НОД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Поможем скворушке"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

СПАСОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

НОД для детей подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений с применением блоков Дьенеша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_attestatsiyu.docx175.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

 по формированию элементарных математических представлений

«Поможем скворушке»

Воспитатель: Спасова Наталья Николаевна

Пояснительная записка

Тема занятия: «Поможем скворушке»

Тип занятия: закрепления ранее приобретенных знаний

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников  в процессе решения практических заданий.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур), посредством дидактических игр и игровых заданий.
  • Обобщить знания: о геометрических фигурах — треугольнике, круге, прямоугольнике, квадрате; в умение различать фигуры по форме, цвету, размеру, толщине.
  • Упражнять в умении работать с блоками Дьенеша, классифицировать геометрические фигуры,  разбивать и обобщать по свойствам,  называть их.
  • Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
  •  Упражнять в умении работать со схематическими моделями, простейшими схемами.
  • Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и раскодировать информацию.
  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков свободного общения со взрослым.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.
  • Развивать умение активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитывать устойчивый интерес к математике.
  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие при выполнении заданий.
  • Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Используемая технология: игровые образовательные технологии, образовательная технология- Блоки Дьенеша.

Используемое оборудование: ноутбук, наборы блоков Дьенеша на каждого ребёнка, половинки апельсинов для изготовления корма, деревянный конструктор- скворечник, крупа разных видов, схемы для конструирования, схемы  рецептов для изготовления корма, ложки, контейнеры, смайлики жёлтого и красного цвета.

Содержательная часть:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

  1. Организационный момент

Мотивация на познание посредством ситуативной беседы:

-Ребята, я рада вас всех видеть, видеть ваши глазки, хочу все глазки увидеть, вот спасибо вам, вижу ваши красивые глазки. А скажите, что дарит человеку хорошее настроение? От чего ваше настроение поднимается?

- Верно, вы сказали, но конфет и подарков у нас сейчас нет, мы можем подарить друг другу улыбку и поделиться хорошим настроением друг с другом. Вот молодцы, все друг другу улыбнулись. А скажите, вы любите играть все вместе? - А почему? Как вы считаете? - Вы правы, ребята, когда мы все вместе что-то делаем нам всегда веселее и интереснее, чем одному. Давайте возьмемся за руки и покажем, какая мы с вами дружная команда и у нас все получается всегда!

Предполагаемые ответы детей:

от улыбки, от подарков, от конфет и др.

Предполагаемые ответы детей: да, мы играем все вместе Предполагаемые ответы детей: потому что так интересней, можно по-разному играть, разные роли выполнять

Сообщение темы организованной образовательной деятельности

Ребята в какие игры вы любите играть? (дети перечисляют разные виды игр).

 И сегодня мы с вами будем играть в игру.  А кто главный герой в этой игре, вы узнаете, если отгадаете загадку:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец!

А зовут его…. (скворец)

Главный персонаж - это скворец Сёма. Посмотрите на экран. В этой игре- ходилке нужно помочь скворцу Семёну пройти весь путь , от старта до финиша, на пути вам могут встретиться различные препятствия, будьте внимательны.

Для игры у нас есть игровое поле и кубик. Чтобы всем было видно, я разместила игровое поле и кубик на экран. Посмотрите на экран.  Нам надо помочь Семёну  из точки А долететь до точки В, можно даже представить что мы помогаем Семёну  долететь до нашей  Осы. Поможем?

2.Основная часть.

Игровая образовательная ситуация с образовательным содержанием

Ну я вижу, что вы готовы начать игру.

(Нажимаю на мышку, на кубике выпадает определённое количество ходов, на )

Ребята, занимайте места за красными столами (дети стоят за столами, лицом к экрану). Задания нам помогут узнать, какие птицы кроме скворца прилетят к нам на лето.

Задание: Найди лишнюю фигуру. ( на экране выстроена цепочка из блоков, необходимо определить лишнюю фигуру)

     и т.д.

Ребята, какая фигура в этом ряду лишняя?

Итак,  назовите птиц, которые прилетят к нам на лето?

Лиза, делай следующий ход (бросает большой кубик, фигурку скворца передвигаем на выпавшее количество ходов).

 Нам предлагают разгадать загадки, но загадки  без слов. Разгадав загадки, мы узнаем любимые лакомства скворца.

Задание: Зашифрованные загадки

Молодцы! задание выполнено, любимые лакомства скворца определены. Делаем следующий ход.

Двигательная активность с образовательным содержанием

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

Ребята, возьмите по любому блоку, на котором изображена птичка.

Сейчас мы с вами будем играть в игру «Птички в гнездышках».

