Программа "Математический знайка"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом Программы под редакцией Л.Г. Петерсон «Мир открытий» под редакцией и приоритетного направления МБДОУ. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В ней используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. В программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_znayka.docx | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №71 «РАДОСТЬ»
Проект по дополнительному образованию
воспитанников от 5 лет до 6 лет
«Математический Знайка»
(формирование элементарных математических представлений)
Составил: воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС № 71 «Радость»
Чепкасова Галина Николаевна
Нижневартовск
2021
Содержание:
1.Пояснительная записка………………………………………………………...2
2. Этапы реализации проекта……………………………………………...……..5
3. Календарное планирование в старшей группе……..………………………...7
4.Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых………………………………………………………………………….11
6. Диагностические материалы…………………………………………………12
7. Дидактические игры по формированию математических представлений..14
8. Планируемые результаты освоения проекта………………………………..17
9. Список используемой литературы…………………………………………..20
Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит.
М.В. Ломоносов
1. Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом Программы под редакцией Л.Г. Петерсон «Мир открытий» под редакцией и приоритетного направления МБДОУ. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В ней используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. В программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:
-о сочетании возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей;
-переходе на личностно-ориентированную модель обучения;
-единстве воспитания и обучения;
-преемственности работы ОУ и семьи
Образовательная программа направлена на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования, фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее. Дети очень любопытны, они хотят знать обо всём, они хотят знать прямо сейчас, и, совсем не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего математика.
Существуют две жизненно важные причины, по которым маленькие дети должны заниматься математикой. Первая причина очевидна и менее важна: занятия математикой связаны с высочайшими функциями человеческого мозга, т.к. ни одно живое существо, кроме человека, не может обучаться математика.
Занятия математикой - одна из наиболее жизненно важных функций человека, поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе. С раннего детства и до самой старости мы связаны с математикой. Вторая причина более важна. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
Направленность программы:
Развивающая программа по формированию элементарных математических представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овладевают первичными математическими знаниями, уточняются и активизируются в речи детей названия разнообразных предметов, их применение. Дети учатся сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу. На каждом занятии ведется ознакомление с временами года, животными, растениями и другими элементами окружающего мира. Таким образом, просматривается связь занятий по формированию элементарных математических представлений с изучением окружающего мира, экологическим воспитанием, развитием речи.
Цель программы: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков умений детей.
Задачи проекта:
- формирование у детей представления о творческой деятельности как способе познания окружающего мира;
- формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;
- поддерживать интерес к познанию, созданию нового необычного;
- содействие развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Актуальность программы:
В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.
Возраст детей: программа ориентирована на детей 4-5 летнего возраста.
Классификация основных позиций реализуемого проекта:
- Доминирующая деятельность в проекте – познавательно – творческая;
- характер контактов – дети, родители (законные представители), педагоги;
-форма участия в проекте – коллективная;
- продолжительность проекта - 5 месяцев (старшая группа)
Содержание программы представлено следующими разделами:
№ | Раздел программы | Количество занятий |
1 | Количество и счет | 6 |
2 | Геометрические фигуры | 6 |
3 | Величина | 6 |
4 | Ориентировка в пространстве | 6 |
5 | Ориентировка во времени | 6 |
6 | Логические задачи | 3 |
2. Этапы реализации проекта
Проект включает в себя два этапа: подготовительный и обобщающий.
Подготовительный этап:
На данном этапе педагогам предлагается проводить занятия с детьми следующего характера:
- Знакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами, разнообразными линиями;
- Через исследовательскую деятельность находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе;
- Через развитие речи составлять описательные рассказы, сочинять сказки;
- Через ознакомление с художественной литературой знакомить с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик -семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.
- Через физическое воспитание закреплять в подвижных играх и играх соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии.
