Конспект занятия по математике.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Симонова Екатерина Владимировна

Занятие посвящено повторению старогои вводу нового материала. Изучению новых геометрических фигур.применение и нахождение их в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matematike.docx54.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в средней группе

«Геометрические фигуры и их свойства».

Цель: закрепление у детей знаний о геометрических фигурах на основе словесного описания и зрительного восприятия

Задачи:

1. Закреплять пространственное отношение, умение

распознавать геометрические фигуры, сравнивать их по цвету, форме и размеру, обозначать символами.

2. Закреплять счет в пределах 10, умение сопоставлять цифру с количеством предметов и пользоваться цифрами для обозначения порядка следования предметов

3. Развивать мышление, внимание, память, речь, формировать навыки

самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе

4. Закреплять умение использовать символы для обозначения свойств предметов, умение пользоваться таблицами

Основные дидактические методы:

-практический

-игровой

Материал:

Наглядный материал для воспитателя: Цветик-семицветик, геометрические фигуры разной величины, цвета и формы, карточки с обозначением свойств, цифры от 0-10, веревка для физкультминутки

Наглядный материал для детей: геометрические фигуры разной величины и формы

План:

  1. Организационное начало занятия
  2. Вступительная часть
  • загадки о геометрических фигурах
  • группирование фигур по группам - по цвету, по размеру
  • моделирование геометрических фигур из веревки
  • обозначение свойств предметов при помощи символов
  1. Заключительная часть
  2. Организационное завершение занятия

Ход занятия;

Игра-приветствие «наши умные головки» (с движениями)

Наши умные головки

Будут думать много, ловко

Ушки будут слушать

Ротик четко говорить

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся

Дети и воспитатель стоят в кругу. В группу влетает воздушный шарик на котором закреплен Цветик-семицветик.

  • Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шар, а на нем цветок и записка, значит в ней что-то написано, хотите узнать что?

Тогда слушайте: «3дравствуйте дорогие ребята! К Вам обращается девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», с моим другом случилась беда, а чтобы ему помочь необходимо выполнить задания, которые написаны на лепестках цветка. Мне сказали что Вы очень умные и добрые ребята и обязательно мне поможете. После того как Вы выполните все задания, напишите мне письмо как Вы справились с заданиями и отправьте мне. Я буду ждать, до свидания!»

Ребята как Вы думаете, мы можем помочь Жене и ее другу? Конечно, я была уверенна, что вы согласитесь помочь. Тогда приступим к заданиям. Дети рассаживаются на стульчики.

Отрываю первый лепесток а там задание

Ребята вам необходимо отгадать загадки о геометрических фигурах. Внимание первая загадка

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны Одинаковой длины.

(квадрат)

Он квадрата брат родной,

Каждый угол в нем прямой.

Две стороны одинаковой длины,

И еще две стороны Чуть короче, но равны.

(прямоугольник)

Ты на меня, ты на него На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

(треугольник)

Круглый как солнце - но греет.

Круглый как мячик, но не отбивается.

(круг)

Я, геометрическая фигура,

У меня 4 стороны и 4 угла Кто я? (квадрат, прямоугольник)

Загадки эти были легкие, поэтому вы быстро и правильно их отгадали.

Фигуры располагаются на мольберте

  • Молодцы, а теперь отрываем следующий лепесток. Задание будет трудное, чтобы правильно его выполнить, надо меня внимательно послушать.
  •  Чем отличаются фигуры на фланелеграфе? (они разного размера, есть большие и маленькие, они разные по цвету)

Нужно разделить эти фигуры на две группы. На какие группы их можно разделить?

Подходит ребенок и раскладывает фигуры по группам - по цвету, размеру

Девочка Женя не забыла и об отдыхе, она предлагает нам отдохнуть а заодно и

вспомнить геометрические фигуры. Встаньте в кружок (Моделирование геометрических фигур из веревки).

Это волшебная веревка, вспомните, что из нее можно сделать. Какую фигуру вы сейчас хотите сделать. (круг, треугольник, квадрат).

Можно дать веревку каждому ребенку. Фигуры делать сидя за столом.

Дети при помощи веревки делают геометрические фигуры.

Следующее задание.

Дидактическая игра «Чего не стало»

В.: Ребята, Женя хочет знать, умеете ли бить внимательными и терпеливыми. Для этого она предлагает вам игру. Закройте глаза, а когда откроете, не словами, а рисунками, лежащими у вас на столе, покажите чего не стало. Кто самый внимательный и терпеливый, получает фишку.

В.: Какой фигуры не стало?

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»

Сколько треугольников в елочке зеленой,

Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

Сколько на тарелке овальных пирожков,

Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,

Столько приседаний выполни скорей. (4)

На полке сколько круглых ваз.

В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,

Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Величина, цифры

Следующее задание. Женя также хочет узнать, умеют ли вы ориентироваться на листе бумаги. А ориентироваться будут помогать фигурки, лежащие на столе. Воспитатель раздает квадратные листки и фигуры.

Положите круг в центр листа.

Положите треугольник в верхний правый угол.

Положите прямоугольник в нижний левый утол

Положите квадрат в нижний правый угол.

Положите овал в верхний левый угол.

В.: Куда положили овал? - добиваться правильного ответа от ребенка.

Воспитатель предлагает детям встать вкруг. В центе круга выкладывается фигура, например, круг. (Воспитатель бросает мяч одному из детей и спрашивает: что бывает круглым? и т. д. Ребенок называет и бросает мяч обратно) или Гимнастика для глаз «Найди похожий по форме предмет»

Найдите глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?

Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?

Как из круга сделать два полукруга?

