СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
. Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество. Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Первое, что нужно должны сделать – это заинтересовать детей. Старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovoe_poznavatelnoe_razvitie.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12»
города Сорочинска Оренбургской области
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Разработчик: Демина Галина Александровна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 12 |
Сорочинск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 9 |
III. | Список литературы | 10 |
IV | Приложения | 11 |
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике.
Задача, стоящая перед воспитателем, заключается в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество. Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Первое, что нужно должны сделать – это заинтересовать детей. Старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Второе – организовать творческое и активное сотрудничество детей и воспитателя на занятии и вне.
ФЭМП решается ряд программных задач: - образовательные: чему ребёнка будем учить, закреплять, упражнять, формировать; - развивающие: внимание, памяти, мышления, анализировать, умение видеть самое главное, существенное; - воспитательные: математическую смекалку, сообразительность, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, умение слушать других детей; - речевые: работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Таким образом, традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику.
Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая среда должна быть:
• содержательно – насыщенной,
• трансформируемой;
• функциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математикаповсюду.
II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | Занимательная математика | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие: обобщение знаний, полученных в течение года. | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая:, игра «Веселый карандаш» (пальчиковая гимнастика) Двигательная: игра с мячом «Назови соседей числа» Познавательно-исследовательская: «Какой сегодня день», «Дни недели» Коммуникативная: составление и обсуждение задачи, Чтение художественной литературы: отгадывание загадок Продуктивная: Дидактическое упражнение «Найди правильный ответ», «Дорисуй геометрическую фигуру» | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: разъяснение задания. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к полному развернутому ответу, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные материалы по теме; занимательныеи игровые ситуации; ситуации успеха. | |
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление тем. | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности. Познавательное развитие: получение информации при решении математических задач и упражнений. Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, рисование геометрических фигур. Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений, развивающих быстроту реакции и ловкость. | |
6. | Возрастная группа | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |
7. | Цель | Обобщение знаний детей по математике, полученных в течение года. | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Закреплять умение называть правильно текущую дату, день недели. | Знает и называет правильно дату и дни недели в правильной последовательности. | |
8.2 | Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, находить неправильные ответы и исправлять их. | Умеет составлять и решать задачи, называя составляющие: условие, решение, вопрос, ответ. Записывает решение с помощью цифр и знаков. | |
8.3 | Развивать умение отгадывать математическую загадку, дорисовывая в ряду недостающее число геометрических фигур, находить одинаковое количество. | Умеет находить одинаковое количество геометрических фигур в верхнем и нижнем ряду, дорисовывая недостающие фигуры. | |
8.4 | Продолжать развивать умение составлять и решать арифметические задачи, выделяя условие и вопрос задачи, записывать решение. | Решает задачи на сложение и вычитание, записывает решение и ответ. | |
8.5 | Закреплять умение называть соседей числового ряда. | Правильно называет соседей числа (предыдущее и последущее). | |
8.6 | Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность, инициативность и самостоятельность; интерес к математическим занятиям. | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми: (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). | |
9. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения Выделение составляющих арифметической задачи (условие, вопрос, решение, ответ) | Способы преодоления Помощь взрослого и детей | ||
10. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: картинка для составления арифметической задачи, мяч, карточки с примерами,разноцветные круги для самооценки. | |
11. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Решение и составление арифметических задач. Решение примеров. Чтение и отгадывание загадок про дни недели и т.п. Рисование геометрических фигур. |
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | Создание проблемной ситуации:Дети, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы с вами будем заниматься математикой и покажем, чему научились за год. Будьте внимательными, старайтесь хорошо выполнять задания и отвечать на вопросы. Проходите за столы, садитесь на свои места. Спинки прямо держим. Я вам хочу напомнить правила поведения на занятии, загадать вам загадки, а вы отгадайте. | Ты сиди за партой стройно и веди себя …(достойно) Парта — это не кровать и на ней нельзя… (лежать) Ответить хочешь, не шуми, а только руку… (подними) |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Дидактическая игра «Дни недели» Мотивирующим фактором становится удовлетворение потребности детей в самостоятельности и притязании на признание. | -Какой сегодня день? (Скажите полным ответом) - Сколько дней в неделе? - Какой день был вчера? -Какой день будет завтра? -Назовите первый день недели? Пятый? -В какие дни недели мы посещаем детский сад? -А в какие дни отдыхаем? -Назовите дни недели по порядку. Молодцы! Все знаете! |
