конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЭМП «Деление квадрата на две равные части»
Тема: «Деление квадрата на 2 равные части»
Цель: формирование у детей позитивной мотивации к познанию, ФЭМП. Умение делить квадрат на две равные части.
Задачи:
Обучающие: - учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть;
- совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами;
- формировать у детей элементарные математические представления.
Развивающие:- развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу;
- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Воспитывающие:- воспитывать интерес к математическим занятиям;
- воспитывать самостоятельность.
1. Организационный момент
Воспитатель:
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдем налево,
А теперь пойдем направо.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
Заниматься мы начнем.
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я пришла на работу, и нашла в нашей группе письмо. На нем написано «Детский сад № 13 старшая группа «Знайки» от Незнайки. Вот что он пишет:
Незнайка: «Дорогие ребята! Я уже хожу в школу, а для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот мне и задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста». Все задания находятся в конверте.
Воспитатель:
-Ну что ребята, поможем Незнайке?.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Вот ребята и 1 задание.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
Теперь можно проходить за столы и занимать свои места. И мы сегодня научим Незнайку как можно разделить квадрат на 2 равные части.
I. Знакомство с новым материалом
Воспитатель:
Сегодня мы будем учиться делить квадрат на 2 равные части.
- Какого цвета у меня квадрат? (зелёный) А второй? (жёлтый)
- Давайте вместе подумаем, как можно разделить квадрат на две части? Может кто догадался, как можно это сделать?
- Внимательно посмотрите и послушайте, как это буду делать я (показ). Сложу квадрат пополам, точно соединяя стороны и уголки квадрата, проглажу линию сгиба. Разрежу ножницами.
- На сколько частей я разделила квадрат? ( ответы детей)
- Равны ли части? Как узнать?
- Какой формы?
- Как вы догадались? ( ответы детей)
- Что больше – одна часть или целый квадрат?
- Давайте разделим ваш белый квадрат пополам (работа детей за столами).
- На сколько частей мы разделили квадрат? (две)
-Как назовем эти части? (половинки)
-Как называется каждая половинка(1/2)
Воспитатель:
- А сейчас давайте вместе разделим жёлтый квадрат другим способом на 2 равные части. Возьмите квадрат жёлтого цвета. Вместе со мной сложите противоположные углы, прогладьте сторону, разрежьте ножницами.
- Что у вас получилось? Какой формы части? (2 треугольника).
- Равны ли эти части? Как проверим?
- Покажите одну часть, 2 части. Что больше – одна вторая часть или целый квадрат? Что меньше?
- Сегодня, я думаю мы научились делить квадрат пополам, т. е на 2 равные части разными способами. У нас получилось 2 маленьких прямоугольника, 2 маленьких треугольника.
Молодцы! С первым заданием вы справились. Устали, давайте немножко отдохнем.
Физминутка.
В понедельник я купался, (выполняются соответствующие движения)
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) целый день я отдыхал.
Воспитатель:
Молодцы! Слушайте второе задание. Незнайка совсем забыл цифры. Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку.
(Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные дети за столами.)
Воспитатель:
Умнички! Со вторым заданием тоже справились. Посмотрите на доску, что вы видите? Круги
- Какие круги? (разноцветные)
- Как узнать сколько кругов? (Надо сосчитать)
- Давайте сосчитаем. Сколько кругов? ( счёт хором)
- Итак, всего 10 кругов.
-Как мы считали? (слева направо)
-А если сосчитаем справа налево? (тоже 10) Молодцы!
-Значит, количество предметов не зависит от того, в каком направлении мы их считаем. Но принято считать слева направо.
- Какой по счету белый круг? (Желтый круг по счету 6-й)
- Какой по счету зелёный круг?
- Какого цвета пятый круг?
- Молодцы, справились с заданием. А сейчас поиграем в игру «Молчанка».
Воспитатель:
Я вам буду читать вопросы, а в ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.
- Сколько пальцев на правой руке? (пять)
- Сколько глаз у светофора? (три)
- Сколько носов у двух собак? (два)
- Сколько ушей у двух мышей? (четыре)
- Сколько хвостов у двух котов? (два)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (пять)
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч, а ребёнок, поймав его, говорит ответ)
Воспитатель: Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями и играми мы справились. Но, осталось ещё одно задание. Незнайка просит вас выполнить задание, в конце которого вас ждёт сюрприз!
Игровое упражнение «Если правильно пойдёшь, то сюрприз тогда найдёшь» ( 3 шага вперёд, 2 шага влево, 3 шага вперёд, 5 шагов вправо)- ищем воздушные шары
Рефлексия.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: «Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слова «кот и кит»
Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова.
- Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
- Составлять предложение из 3-х слов. Делить предложение на слова.
