Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в процессе обучения в данном курсе, являются базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.
Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная технология, как игровая.
Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m_r_innovats_igr_deyat_matemat_predst.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационной игровой технологии
в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в процессе обучения в данном курсе, являются базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.
Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная технология, как игровая.
Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.
Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста и полностью соответствует поставленной цели развития личности, реализуя тем самым государственные стандарты дошкольного образования.
В данном курсе инновационная игровая технология используется в качестве как самостоятельной образовательной технологии, так и в качестве непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровая технология построена как целостное образование и обхватывает ту часть образовательного процесса как развитие математических представлений младших дошкольников. В нее включены последовательно игры и игровые упражнения, направленные на развития зрительной и словестной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развитие умственных умений, таких как: обобщение, сериация, сравнение, анализа и синтеза, счета и количественных представлений.
В арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающие наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.
Так же в данном курсе используется игроваятехнология развивающих игр как часть общей инновационной игровой технологии. В нее включены игры, такие как: предметные развивающие игры Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и тому подобные. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтессори. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Используемые развивающие игры разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и в процессе образовательной деятельности создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, я объединяю их одним содержанием, сюжетом и персонажем. Это дает возможность в данном курсе выйти на качественно новый уровень воздействия на детей в процессе образовательной деятельности. Одним словом, использование игровой технологии дает мне возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходят из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся, в основном, на действии детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт освоения математических премудростей.
Образовательная деятельность в форме игры в данном курсе интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, входящие в состав инновационной игровой технологии обладают существенным признаком - четко поставленной образовательной целью, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, используемые в инновационной игровой технологии, придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач и способствует становлению осознанной, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.
Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, в данном курсе происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве её средства, а в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешно выполненное задание связывается с игровым результатом.
Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Для реализации такого подхода структура инновационной игровой технологии, используемой в данном курсе, соответствует структуре инновационных образовательных технологий. Она обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает мне возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, я получаю гарантированный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Цель: использование инновационной игровой технологии как метода и формы эффективной организации образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.
Основные задачи:
- Обучение ребенка доступным ему видом моделирования и формирования на этой основе математических представлений ( «число», «величина», «геометрическая фигура»).
- Формирование общих приемов умственной деятельности ( классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация, аномалия).
- Формирование и развитие пространственного мышления.
- Формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления.
- Формирование простейших графических умений и навыков.
- Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
- Структура занятий имеет следующий вид:
- Введение в игровую ситуацию.
- Актуализация и затруднения в игровой ситуации.
- Открытие детьми нового знания.
- Включение нового знания в систему знаний ребенка.
- Итог занятия.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Непосредственно образовательная деятельность один раз в неделю.
№ | Тема | Цель | Игры и упражнения |
Октябрь | |||
1 | Много, мало, один | Формировать умение составлять группы отдельных предметов | Д/и “Медведь и пчелки”, “Цветочная поляна”, “Возьми лодочку” |
2 | Круг, квадрат | Познакомить детей с квадратом, различать и называть круг, квадрат | Д/и “Найди свой домик” Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Наведи порядок” |
3 | Круг, квадрат (закрепление) | Формировать умение различать и называть круг и квадрат. Классифицировать предметы по признаку формы. Создавать образы на основе характерных признаков | Д/и “Цветные автомобили” вкладыши Монтессори Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Подбери картинку” |
4 | Много, мало, один (закрепление) | Упражнять составление групп отдельных предметов, находить сходство между ними, различать и называть формы предметов | Д/и “Зоопарк”, “Поезд”, “Соберем букет” |
Ноябрь | |||
1 | Круг, квадрат, треугольник | Познакомить детей с треугольником. Формировать умение различать его, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и названию | Д/и “Найди такую же фигуру”, “Что изменилось?”, “Догадайся что я вижу” |
