СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
. Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество. Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Первое, что нужно должны сделать – это заинтересовать детей. Старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovoe_poznavatelnoe_razvitie.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12»
города Сорочинска Оренбургской области
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Разработчик: Демина Галина Александровна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 12 |
Сорочинск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 9 |
III. | Список литературы | 10 |
IV | Приложения | 11 |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике.
Задача, стоящая перед воспитателем, заключается в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество. Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Первое, что нужно должны сделать – это заинтересовать детей. Старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне.
ФЭМП решается ряд программных задач: - образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять, упражнять, формировать; - развивающие: внимание, памяти, мышления, анализировать, умение видеть самое главное, существенное; - воспитательные: математическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей; - речевые: работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику.
Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть:
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• функциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математикаповсюду.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | Занимательная математика | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие: обобщение знаний, полученных в течение года. | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая:, игра «Веселый карандаш» (пальчиковая гимнастика) Двигательная: игра с мячом «Назови соседей числа» Познавательно-исследовательская: «Какой сегодня день», «Дни недели» Коммуникативная: составление и обсуждение задачи, Чтение художественной литературы: отгадывание загадок Продуктивная: Дидактическое упражнение «Найди правильный ответ», «Дорисуй геометрическую фигуру» | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: разъяснение задания. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к полному развернутому ответу, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные материалы по теме; занимательныеи игровые ситуации; ситуации успеха. | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление тем. | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности. Познавательное развитие: получение информации при решении математических задач и упражнений. Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, рисование геометрических фигур. Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений, развивающих быстроту реакции и ловкость. | |
6. | Возрастная группа | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |
7. | Цель | Обобщение знаний детей по математике, полученных в течение года. | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Закреплять умение называть правильно текущую дату, день недели. | Знает и называет правильно дату и дни недели в правильной последовательности. | |
8.2 | Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, находить неправильные ответы и исправлять их. | Умеет составлять и решать задачи, называя составляющие: условие, решение, вопрос, ответ. Записывает решение с помощью цифр и знаков. | |
8.3 | Развивать умение отгадывать математическую загадку, дорисовывая в ряду недостающее число геометрических фигур, находить одинаковое количество. | Умеет находить одинаковое количество геометрических фигур в верхнем и нижнем ряду, дорисовывая недостающие фигуры. | |
8.4 | Продолжать развивать умение составлять и решать арифметические задачи, выделяя условие и вопрос задачи, записывать решение. | Решает задачи на сложение и вычитание, записывает решение и ответ. | |
8.5 | Закреплять умение называть соседей числового ряда. | Правильно называет соседей числа (предыдущее и последущее). | |
8.6 | Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность, инициативность и самостоятельность; интерес к математическим занятиям. | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми: (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). | |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения Выделение составляющих арифметической задачи (условие, вопрос, решение, ответ) | Способы преодоления Помощь взрослого и детей | ||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: картинка для составления арифметической задачи, мяч, карточки с примерами,разноцветные круги для самооценки. | |
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Решение и составление арифметических задач. Решение примеров. Чтение и отгадывание загадок про дни недели и т.п. Рисование геометрических фигур. |
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Создание проблемной ситуации:Дети, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы с вами будем заниматься математикой и покажем, чему научились за год. Будьте внимательными, старайтесь хорошо выполнять задания и отвечать на вопросы. Проходите за столы, садитесь на свои места. Спинки прямо держим. Я вам хочу напомнить правила поведения на занятии, загадать вам загадки, а вы отгадайте. | Ты сиди за партой стройно и веди себя …(достойно) Парта — это не кровать и на ней нельзя… (лежать) Ответить хочешь, не шуми, а только руку… (подними) |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Дидактическая игра «Дни недели» Мотивирующим фактором становится удовлетворение потребности детей в самостоятельности и притязании на признание. | -Какой сегодня день? (Скажите полным ответом) - Сколько дней в неделе? - Какой день был вчера? -Какой день будет завтра? -Назовите первый день недели? Пятый? -В какие дни недели мы посещаем детский сад? -А в какие дни отдыхаем? -Назовите дни недели по порядку. Молодцы! Все знаете! |
