Проект «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам математического развития детей»
проект по математике

Соседова Оксана Владимировна

Проект

«Взаимодействие педагогов и родителей  по вопросам математического  развития детей»

Цель:

Поиск эффективных путей взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах развития и формирования элементарных математических способностей детей

Задачи:

  1. Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
  2. Вооружить участников проекта конкретными результативными приемами взаимодействия и общения с детьми, способствующими развитию математических способностей детей.
  3. Повысить уровень компетентности педагогов, педагогическую грамотность родителей.
  4. Учить педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
  5. Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в ДОУ и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_femp.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Взаимодействие педагогов и родителей                                                                           по вопросам математического  развития детей»

Математическое развитие детей – одно из основных направлений подготовки детей к школе. Развитие ребенка, в том числе математическое, во многом зависит от взрослых. И педагоги, и родители считают, что развитие математических способностей детей должно занимать в развитии ребенка одно из основных мест, но "без натаскивания", "без назидания".

Обоснование темы

Математическое развитие детей – одно из основных направлений подготовки детей к школе. Развитие ребенка, в том числе математическое, во многом зависит от взрослых. В детском саду регулярно решаются вопросы математического развития. Проводятся самые разные методические мероприятия с педагогами: от консультаций и открытых мероприятий до педсоветов. В работе с детьми педагоги используют фронтальные занятия, сенсорные праздники, математические досуги, дидактические игры и упражнения, достаточно широко используют индивидуальную и подгрупповую работу. Стараются привлекать родителей к решению задач математического развития детей. Используют в работе с родителями консультации и беседы (индивидуальные и групповые), самую разную наглядную информацию, открытые просмотры мероприятий, участие в практикумах и досугах математического содержания и другие. В январе 2016 года выпущен номер информационно-педагогического издания “Северяночка” ДОУ, посвященный предшкольной подготовке. В него включены информация для родителей по вопросам математического развития дошкольников, практические упражнения, которые можно выполнить с детьми.

И педагоги, и родители считают, это показало анкетирование, что развитие математических способностей детей должно занимать в развитии ребенка одно из основных мест, но “без натаскивания”, “без назидания”. Обе стороны считают роль родителей достаточно большой. Из анкет родителей на вопрос “Какова роль родителей в математическом развитии детей”: “родители играют большую роль”, “главная”, “самая главная”, “основная роль”, “большая”, “взаимопомощь родителей педагогу”, “только родители главные во всех областях развития ребенка”. Такие и подобные ответы у максимального большинства родителей, участвующих в анкетировании, что составляет 96,9 %. Все педагоги ДОУ отметили, что родители должны принимать “самое активное участие”.

Несмотря на это, выборочная диагностика математического развития детей, результаты муниципального теста “Готовность к обучению в школе” показывают недостаточно положительную динамику математического развития детей.  Это означает, что усилия педагогов ДОУ и родителей не всегда приводят к желаемому результату.

Анкетирование педагогов ДОУ, наблюдение и анализ педагогической деятельности по разделу “ФЭМП” выявил, что 15,3 % педагогов испытывают затруднения из-за отсутствия опыта работы с определенной возрастной группой; 30,7 % педагогов – в организации работы по обучению детей решению арифметических задач; 23 % – в других направлениях математического развития. В то же время результаты анкетирования, анализ диагностической карты профессиональных умений и качеств воспитателей показал, что большинство педагогов обладают высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Есть педагоги, которые накопили результативный опыт по вопросам математического развития детей, заслуживающий внимания всех педагогов детского сада.

Таким образом, довольно большой объем мероприятий с педагогами и родителями, достаточно системная работа с детьми не всегда могут быть эффективными. Этот значит, что систему работы необходимо изменить, найти такие формы и подходы, которые будут наиболее эффективными, направить усилия педагогов и родителей в единое русло, чтобы, в конечном счете, положительно повлиять на развитие математических способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастом и возможностями.

Актуальность проекта, новизна

Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.

Новизна проекта для педагогов детского сада состоит в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон, уход от разобщенности групп по важному вопросу. Педагоги научатся анализировать проводимые с детьми и родителями мероприятия с учетом его результативности, а не по принципу “хорошо – плохо”, “понравилось – не понравилось”.

