Дидактические игры для закрепления представления о форме и величине, подборка игр для формирования элементарных измерительных умений
учебно-методический материал по математике
- Дидактические игры для закрепления представления
о форме и величине
- Подборка игр для формирования элементарных измерительных умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для закрепления представления
о форме и величине
Конструктивные игры:
Название: «Постоим дом»
Цель: закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».
Задача: развитие умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький; различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного.
Оборудование: игрушечная машина, кубики одинакового размера.
Ход игры: на машине привозим кубики одинакового размера. Педагог строит две одинаковые по высоте башни и рассказывает ребенку, что башни одинаковые. Потом убирает или добавляет детали и опять рассказывает, что теперь башни разные одна высокая, как папа (как дерево, как фонарный столб), а другая низкая, как сынок (как дочка, как цветочек). Важно: провести зрительное сравнение по высоте окружающих ребёнка предметов. Предлагайте детям строить низкие, высокие и одинаковые башенки.
Название: «Собери и составь»
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.
Задача: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
Оборудование: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.
Ход игры: ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.
Изобразительные игры:
Название: «Разноцветные окошки»
Цель: составление геометрических фигур из 2-х равных частей.
Задачи:
1) закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
2) развитие умение различать по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
Оборудование: картинка с изображенными 4 домика, окошки домов разной геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и разные по величине (одна часть окошка раскрашена цветом).
Ход игры: Ребёнку предлагается определить и назвать форму и величину окна в домике и закрасить нужным цветом недостающую часть.
Название: «Геометрическая мозаика»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм.
Задача: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.
Ход игры: ребенок должен брать только те геометрические фигуры из которых составлены предметы на его карточке. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.
Игры с природным материалом:
Название: «Что принесла нам белочка?»
Цель: учить ребенка на ощупь определять форму предмета и называть его.
Задача: закрепление умений различать и называть предметы, основные признаки предметов: форму, величину.
Оборудование: игрушка белочки, мешок, всевозможные небольшие предметы из природного материала, которые должны заметно отличаться друг от друга (шишки разных размеров, орехи, каштан, желудь, камешки, фасоль).
Ход игры: «Ребята! Сегодня к нам в гости пришла белочка. Она для нас принесла волшебный мешочек из леса. Хотите узнать, что нам принесла белочка? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе предмет, затем сказать, какой предмет по форме (круглый, овальный, и квадратный) и по размеру, и только после этого назвать его достать из мешка и показать всем».
После того как все предметы вытащены из мешка, игра повторяется снова.
Название: «По порядку разложи»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Задача: закрепление умений различать и называть предметы по основному признаку: величина.
Оборудование: ведерки разного размера с природным материалом на каждого ребенка.
Ход игры: педагог предлагает детям сесть за стол и дает каждому ребенку корзинку с природным материалом. Дети получают задание разложить на столе предметы по порядку — от самого маленького до самого большого или наоборот. Кроме того, дети должны рассказать, какие предметы они разложили в ряд. Когда дети выполнят задание и потом рассказывают, какие предметы и как они разложили. Остальные играющие проверяют отвечающего.
Подборка игр для формирования элементарных измерительных умений
Название: «Винни и Пятачок»
Цель и задачи: продолжать учить измерять детей количество жидкости; показать детям, что в зависимости от выбранной меры для измерения, меняется результат.
Оборудование: вода синего цвета и вода красного цвета в прозрачных емкостях, мерные стаканчики (большой и маленький, емкости для выливания жидкости.
Ход игры: П: Вчера Винни Пух с Пяточком приготовили лимонад, каждый выпил его разное количество стаканов, но лимонада было поровну. Они не могут понять, почему так получилось. Я пообещала, что мы поможем им решить их проблему. Узнав, сколько было лимонада, приготовила точно такое же количество жидкости и покрасила его водой. Посмотрите внимательно на баночки, может, Винни и Пятачок ошиблись, и его было не одинаковое количество?
Д: Одинаковое.
П: Тогда будем выяснять в чем дело. Ребята, давайте поделимся на две группы: одна будет измерять синюю жидкость, а другая – красную. Каждый из вас будет по очереди наливать жидкость в стаканчик, не забывайте, как нужно правильно заполнять стаканчик. Только вот в чем дело, Винни и Пятачок пили из разных стаканов, они нам их принесли, поэтому будем измерять ими.
Дети измеряют жидкость, в итоге получается неравное количество стаканов.
П: значит нас не обманули, действительно разное количество стаканов. Тогда же в чем дело? А давайте, вы поменяетесь местами и измерите другую жидкость, но своим стаканчиком.
П: получился вновь тот же результат. А посмотрите: Винни пил свой лимонад и у него вышло 6 стаканов, а когда мы измерили лимонад Пуха его стаканчиком, то получилось такое же количество, получается, все-таки лимонада было одинаковое количество.
