СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Галина Александровна Демина

. Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество. Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Первое, что нужно должны сделать – это заинтересовать детей. Старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovoe_poznavatelnoe_razvitie.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12»

города Сорочинска Оренбургской области

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Разработчик:

Демина Галина Александровна

Воспитатель

1 квалификационной

категории

МБДОУ № 12

Сорочинск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

9

III.

Список литературы

10

IV

Приложения

11


I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике.

Задача, стоящая перед воспитателем, заключается  в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество. Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Первое, что нужно должны сделать – это заинтересовать детей. Старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне.

ФЭМП решается ряд программных задач: - образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять, упражнять, формировать; - развивающие: внимание, памяти, мышления, анализировать, умение видеть самое главное, существенное; - воспитательныематематическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей; - речевые: работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику.

Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть:

• содержательно – насыщенной,

• трансформируемой;

• функциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математикаповсюду.

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

Занимательная математика

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие: обобщение знаний, полученных в течение года.

3.

Виды деятельности детей

Игровая:, игра «Веселый карандаш» (пальчиковая гимнастика)

Двигательная: игра с мячом «Назови соседей числа»

Познавательно-исследовательская: «Какой сегодня день», «Дни недели»

Коммуникативная: составление и обсуждение задачи,

Чтение художественной литературы: отгадывание загадок

Продуктивная: Дидактическое упражнение «Найди правильный ответ», «Дорисуй геометрическую фигуру»

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: разъяснение задания.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к полному развернутому ответу, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные материалы по теме;  занимательныеи игровые ситуации; ситуации успеха.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление  тем.

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности.

Познавательное развитие: получение информации при решении математических задач и упражнений.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, рисование геометрических фигур.

Физическое развитие: выполнение двигательных  упражнений, развивающих быстроту реакции и ловкость.

6.

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

7.

Цель

Обобщение знаний детей по математике, полученных в течение года.

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Закреплять умение называть правильно текущую дату, день недели.

Знает и называет правильно дату и дни недели в правильной последовательности.

8.2

Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, находить неправильные ответы и исправлять их.

Умеет составлять и решать задачи, называя составляющие: условие, решение, вопрос, ответ. Записывает решение с помощью цифр и знаков.

8.3

Развивать умение отгадывать математическую загадку, дорисовывая в ряду недостающее число геометрических фигур, находить одинаковое количество.

Умеет находить одинаковое количество геометрических фигур в верхнем и нижнем ряду, дорисовывая недостающие фигуры.

8.4

Продолжать развивать умение составлять и решать арифметические задачи, выделяя условие и вопрос задачи, записывать решение.

Решает задачи на сложение и вычитание, записывает решение и ответ.

8.5

Закреплять умение называть соседей числового ряда.

Правильно называет соседей числа (предыдущее и последущее).

8.6

Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность, инициативность и самостоятельность; интерес к математическим занятиям.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми: (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Выделение составляющих арифметической задачи (условие, вопрос, решение, ответ)

Способы преодоления

Помощь взрослого и детей

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: картинка для составления арифметической задачи, мяч, карточки с примерами,разноцветные круги для самооценки.

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Решение и составление арифметических задач.

Решение примеров.

Чтение и отгадывание загадок про дни недели и т.п.

Рисование геометрических фигур.

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Создание проблемной ситуации:Дети, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы с вами будем заниматься математикой и покажем, чему научились за год. Будьте внимательными, старайтесь хорошо выполнять задания и отвечать на вопросы.

Проходите за столы, садитесь на свои места. Спинки прямо держим. Я вам хочу напомнить правила поведения на занятии, загадать вам загадки, а вы отгадайте.

Ты сиди за партой стройно и веди себя …(достойно)

Парта — это не кровать и на ней нельзя… (лежать)

Ответить хочешь, не шуми, а только руку… (подними)

1.2

Мотивация деятельности детей

Дидактическая игра «Дни недели»

Мотивирующим фактором становится удовлетворение потребности детей в самостоятельности и притязании на признание.

-Какой сегодня день? (Скажите полным ответом)

- Сколько дней в неделе?

- Какой день был вчера?

-Какой день будет завтра?

-Назовите первый день недели? Пятый?

-В какие дни недели мы посещаем детский сад?

-А в какие дни отдыхаем?

-Назовите дни недели по порядку.

Молодцы! Все знаете!

1.3

Целеполагание

Закрепить умение работать по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

II.

Основная часть:

2.1

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Пальчиковая гимнастика «Веселые карандаши»

Дидактическая игра «Найди правильный ответ»

Дети берут листочки с примерами, исправляют неправильные ответы. Потом меняются листочками, проверяют друг  у друга, правильно ли решены примеры.

