Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры
консультация по математике (младшая группа)

Мяч Ирина Викентьевна

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра.

Актуальность сенсорного развития

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Значение сенсорного воспитания

-является основой для интеллектуального развития,

-развивает наблюдательность, внимание,

позитивно влияет на эстетическое чувство,

-является основой для развития воображения,

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,

-влияет на расширение словарного запаса ребенка,

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы :

- образовательную деятельность

- игры – экспериментирования

- художественное творчество

- наблюдение

дидактические игры

Я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей первой и второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.

Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задачдидактической и игровой.

Задачи:

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

развивать мелкую моторику рук.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты«А кто это стучится к нам?»«Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т. д.

В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас»«пальчики хотят помочь» и т. д.). Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.

Для поддержания интереса вводился соревновательный момент«Кто быстрее соберет фрукты?»«Кто быстрее разложит по баночкам?» и т. п.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала :

- индивидуальные социально- психологические особенности детей;

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учё том следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по развитию сенсорных способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры с использованием разнообразных методов и приемо...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Конспект  непосредственно- образовательнойдеятельности для  детей раннего возрастаЦель:  Закрепление  четырёх  основных  цветов  и развитие  мелкоймоторики рук....

Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.З...

Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры

консудбтацыя для родителей "Сенсорное развитие дошкольников через дидактические игры". название и описание дидактических игр....

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...