1.3 | Целеполагание | Закрепить умение работать по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. | |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Пальчиковая гимнастика «Веселые карандаши» Дидактическая игра «Найди правильный ответ» Дети берут листочки с примерами, исправляют неправильные ответы. Потом меняются листочками, проверяют друг у друга, правильно ли решены примеры. | Дети, давайте разомнем пальчики, покатаем ручки между ладонями. Ребята, я вам раздам сейчас листочки с примерами. У примеров уже есть ответы. Вам нужно их проверить, правильные они или нет. Берите ручки, решайте примеры и, если ответ неправильный, зачеркните его и напишите правильный. |
2.2 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Дидактическая игра «Дорисуй геометрическую фигуру» На доске мелом нарисованы геометрические фигуры, в два ряда. Нужно дорисовать на верхнем или нижнем ряду фигуры так, чтобы стало одинаковое количество в верхнем и нижнем ряду. | Саша, какие геометрические фигуры нарисованы в верхнем ряду? Сколько? Какие в нижнем ряду? Нарисуй, чтобы фигур было одинаковое количество. Сколько стало в верхнем ряду фигур? А в нижнем? (столько же)- 3 варианта задания |
2.3 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Дидактическое упражнение «Составление и решение задачи» Сначала напомните, из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ) Дидактическая игра «Соседи числа» Называю числа 3,5,4,8,6,9,4,2,10,5 и т.д. | Ребята, посмотрите на картинку. Нам нужно придумать и решить задачу по этой картинке. Данил, придумай задачу на сложение. (было 3 цветка в вазе, подарили еще 2 цветка.) Денис, придумай вопрос к задаче? (Сколько стало цветов в вазе?) Марсель, выходи к доске, запиши на доске решение задачи.(3+2=5) Какое действие будет: сложение или вычитание? (сложение) Какой будем ставить знак в решении? (плюс). Запиши ответ. Даша, назови, какой получился ответ? (5) Молодцы, все правильно! Ребята, давайте поиграем. Вставайте, задвиньте стульчики под столы, проходите на палас, постройте круг. Я буду бросать мяч и называть число, а вам нужно поймать и назвать соседей этого числа и бросить мне обратно. Будьте внимательны! Умнички, и с этим заданием справились! |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались? Какие задания вам понравились? Дети, я предлагаю вам оценить себя. Подойдите ко мне. У меня лежат круги разных цветов. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите зеленый кружок. Если у вас были затруднения и ошибки в заданиях, возьмите желтый кружок. Кто не справился с заданиями, кому было трудно и непонятно, возьмите красный кружок. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Вы были внимательными, настойчивыми, сообразительными, помогали друг другу. Давайте попрощаемся с гостями. | Какая игра понравилась Рафаэлю? Какая игра понравилась Ксюше? Ване? Почему? Осознание результативности своей деятельности и своего эмоционального состояния при выборе кружочка определенного цвета |
3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Художественно-творческая деятельность | -Выставка рисунков«Занимательная математика» -Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр. | В детском саду |
1.2 | Чтение художественной литературы | Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». -Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах. -Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. | В детском саду В семье |
1.3 | Игровая деятельность | -Дидактические игры с математическим содержанием: «Кубики для всех», «Точечки», «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Колумбово яйцо» «Танграм», «Математический планшет «Головоломки Пифагора», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», | В детском саду и в семье |
1.4 | Двигательная деятельность | -Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется». - Пальчиковые гимнастики. - Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру». | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | -Конструирование. -Работа со счетными палочками. | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Блоки Дьенеша,Числовые домики, «Играем в математику» «Божьи коровки и ромашки», Палочки Кюизенера, «Маленький дизайнер» | Подготовка проектов в семье, внесение их в книгу – в детском саду |
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
2.Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
3.Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
4.Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
5.Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочейтетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с.(Математические ступеньки).
6.Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
7.Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
8.Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
9.Носова,Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». - Л.,1990.
10.Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Занимательная математика".
В помощь воспитателям....
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»
Проектпо познавательному развитию«Занимательная математика»...
Комплекс Дидактических игры по познавательному развитию «Занимательная математика»
Игра – как средство развития ребёнкаДетский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зави...
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей средней группы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика»
Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игр...
Проект по познавательному развитию "Занимательная математика"
Проект по познавательному развитию "Занимательная математика"...
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (6 –7 лет) по познавательному развитию «Занимательная математика» на 2022-2023 учебный год.
Программа «Занимательная математика» заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.В программе п...