Дети, давайте разомнем пальчики, покатаем ручки между ладонями.

Ребята, я вам раздам сейчас листочки с примерами. У примеров уже есть ответы. Вам нужно их проверить, правильные они или нет. Берите ручки, решайте примеры и, если ответ неправильный, зачеркните его и напишите правильный.

2.2

Актуализация ранее приобретенных знаний

Дидактическая игра «Дорисуй геометрическую фигуру»

На доске мелом  нарисованы геометрические фигуры, в два ряда.

Нужно дорисовать на верхнем или нижнем ряду фигуры так, чтобы стало одинаковое количество в верхнем и нижнем ряду.

Саша, какие геометрические фигуры нарисованы в верхнем ряду? Сколько? Какие в нижнем ряду? Нарисуй, чтобы фигур было одинаковое количество. Сколько стало в верхнем ряду фигур? А в нижнем? (столько же)- 3 варианта задания

2.3

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Дидактическое упражнение «Составление и решение задачи»

Сначала напомните, из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)

Дидактическая игра «Соседи числа»

Называю числа 3,5,4,8,6,9,4,2,10,5 и т.д.

Ребята,  посмотрите на картинку. Нам нужно придумать и решить задачу по этой картинке.

Данил, придумай задачу на сложение.

 (было 3 цветка в вазе, подарили еще 2 цветка.)

Денис, придумай вопрос к задаче?

(Сколько стало цветов в вазе?)

Марсель, выходи к доске, запиши на доске решение задачи.(3+2=5)

Какое действие будет: сложение или вычитание? (сложение)

Какой будем ставить знак в решении? (плюс). Запиши ответ.

Даша, назови, какой получился ответ? (5)

Молодцы, все правильно!

Ребята, давайте поиграем. Вставайте, задвиньте стульчики под столы,

проходите на палас, постройте круг.

Я буду бросать мяч и называть число, а вам нужно поймать и назвать соседей этого числа и  бросить мне обратно. Будьте внимательны!

Умнички, и с этим заданием справились!

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Какие задания вам понравились?

Дети, я предлагаю вам оценить себя. Подойдите ко мне. У меня лежат круги разных цветов. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите зеленый кружок. Если у вас были затруднения и ошибки в заданиях, возьмите желтый кружок. Кто не справился с заданиями, кому было трудно и непонятно, возьмите красный кружок.  

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были внимательными, настойчивыми, сообразительными, помогали друг другу. Давайте попрощаемся с гостями.

Какая игра понравилась Рафаэлю? Какая игра понравилась Ксюше? Ване? Почему?

Осознание результативности своей деятельности и своего эмоционального состояния при выборе кружочка определенного цвета

3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Художественно-творческая деятельность

-Выставка рисунков«Занимательная математика»

 -Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

В детском саду

1.2

Чтение художественной литературы

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета«Три медведя»«Два медвежонка»«Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

-Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

-Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

В детском саду

В семье

1.3

Игровая деятельность

-Дидактические игры с математическим содержанием: «Кубики для всех»«Точечки»«Крестики – нолики»«Математическое лото», «Лабиринты»«Какие цифры потерялись»«Веселые цифры»«Математические домики», «Мозаика из крышек»«Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет «Головоломки Пифагора»«Волшебные круги»«Домино»«Чудесный мешочек»,

В детском саду и в семье

1.4

Двигательная деятельность

-Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».

- Пальчиковые гимнастики.

- Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

-Конструирование.

-Работа со счетными палочками.

В детском саду

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Блоки Дьенеша,Числовые домики, «Играем в математику» «Божьи коровки и ромашки», Палочки Кюизенера,  «Маленький дизайнер»

Подготовка проектов в семье, внесение их в книгу – в детском саду

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

2.Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

3.Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

4.Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

5.Колесникова Е.В. Математика для детей 67 летУчебно-методичес-кое пособие к рабочейтетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с.(Математические ступеньки).

6.Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.

7.Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.

8.Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.

9.Носова,Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.

10.Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»

Проектпо познавательному развитию«Занимательная математика»...

Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию «Занимательная математика»

Игра – как средство развития ребёнкаДетский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зави...

Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей средней группы

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....

Познавательное развитие «Занимательная математика»

Конспект занятия по познавательному развитию «Занимательная математика»Программное содержание:1. Продолжать учить сравнивать смежные числа, устанавливать их последовательность, устный счет...

Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»

Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игр...

Проект по познавательному развитию "Занимательная математика"

Проект по познавательному развитию "Занимательная математика"...