Проект "Хотим все знать!"
проект по математике (младшая группа)

Салыева Наталья Николаевна

Представлен долгосрочный проект в 1 младшей группе "Хотим все знать!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poznavat.razvitiyu.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» г. Югорск.

Проект

по познавательному развитию для детей 1 младшей группы

«Хотим все знать!»

.

Разработчик: воспитатель

Салыева Наталья Николаевна







г. Югорск 2021год

Тип проекта: познавательный;

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.

Этапы реализации: долгосрочный, сентябрь -январь


Проблема:

Работая в группах младшего дошкольного возраста, мы заметили, что дети данного возраста не умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине, плохо ориентируются в цветовой гамме поэтому мы решила работать в этом направлении с 1-ой младшей группы.

Актуальность:

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель:

Формирование у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через дидактические игры. Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.


Задачи проекта:

Дети:

Воспитывающая - воспитывать познавательный интерес, любознательность к дидактическим играм в 1 младшей группе у детей.

Обучающая - Дать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

Развивающая - различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков.

Педагоги:

Разработать методическое обеспечение по сенсорному развитию с младшими дошкольниками.

Родители:

Познакомиться с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Привлечь по рекомендации педагога изготавливать своими руками дидактические игры для развития сенсорных способностей своих детей.

Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.



Ожидаемые результаты:

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

2. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.

3. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (например: грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета и т.д.).


Этапы реализации проекта:

I - подготовительный

II – организационно -деятельностный

III - продуктивный







Описание проекта:

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта.

Формулирование цели и задач проекта.

Составление плана работы (приложение1).

Подбор литературы. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта (родительское собрание)

Воспитатели, родители

Основной этап (февраль - апрель)

- Познакомить детей с цветом, формой, величиной предметов, положения их в пространстве в различных видах деятельности (приложение 2).

- Изготовление и использование дидактических игр.

Воспитатели, воспитанники

- Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (приложение 3).

Воспитатели,

родители.

- Выступление на родительском собрании.

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

Воспитатели, родители.

Заключительный (май)

- Подведение итогов

- Презентация дидактических игр, изготовленных родителями.

Воспитатели, воспитанники, родители


Список использованной литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста М.: Медицина, 1977.
  2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников Мн.: БрГУ, 2007.
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1997
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада М.: Просвещение, 1988.
  6. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1995.
  7. Маханева М. Д., С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  8. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика»

Приложение 1.

Перспективный план работы с детьми и родителями по проекту

НОД по познавательному развитию: «Кукла Катя и кукла Маша».

НОД по ФЭМП: «Большой и маленький».

Дидактические игры:

«Сложи игрушки правильно», «Развесь яблочки», «Чья посуда?»

Игровая ситуация «Шарик для большой куколки и для маленькой»

Выступление на родительском собрании, ознакомление с проектом. Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению величины предмета.

Консультация: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Октябрь

НОД по ФЭМП: «Разложи игрушки правильно».

НОД по художественно-эстетическому развитию

(лепка): «Солнышко».

Дидактические игры: «Определи форму», «Чудесный мешочек», «Заштопай одежду», «Найди свой домик»

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению формы предмета.

Ноябрь

НОД по познавательному развитию: «Волшебная коробка».

НОД по ФЭМП: «Ёжики»

НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)«Шарики воздушные, ветерку послушные».

Дидактические игры: «Собери бусы», «Найди гараж для машины», «Собери палочки», «Солнышко в лесу», «Найди пару»

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр по закреплению цветовой гаммы.

Январь

Мониторинг.

Презентация проекта и дидактических игр на родительском собрании.










Приложение 2.

НОД по познавательному развитию: «Кукла Катя и кукла Маша».

(предметный мир: мебель)

Программное содержание: формировать у детей обобщенное понятие: мебель. Дифференцировать большие и маленькие предметы, узнавать их, называть, постепенно вытесняя из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными, развивать координацию движений, воспитывать партнерские взаимоотношения в процессе предметно-игровой деятельности.

Материал: кукла Катя – большая, кукла Маша – маленькая (сестренка Кати). Стол, большой и маленький стулья, большая и маленькая кровати, игрушечная посуда, игрушка-петушок.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает пойти в гости к кукле Кате и подводит детей к ковру, где располагается комната Кати. В центре стоит стол, рядом большой и маленький стульчики, большая и маленькая кроватки, на которых лежат большая и маленькая куклы.

Воспитатель обращает внимание детей на спящих кукол, напоминает, что надо себя вести тихо, чтобы не разбудить их.

Раздается голос петушка: «Кукареку! Кукареку!»

Воспитатель: Петушок, петушок!

Золотой гребешок!

Что так рано встаешь?

Куклам спать не даешь?

Петушок; Пора, пора всем вставать.

Воспитатель предлагает детям осторожно, ласково разбудить куклу Катю и куклу Машу.

Воспитатель вместе с детьми будит кукол, рассматривают их, сравнивают по величине, подбирают соответствующую одежду по размеру.

Затем усаживают за стол и предлагают куклам чай, используя предметы по назначению и размеру, читают русскую народную потешку:

Куклу Машу угощаю,

Предложу я кукле чаю.

Чай я в чашку наливаю.

Пей, Маняша,

Не стесняйся!

Чаем сладким угощайся.

В конце организованной деятельности проводится подвижная игра «Ну-ка, хлопаем в ладоши»:

Ну-ка, хлопаем в ладоши

Дружно, веселее! (Дети хлопают в ладоши.)

