слух; Игра «Выложи дорожку», Игра «Живые цифры». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.39 |
3. | Образование чисел 6 и 7. Счет до 7. | Показать образование чисел 6 и 7;научить вести счет и отсчет предметов в пределах семи; упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими фигурами (модели-круг, квадрат и т.д); познакомить детей с символами, обозначающими свойства блоков (толщина, размер); обогатить речевой словарь детей по теме «Осень»; продолжать отработку модели ответа, начинающегося с последнего слова вопроса. | Блоки Дьенеша. Рабочие тетради. Карточки символы обозначающие понятия (толстый, тонкий, большой – маленький предмет); геометрические фигуры. Образование чисел 6 и 7. Работа с блоками Дьенеша. Игра «Загадка без слов», Игра «Что на ,что похоже?». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.41. |
4. | Ориентировка в пространстве. | Упражнять в счете на ощупь; в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. В порядковом счете; развивавать наблюдательность, внимание, логическое мышление; учить мяч. Карточки с цыфрами от 1 – 6, согласовывать числительные с сущетвительными. | Картинки для игры «найди отличия», блоки Дьенеша, карточки для счета на ощупь. Игра «Запомни узор», игра «Найди различия», Игра «Выполни правильно» Счет предметов на ощупь. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.44 |
Январь. | ||||
1. | Число и цифра 6. | Закрепить знание образования числа 6; познакомить с цифрой шесть, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами;учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку», находить в окружении предметы четырехугольной формы; развивать внимание, выдержку, умение выслушивать своего товарища; упражнять в согласовании числительных один, одна с существительными (по теме «Перерелетные птицы»). | Плакат с разноцветными квадратами; цифры до 6, рабочие тетради, цветные карандаши | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.46 |
2. | Палочки Х.Кюзенера. Счет до 6. | Продолжать учить детей моделировать числа, отношение, зависимости между ними с помощью цвета и длины; правильно называть геометрические фигуры и их пространственное положение; развивать зрительную память; логическое мышление; внимание. | Палочки Х.Кюзенера. Геометрические фигуры. Игра «Разноцветные вагончики», Игра «Что изменилось. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.48 |
3. | Четырехугольник. | Познакомить с признаками четырехугольника, продолжать учить ориентироваться в пространстве; отражать в речи направления : «слева», «справа»; закрепить знание названий частей суток: утро, вечер, день, ночь. Учить находить закономерность в расположении фигур; закрепить знание основных цветов, умение сравнивать палочки по длине; тренировать в умении правильно согласовывать числительные один, одна с существительными (по теме «Игрушки»). | Палочки Х.Кюзеинера. Квадрат, прямоугольник. Игра «Чем похожи», игра с палочками, части суток «Что мы делаем». Работа с палочками Палочки Х.Кюзеинера. Логическая задача «Сказочные задачки». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр50 |
Февраль. | ||||
1. | Счет предметов в разных направлениях. | Дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх; упражнять в отсчете предметов в пределах 6 и установлении связи между числом предметов и их расположением; согласовывать числительные с существительными, развивать внимание, память. | Игрушки -6 штук., рабочие тетради, цветные карандаши, геометрические фигуры., лист бумаги. Счет предметов в пределах – 6. Ориентировка на листе бумаги. Игра «Один,одна». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр53 |
2. | Счет по осязанию на слух. | Учить классифицировать фигуры по разным признакам: счету по осязанию, на слух; упражнять в счете до -6; учить составлять конструкцию из 4 треугольников, развивать воображение, мелкую моторику пальцев обеих рук; учить правильно согласовывать прилагательные с существительными мужского и женского рода., продолжать учить правильно держать карандаш, аккуратно выполнять работу. | «Чудесный мешочек» - геометрические фигуры для определения на ощупь. Математические наборы «Учимся считать»; рабочие тетради, цветные карандаши. Игра «Посчитай сколько?», Игра «Рыбки», Игра «Чудесный мешочек», Игра «Найди ошибку». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр55 |