В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных формах.

Противоречие, проблема

Планируется и проводится достаточное большое количество мероприятий с педагогами и родителями, но это далеко не всегда влияет на положительную динамику в математическом развитии детей. Осознание педагогами и родителями необходимости объединять совместные усилия не является гарантом того, что усилия действительно объединены и будет положительный результат.

Гипотеза проекта

В результате комплексного подхода, тесного сотрудничества педагогов и родителей по вопросам математического развития детей:

  • сможем получить положительную динамику при диагностике раздела “Формирование элементарных математических представлений”, расширить возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности;
  • родители от осознания активного участия в развитии детей, в том числе математическом, смогут перейти к активной деятельности по этому вопросу; педагоги помогут вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями и навыками в развитии у детей математических способностей;
  • педагоги научатся свободно использовать те формы с родителями (законными представителями), которые помогут в решении проблем именно их группы; научатся анализировать свою деятельность, опираясь на результат; смогут максимально эффективно строить свою работу с детьми.

Краткое описание проекта

Сроки реализации проекта -  с марта 2020 года по март 2021 года.

Вид проекта – управленческий, с использованием возможностей образовательного.

Для участников проекта будут организованы циклы взаимосвязанных мероприятий, проводимых опытными педагогами детского сада. Мероприятия будут организованы как отдельно для педагогов и отдельно для родителей, так и совместно. На всех мероприятиях будет возможность проявить активность каждому участнику, обсудить возникшие вопросы и проблемы, познакомиться с результативным опытом работы педагогов, овладеть конкретными эффективными приемами взаимодействия и общения с детьми в рамках развития психических процессов и математического развития. Мероприятия будут направлены не только конкретно на развитие математических способностей детей, но и на развитие психических процессов, так как нельзя говорить о полноценном развитии ребенка без развития психических процессов в соответствии с возрастом. Особое внимание будет уделено развитию всех видов мышления и мыслительных операций.

Цель:

Поиск эффективных путей взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах развития и формирования элементарных математических способностей детей

Задачи:

  1. Создать систему эффективных мероприятий для решения проблем математического развития детей.
  2. Вооружить участников проекта конкретными результативными приемами взаимодействия и общения с детьми, способствующими развитию математических способностей детей.
  3. Повысить уровень компетентности педагогов, педагогическую грамотность родителей.
  4. Учить педагогов ДОУ и родителей (законных представителей) анализировать проведенные мероприятия в соответствии с его результативностью.
  5. Разработать варианты диагностических материалов и дидактических упражнений для использования в ДОУ и дома.

Участники:

Администрация ДОУ. Педагогические работники ДОУ. Родители (законные представители). Дети.

Возможные риски:

  1. Недостаточная заинтересованность участников проекта.

Пути решения:

  • Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка.
  • Реклама предстоящих мероприятий.
  • Привлечение детей к некоторым мероприятиям.
  1. Пассивность участников проекта.

Пути решения:

- Использование активных форм работы.

- Использование принципа: участвовать может каждый.

  1. Конфликтные ситуации между участниками проекта.

Пути решения:

  • Использование психологических тренингов, не включенных в основной план работы, а при необходимости.

Продукт проекта

  1. “Домашняя математика: мы вместе”. Рекомендации для родителей (законных представителей)  и педагогов ДОУ по развитию элементарных математических способностей детей с использованием практических материалов (по возрастам).
  2. Пакет вариативных диагностических материалов, включающих упражнения в занимательной для детей форме.
  3. Выпуск информационно-педагогического издания детского сада “Северяночка” на тему “Математическое развитие детей: есть контакт!”
  4. Сценарии, конспекты, мини-проекты проведенных мероприятий с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) в рамках проекта.

Предполагаемый результат

Тесное сотрудничество педагогов ДОУ и родителей (законных представителей), осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которое поддерживается в детском саду и семье. Обучение детей царице наук - математике с максимальным использованием ведущего вида деятельности – игры; с учетом развития психических процессов и особенно мышления в соответствии с возрастом и возможностями детей.

