НОД по ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленький цветочек» г.Волгодонска
Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №3
на тему: «День рождения Незнайки»
Подготовила: воспитатель: Гмыря В.А.
Волгодонск 2022
- Содержательно-целевой компонент
Программное содержание
Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений путем деления целого на части.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств.
- Формирование представлений о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части.
- Упражнения в соотнесении числа и цифры.
- Совершенствовать пространственными представлениями: верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, центр.
- Закрепление знаний геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, круг)
- Формировать умение отражать в речи действия и результаты деления (разделить пополам, получились равные части (2 или 4), половина целого, одна из двух частей, одна из четырех частей).
- Формирование умения отвечать на вопрос полным предложением.
Развивающие:
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы.
- Закреплять навыки аккуратного закрашивания изображения, развивать мелкую моторику руки.
- Развивать двигательную активность детей за счет физминутки.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
- Поддерживать внимание, интерес во время занятия.
Интеграция в целостный образовательный процесс: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
- Организационно-деятельностный компонент
Оборудование: Магнитная доска, магнитные геометрические фигуры, листы с практическим заданием по числу детей, простой карандаш, цветные карандаши, раскраски по количеству детей, презентация, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Закрепление представления о том, что предмет можно поделить на равные части, что целое, больше части, в совместной деятельности.
Словарная работа: Актуализация словаря детей: ½ (половина от целого), ¼ (четвертая часть от целого).
- Эмоционально-мотивационный компонент: помочь Незнайке вернуться из царства Математики домой в Цветочный город, где его ждут друзья, которые хотят поздравить его с днем рождения, а Незнайка хочет угостить их праздничным тортом, разделенным на равные части.
- Результативно-оценочный компонент: подведение итогов, оценка деятельности детей, рефлексия.
Ход НОД:
Приветствие:
Круг приветствия
Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)
Вика рада и Данил рад,
И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады!
Ребята, сегодня у нас в группе гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются с гостями.)
Организационный момент:
(Воспитатель показывает конверт с изображением Незнайки на экране)
Воспитатель: Сегодня утром нам пришло письмо. Но вот от кого оно, мы узнаем отгадав загадку:
Большая шляпа, но короткие штанишки.
У озорного мальчишке – коротышки.
Большой лентяй он, ведь за что он не возьмется,
Выходит все наоборот.
Кто это?
Дети: Это Незнайка.
Воспитатель: Верно, это письмо от Незнайки. Давайте прочтем его и узнаем, что он нам написал (читаем письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята, я обращаюсь к вам за помощью. У меня сегодня день рождения придут мои друзья, и я хочу угостить их праздничным тортом. Но, так как я не знал, как разделить торт на равные части, чтоб не обидеть случайно кого-нибудь из друзей меньшим куском, я отправился в царство Математики, чтоб научиться делить торт на равные части. Здесь я заблудился, не могу теперь вернуться домой, ведь чтобы вернуться домой мне нужно выполнить задания, только тогда я смогу найти путь в Цветочный город, в котором я живу. Я вас очень прошу мне помочь. Очень надеюсь на вашу помощь. Незнайка»
Воспитатель: ну, что ребята, поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда скажем волшебные слова и отправимся с вами в страну математики на помощь Незнайке.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем.
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.
Воспитатель: Вот мы с вами в волшебном царстве математики. Приступим к выполнению заданий и поможем Незнайке.
- Упражнение «Поможем детям» (распечатка из прописи)
Упражнять в соотнесении числа и цифры.
(Воспитатель приглашает детей за столы, на которых лежат распечатанные задания и карандаши)
Воспитатель: Сосчитайте, сколько детей в каждой группе. Посмотрите, какие цифры написаны на коробках с карандашами. Соедините каждую группу детей с той коробкой, на которой написана цифра, соответствующая количеству детей.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Сколько детей в группе, которая стоит слева?
Дети: В группе слева 6 человек.
Воспитатель: С какой коробкой вы соединили эту группу?
Дети: Мы соединили эту группу с синей коробкой, на которой написана цифра «шесть».
Воспитатель: Сколько детей в группе, которая стоит справа?