3. | Прямой и обратный счет до -6. | Учить составлять четырехугольники из счетных палочек; упражнять в прямом и обратном счете в пределах-6; учить согласовывать прилагательные с существительными; развивать мелкую моторику пальцев рук, память, мышление; упражнять в составлении простых предложений. | Мяч, геометрические фигуры разных цветов; счетные палочки, рабочие тетради, цветные карандаши. Работа со счетными палочками. Игра «Кто больше запомнит?», Игра «Кто знает, тот дальше считает», Игра «Наведи порядок». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр58 |
4. | Цифра – 7, | Закрепить знание образования числа 7; познакомить с цифрой -7, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; закреплять умение сравнивать палочки по длине, образовывая относительные прилагательные (длиннее, короче); закреплять знание названий недели; лексический материал по теме «Домашние животные»; развивать внимание, зрительно пространственные ориентировки на ограниченной плоскости (слева – справа). | Цифры от 1 – 7, мяч, три обруча, кубики – 18 штук (или цифры). Палочки Х.Кюизенера. Карточки с цифрами от 1 – 7. Образование числа 7. Цифра 7. Игра «Не ошибись», упражнение «Дни недели», Игра «Найди кусочек сыра», игра «Что, где?», Работа с палочками Х. Кюизенера, Упражнение «Угадай, какую палочку я выбрала?». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр 60. |
5. | Счет до -6. Сравнение предметов по ширине и длине. | Напомнить детям ,что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах, расположенных по –разному; упражнять в сравнении предметов по ширине и длине; продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением. | Геометрические фигуры (круги, квадраты одного цвета по -7 штук); ленточки разные по ширине и длине. Числовые фигуры с нарисованными на них кружками (по 5-6); карточки с цифрами до -6. Дид.игра «Посчитаем», Дид.игра «Найди карточку», Игра «Постройся по порядку», Сравнение ленточек по ширине и длине, игра «Разрезные геометрические фигуры». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр 62. |
Март. | ||||
1. | Счет в пределах -7. | Упражнять в счете в пределах – 7;умении сопоставлять цифры с количеством выполненных упражнений; продолжать учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек; узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; формировать умение складывать геометрические фигуры из частей, согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные (еловый, сосновый и др.); учить анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по трем свойствам (цвету,форме,размеру, цвету,форме,толщине). | Карточки с цифрами до -7, карточки –символы, обозначающие цвет, форму, размер предмета. Блоки Дьенеша, счетные палочки. Работа со счетными палочками. Игра «Кто назовет больше?», Игра «Столько-же», Игра «Сложи фигуру», Работа с блоками. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр 64 |
2. | Работа с блоками Дьенеша. | Учить детей классифицировать геометрические фигуры по трем признакам: цвет,форма,величина;развивать умение находить геометрические фигуры по знакам. Называть дни недели; развивать мелкую моторику пальцев; учить согласовывать числительные с прилагательным и существительным. | Карточки-символы, блоки Дид.игра «Загадка без слов». Дид.игра «Поезд» Дид.игра «Составь узор». Работа в тетради. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр 68 |
3. | Измерение предмета с помощью условной мерки. | Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах -7, закрепить знание геометрических фигур; предлоги- над, под; умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, умение слушать и выполнять задание с первого раза. | Цифры от 1 -7; лента,мерка., рабочие тетради, простые карандаши. Измерение ленты. Игра «Расставь цифры», игра «Назови соседей». Математический диктант. Сказочная задача. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр70 |
4. | Счет до 7. Работа с палочками Х.Кюизенера. | Упражнять в прямом и обратном счете до -7; закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра»; развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; развивать связную речь. | Мяч, палочками Х.Кюизенера. Геометрические фигуры. Работа с палочками. Игра «Разноцветные вагончикия», Игра «Вчера, сегодня, завтра», Игра «Кто назовет больше?», Игра «Выполни правильно». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр73 |
Апрель. | ||||
1. | Ориентировка в пространстве. | Продолжать учить считать до 7 и обратно; формировать понятия : последующий, предыдущий, умение пользоваться словами: первый, последний, за, между; составлять предложения по образцу; вспомнить зимние виды спорта, названия спортсменов(хоккеист, лыжник и т.д); развивать внимание, следить за осанкой детей. | Карточки с цифрами от 1-7. ., рабочие тетради, цветные карандаши. Счет до 7 и обратно. Игра «Кто идет первым?», Работа в тетрадях в клетку. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр74. |