- Тренировать речевой слух, развивать внимание и сообразительность.
Материал:
- Иллюстрация к стихотворению Б. Заходера «Кот и кит».
- Карта-схема «Кит», цветные кубики.
- Фишки для обозначения звуков.
- Р/М: звуковые карты, фишки.
- Мяч.
Ход занятия:
1. Педагог показывает детям иллюстрацию к стихотворению Б Заходера «Кот и кит»,
предлагает её рассмотреть, читает стихотворение:
... Вот что сказка говорит:
Жили - были КОТ и КИТ.
Кот - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Кит мяукал. КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днём храпит.
КОТ плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Ловит КИТ мышей на суше.
Кот на море бьёт баклуши!
Кит царапался, кусался...
Добрый КОТ ни с кем не брался...
КИТ любил залезть повыше.
Ночью песни петь на крыше.
Позовёшь его: «Кис, кис!»
Он охотно спрыгнет вниз...
Разбирались целый год,
Кто тут КИТ и где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то против всяких правил
В сказке буквы переставил.
Переправил КИТ на КОТ,
А может быть наоборот?
Ребята, что вы заметили? Чего не бывает на самом деле? Какие слова в сказке перепутались? Почему? Слова КОТ и КИТ похожи друг на друга? Чем похожи? (Звучат почти одинаково, но у них разные гласные звуки). А ещё эти слова отличаются моделью построения.
2. Звуковой анализ слова КИТ.
Давайте построим модель слова КИТ. Вот домик для звуков слова КИТ (лист голубого цвета бумаги - океан, со схемой 3-х звукового слова, кубики - кораллы: синие, красные и зелёные).
Выделяют голосом по - очереди 1, 2 и 3 звуки, выкладывают с помощью кубиков -кораллов (зелёный, красный синий). Молодцы, это модель слова КИТ. Давайте отпустим КИТА в море, пусть плывёт (снимает картинку и кладёт на лист - море).
3. Игра «Измени предложение».
Ребята, Кит любит купаться? (Да.) А кто ещё любит купаться. Измените предложение
«Кит любит купаться", называя других обитателей океана: «любит купаться» (акула,
дельфин, рыба и др.)
4. Динамическая пауза. Звучит музыка прибоя. Ребята, мы с вами оказались в
открытом море, давайте поплаваем, как весёлые рыбки. А теперь нырнули глубоко -
глубоко и задержали дыхание, под водой дышать нельзя. Вынырнули, вздохнули.
Молодцы, а теперь плывём вон к тому берегу, там нас ждёт КОТ.
5. Звуковой анализ слова КОТ.
Давайте построим модель слова КОТ.
Выделяют голосом по - очереди 1, 2 и 3 звуки, определяют принадлежность (гласный, согласный, мягкий, твёрдый, цвет фишек).
У вас на столе фишки и звуковые карты. Выложите звуковыми фишками слово КОТ самостоятельно. (Дети садятся за столы, выполняют задание: фишки синяя, красная, синяя.) Проверяем (показ фишками на доске). Молодцы.
5. Игровое задание «Строим по звукам». Но вот незадача! У КИТА есть дом - это весь океан. А у КОТА нет. У вас лежат листочки. И у меня есть свой лист. Что на них изображено, узнали? Правильно, дом, но он непрочный, пунктирный. Мы его сейчас будем строить по звукам. Я буду называть первый звук той части дома, которую надо укрепить и обвести карандашом. А вы отгадайте: «С» - стена (обводят), «К» - крыша (обводят), «О» - окно (обводят), «Т» - труба (обводят), «ЛЬ» - лестница (обводят). Педагог обводит свой рисунок. Вот дом для КОТА - какой он? (красивый, прочный). А какая модель слова «Дом» вы узнаете в следующий раз. А сейчас - игра, выходите на ковёр.
6. Игра «Имена» (с мячом).
У всех людей есть имена, и у маленьких, и у больших, только с возрастом имена меняются. Тебя зовут Маша, а как буду звать, когда вырастешь? (Мария). (Если есть время, опросить всех.)
7. ИТОГ.
Наше путешествие в сказку - небылицу про КОТА и КИТА закончилось. Так кто же на дереве сидит? КИТ или КОТ? (Кот.)
А в океане кто плывёт? КОТ или КИТ? (Кит.) Молодцы. Возьмите ваши листочки и в группе раскрасьте цветными карандашами домик для кота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...
Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2
Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе (занятие проводилось для курсов повышения квалификации).Тема: Как растения помогают освоить азы математики.Цель: Учить рассматривать растения в определённой п...
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по ФГОС
Конспект занятия по ФЭМП...
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС «Мишутка и ребята»
Закрепление знаний о геометроических фигурах....
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....