Мышление

Подвижная игра «Найди свою пару»

Воспитатель предлагает детям взять по одной геометрической фигуре. После этого дети могут побегать, попрыгать, поплясать, а по сигналу «Найди свою пару» встать в пару с тем, у кого в руках такая же геометрическая фигура. Выигрывают те дети, которые раньше всех встали в пару.

Затем дети меняют фигуры и игра повторяется.

Итог.

Почему круг сделать легче, чем треугольник?

Поиграли, а теперь следующий лепесток отрывается, а там задание. У каждого из вас набор геометрических фигур и домик на котором необходимо их разложить. Сосчитайте сколько этажей в доме.

Давайте вспомним, как называются этажи домика - строки. Какие фигуры живут на первом этаже (прямоугольники), втором (круги), третьем (квадраты), четвертом (треугольники). Молодцы. А сколько квартир на каждом этаже? Какие, по цвету фигуры в них живут? (На каждом этаже три квартиры. В первых квартирах живут красные фигуры, во вторых желтые, в третьих зеленые.

  • А сколько столбцов? (Три)

Молодцы. Мы с вами уже знаем, что свойства предметов обозначаются символами. Вы должны будете рассказать о фигуре, какая фигура, какого она размера, цвета. (Ребенок выходит к мольберту, выбирает геометрическую фигуру, рассказывает о ней при помощи карточек)

Например: (см. рис 2)

- Справились и с этим заданием. А вот следующее. Я выложу на мольберт три карточки-символа, а вы должны выбрать нужную фигуру из. набора геометрических фигур. При помощи символов надо рассказать все о фигуре. Например: (см. рис 3) -А теперь немножко отдохнем. На столе лежат цифры, вам каждому надо взять любую одну цифру и построиться в прямом порядке, как только закончится музыка.

Вот и все лепестки у нашего цветочка закончились, значит мы справились с заданиями, а вечером мы напишем Жене письмо и отправим ей. Что больше всего вам понравилось на занятии? Вы все сегодня постарались я вами очень довольна.

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.

Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).

Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Сидя за столом

Перед детьми в коробке различные геометрические фигуры: квадраты, равнобедренные треугольники, маленькие прямоугольники. Предложите детям сделать квадрат. Дети могут делать квадрат из любых фигур. После того, как они выполнят задание, еще раз уточните, какую фигуру все сделали.

Игру можно усложнить, предложив сделать радом квадрат больше или меньше первого.

Не заостряйте внимание на том, из каких фигур следует делать квадрат.

Для тех детей, которые легко справляются с подобным-заданием, усложните его: пусть они радом соберут квадрат из других фигур.

Поиграем

Воспитатель проводит игры на занятии.

Упражнение «Геометрические качели»

  • На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите овалов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и овалов стало поровну? Добавить один овал или убрать один круг.

Мелкая моторика, глазомер

Упражнение «Поймай рыбку»

  • Поставьте карандашом точку в середине каждой рыбки и соедините эту точку с крючками.

Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

  • Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом? Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?

Независимость числа

Упражнение «Геометрические флаги»

  • Каких квадратных флагов больше, синих или красных? Их поровну. Значит, количество флагов не зависит от их цвета.

Каких прямоугольных флагов больше, маленьких или больших? Их поровну. Значит количество не зависит от величины.

Каких треугольных флагов больше, тех что выстроили в круг, или тех, что выстроили в ряд? Их одинаковое количество. Значит количество не зависит от расположения.

Сравнение совокупностей

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

- А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.

Поставь круг в середину листа.

Поставьте треугольник в левый нижний угол.

Поставьте овал в левый верхний угол.

Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Упражнение «Геометрические дома»

- Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?

Чей дом самый высокий (низкий)?

Чей дом самый широкий (узкий)?

К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка? Покажите на веере число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).

Ребята Незнайка прислал письмо, в котором он задает вам много вопросов. А еще просит вас отгадать загадки.

  • Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.
  • А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры).

Воспитатель. Вот однажды решили круг, квадрат и треугольник и овал отправиться на прогулку. Проказник овал убежал от приятелей и спрятался на огороде (воспитатель ставит перед детьми плакат «огород» на котором находятся изображения овощей). Друзья огляделись вокруг, нет овала, стали его искать. Ищут, ищут - никак найти не могут. Дети, помогите фигурам найти овал. Для этого выберите овощи, которые по форме напоминают овал - (дети выбирают огурец, баклажан, кабачок...) Среди овощей нашли друзья овал. Пошли они дальше. Через некоторое время на их пути встал дремучий лес. Из-за деревьев навстречу вышли звери. Угадайте какие?

Воспитатель переставляет геометрические фигуры на другой фланелеграф, на котором расположен «лес» (деревья, грибы и. т.д.), показывает карточки со схематическим изображением животных. Дети называют их и перечисляют геометрические фигуры, из которых составлены изображения.

Воспитатель (обращается к детям): Серёжа, какие геометрические фигуры ты видишь в изображении лисы?...медведя?...зайца?

Воспитатель. Познакомились Круг, Овал, Квадрат Треугольник с лесными обитателями и решили на память сделать их портреты.

Дети садятся за столы, и используя схемы-образцы и наборы геометрических фигур, выкладывают изображения животных.

Воспитатель. Проверьте друг у друга, похожи ли ваши животные на тех, которые изображены на картинках.

Воспитатель. Попрощались круг, квадрат, треугольник и овал с лесными обитателями и пошли гулять по лесу (дети идут-по муз. залу под тихую музыку). Долго - ли, коротко - ли они гуляли, но вот пришло время возвращаться домой (дети садятся на стулья, воспитатель ставит геом. фигуры на прежнее место около домика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....