Развивающие игры – как средство к проявлению и становлению у детей дошкольного возраста интереса к познанию математических отношений
статья по математике
Игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольный период их жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2022g.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Светлана Геннадьевна
воспитатель ГБДОУ детский сад№36
Невский район Санкт-Петербурга
Статья «Развивающие игры – как средство к проявлению и становлению у детей дошкольного возраста интереса к познанию математических отношений»
«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В. А.
Игра является ведущим видом деятельности детей в дошкольный период их жизни. В процессе игры происходит формирование детского интеллекта, психики, коммуникативных умений и навыков. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми.
Меня всегда интересовала математика, поэтому я решила более углубленно заняться этой наукой, чтобы помочь детям преодолевать трудности в решении задач и проблемных ситуаций в познании математических отношений. Это обусловлено еще и тем, что возросли требования к уровню развития логического мышления детей перед поступлением в школу. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Раньше занятия проводились только в форме фронтальной работы за столами, преобладало место неигровых приемов работы с детьми, в условиях строго регламентированного обучения: обилие показов способов выполнения, пояснений, указаний. Что вело к утомляемости, безынициативности, угасанию интереса к активной поисковой деятельности.
В современных условиях новые программы и технологии вносят свои коррективы в обучение детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира. Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Поэтому занятия проводятся в форме игра-занятие, строятся на сюжете, используются развивающие игры по ходу занятия, которые помогают ребенку в более легкой и интересной форме усвоить материал. Дети охотно включаются в выполнение практических действий сравнения, счета, сопоставления, что ведет к формированию математических представлений. Деятельность проходит динамично, дети свободно по ходу развертывания сюжета передвигаются по группе, они эмоционально активны, общение педагога с детьми лишено дидактизма. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Развивающие игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Развивающие игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра и воспитанием и обучением ребенка в школе. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много, одна из них возможно наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету - математика. Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Развивающие игры, которые я использую в процессе занятия, а так же предлагаю детям в организованной самостоятельной и совместной деятельности направлены на подготовку детей к изучению основам математики. В процессе игры незаметно для себя дети считают, складывают, решают разного рода логические задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей. При организации игр с детьми важно оценить их индивидуальные особенности, если дети быстро и легко справляются с заданиями, можно предложить более сложные, и, наоборот, в случае затруднения задержаться на простых. В результате игровой и практической деятельности организуемой на занятиях и в совместной деятельности дети овладевают способами познания свойств объектов, наглядного моделирования связей и отношений.
Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу детей.
Ценность развивающих игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей. Благодаря использованию развивающих игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Таким образом, развивающие игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли развивающих игр.
Все развивающие игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности. Игры различаются, как правило, по внешним признакам, но каждая из них моделирует творческий процесс. Развивающая игра, с ее обучающей задачей, облеченной в игровую занимательную форму привлекла к себе внимание видных зарубежных и русских педагогов. Каждый педагог знает, что одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие у них логического мышления, познавательных способностей, умений, навыков, формирование математических представлений. Развитие познавательных способностей будет осуществляться относительно легко, если при обучении использовать различные игровые приемы, разнообразные наглядные пособия, развивающие игры. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Многообразие развивающих игр позволяет быстро переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой., выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны.
Я создала необходимую обстановку, развивающую у детей интерес к творчеству, предложив им самые разнообразные игры. Детям была предоставлена свобода в выборе игр, их последовательности и способах работы. И сама старалась не упускать возможность поиграть или что то сделать с детьми, и конечно радовалась вместе с ними каждому шагу вперед, каждому успеху. Постепенное возрастание сложности задач в играх позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать творческие способности. В игре каждый поднимается до «потолка» своих возможностей.
Важно отметить, что недостаточно вооружиться даже самым полным и обширным набором игр. Развивающими они становятся лишь тогда, когда будут преподноситься ребенку с соблюдением определенных правил:
- игра должна приносить радость ребенку
- необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее
- нельзя мешать самостоятельному решению
- в игре нужна непринужденная обстановка
Результаты работы подтвердили не только доступность развивающих игр, но и их высокую эффективность. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....
Комплексное использование развивающих игр как средство формирования познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Принцип неутоленной жажды познания и сюжетное путешествие.
Попытка научного осмысления практического опыта использования развивающих игр в работе с детьми. Статья посвящена актуальности использования развивающих игр в комплексе. Рассматривается один из с...
Развивающие игры с блоками Дьенеша, как инструмент предматематического развития детей дошкольного возраста.
В статье представлен материал об использовании блоков Дьенеша в игровой деятельности детей раннего возраста. Игры позволяют формировать предматематические представления у детей-дошкольников....
Консультация для родителей: Развивающие игры «Запоминаем вместе» ( направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)
Память- это процесс выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием ус...