Застучали наши ножки

Громче и быстрее! (Руки на поясе, топают ножками.)


НОД по ФЭМП: «Большой и маленький».

(группировка предметов по величине)

Программное содержание: закрепить умение называть и различать размеры предметов: большой, маленький. Побуждать детей соотносить действия со словесными пояснениями, воспитывать наблюдательность и коммуникативность.

Материал: игрушка мишка, две коробки большая и маленькая, кубики большие и маленькие по количеству детей

Ход занятия:

В. Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в кружок и поздороваемся друг с другом.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем.

И занятие начнем.

В. Молодцы, проходите на стульчики.

-Посмотрите, ребята, здесь кто-то есть. Кто это? (медвежонок).

-Да это медвежонок Миша. И он чем то расстроен. Давайте спросим почему он такой грустный (дети спрашивают).

-Миша рассказал, что играл в кубики, потом пошел позавтракать, а когда вернулся в группу, то не смог их найти. «Они наверно потерялись», - говорит Мишка.

-Ребята, мы поможем медвежонку найти кубики? (поможем)

(Дети и воспитатель выходят в приёмную и находят кубики.Мишка радуется и благодарит ребят). Проводится дидактическая игра  «Разложи кубики по коробкам» (на ковре).

Перед детьми разложены кубики: большие и маленькие для каждого ребенка. Приготовленные две коробки: большая и маленькая.

-Медвежонок принес две коробки разного размера и просит разложить кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку

-Посмотрите это какая коробка? (большая)

-А эта коробка, какая? (маленькая)

Посмотрите на кубики. Покажите большой кубик (показывают).  Покажите маленький (показывают)

Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

-Посмотрите большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку

(дети выполняют задания после объяснения воспитателя)

.-Вот мы и помогли Мишке: большие кубики сложили в большуюкоробку, а маленькие в маленькую коробку. Мишка доволен он улыбается:

-Сколько кубиков в коробках? (много)

-А сколько кубиков у вас? (ни одного).

- Молодцы, вы справились с заданием.

В конце организованной деятельности можно поиграть в подвижную игру «У медведя во бору».

НОД по ФЭМП: «Разложи игрушки правильно».

(группировка предметов по форме)

Программное содержание: формировать навык группировки предметов по форме, используя простейшие приемы установки тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

Материал: два подноса, круги и квадраты, разные по величине, одинаковые по цвету. Каждому ребенку дают по пять квадратов и кругов.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на подносы, где лежат геометрические фигуры, перемешанные. Сообщает, что это котенок Мурр-мур-мяу ночью бегал, все фигуры перепутал, скоро придет кукла Таня, а фигуры перемешаны. Предлагает помочь котенку и разложить их правильно.

Проводится дидактическая игра «Разложи правильно».Сначала дети раскладывают предметы по форме: все квадраты и все круги.

Далее задание усложняется - дети работают в рамках одного подноса: наверху кладут все маленькие фигуры, внизу все большие фигуры ( круги или квадраты).

Вопросы к детям:

- Олег, какие у тебя на верху подноса, большие или маленькие круги? (Маленькие.)

- Марина, какие у тебя здесь квадраты, маленькие или большие? (Большие.)

На данном этапе необязательно требовать называть геометрическую фигуру, наша задача отработать у детей навык дифференциации и названия величины: большой, маленький.

В конце можно поиграть в подвижную игру «Найди фигуру». Дети закрывают глаза, воспитатель прячет фигуру, дети находят и называют, кто нашел.

- Я нашел.












НОД по познавательному развитию: «Волшебная коробка».

(предметный мир: дифференциация предметов по цвету)

Программное содержание: формировать навык соотношения цвета предметов и формы между собой для решения практических задач. Развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками.

Материал: «Волшебная коробка», деревянные кубики и резиновые мячики разного цвета (желтые и красные), контрастные по размеру, две игрушечные машины (большая и маленькая), игрушка-мишка.

Ход занятия:

В гости к детям приходит мишка и приносит «Волшебную коробку». Воспитатель предлагает детям узнать: «Что там лежит?» затем открывает коробку и поочередно достает предметы. Дети называют:

- Кубик желтый.

- Мячик красный и т.д.

Затем воспитатель предлагает развести игрушки по местам. Сначала детям предлагают перевезти игрушки на большой машине. Воспитатель кладет один кубик желтый и росит ребенка найти такой же один кубик и положить в машину и т.д. Когда все кубики будут находиться в машине, воспитатель поясняет жестом (разводя руками), как много кубиков, и просит ребенка отвезти кубики в указанное место, где дети помогают выгружать кубики по одному и произносить слова: один кубик желтый и т.д.

Аналогично проводятся действия с красными мячиками, но в маленькой машине.

После этого детям предлагается покатать мячики и кубики, воспитатель поясняет: «Мячик – катится, кубик – не катится».

В конце организованной деятельности проводится подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч!» нас стихи С.Я. Маршака.

Мой веселый звонкий мяч! (Дети прыгают как мячики)

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой. (По окончании слов стихотворения разбегаются.)







Приложение 3.


Консультация для родителей на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире.

С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.

В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала.

Все линии развития базируются на сенсорной основе, поэтому сенсорный опыт детей значительно расширяется. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета.

Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес (лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый) .

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.

Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку) », «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др.

Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие.

В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .

Эти игры выполняют следующие функции:

развивают мелкую моторику рук;

развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;

формируют навыки шнуровки;

способствуют развитию речи;

развивают творческие способности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...