Выходит, он меры измерения, зависит результат.
Название: «Магазин открыток»
Цель и задачи: закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур; развивать внимание.
Оборудование: открытки с изображением предметов разной формы, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник; по 1 фигуре на каждого ребенка)
Ход игры: на «витрине» набор открыток с изображением предметов разной формы. У детей по одной геометрической фигуре (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник).
Воспитатель предлагает детям найти открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру, и обосновать свой выбор: «У меня круг. Я нашел открытку с изображением часов, потому что они тоже имеют форму круга».
Название: «Поезд»
Цель и задачи: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет, умение соотносить количество предметов с цифрой.
Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.
Ход игры: в разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:
- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?
Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.
«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.
Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Серый байковый зверюшка - длинные ушки.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай! (Зайка)
После ее отгадывания игра продолжается.
Название: «Улицы нашего города»
Цель и задачи: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями.
Оборудование: лист ватмана, модель перекрестка с дорожными знаками, два светофора и маленькие игрушечные машинки.
Ход игры: на листе ватмана модель перекрестка с дорожными знаками, 2 светофорами и маленькими машинами. Дороги расчерчены для двустороннего и одностороннего движения.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает модель: уточняет названия знаков и что они обозначают. Затем предлагает найти здания детского сада и школы и рассказать о том, как пройти к школе. Воспитатель просит провести детей от детского сада к школе, соблюдая правила дорожного движения, и выясняет: «В какую сторону от детского сада нужно повернуть? До какого дорожного знака дойти? (Нужно дойти до светофора.) На какой свет будем переходить дорогу? Какой свет горит сейчас? (Красный.) Что нужно делать, когда горит красный свет? (Стоять.) (Воспитатель меняет красный свет на желтый.) Что нужно делать, когда горит желтый свет?» (Стоять.)
Воспитатель меняет желтый свет на зеленый. Ребята переводят детей на другую сторону и объясняют, что сначала нужно посмотреть направо и на светофор – не изменился ли свет, и только потом либо переходить дорогу, либо остановиться.
Затем воспитатель спрашивает: «В какую сторону нужно продолжить движение? Где мы будем переходить дорогу?» (По «зебре» или где есть знак «Пешеходный переход».)
Дети убеждаются, что нет машин или что они остановились, и переходят дорогу. Они проходят мимо «стройки» со знаком «Проход запрещен». Потом идут по улице со знаком «Проезд запрещен», переходят улицу в разрешенном месте и подходят к зданию школы.
Аналогично ребята проводят детей по другому пути.
Воспитатель еще раз уточняет у детей названия дорожных знаков, что они обозначают и какие знаки знают еще.
Название: «Математические пазлы. Длина»
Цель и задачи: учить устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной длины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру.
Оборудование: пазлы (двухсторонние карточки: с одной стороны – фрагмент картинки; с другой – 1 из 10 полосок) / по одному набору на каждого ребенка
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на полоски с изображением шарфиков. Затем воспитатель предлагает расположить карточки слева – направо в возрастающем порядке. Во время выполнения детьми задания воспитатель просит отдельных детей назвать соотношения между предметами по величине.
После выполнения всеми детьми задания, воспитатель просит их перевернуть каждую карточку обратной стороной. Таким образом, дети проверяют правильность выполнения задания: если картинка собрана правильно, то и задание выполнено верно.
Название: «Огород»
Цель и задачи: закреплять умение сравнивать 3 множества объектов,
учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества.
Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и
4 морковки (количество овощей выбрано произвольно).
Ход игры: Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:
То, что мы весной сажали,
То, что летом поливали,
То, что осенью собрали
Урожаем мы назвали.
Наберем-ка овощей для салата и для щей!
По заданию воспитателя дети собирают овощи в разные кучки.
Вопросы:
- какие овощи собрали;
- сколько групп овощей получилось;
- как узнать, каких овощей больше, меньше;
- каких овощей больше (меньше) всего;
- Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на развитие восприятия формы и величины»
Консультация для родителей...
Дидактические игры на закрепление понятия Величина
Игры по сенсорике. Были сделаны по самообразованию " Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста 4-5 лет»...
Дидактические игры для закрепления понятия формы
Картотека игр для старшей группы на закрепление понятия формы...
Дидактические игры по восприятию цвета, формы и величины предмета у детей 3 – 4 лет.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начина...
: «Дидактические игры на развитие восприятия формы и величины»
: данный материал включает в себя описание дидактических игр направленных на формирование понятий «форма» и «величина»....
Дидактические игры на закрепление величины по формированию элементарных математических представлений
Дидактические игры на закрепление величины по формированию элементарных математических представлений...