1.3 | Целеполагание | Закрепить умение работать по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Пальчиковая гимнастика «Веселые карандаши» Дидактическая игра «Найди правильный ответ» Дети берут листочки с примерами, исправляют неправильные ответы. Потом меняются листочками, проверяют друг у друга, правильно ли решены примеры. | Дети, давайте разомнем пальчики, покатаем ручки между ладонями. Ребята, я вам раздам сейчас листочки с примерами. У примеров уже есть ответы. Вам нужно их проверить, правильные они или нет. Берите ручки, решайте примеры и, если ответ неправильный, зачеркните его и напишите правильный. |
2.2 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Дидактическая игра «Дорисуй геометрическую фигуру» На доске мелом нарисованы геометрические фигуры, в два ряда. Нужно дорисовать на верхнем или нижнем ряду фигуры так, чтобы стало одинаковое количество в верхнем и нижнем ряду. | Саша, какие геометрические фигуры нарисованы в верхнем ряду? Сколько? Какие в нижнем ряду? Нарисуй, чтобы фигур было одинаковое количество. Сколько стало в верхнем ряду фигур? А в нижнем? (столько же)- 3 варианта задания |
2.3 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дидактическое упражнение «Составление и решение задачи» Сначала напомните, из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ) Дидактическая игра «Соседи числа» Называю числа 3,5,4,8,6,9,4,2,10,5 и т.д. | Ребята, посмотрите на картинку. Нам нужно придумать и решить задачу по этой картинке. Данил, придумай задачу на сложение. (было 3 цветка в вазе, подарили еще 2 цветка.) Денис, придумай вопрос к задаче? (Сколько стало цветов в вазе?) Марсель, выходи к доске, запиши на доске решение задачи.(3+2=5) Какое действие будет: сложение или вычитание? (сложение) Какой будем ставить знак в решении? (плюс). Запиши ответ. Даша, назови, какой получился ответ? (5) Молодцы, все правильно! Ребята, давайте поиграем. Вставайте, задвиньте стульчики под столы, проходите на палас, постройте круг. Я буду бросать мяч и называть число, а вам нужно поймать и назвать соседей этого числа и бросить мне обратно. Будьте внимательны! Умнички, и с этим заданием справились! |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Какие задания вам понравились? Дети, я предлагаю вам оценить себя. Подойдите ко мне. У меня лежат круги разных цветов. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите зеленый кружок. Если у вас были затруднения и ошибки в заданиях, возьмите желтый кружок. Кто не справился с заданиями, кому было трудно и непонятно, возьмите красный кружок. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были внимательными, настойчивыми, сообразительными, помогали друг другу. Давайте попрощаемся с гостями. | Какая игра понравилась Рафаэлю? Какая игра понравилась Ксюше? Ване? Почему? Осознание результативности своей деятельности и своего эмоционального состояния при выборе кружочка определенного цвета |
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Художественно-творческая деятельность | -Выставка рисунков«Занимательная математика» -Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр. | В детском саду |
1.2 | Чтение художественной литературы | Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». -Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах. -Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. | В детском саду В семье |
1.3 | Игровая деятельность | -Дидактические игры с математическим содержанием: «Кубики для всех», «Точечки», «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет «Головоломки Пифагора», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», | В детском саду и в семье |
1.4 | Двигательная деятельность | -Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется». - Пальчиковые гимнастики. - Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру». | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | -Конструирование. -Работа со счетными палочками. | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Блоки Дьенеша,Числовые домики, «Играем в математику» «Божьи коровки и ромашки», Палочки Кюизенера, «Маленький дизайнер» | Подготовка проектов в семье, внесение их в книгу – в детском саду |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
2.Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
3.Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
4.Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
5.Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочейтетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с.(Математические ступеньки).
6.Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
7.Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
8.Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
9.Носова,Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
10.Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Занимательная математика".
В помощь воспитателям....
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»
Проектпо познавательному развитию«Занимательная математика»...
Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию «Занимательная математика»
Игра – как средство развития ребёнкаДетский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зави...
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей средней группы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....
Познавательное развитие «Занимательная математика»
Конспект занятия по познавательному развитию «Занимательная математика»Программное содержание:1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет...
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»
Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игр...
Проект по познавательному развитию "Занимательная математика"
Проект по познавательному развитию "Занимательная математика"...