2 | Круг, квадрат, треугольник (закрепление) | Формировать умение различать и называть геометрические фигуры | Д/и “Чудесный мешочек”, “Отгадай”, “Геометрическое лото” Р/и Логические блоки Дьенеша |
3 | Столько…сколько | Формировать умение сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и не равенство | Счетные палочки Кюизенера Д/и “Бабочки и цветы”, “Воробушки и автомобиль” |
4 | Столько…сколько поровну | Формировать умение сравнивать количество предметов в двух группах использую слова: столько…сколько, поровну, много, мало, один | Д/и “Накормим зайчиков”, “Зайцы на лужайке”, “Что изменилось?” |
Декабрь | |||
1 | Ориентировка в пространстве | Закреплять умение находить предметы в пространстве. Упражнять в сравнение двух групп предметов | Д/и “Строим дом”, “Забор”, “Куда спряталась мышка?” |
2 | Сравнение предметов по длине | Формировать умение сравнивать предметы по длине, рассказывать о результатах сравнения | Д/и “На прогулке”, “Дорожки” Счетные палочки Кюизенера Р/и “Сложи узор” |
3 | Сравнение предметов по длине (закрепление) | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ориентироваться в пространстве | Д/и “Шарфы”, “Куда пойдешь, то и найдешь”, “Угадай, что загадали?” |
4 | День-ночь | Формировать умение различать части суток, сравнивать предметы по длине | Д/и “Мы шагаем”, “Что длиннее?”, “День-ночь” |
Январь | |||
1 | Круг, квадрат, треугольник | Формировать умение называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, различать один-много | Д/и “Поезд”, “Волшебный мешочек”, “Геометрическое лото” |
2 | Сравнение предметов по ширине | Формировать умение сравнивать два предмета по ширине. Различать и называть геометрические фигуры | Д/и “Ручеёк”, “Пройди по мостику”, “Одеяло” |
3 | Сравнение предметов по ширине (закрепление) | Закреплять умение сравнивать два предмета по ширине, обозначать словами результат сравнения | Д/и “Два бассейна”, “Едим в гости”, “На другой берег” |
4 | Время: утро, вечер, день, ночь | Формировать умение называть временные отрезки | Д/и “Где больше?”, “Назови пропущенное слово”, “Найди предмет” |
Февраль | |||
1 | Сравнение двух групп предметов | Формировать умение сравнивать количество предметов (равное и не равное) | Д/и “Найди свою варежку”, “Скорый поезд”, “Чего не хватает?” |
2 | Сравнение предметов по ширине (закрепление) | Упражнять детей в сравнение предметов по ширине, умение ориентироваться во времени и пространстве | Д/и “Скажи, куда мы положили?”, “Собери цепочку”, “Скатай ленту” |
3 | Сравнение двух групп предметов (закрепление) | Формировать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов | Д/и “Будь внимательным”, “Зайчики и волк”, “Чего не хватает?” |
4 | Сравнение двух групп предметов (закрепление) | Формировать умение сравнивать две группы предметов по величине, ориентироваться во времени | Д/и “Ищи и найдешь”, “Зеркало”, “Скажи наоборот” Р/и Логические блоки Дьенеша |
Март | |||
1 | Геометрические фигуры. Освоение последовательности действий | Закреплять умение группировать геометрические фигуры по форме. Развивать воображение, память | Д/и “Поведи дорожки”, “Чем это может быть?”, “Разложи правильно” |
2 | Сравнение предметов по характерным признакам | Развивать аналитические способности. Умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине | Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Что изменилось?”, “Чем похожи, чем отличаются?” Р/и “Уголки” |
3 | Равенство и не равенство групп предметов. Сравнение предметов по высоте | Формировать умение различать равенство и не равенство групп предметов. Умение сравнивать предметы по высоте | Д/и “Собери ягодки”, “Продолжи ряд”, “Помоги достать” |
4 | Сравнение предметов по длине и ширине | Формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине | Д/и “У кого хвост длиннее”, “Веселый гном”, “Купим пуговицы” |
Апрель | |||
1 | Геометрические фигуры | Формировать умение распознавать, называть, узнавать геометрические фигуры, находить сходства и различия | Д/и “Находить сходства и различия”, “Чем похожи, чем отличаются?, “Подбери пару”, “Волшебный мешочек” |
2 | Нахождение предметов с заданными свойствами | Формировать умение выделять основные признаки предметов. Освоение приемов мнемотехники | Д/и “Геометрическое лото” Р/и “Счетные палочки” |
3 | Ориентировка на плоскости | Формировать умение ориентироваться на листе бумаги | Д/и “Кто быстрее пройдет свой лабиринт”, “Что сначала, что потом?”, “Справа как слева” |
4 | Ориентировка в пространстве | Формировать умение ориентироваться в пространстве, выделение характерного признака предмета | Д/и “На что похоже?”, “Заплатки” |
Май | |||
1 | Группировка предмета по двум признакам. Счет | Формировать умение выделять основные признаки предметов, умение пересчитывать предметы в пределах трех | Д/и “Найди столько же”, “Кто быстрее соберет бусы”, “Волшебные дорожки” |
2 | Количественное представление | Развивать умение считать и отсчитывать предметы в пределах трех. Развивать умение выделять несколько признаков | Д/и “Собери цепочку”, “Игра с обручем”, “Огоньки” |
3 | Классификация множеств | Формировать умение классифицировать множество по двум свойствам | Р/и Логические блоки Дьенеша Д/и “Геометрическая мозаика”, “Чудесный мешочек” |
4 | Геометрические тела | Формировать умение различать шар и куб. Развивать умение анализировать предметы по признакам. Считать предметы | Д/и “Прокати до ворот”, “Найди лишнюю фигуру”, “Разложи правильно” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Учитывая тот факт, что в настоящее время педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в свою работу инновационные образовательные технологии, в данном курсе используется такая инновационная техноло...
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Применение данной технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенк...
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в...
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...
Использование инновационной игровой технологии в развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Данный курс направлен на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей в проце...