Дети: В группе справа восемь детей.
Воспитатель: С какой коробкой вы соединили эту группу?
Дети: Мы соединили эту группу с красной коробкой, на которой написана цифра «восемь».
Воспитатель: Сколько детей в группе, которая стоит в центре?
Дети: В группе, которая стоит в центре пять детей.
Воспитатель: С какой коробкой вы соединили эту группу?
Дети: Мы соединили эту группу с желтой коробкой, на которой написана цифра «пять».
Воспитатель: Вы все сделали правильно. Я горжусь вами.
- Ориентирование на плоскости.
Совершенствовать пространственными представлениями: верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, центр.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем выполнять это задание, давайте вспомним, где у нас правая сторона, левая, где верх, где низ. Как называются геометрические фигуры данные нам для выполнения этого задания, какого они цвета.
А теперь мы можем приступить к выполнению этого задания.
(Индивидуальная работа у доски с геометрическими фигурами)
- в правый верхний угол нужно поместить оранжевый квадрат;
-в левый верхний угол поместить зеленый треугольник;
- в нижний правый угол поместите синий прямоугольник;
- в нижний левый угол поместите красный круг;
- в центр сиреневый ромб.
- Физминутка
Развивать двигательную активность детей за счет физминутки.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко присесть.
- Игра «Праздничный торт»
Формирование представлений о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части.
Формирование представления о том, что предмет, можно делить на равные части, что целое больше части. Формирование умения называть часть.
(Воспитатель предлагает детям взглянуть на экран, на котором изображен торт)
Воспитатель: Ребята, перед вами торт, который нам нужно разрезать на 4 равные части для гостей Незнайки. Но, разве можно резать торт не задув свечей?
Дети: Нет.
Давайте поможем Незнайке и задуем вмести с ним свечи.
- Дыхательная гимнастика «Задуй свечу»
Развитие дыхательного аппарата детей за счет дыхательной гимнастики.
Воспитатель: Как же разделить пирог на четыре равные части?
Дети: Сначала надо разрезать пирог пополам, на две равные части.
Воспитатель: Что надо сделать дальше?
Дети: Теперь надо разрезать каждую часть еще раз пополам, на две равные части.
Воспитатель: Сколько равных частей получилось?
Дети: Получилось четыре равные части.
Воспитатель: Как можно назвать одну часть?
Дети: Одна четвертая частью
Воспитатель: Что больше - целый пирог или одна четвертая часть?
Дети: Целый пирог больше, чем одна четвертая его часть.
- Пальчиковая гимнастика «Помощники мои»
Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять (стучим кулачком о кулачок)
Постучали, повертели (хлопаем в ладоши)
И работать захотели.
- Практическая деятельность «Подарок для Незнайки»
Закреплять навыки аккуратного закрашивания изображения, развивать мелкую моторику руки.
Воспитатель: Ребята, раз у незнайки день рождения, я вам предлагаю поздравить его и нарисовать для него подарки. У вас на столах есть цветные карандаши и листочки. Ваша задача аккуратно раскрасить свой подарок для Незнайки, который мы потом положим в красивую коробочку о Незнайке в Цветочный город.
(Дети выполняют задание самостоятельно)
8. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, мы отлично справились со всеми заданиями и помогли незнайке. Теперь модем возвращаться обратно в детский сад. Давайте скажем для этого волшебные слова:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем.
В детский садик мы вернемся.
Мир волшебный не забудем.
Релаксация
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие.
Что нового вы сегодня узнали?
Что для вас было самым трудным?
Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ЗНАКИ == И =/=»
конспект НОД в старшей группе...
Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10» Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Возрастная группа: старшая
Разработка конспекта НОД по ФЭМП в старшей группе по стандартам ФГОС «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро...
Конспект итоговой НОД по ФЭМП в старшей группе « Путешествие по дороге в подготовительную группу».
Итоговое занятие в старшей группе по ФЭМП...
Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...
Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе. картотека по математике (старшая группа) на тему
Картотека дидактических игр по ФЭМП (старшая группа)...
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 80 с.)
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год(Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...