2. | Цифры от 1 до 7. | Продолжать учить детей соотносить количество предметов с числом; учить последовательно выделять однородные признаки фигур, передвигаться в заданном направлении и считать шаги; упражнять в умении сопровождать свои действия словами; развивать усидчивость , внимание. | Плакат с Петрушкой: игрушки -3 штуки, карточки с цифрами до 7. рабочие тетради, цветные карандаши. Игра «Молчанка», игра «Покажи цифру», Игра «Найди игрушку», Игра «Из каких фигур составили Петрушку?».работа в тетрадях. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр76 |
3. | Ориентировка в пространстве. Работа с блоками Дьенеша, палочками Х.Кюизенера. | Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; определять длину; пользоваться терминами «короче», «длиннее»; продолжать учить находить нужную фигуру по символам; тренировать в умении употреблять высказывания с союзами –и-, частицей –не-,развивать логическое мышление. | Карточки символы обозначающие размер, цвет, форму, толщину предмета. Блок и Дьенеша, палочки Х.Кюизенера. Работа с палочками. Работа с блоками. Игра «Построй цепочку» (блоки). | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр78. |
4. | Измерение длины предмета с помощью условной мерки. | Учить детей измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах -7; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек; согласовывать числительные один,одна с прилагательными и существительными; развивать внимание, воображение. | Лента, мерка,цифры до 7.счетные палочки, карточки для игры «Что ты видишь?». Игра «Измерение предмета», Игра «Какой цифры не стало?», Игра «Выложи фигуру», Игра «Что ты видишь?» | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.80. |
Май. | ||||
1. | Счет до 7 и обратно. | Совершенствовать навыки счета до 7 и обратно; закрепить знание цифр, понятия: вчера, сегодня,завтра; умение находить предметы прямоугольной и треугольной формы, согласовывать существительные с прилагательными, тренировать в умении употреблять предлоги – на-,под; развивать внимании, мелкую моторику. | Плакат с разноцветными квадратиками, настольная игра «Учимся считать», мяч. Счетные палочки. Работа с палочками Х.Кюизенера. Игра «Соедини цифры по порядку», Игра «Вчера,сегодня,завтра», Игр «Назови предметы прямоугольной, треугольной формы», Игра со счетными палочками. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.83. |
2. | Деление цело на части. | Научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предметов пополам (2 части) и ещё раз пополам (4 части); отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам – получилось 2 части, половина целого…); развивать представление о расстоянии: далеко, близко. | Прямоугольный лист бумаги,ножницы:игрушки в разных местах комнаты. Карточки с разным количеством предметов, рабочие тетради, простой и цветные карандаши. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.86 |
3. | Число и цифра -8. | Познакомить с образованием числа -8, и цифрой -8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах -8: находить и называть «соседей» любого числа; закреплять временные представления: «утро, вечер», «день – ночь»; учить правильно употреблять существитиельные в родительном падеже; развивать усидчивость, внимание, мелкую моторику пальцев, следить за осанкой детей. | Плакат с разноцветными квадратиками; цифры от 1 – 8. рабочие тетради, цветные карандаши. Знакомство с числом и цифрой -8. Игра «Какой цифры не стало?», Игра «Живые цифры»,игра «День-ночь», Игра «Хлопни-топни столько раз ,какую цифру покажу», работа в тетрадях. Логическая задача: на каком дереве сидит ворона во время проливного дождя. (на мокром). | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.88. |
4 | Сравнение чисел. | Продолжать учить детей сравнивать стоящие рядом числа в пределах -8; упражнять в порядковом счете; закрепить основные цвета, умение собирать разрезные фигуры; развивать внимание, логическое мышление, обобщать глагольную лексику. | Игрушки,кубики, машинки, цифры всех по -8. Разрезной цветной круг, карточки для игры «Вставь пропущенные цифры». Дид.игра «Посчитай», Сравнение чисел 8и 7. Игра «Кто за кем?», Игра «Вставь пропущенные цифры, Игра «Цветной круг». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.90. |
Июнь. | ||||
