«Активизация познавательной деятельности ребенка»
консультация по математике (младшая группа)
В последнее время в системе образования уделяется большое внимание развитию познавательных способностей дошкольников. Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и становление его личности в целом. Ребенку важно не только освоение навыков счета, письма, чтения, но и умение анализировать, сравнивать, решать поставленную проблему, преобразовывать предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_rebenka.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательной деятельности ребенка»
В последнее время в системе образования уделяется большое внимание развитию познавательных способностей дошкольников. Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и становление его личности в целом. Ребенку важно не только освоение навыков счета, письма, чтения, но и умение анализировать, сравнивать, решать поставленную проблему, преобразовывать предметы.
Под познавательными способностями подразумеваются такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности.
Способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, они тесно связаны с познавательными процессами и отражаются в познавательных интересах.
Подбирая игры и упражнения для развития познавательных способностей, важно помнить, что ребенка следует заинтересовать. Для этой цели, хорошо подойдут сюрпризные моменты (черный ящик с предметом для исследования внутри, который нужно отгадать; схема комнаты, где спрятаны сокровища пиратов и их нужно отыскать; необычная вещь, которой нужно найти применение; присланное письмо с просьбой помочь сказочному герою). Если ваш малыш сам проявляет инициативу, задает вопросы, интересуется новым, похвалите его, скажите, что он очень внимательный, любопытный, что он подрос, и поэтому может стать настоящим исследователем.
Активизировать познавательную деятельность помогут нестандартные задания. Они вызывают у детей желание включиться в активный поиск решения проблемы. Например, назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета (книги, свечи).
Используйте вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия: «Что общего у всех предметов?» «А как вы думаете, чем они отличаются?», «Что можно сделать из бумаги (железа)».
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Что произойдёт, если оживут все предметы?», «Что могла сказать машина, если бы ожила?» «Может ли трамвай плыть по воде?» Предлагает подумать, как изменились бы жизнь людей, если бы пропали машины? Пропало электричество? Подумайте с ребенком, как можно использовать испорченный предмет. Например, чайник с отломанным носиком можно использовать как вазу для цветов или для хранения клубков.
Развивающие игры помогают детям развивать психические процессы, так необходимые для развития познавательной деятельности ребенка. Используйте игры на развитие памяти, внимания, мышления:
- «Какого предмета не хватает» (Поставить перед ребенком на 1 минуту 5-6 предметов, затем попросить ребенка отвернуться и убрать один предмет.) Вопрос к ребенку: «Какого предмета не хватает?»
- Игра «Внимание» (в этой игре на несколько секунд покажите какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом спрячьте. Ребенок должен нарисовать его).
- «Угадай, какой предмет загадан» (Ребенок должен описать предмет и его характерные особенности, не называя его).
- «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка – повару; сумка, газеты, письма – почтальону
- «Назови пару» (ребенок должен назвать предмет прародитель современного представителя. Например, пылесос- веник, электрочайник- самовар и т. д).
- «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением: счеты- калькулятор)
Лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направленные на формирование умения планировать последовательность действий, будут интересны вам и ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП
Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель математического образования....
"Активизация познавательной деятельности на музыкальных занятиях"
Сообщение на педагогическом совете из опыта работы на тему "Активизация познавательной деятельности дошкольников на музыкальных занятиях"....
НА ТЕМУ: КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА на тему: "Методы и премы для активизации познавательной деятельности детей" Васина М.В.
Проблемные дети нуждаются в целенаправленном обучении...
Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста через развивающие игры.
В данной статье представлены развивающие игры, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста....
Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании
Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...
Методы исследования объектов живой и неживой природы в образовательной деятельности с детьми РАС для активизации познавательной деятельности.
Цифровизация повлияла на все сферы жизни, включая образование. Современные вызовы в образовании детей с ОВЗ и инвалидностью связаны с поиском и научным обоснованием эффективных технологий, методик, ор...