Анализ ресурсов

Педагоги.  Среди педагогов ДОУ есть профессионалы своего дела, которые творчески относятся к своей работе, активно участвуют в методической жизни детского сада и города. На них можно рассчитывать при реализации проекта, особенно в проведении запланированных мероприятий, требующих педагогического мастерства.

Родители.  В ДОУ активно работает родительский комитет, члены которого действительно заинтересованы в развитии детей, оптимальной подготовке их к школе. На членов родительского комитета, имеющего представителей от всех групп, можно возложить некоторые вопросы в организации и проведении мероприятий.

Материально-технические. ДОУ регулярно обеспечивается методической литературой, дидактическими пособиями, канцтоварами, которые в ходе реализации проекта будет возможность пополнять. Дидактические пособия и занимательные материалы будут пополняться и теми, которые изготовят педагоги и родители своими руками. Использование возможностей компьютера, фотоаппарата, ксерокса и принтера будет возможным.

Финансовые. Цель и задачи проекта, направленные на математическое развитие детей и сотрудничество с родителями (законными представителями), не противоречат образовательной программе, а являются неотъемлемой ее частью. Работа по этому направлению входит в должностные обязанности педагогов, поэтому оплата их работы входит в фонд оплаты труда. Активность в участии педагогов в методических мероприятиях в рамках ДОУ и города, показ открытых мероприятий отражено в “Положении о моральном и материальном стимулировании”. Приобретение методической литературы, дидактических пособий, канцтоваров, обслуживание компьютера ежегодно включаются в общую смету расходов МБДОУ.

План реализации проекта

Первый этап. Подготовительный.

Срок: март – май 2020 г.

Задача: Обеспечить условия для реализации проекта.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

 

Анализ образовательной ситуации ДОУ, выявление проблем

Март 2020 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

 

Анкетирование педагогов “Математическое развитие дошкольников”

Март 2020 г.

Зам.зав по ВМР

 

Анкетирование родителей “Математическое развитие дошкольников”

Март 2020 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

 

Обсуждение направлений проекта с педагогами

Март 2020 г.

Зам.зав по ВМР

 

Разработать Положения о проблемной группе, ШПМ, Родительском клубе.

Апрель 2020 г.

Зам.зав по ВМР Творческая группа  

 

Утверждение Положений

Апрель 2020 г.

Заведующий ДОУ

 

Анализ содержания и отбор методической литературы

Апрель – май 2020 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

 

Организационное занятие ПГ

Май 2020 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

Второй этап. Этап реализации

Срок: июнь 2020 г – февраль 2021 г.

Задача: Отработать систему взаимодействия детского сада и семьи по вопросам математического развития детей.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

Примечание

 

ПГ “Математика без принуждения”:

Май-декабрь 2020 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

 

1.1.

1 занятие Презентация методической литературы

Июнь 2020 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

 

1.2.

2 занятие Семинар “Первые шаги в математику. Анализ мероприятий” (по основным направлениям математического развития дошкольников)

Август 2020 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

 

1.3.

3 занятие Педагогическая гостиная “Ориентировка? Очень интересно!”

Март 2021 г.

Зам.зав по ВМР Педагоги

С составлением конспектов

1.4.

4 занятие Панорама мероприятий “Занимательная математика” в рамках мини-проектов.

Ноябрь-декабрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

С использо-ванием разных форм органи-зации и разных видов деятельности

 

ШПМ “Математика – это интересно”

Ноябрь 2020 г. – январь 2021 г.

Педагоги МБДОУ

 

2.1.

Мастер-класс “Развитие психических процессов посредством

математики”

Ноябрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

С показом мероприятия с детьми

2.2.

Мастер-класс “Обучение детей решению арифметических задач”

Январь 2021г.

Педагоги МБДОУ

С показом мероприятия с детьми

 

Педсовет “Взаимосвязь математики с разными видами детской деятельности”

Декабрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

С участием родителей

 

Родительский клуб “Домашняя математика”

Октябрь – декабрь 20120г.

Педагоги МБДОУ

Для членов родительского комитета

4.1.

1 занятие. “В мире математики”

Октябрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

 

4.2.

2 занятие “Математика на каждом шагу”

Ноябрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

 

4.3.

3 занятие. “Воспитание-обучение-игра”

Декабрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

 

 

Практическая консультация для родителей в группах “Первые шаги в математику”

Ноябрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

С активным участием членов родительского комитета

 

Организация и работа “Математической почты”

С сентября 2020 г.

Педагоги МБДОУ

 

 

Разработка рекоменда-ций по вопросам мате-матического развития детей “Домашняя математика: мы вместе”

Сентябрь-октябрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

 

 

Отбор дидактических упражнений и заданий для проведения диагностики

Сентябрь-декабрь 2020 г.

Педагоги МБДОУ

Варианты

 

Конкурс дидактических игр, пособий, творческих работ “Занимательная математика”

Октябрь 2020 г. – февраль 2021 г.

Педагоги МБДОУ

Члены родительского комитета

Номинации будут для детей, родителей, педагогов

 

Выпуск информационно-педагогического издания ДОУ “Северяночка”. Тема “Математическое развитие дошкольников: есть контакт!”

Февраль 2021 г.

Педагоги

Родители

 

 

Конференция “Математическое развитие дошкольников: есть контакт!”

Февраль 2021 г.

Педагоги

Родители

Для педагогов и родителей

 

Творческий отчет “Ра-дужные встречи” “Взаи-модействие детского сада и семьи в вопросах математического развития детей”

Февраль 2021 г.

Педагоги

Родители

Для педагогов города

Третий этап. Аналитический

Срок: февраль – март 2021 г.

Задача: Оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт.

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

Примечание

 

Анализ диагностических материалов

Февраль 2021 г.

Педагоги

 

 

Наблюдение и анализ самостоятельной деятельности детей

Февраль 2021 г.

Педагоги

Взаимо-просмотры

 

Выборочные срезы математического развития детей

Февраль 2021 г.

Педагоги

 

 

Муниципальный тест “Готовность к обучению в школе”

Март 2021 г.

Педагоги

 

 

Представление опыта на Фестивале педагогических идей

Март 2021 г.

Педагоги

 

Перспективы распространения

  • Участие в фестивале педагогических идей “Открытый урок” (январь 2021 г.).
  • Представление на городском Фестивале педагогических идей.
  • Выпуск информационно-педагогического издания детского сада “Северяночка”, которое распространяется среди родителей (законных представителей).

Литература

  1. М.А.Аралова. Формирование коллектива ДОУ. М. 2005
  2. К.Ю.Белая. От сентября до сентября. М. 1998
  3. Н.С.Голицына. Система методической работы с кадрами. М. 2005
  4. Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008
  5. Т.П.Колодяжная. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ростов-на-Дону. 2002
  6. Г.Б.Монина, Е.В.Панасюк. Предшкольный бум. С-Пб. 2008
  7. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авт.-сост. Л.С.Кисилева, др. М.2004
  9. Ж. Управление ДОУ №1-2009 г.
  10.  Периодическая печать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовки детей к школе "

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального образования выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активно...

Образовательный проект "Взаимодействие педагогов и родителей в процессе обучения детей правилам дорожного движения"

Расширить знания родителей о правилах дорожного движения, сформировать систематическую разноплановую работу, используя творческие формы и методы просвещения родителей по данной теме....

Установление взаимодействия с родителями по вопросу оздоровления детей в условиях детского сада.

Последнее время перед образованием встает вопрос: «Какие направления должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога ДОУ в современных условиях?» Первым и самым главным направлением являет...

Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения

«Реализация технологии социального партнерства с родителями ( Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности детей через ознакомление с правилами дорожного движения)» ...

Организация взаимодействия с семьей в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе

Индивидуальная программа профессионально-личностного  саморазвитиявоспитателя "Организация взаимодействия с семьей в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литерат...

Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".

Ра    Данный проект поможет молодым специалистам  во взаимодействии со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...

Проект "Взаимодействие с семьей по вопросам речевого развития"

В проекте представлены разные формы взаимодействия с семьей  на создание условий и потребностей  для развития речевой деятельности детей...