Совместная образовательная деятельность Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры
методическая разработка по математике
Совместная образовательная деятельность
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры
Познавательное развитие предполагает развитие у детей познавательных интересов через решение следующих задач:
- Сенсорное развитие;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия, т.е. сенсорного развития детей.
Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставления и группировки их по выделенным свойствам.
Работа по формированию математических представлений ведется на протяжении всего дошкольного детства.
Задачи логико-математического развития:
1. Воспитание интереса к занятиям математикой.
2. Развитие логико - математических представлений:
• О геометрических фигурах
• О пространстве
• О величинах
• О времени
• О числах
3. Развитие логических способов познания:
• Обследование, сравнение
• Группировка
• Классификация
• Анализ и синтез
• Упорядочение
• Трансформация
• Экспериментирование
• Моделирование
Всё большее место в педагогической практике современного детского сада занимают логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к ребёнку и его развитию. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрических фигур.
Счетные палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (палочки одного цвета обозначают одинаковые числа) и порядка следования чисел: 1, 2, 3… В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.
Игры для младшего возраста
Уже с двух лет планируется освоение свойств предметов в играх с наборами листьев, флажков, цветов, снежинок (по типу «Найди такой же»), группируются предметы по заданным признакам (одному, двум и трем), дети учатся видеть простейшие закономерности в порядке чередования фигур (составляют венки, гирлянды, дорожки, находят лишнюю или недостающую в ряду фигуру).
В группе младшего возраста возможно использование логико- математических игр, формирующих умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину и форму, различать количество предметов. Игра «Художники».
В младшем возрасте уместны игры и упражнения с блоками Дьенеша, цель которых освоение 4-х свойств: форма, цвет, размер и толщина. Сначала предлагаются самые простые игры: «Найди такую же фигуру, как эта», «Найди все такие фигуры» (по всем свойствам), «Цепочка», «Второй ряд».
Игры и упражнения с палочками Кюизенера:
- знакомство с палочками;
- запоминание цвета;
- группировка палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру);
- сооружение из них построек;
- различных изображений на плоскости.
Игры для среднего возраста
В среднем возрасте продолжаем знакомить детей с логическими блоками Дьенеша: «Домино», «Раздели фигуры»;
палочками Кюизенера: «Лесенки», «Рамки», «Коврики»,
играми Б. П. Никитина: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб»,
игры – головоломки: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг»
игры на развитие воображения «Дорисуй и назови предмет».
Используются также:
Для развития умения выявлять свойства, «читать схему» и закрепления навыков порядкового счёта рекомендуется использовать игру с блоками Дьенеша «Украсим ёлку бусами».
Логико-математические игры возможно применять как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в детском саду.
Для развития интеллектуальных способностей у детей прекрасно подходят игры, в которых ребёнок отгадывает загадку, ответ – портрет героя – выкладывает из блоков по схеме.
Две росинки – чудеса! Полетели в небеса… Но моргнули, как глаза, Оказалась … (стрекоза)
Игры для старшего возраста
В старшем дошкольном возрасте содержание игр с использованием блоков Дьенеша усложняется:
- формируется классифицирующая деятельность детей по 2, 3, 4 свойствам (игры «Дружат – не дружат», «Второй ряд», «Дерево» с обручами, «Домино», «Раздели фигуры», «Помоги Незнайке»;
- уделяется внимание формированию логических операций, обозначаемых союзами «и» или «или» (игры с обручами);
- дети знакомятся с правилами, которые предписывают выполнение простейших действий в определенной последовательности («Выращивание дерева», «Цепочка слов», «Мозаика цифр»)
Математический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребёнка, что означает развитие мелкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсорной памяти, усвоение обобщённых знаний и способов действия.
Дети учатся с помощью линий передавать простейшие сюжеты, закрепляют знания о геометрических фигурах, знакомятся с цифрами и понятием «симметрия», со счётом и делением фигуры на равные части.
Большой простор для творчества открывают темы: «Загадки», «Иллюстрирование стихотворений и сказок», выкладывание рисунков по готовым схемам.Для создания атмосферы творчества используем активные методы обучения, такие как элементы ТРИЗа.
Этому способствуют используемые серии игр-занятий из сборников Пановой Е. Н., дидактических пособий Б. Б. Финкельштейн: «На золотом крыльце», «Блоки Дьенеша для старших», «Кростики»; «Уникуб» и «Кубики для всех» по методике Б. П. Никитина.
Для развития умения ориентироваться во времени во всех возрастных группах целесообразно использовать плоскостные планшеты и карточки по этой теме.
Нужно стараться не загромождать память ребенка, не давать «готовые» знания, а формировать поисковую деятельность детей, насыщая образовательную деятельность проблемными задачами, вопросами, ситуациями.
Главное требование к организованной образовательной деятельности: как можно меньше показа способов действий, как можно больше поисковой деятельности.
Ибо «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (А. Дистервег).
Литература:
1. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
2. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009.
4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997.
5. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают ма...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Статья посвящена современному дидактическому инновационному материалу для развития интеллектуальных способностей дошкольников....
Консультация на тему:"Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В современных обучающих...
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры.
Игра «Найди закономерность»Цель: развитие визуального, понятийного интуитивного мышления, умения систематизировать, обобщать вербально предметы.Инструкция для взрослого: Систематизация – это...
Интеллектуальное развитие дошкольников через логико – математические игры.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в с...
методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"
игровой стол с целью творческой активности и инициативы педагогов , повышения интереса педагогов к логическим играм....
Круглый стол «Математика вокруг нас. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры»
Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение прин...