На полу разложены обручи разного размера и цвета. По сигналу воспитателя дети бегают по группе, затем воспитатель подаёт сигнал «Птички в гнездышки»

Дети-«птички» бегут и становятся  в обруч такого же размера, цвета.

(игра повторяется 2 -3 раза, при этом дети меняют блоки)

Продолжаем нашу игру. Вова, кидай кубик. Выпало число 6- пеедвигай скворца Семёна вперёд. И куда же мы попали? ( на поле изображены детские ладошки)

Проблемный вопрос: Ребята, у меня вопрос на размышление к вам? Как вы думаете, что могут означать  эти ладошки на игровом поле?

Действительно, наши руки не для скуки, наши ручки могут выполнять очень хорошие и добрые дела. Давайте и мы сегодня сделаем доброе дело для птиц. Что мы сможем сделать, что нам под силу,  подумайте.

Продуктивная деятельность/ работа в парах

Ребята, я прошу вас разделиться по парам. Ребята в парах обсуждают друг с другом, чем они будут заниматься. У нас есть 2 вида деятельности: это приготовить вкусный корм для пернатых или можно собрать  скворечник.

  1. Задание -    приготовить вкусный корм для пернатых по специальному рецепту. (схематически изображен рецепт: семечек – 2 ложки, зёрен – 8 ложек, перловой крупы -  10 ложек. Все ингредиенты дети кладут в половинки кожуры апельсина)
  2.  Задание -   собрать скворечники для птиц по инструкции ( на столах у детей лежат готовые конструкторы скворечников из фанеры, собирают по инструкции

Ребята, молодцы! Вот какие прекрасные скворечники у нас получились. А к прилёту птиц мы угостим их вкусным кормом. Вы все прекрасно справились. На пргулке мы развесим скворечники, и угостим птичек вкусным кормом.

Делаем ещё один ход. (ребята бросают кубик - скворец Семён достигает финиша)

Ребята, посмотрите, мы достигли цели, помогли скворцу долететь!

 

дети показывают лишнюю фигуру в каждом ряду,  на экране за каждой лишней фигурой спрятана птица

Ласточка, жаворонок, утка

(дети должны определить какая фигура зашифрована с помощью схематических изображений)  Определив фигуру, узнают какие корма спрятаны за ними ( зернышки, насекомые и семечки)

Дети играют в игру, при этом классифицируют блоки по цвету и размеру ( по 2-м параметрам)

Ситуация размышления, коммуникативная деятельность

Дети размышляют, делают предположения: погладить скворца, накормить, поиграть и т.д.

Ребята делятся на пары, обсуждают и выбирают задание, исходя из своих интересов и начинают работать по схемам.

Самостоятельная работа детей

3.Заключительная часть. Рефлексия:

Молодцы ребята, потрудились на славу.

 А теперь давайте выясним, что вам понравилось сегодня больше всего. Я вам раздам смайлики желтый и красный. Желтый смайлик – означает - понравилось, красный - не совсем.

Вы слышите вопрос, думаете и поднимите соответствующий смайлик вверх.

- вы узнали для себя что-то новое и интересное? (вижу, каждый что-то узнал, здорово)

 - вам было интересно помогать скворцу дойти до финиша? (хочу увидеть у всех смайлики, спасибо)

 - вам понравилось больше всего находить лишнюю фигуру в ряду? (всем понравилось, хорошо)

- Вам понравилось расшифровывать загадки без слов? (рада, что понравилось)

- вам было сложно разгадывать загадки без слов?

- Вам понравилось делать добрые дела: готовить корм и мастерить скворечники?

(Дети поднимают смайлик, педагог видит, какая часть детей заинтересована тем или иным видом деятельности и делает выводы для себя, для составления индивидуального маршрута развития каждого ребенка (определить деятельность, которая нравится больше всего)

 Спасибо Вам ребята, мне очень приятно было с вами так хорошо и дружно работать!

Ситуативное общение посредством графических символов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море". с использованием ИТК

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море" с использованием ИТК...

Непостредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе Экосистема "Море"

В материале используется презентация "Путушествие в подводное царство".Программное содеожание:.1. Расширить знания об экосистеме "Море". 2.Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздо...

Подборка дидактических игр, направленных на познавательное развитие детей подготовительной к школе группы

Подборка направлена на развитие общих представлений о множестве, совершенствование навыков колличественного и порядкового счета в пределах 10, познакомить со счетом в пределах 20; закрепление умения с...

Конспект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «4,3,2,1 ПОЕХАЛИ! »

Конспект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «4,3,2,1 ПОЕХАЛИ! »        Конспект развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин» с иприменением дидактического пособия "Блоки Дье...

Сценарий НОД ФЭМП по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе. " Поможем Незнайке"

Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры...