Разноцветные камушки Марблс
статья по математике
Данный материал рассказывает об интересном подходе к обучению и развитию с помощью камушков Марблс. Камушки сразу вызывают интерес у ребенка взять их в руки и манипулировать ими. Педагогу или родителю остается только направить это любопытство в увлекательное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kameshki_marbls.docx | 161.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Камешки "Марблс"
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.
М.М.Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".
Большинство обучающих материалов и игр созданы взрослыми для детей, по их представлениям о привлекательности и пользе. Не удивительно, что зачастую дети не любят играть в эти обучающие игры, не достают их и самостоятельно не воспроизводят и не развивают игру. Но возможен и иной подход, основанный на исследованиях феномена детства (В.В. Абраменкова, М.С. Каган, Р.М. Чумичёва, М.В. Осорина и др.). Они пишут об особой субкультуре детства, некотором пространстве в котором живут и творят дети, в котором они по-настоящему активны, которое помогает познавать и интерпретировать мир. Игры и игрушки у детей свои. Как пишет М.В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. В «сокровищнице» находятся вещицы дареные, перешедшие по наследству, но туда не кладут предметы, купленные в магазине. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.
Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказывает идею ввести в практику работы блестящие камешки – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
Стеклянный шарик Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму. Камешки - кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются.
Морские камешки — интересный, доступный, природный материал для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними, детей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического и познавательного развития Марблс способствует решению целого ряда задач:
- развивают сенсорику, обследовательские действия;
- способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;
- развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;
- развивают навыки порядкового и количественного счета;
- развивают чувство ритма, цвета, композиции;
- способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
- развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;
- способствуют развитию воображения и творчества;
- главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка, формируя его как субъекта собственного математического развития.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Для развития элементарных математических способностей, ребенку можно предложить:
* Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
* Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
* Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число.
* Посчитать камешки используя порядковый и количественный счет.
* Составление, выкладывание и решение математических «примеров»;
* Сортировка по заданному признаку;
* Соотнесение камешков и групп предметов, цифр;
* «Слепое» выкладывание и поиск предметов среди камешков Марблс;
* Спонтанное выкладывание (высыпание) камешков с дальнейшим осознанием образов;
* Диктовка цветом и размером;
* Ориентировка на листе бумаги по условиям.
Дидактические игры
«Наведем порядок»
- « Разбери по цвету»
Задачи: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
- «Разбери по форме».
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
- «Разбери по размеру».
Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
«Змейка»
Задачи: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: стеклянные камешки "Марблс".
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
"Графический диктант"
Задачи: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги) разлинованная на квадраты (3*3; 4*4), камешки "Марблс".
Задание: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
«Поровну»
Задачи: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Оборудование: игрушки животных, камешки в виде яблок, листьев, цветов.
Задание: педагог предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли ежикам яблок? Как узнать? Как проверить?» Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая камешки-яблочки к игрушкам. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
«Выложи по контуру»
Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
- Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
- Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
«Числовые домики»
Задачи: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Оборудование: Домики с цифрами на крыше от 6 до 10 и камешки - окошки с цифрами от 0 до 10.
Задание: Например, нужно выбрать домик с цифрой 7 на крыше. Заполнить пустые окошки. Объяснить, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие- то другие? Затем выбрать домики с другой цифрой выполнить те же действия. И т. д.
«Крестики нолики»
Задачи: Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.
Оборудование: Кусок линолеума, раскрашенный в шахматном порядке акриловыми красками, морские камешки с изображением крестика и нолика.
Задание: Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля камешки. Первый, выстроивший в ряд 3 своих камешка по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986г.
2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973г.
3. Осорина М.В. «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых». Спб., 2011г.
4. Интернет источники:
* maam.ru
* infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".
Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...
Использование камушков Марблс в коррекции развития речи
Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев р...
Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия у детей младшего возраста с помощью камушков Марблс
Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Мои малыши называют их камушки – стекляшки. Они у нас есть в форме звёздочек, сердечек, овальные, ...
Использование стеклянных камушков "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций
Камешками МАРБЛС можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в в...
использование элементов арт-терапии в работе с детьми с овз (камушки Марблс)
В статье представлен опыт работы с демьми с ОНР....
ИГРЫ С КАМУШКАМИ МАРБЛС и ПРОСТО КАМУШКАМИ ЛЕТОМ
Летом мы все стараемся провести время на природе, на свежем воздухе: на море, на озере, на даче или во дворе. Чтобы весело провести время - не обязательно брать с собой игры из магазина. ...
Программа «Всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста при помощи камушков Марблс» «РАЗНОЦВЕТНОЕ ВОЛШЕБСТВО»
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по раз...