Картотека игр по математическому развитию "Ориентировка в пространстве"
картотека по математике
Картотека игр по математическому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_matematicheskomu_rashchvitiyu.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшая группа
«Вверху – внизу. Кто выше?»
Цель: Развитие пространственных представлений.
Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, в разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.
Содержание игры:
Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет
взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».
В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.
Средняя группа
«Поросята и серый волк»
Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.
Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.
Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »
Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.
Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.
Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »
Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.
Старшая группа
«Разноцветное путешествие»
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).
Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.
Подготовительная группа
«В лесу»
Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.
Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.
Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.
Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.
- Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?
- Почему вы так думаете?
- Каковы признаки лета?
В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.
- Как вы думаете, что может находиться над деревом?
Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.
- Что вам это облако напоминает?
- А что может находиться под деревом?
Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.
- Покажите правую руку, левую.
- Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.
- С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?
- Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.
- Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.
Министерство образования и науки РА
БПОУ РА «Горно – Алтайский педагогический колледж»
Игровые упражнения
Ориентировка во времени
Выполнила :Куттубаева А.Р
Проверила :Безверхняя В.А
г. Горно – Алтайск , 2021
Младшая группа
"Солнышко"
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
Старшая группа
"Скульптор"
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.
Оборудование: макет игрушки Буратино.
Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
Старшая группа
"Контролер"
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения
детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.
Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи
Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.
Подготовительная группа
"Дорога в школу".
Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве
В картотеке собраны игры на формирование умений ориентироваться в пространстве в движении. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу "от простого к сложному". Эти игры помогут детям овлад...
Картотека для закрепления математических понятий для детей младшего возраста
Эта картотека предназначена для родителей для закрепления с детьми математических понятий....
Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста
Развитие ориентировки в пространстве...
Картотека игр на умение ориентироваться в пространстве для детей дошкольного возраста.
Картотека игр на ориентировку в пространстве....
Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве «Играем дома».
Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве «Играем дома»....
Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве (НОЯБРЬ)
Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространс...
Картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве
Картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве «Вверху – внизу. Кто выше?» Цель: развитие пространственных представлений.Материал игры: декоративная таблица, на кото...