Также возможно применение игровых обучающих ситуаций, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Обобщающий этап:
В основе обобщающего этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки. Продуктом детской деятельности может послужить, например, создание абстрактного панно, тематического коллажа «Превращение фигур в предметы», «Превращение цифры в предметы», «Рисуем фигурами» и т.д.
3. Практическая значимость.
- Формирование стойкого интереса детей к исследовательской и творческой деятельности;
- Формирование представлений детей о математических понятиях;
- Формирование умений ставить цель, подбирать средства для ее достижения, умений логически мыслить;
- Выявление одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением.
4. Календарное планирование в старшей группе
Сроки проведения | Содержание работы (тема) | Задачи | Дидактические игры |
Январь | Количество и счет | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>. | «Исправь ошибку», Убираем цифры», «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру», «Сосчитайте по порядку», «Кто внимательный?» «Наведи порядок», |
Ориентировка во времени и в пространстве | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Клумба», «Покупки», «Новоселье», | |
Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Мишка и мишутка», «Башни для мишек», «Забор», «Разные дома», | |
Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Сколько треугольников?», «Танграм», «Волшебный круг», Игры по Воскобовичу «Кто где живет?» | |
Февраль | Количество и счет | Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Что изменилось?», «Которой игрушки не стало?», «Считай, не ошибись», «Садовник», «Письмо». |
Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция. Повторение названий геометрических фигур. | «Соты», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенша». «Игры с разноцветными прищепками» | |
Ориентировка во времени и пространстве. | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. | «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате», «Двенадцать месяцев», | |
Величина. | Высокий - низкий. Часть и целое. | «Лото», «Где, чей дом?» | |
Март | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. | «Заполни пустые клетки», «Вычислительная машина», «Игры с разноцветными прищепками» |
Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | «Сравни пояса», «Подбери обувь», «Дорога». | |
Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Гусеница», «Найди такую же», «Я найду, а ты продолжи», «Гном строит дом», «Платья для кукол», | |
Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь», «Подбери картинки», | |
Апрель | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Примеров много- ответ один», «Сколько?» «Игры с разноцветными прищепками» |
Геометрические фигуры | Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Мастерская», «Укрась коврик», «Что на что похоже?», «Посмотри и назови». | |
Ориентировка во времени и в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Комната для кукол», «Бабочки», «Запомни и выложи», «Времена года», «Игры с разноцветными прищепками» | |
Май
| Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Напиши цифру», «Составь задачу и запиши», «Помоги другу», «Соберемся в школу», |
Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Сравни грузы», «Разбитая ваза», «Составь картинку из фигур», «На какую фигуру похож предмет?», «Нарисуй правильно», | |
Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. | «Поездка на трамвае», «Соседи медвежонка», «Назови скорее», «Нарисуй правильно», «Слушай и рисуй». |
5. Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых
Раздел | Задачи | Игры |
Количество и счет | Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. | «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу» |
Геометрические фигуры | Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. | «Назови предметы данной формы», «Что общего и чем отличаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм», «Пифагор». |
Определение величины | Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. | «Подбери шарф для куклы», «Подбери мебель для 3-х медведей», « Что выше?», «Построим забор». |
Ориентировка во времени | Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. | «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Режим дня», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?» |
Решение логических задач | Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) | Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизене, «Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг», Кроссворды и задачи в стихах |
6. Диагностические материалы
№ | исследуемая функция | автор методики | источник (выходные данные) |
1. | Внимание. | - Таблицы Шульте; - «Корректурная проба»; - Тест «Цифровая таблица». - «Нахождение недостающих деталей» | С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»; Т.Г. Богданова «Диагностика познавательной сферы ребенка». М.Н.Ильина «Тесты для детей» |
2. | Память. | - «Запомни картинки»; - «10 слов»; - «Пиктограмма» (методика А.Р.Лурия). | С.Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». |
3. | Мышление. | - «Четвертый лишний»; - «Поиск закономерностей»; - «Простые аналогии», «Сложные аналогии»; - «Последовательные картинки» (тест Векслера); - «Классификация»; - «Понимание пословиц, поговорок»; - «Схематизация» (методика Венгера). | С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». |
4. | Восприятие. | - «Разрезные картинки»; - Методика «Эталоны» (Л.А. Венгер); - «Узнавание наложенных друг на друга изображений» (фигуры Поппельрейтора); - «Заполнение отсутствующих деталей»; - «Коробка форм». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей»; С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» |
5. | Креативность (творческое воображение). | - «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. - Тест «Назови картинку». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей». |
6. | Геометрические фигуры | - «Графический диктант»; - «Лабиринт». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей». «Диагностика развития и воспитанности дошкольников» М.В. Корепанова (Образовательная система «Школа -2100») БАЛАСС Москва 2005г. |
7. | Обследование словаря. Диагностика логопедическая | С.Г.Шевченко | Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). |
8. | Самостоятельная речь. Диагностика логопедическая | Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика). | |
9. | Математические способности | Е.В. Колесникова | «Математические ступеньки. Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова |
7. Дидактические игры по формированию математических представлений
№ | Игры | Содержание |