1. | Счет в пределах -8. | Закреплять умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой; развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев рук; учить согласовывать числительные: один-одна ,две-две с существительными; учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Игрушки или предметы, геометрические фигуры, листы бумаги, цветные карандаши, блоки Дьенеша. Игра «посчитай сколько?», Задание детям –работа на листочке. Игра «Назови правильно», Игра «Какой фигуры не хватает?», Игра «Построй цепочку». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.92 |
2. | Состав чисел 5 и 6 из единиц. | Продолжать знакомить детей с составом чисел из единиц на числах 5 и 6; закреплять знание последовательности днец недели; развивать логическое мышление, умение согласовывать числительные с существительными. | Карточки для игры «Когда приедет мама?», Игрушки 8 штук. Палочки Х.Кюизенера. карточки с цифрами до 8; тетради, карандаши. Состав чисел 5 и 6(палочки Х.Кюизенера),игра «Живая неделя», игра «Когда приедет мама?» | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.94 |
3. | Число и цифра 9. | Познакомить с образованием числа -9, и цифрой -9; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах -9; называть дни недели по порядку; продолжать называть предыдущее и последующее число; учить обратному счету, а также делать умозаключения; составлять предложения с союзом –а. | Цифры от 1 – 9. Мяч. Карточки с цифрами от 1 до 9., с разными геометрическими фигурами. Образование числа-9, цифра -9. Игра «Какой цифры не стало?», Игра «Назови цифру , которая стоит за цифрой -6, и т.д», игра «Живая неделя», игра «Обратный счет», Работа с палочками Х. кюизенера. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.96. |
4. | Порядковый счет. | Раскрыть значение порядковых числительных и формировать навыки порядкового счета до -8; показать, что для определения порядкового места предмета среди других существительное имеет направление счета; упражнять в обратном счете; развивать внимание, усидчивость; учить согласовывать числительные с существительными. | Игрушки 8 штук. Карточки с цифрами до-8,тетради,какрандаши. Порядковый счет. Игра «Считай наоборот», Игра «Живая неделя», Игра с пальчиками. Работа в тетрадях. Игра «Трик –трак, это не так» | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.98. |
Июль. | ||||
1. | Ориентировка на листе бумаги. | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; закреплять понятия «слева», «справа», «наверху», «внизу»; продолжать учить считать до 9 и обратно, называть предыдущее и последующее число; закреплять названия дней недели, согласовывать числительные с существительными в роде и числе; упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение, способность управлять своим поведением. | Картинки (или геометрические фигуры). Карточки с цифрами до-9, счетные палочки. Игра «Что изменилось?», Игра «Молчанка», Игра «Живая неделя», Игра «Мячики» | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.100 |
2. | Сравнение предметов. | Продолжать учить сравнивать предметы разной длины и высоты и устанавливать связь между величинами разного вида; упражнять в прямом и обратном счете на ощупь; развивать сообразительность, воображение; мелкую моторику пальцев рук, учить образовывать сравнительную часть прилагательных. | Ленты разные по длине. Карточки для игры «Танграмм» и для счета на ощупь; карточки с цифрами и точками. Сравнение ленточек по длине. Игра «Кто выше?», Игра «Найди пару», Игра «Кто знает тот дальше считает», Счет на ощупь. Игра «Танграмм». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.102. |
3. | Счет до -9. | Упражнять в счете до -9, учить соотносить цифру с числом; продолжать учить составлять , различать и называть геометрические фигуры; закреплять понятия вчера, сегодня, завтра; развивать логическое мышление, память, формировать уение выполнять задание с первого раза; упражнять в согласовании существительных с числительными во множественном числе; развивать внимание способность управлять своим поведением. | Игрушки или картинки, мяч, три обруча, геометрические фигуры, цифры. Счетные палочки, игра «Танграмм». Счет предметов до -9. Игра «Какой цифры не стало?», Игра «Вчера, сегодня, завтра», Игра «Найди фигуру». Игра «Танграмм». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.104. |
4. | Итоговое занятие по теме «Счет до –9». | Упражнять детей в счете звуков,; уметь устанавливать связь между количеством воспринятых звуков и отсчитанных предметов; закрепить счет до – 9; умение ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение ,логическое мышление; связную речь. | Игра «На что похоже?». Разноцветные карточки с цифрами; карточки для игры «Найди соседей», Цветные карандаши. Упражнение «Посчитай», Задание поставь на одну игрушку ><; Игра «Чья команда соберется быстрее?», Упражнение «Ответь правильно», Игра «На что похоже?», Игра «Найди соседей», Работа на карточках. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.106. |
