Занятие "Поможем звездочету"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Гренько Вера Александровна

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем звездочету»

Цель:

Обобщать и систематизировать представления детей о числе, геометрических фигурах, ориентировке на листе бумаги, о частях суток и применять их в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить определять части суток утро, день, вечер, ночь.

Совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из предметов.

Упражнять в умении видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур(плоских).

Формировать умение составлять изображение предметов из геометрических фигур, по образцу.

Развивающие:

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем звездочету»

Цель:

Обобщать и систематизировать представления детей о числе, геометрических фигурах, ориентировке на листе бумаги, о частях суток и применять их в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить определять части суток утро, день, вечер, ночь.

Совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из предметов.

Упражнять в умении видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур(плоских).

Формировать умение составлять изображение предметов из геометрических фигур, по образцу.

Развивающие:

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы и приемы:

Словесные: письмо, беседа, художественное слово, загадки, диалог, вопросы и индивидуальные ответы детей, анализ занятия.

Наглядные: использование И.К.Т., сюрпризный момент, иллюстрации, рассматривание картины.

Практические: дидактическая игра «Будильник», «Числовой дом», физ. Минутка «Живые числа», дидактическая игра «Собери картинку из геометрических фигур», воспроизведение картины из геометрических фигур, по образцу.

Оборудование: мультимедийное оборудование, иллюстрации, магнитная доска, атрибуты к дидактическим играм.

Предварительная работа: серии занятий: «Геометрические фигуры», «Порядковый и количественный счет», «Ориентировка на листе бумаги», «Части суток», изготовление атрибутов к занятию: колпак, многоэтажный дом, звезды, геометрические фигуры из подручного материала(губки),

Ход занятия

Дети входят в зал.                                                                                               Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.                                                                                           Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое лежит на столе. (письмо в синем конверте с серебристыми звездочками)

Воспитатель: сегодня утром почтальон принес письмо. Конверт какой красивый, такой необычный, интересно от кого оно и кому? Адрес наш (читает адрес); ул. Богдана Хмельницкого д. 2в.; детский сад, старшая группа.

- Ребята, это наш адрес, я не ошибаюсь?

Дети: да, это наш адрес.

Воспитатель: значит письмо для нас. Давайте откроем конверт и тогда узнаем, кто его прислал. Воспитатель достает из конверта письмо и читает его.

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Я маг- Звездочет, обращаюсь к вам за помощью. С моего волшебного колпака упали пять звезд, и рассыпались по вашей группе. Ребята, без своего волшебного колпака я потерял магическую силу и не могу делать научные открытия. Очень вас прошу вернуть упавшие с колпака звездочки на место. Знаю, что это сделать не легко, чтобы их поместить на место, надо выполнить задания. С нетерпением жду вашей помощи, Маг-Звездочет!

Воспитатель: ребята, посмотрите, а вот и колпак (обращает внимание детей, на колпак, который стоит на столе) и на нем действительно нет не одной звездочки. Что будем делать? Поможем Звездочету вернуть магическую силу?

Дети: Да! Будем помогать Звездочету.

Воспитатель: Звездочет написал, что звезды упали в нашу группу (смотрит вокруг себя и находит звезду), а вот и первая звезда (поднимает и показывает детям). Интересно, какое задание скрывает эта звездочка?  

А задание ребята такое – присаживаемся за столы. Смотрите, перед вами будильники (самодельные будильники из цветного картона на циферблате наклеены кружки: голубой - утро, желтый - день, фиолетовый - вечер, чёрный - ночь) на будильниках цветные кружки, эти кружочки обозначают четыре времени суток. Какие части суток мы знаем?                                        

Дети: мы знаем четыре части суток-утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Какое время суток обозначает голубой кружок?

Дети: голубой кружок обозначает часть суток утро

Воспитатель: желтый (день), фиолетовый (вечер), черный (ночь).   И так мы разобрались, что обозначают кружки на будильниках и можем приступить к выполнению задания.                                                            Звездочка приготовила для вас загадки, а отгадки означают части суток. Вы будете отгадывать загадки и поворачивать стрелочку на будильнике на тот кружок, который обозначает отгадку (часть суток).                    

Воспитатель читает загадку про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - сверху). Воспитатель читает загадку про день, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий день(говорят цвет кружка, и где он находится - справа).

Воспитатель читает загадку про вечер, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий вечер(говорят цвет кружка, и где он находится - внизу).Воспитатель читает загадку про ночь, а дети угадывают часть суток (на экране появляется картинка с изображением этого времени суток) и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий ночь(говорят цвет кружка, и где он находится - слева).

Загадки:

1) Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

2) Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идём,

Песни весело поём (День)

3) Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора (Вечер)

4)В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Воспитатель: молодцы! Мы выполнили первое задание и теперь можем поместить звездочку на колпак Звездочета. (приклеивает звезду на колпак)

Воспитатель: А вот и вторая звезда (поднимает и показывает детям). Интересно, какое задание приготовила нам эта звездочка?                                  Перед детьми картонный дом, на котором обозначено 10 этажей и рядом лежат числа от 1 до 10.

Воспитатель: ребята, посмотрите, числа соседи поссорились, и мы должны их помирить. Давайте поиграем с числами в интересную игру, она называется «Встань на свое место». Вы возьмете по одному числу, и под музыку будете гулять по залу, а когда музыка остановится, каждый должен встать на свое место в порядке числового ряда.

Игра- физ. минутка: «Встань на свое место»

Воспитатель: молодцы ребята, вы хорошо поиграли, повеселили числа я думаю, что после такой веселой игры они помирились. А теперь вернем каждое число в свою квартирку, тогда в числовом домике точно наступит мир.

Воспитатель: Какое число живет на первом этаже?

Ребенок: на первом этаже живет число один.

Воспитатель: молодец! Ставим число один на балкончик первого этажа.

Дети выкладывают числа по порядку (расселяют по этажам).

Воспитатель: Давайте проверим-посчитаем по порядку (дети считают), а теперь в обратном порядке. Правильно!

Воспитатель: молодцы! Мы выполнили второе задание и теперь можем поместить звездочку на колпак Звездочета. (приклеивает звезду на колпак)

Воспитатель: ребята, я вижу третью звезду (подходят к звезде воспитатель берет ее в руки и объясняет следующее задание)

Перед детьми стол на котором расположены геометрические фигуры (вырезанные из губок) рядом стоит магнитная доска.

Воспитатель: ребята, смотрите какие интересные фигуры, Разноцветные, мягкие, как губочки. (На экране под музыку появляется картинка) Ребята, посмотрите какая картинка!                                                                                 Воспитатель: посмотрите, ребята это необычная картинка, все предметы которые на ней изображены напоминают разные геометрические фигуры. Из каких геометрических фигур составлен домик?

 Ребенок: домик составлен из квадрата, прямоугольника и треугольника.

Воспитатель: молодец, правильно. А елочка, из каких фигур составлена?

Ребенок: елочка составлена из треугольников и прямоугольника.

Воспитатель: солнышко, из каких фигур составил художник?

Ребенок: солнышко составлено из круга и прямоугольников.

Воспитатель: а птичка, из каких фигур составлена?

Ребенок: птичка составлена из круга и треугольников.

Воспитатель: вот какую интересную картинку можно составить из геометрических фигур, а давайте соберем такую же на магнитной доске.                                

Дети собирают картинку из геометрических фигур, по образцу. Воспитатель помогает (из каких фигур построим дом, елочку, солнышко, птичку и снег).

Воспитатель: красивую картину собрали. И геометрические фигуры все правильно назвали. Вот какие вы молодцы! Выполнили задание и теперь можем поместить звездочку на колпак Звездочета. (приклеивает звезду на колпак)

Воспитатель: ребята смотрите, а вот и четвертая звездочка. Какое же задание скрывает эта звездочка? А задание такое: ребята, Звездочету очень грустно, там, в космосе, ведь магическая сила к нему еще не вернулась. Давайте его подбодрим, сделаем для него частичку звездного неба.

Дети: давайте! Садятся за столы. На столе на каждого ребенка фиолетовый картон, тарелочка со звездочками разного цвета (синяя, желтая, оранжевая, красная и белая) и клей.

Воспитатель: берем желтую звездочку промазываем клеем и приклеиваем ее в верхний правый угол. Белую звездочку приклеиваем в верхний левый угол. Синюю звездочку приклеиваем в нижний правый угол. Оранжевую звездочку приклеиваем в нижний левый угол, а красную звездочку приклеиваем в центр листа.

У всех получилось? Молодцы! Мы выполнили задание и теперь можем поместить звездочку на колпак Звездочета.

Воспитатель приклеивает звездочку на колпак.

Воспитатель: Ребята, а сколько звездочек мы нашли?

Дети: мы нашли четыре звездочки.

Воспитатель: а сколько звездочек упало с колпака?

Дети: с колпака упало пять звездочек.

Воспитатель: так сколько же не хватает на колпаке звездочек?

Дети: на колпаке не хватает одной звездочки.

Воспитатель: где же нам ее найти? А вот она. (воспитатель находит звезду) Четыре звезды на колпаке и одна у меня в руках, это сколько получается?

Дети: получается пять звезд.

Воспитатель: молодцы правильно четыре и один получается пять. Мы можем поместить эту звездочку на колпак звездочета.

(приклеивает звездочку на колпак)

На колпаке загорается лампочка.                                                                                                 Воспитатель: смотрите, колпак снова стал волшебным! Мы справились со всеми заданиями и вернули все звезды на место. А какие задания мы с Вами выполняли?

Подводится итог

Воспитатель поднимает колпак, а под ним сундучок.                                                     Воспитатель: ой, сундучок. Это, наверное, подарок от звездочета, какой красивый, интересно, что в нем. (пока дети рассматривают сундучок, воспитатель убирает колпак).  На экране появляется Звездочет в колпаке.

Воспитатель: смотрите, ребята, к Звездочету вернулась магическая сила и он снова может делать научные открытия. Выручили мы его из беды. Открывают сундучок, а в нем сокровища (разные бусы и сверху шоколадные монеты)

Звездочет очень благодарен нам за помощь и дарит этот ларец с сокровищами.

Давайте и мы поблагодарим его за такой подарок.

Дети: спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия во второй младшей группе "Звездочеты"

конспект занятия по физической культуре...

конспект занятия во второй младшей группе "Звездочеты"

конспект занятия по физической культуре...

Сценарий праздника для детей средней группы "Сказка о звездочете"

Хочу поделиться сценарием праздника ко Дню космонавтики. (Этот праздник являлся завершением проекта «Мы и космос» для детей средней группы.) Сказка о звездочете.(дети под космическую музыку ...

в гости к звездочету

игра путешествие...

Сценарий новогоднего утренника "Звездочет и Хоттабыч в гостях у ребят"

Сценарий праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель праздника - поддержание и укрепление традиций празднования Нового года в России....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Познание": "В гости к Звездочету"

Не познав космоса и не узнав о планетх и других небесных телах невозможно оценить уникальность Земли. Данный конспект  поможет познакомить детей с небесными телами....