1. | Игры с цифрами и числами («Количество и счет») | «Считай не ошибись!» Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете. Оборудование: Мяч. Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие. «Кто быстрее» Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание. Оборудование: Карточки с цифрами. Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.). По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга. Каждой команде задается вопрос: -Каких чисел не хватает в другой команде? -Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4? (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4). «Разложи лекарства» Цель: Закрепить порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи. Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера. Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку. Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки. Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит: -Возьмите вот столько не желтых таблеток. Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы. Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит: -Возьмите столько же не квадратных таблеток. Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы. Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания: -Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8) -Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол? |
2. | Игры путешествие во времени («Ориентировка во времени») | «Живая неделя» Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности. Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги). Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. «Было-будет» Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени. Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет. 1.Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой… (было) 2.Уронили мишку на пол,- Оторвали мишке лапу….(было) 3.На улице две курицы С петухом дерутся, Две маленькие девочки Смотрят и смеются….(есть) Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д. |
3. | Игры на ориентирование в пространстве | «Продавцы» Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево». Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина. Ход: На столах детей наборы геометрических фигур. «В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар. -На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные. -Назовите все, что поставили на полку справа (слева). -На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник. Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево». «Соседи» Цель: Закрепить пространственные представления. Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения 9 сказочных героев на магнитах. Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры. -Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну. -Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки. -Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки. -Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры. «Сделай коврик цветным» Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе). Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре. Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом. 2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя. «Найди игрушку» Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию. Оборудование: Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки. Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку. Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. |
4. | Игры с геометричес-кими фигурами | «Геометрическая мозаика» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения. Оборудование: Наборы фигур. Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: -Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу) -Работа по условию (собрать фигуру человека) -Работа по собственному замыслу. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. «Разложи по коробкам» Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки. Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами. Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой. |
5. | Величина | «Сок на завтрак» Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила. Оборудование: Столбики разной высоты и цвета ( стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы) Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый. Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком. -Как вы будете это делать? Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм: -Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос. -Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой) -Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота) -Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте). |
8. Планируемые результаты освоения проекта:
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Умеет:
• Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
• Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
• Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
• Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
• Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
• Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
• Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
-Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
9. Список используемой литературы:
1. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С.Е.Ярославль. Академия развития 2009г..
2. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 – 6 лет. А.В.Белошистая
3. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6 - 7 лет. А.В.Белошистая
4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
6. Математика – это интересно. З.А.Михайлова
7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
8. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. И.Н.Чеплашкина. Санкт-Петербург 2008г.
9. Развивающие игры для дошкольников. Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева. Ярославль. Академия развития, 2009г.
10. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.
12. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А.А..Смоленцева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Знайки"
Конспект открытого занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"
Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...
конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"
конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...
"Незнайка и Знайка в гостях у ребят"
Спортивный праздник...
интелектуальный марафон "Знайки"
Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...
Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")
Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....
Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"
Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...