Август. | ||||
1. | Работа с блоками Дьенеша, палочками Х.Кюизенера. закрепление представлений о длине, о пространственных ориентирах. | Закрепить представление о длине (самая длинная, короче, самая короткая),пространственные ориентировки (справа, слева, посередине); упражнять в освоении состава числа; развивать умение мыслить , рассуждать, отвечать на вопрос «У кого?» полным предложением; развивать способность управлять своим поведением. | Карточка с изображением предметов справа, слева, посередине,блоки Дьенеша, палочки Х.Кюизенера. Работа с палочками Х.Кюизенера, Работа с блоками Дьенеша, Игра с пальчиками «Дружба». | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.109. |
2. | Дни недели. | Уточнить представленияе детей о днях недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером; продолжать учить сравнивать смежные числа; отвечать на вопросы предложением; закрепить представление о шаре, кубе, цилиндре; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук. | Чудесный мешочек с геометрическими телами. палочки Х.Кюизенера, тетради, цветные карандаши. Упражнение «Дни недели», Игра «Чудесный мешочек», Игра с пальчиками, Работа в тетрадях, Игра «Бывает –не бывает» | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.112. |
3. | Число 10. | Познакомить с образованием числа -10, ; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах – 10; упражнять в обратном счете; формировать умение сравнивать предметы по толщине и ширине на зрительной основе, продолжать работать с блоками Дьенеша, решать логические задачи на разбиение по свойствам; закрепить знание об употреблении предлогов; развивать воображение; следить за осанкой. | Плакат с разноцветными квадратиками, 3 мяча, пенал, карандаш. Разные по ширине полоски, фломастеры для определения толщины, блоки Дьенеша . Знакомство с числом -10. Игра «Скажи где?», Сравнеие по высоте, толщине. Работа с блоками Дьенеша. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.114. |
4. | Сравнение чисел. | Продолжать учить детей анализировать , сравнивать, обобщать; закреплять, прямой и обратный счет до -10; развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук, внимание; учить согласовывать числительное с существительным. | Дом,составленный из геометрических фигур; молоточек; мяч. Квадраты, треугольники по -8 каждого; карточки с цифрами до 10; тетради, разноцветные карандаши. Сравнение чисел 7 – 8; Игра «Обратный счет», Упражнение «Из каких фигур составлен дом?», Игра с пальчиками. Работа в тетрадях. | ФМП конспекты занятий в старшей группе стр.117. |
5. | Итоговое. | КВН.» Мы математики». |
Литература.: Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак . Формирование математических представлений. Изд.3-е перераб.-Волгоград: Учитель, 2016.
Ч.1.: Математика до школы. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Ч.2. : Игры – головоломки З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая –СПб.: «Детство-пресс», 2010.
З.А.Михайлова, Е.А.Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Х.Кюизенера.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Магнитные Пифагорики - таблица Пифагора для малышей
«Пифагорики» - уникальная игровая серия, основанная на системе координат (двойной вход, таблица Пифагора) и направленная на развитие у ребенка в первую очередь логико-математического мышления, подгота...
программа по дополнительной услуге "Школа юного Пифагора"
программа предназначена для проведения занятий дополнительного образования по интеллектуально-творческому развитию детей...
Кружок "Маленький Пифагор"
Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок ХХ1 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке –...
Отчёт о работе кружка "Пифагор" в старшей группе.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...
Кружок "Маленький Пифагор" старшая группа.
Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок ХХ1 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детск...
Кроссворд "ПИФАГОР"-по математике
Кроссворд с математическими загадками...
Тайна числового кода по Пифагору
Великий древнегреческий ученый Пифагор внес неоценимый вклад в математику, философию, во всю человеческую культуру. Пифагор внес науку о числах решительно во все сферы человеческой деятельности.Расчет...